Морально-психологическое обеспечение боевых действий




В Чечне

Впервые после окончания Великой Отечественной войны Российской армии пришлось вести крупномасштабные боевые действия на значительной части своей территории, сражаться не с внешним агрессором, вторгшимся в нашу страну, а с незаконными вооруженными формированиями. Ничего об­щего с общепринятыми не имели методы и способы вооруженной борьбы. применяемые этими формированиями: нападения из-за угла, террористиче­ские акты, захваты заложников, использование наемников, тактика "живого шита", покушения на военных и государственных руководителей и др...

Все эти и другие особенности операции предъявляли исключительно высокие, во многом специфические требования к профессиональной подго­товке, боевой выучке и тактической грамотности российских воинов. Вместе с тем, они заставляли командный состав, штабы, воспитательные структуры Российской армии уделять самое пристальное внимание морально-психологическому обеспечению боевых действий, формированию у воинов морально-политических, психологических и боевых качеств, позволяющих им успешно выполнять задачи операции в своеобразных социально-политических, национальных и военно-стратегических условиях региона.

В оcнове работы по морально-психологическому обеспечению боевых действий Российской армии в ходе операции лежала идея восстановления в Чеченской Республике конституционного порядка, сохранения территориаль­ной целостности России на базе формирования у воинов патриотического сознания, любви к своему Отечеству, верности присяге и воинскому долгу, готовности к проявлению мужества, отваги и героизма в бою, к выполнению боевого приказа. Эта центральная идея морально-психологического обеспе­чения конкретизировалась, уточнялась в зависимости от этапов операции особенностей полученной боевой задачи.

Так, в период подготовки к операции главное внимание обращалось и. уяснение каждым военнослужащим необходимости и законности привлечения военной силы к разоружению в Чечне незаконных вооруженных формирований и установлению там конституционного порядка, формирование у личного состава убежденности в справедливости дела, за которое им пред­стояло сражаться на чеченской земле.

В ходе подготовки к боевым действиям во всех соединениях, частях и подразделениях Объединенной группировки федеральных войск были опре­делены мероприятия по их морально-психологическому обеспечению, пре­дусматривавшие проведение разнообразной идейно-воспитательной и орга­низационной работы на всех этапах операции с учетом ее характера, содер­жания и задач. Мероприятия по морально-психологическому обеспечению обычно включались в суточные планы боевой подготовки.

Для разъяснения личному составу цели и задач операции, законности ввода российских войск в Чеченскую Республику использовались разнооб­разные формы и методы воспитательной и информационной работы: групповые и индивидуальные беседы, боевые листки, листки-молнии, печать, на­глядная агитация, радио и др.

Была налажена система боевого информирования. Ежедневно в отделениях, экипажах, расчетах проводились 15-20 минутные информации. Большая разъяснительная работа проводилась вокруг обращения Президента России к гражданам страны от II декабря 1994 г., в котором раскрывались причины ввода федеральных войск в Чеченскую Республику, их цели и задачи.

К проведению работы в боевой обстановке готовились воспитательные структуры частей и соединений. Были приняты меры по их укомплектованию опытными кадрами. С офицерами-воспитателями проводились семинары, обмены опытом, инструктажи.

Им оказывалась помощь в планировании и организации работы в бое­вых условиях. Готовилась материально-техническая база, проверялась уком­плектованность полевых клубов, налаживалось снабжение подразделений га­зетами, подбирались ротные библиотеки.

Офицеры воспитательных структур разрабатывали и направляли в час­ти и подразделения различные информационные материалы, которые впо­следствии использовались в работе с личным составом. Значительное место отводилось совершенствованию боевой выучки частей и подразделений, их способности вести активные боевые действия, развитию у воинов психоло­гической устойчивости, готовности смело и решительно действовать в слож­ной и опасной для жизни обстановке. Особое внимание уделялось переводу сознания воинов с мирного на военный лад.

На занятиях и тренировках отрабатывались действия личного состава в бою, при этом стремились создать условия близкие к боевым путем поста­новки различных вводных, усложняющих обстановку и заставляющих солдат проявлять инициативу, смекалку и сообразительность. На этапе выдвижения войск к Грозному свою главную задачу командиры, штабы, воспитательные структуры видели в морально-психологическом обеспечении своевременного прибытия частей и подразделений в назначен­ные районы, поддержания в пути следования крепкой воинской дисциплины, организованности, высокой бдительности, боевой настороженности и готов­ности к предстоящей встрече с противником.

Накануне марша с командирами подразделении, офицерами воспита-. тельных органов, боевым активом были проведены короткие инструктивные совещания. Основные усилия сосредоточивались на работе с личным соста­вом непосредственно во взводах, отделениях, расчетах и экипажах. Воинам разъяснялись задачи марша, их обязанности, сигналы оповещения и порядок действия по ним. Особое внимание обращалось на работу с водителями бое­вых и транспортных машин, повышение бдительности воинов, соблюдение требований дисциплины и мер безопасности, недопущение беспечности и неорганизованности, предотвращение травматизма, обморожения, отравле­ния угарным газом и т.п.

Непосредственно на марше командиры, заместители но воспитательной работе осуществляли постоянный контроль за действиями личного состава. Во время коротких остановок и привалов доводили до воинов обстановку в Чеченской Республике, разъясняли решения российского правительства, по­ставленную задачу. Путем непрерывного личного общения с военнослужа­щими они укрепляли их моральный дух, уверенность в свои силы и возмож­ности боевой техники и оружия, психологически готовили личный состав к боевому соприкосновению с дудаевскими вооруженными формированиями.

Существенные изменения.в содержании морально-психологического обеспечения были внесены после того.. когда уже на этапе выдвижения наши поиска встретили ожесточенное сопротивление как со стороны незаконных военных формирований, так и со стороны части местного населения. В этих условиях работа командиров, штабов, воспитательных структур с личным составом все больше и больше стала приобретать черты, характерные для сложной и напряженной боевой обстановки с применением мотострелковых пастей, воздушно-десантных войск, морской пехоты, различных видов тяже­лого вооружения, фронтовой и армейской авиации.

Большая и напряженная работа по морально-психологическому обеспе­чению проводилась в ходе ожесточенных боев по освобождению от незакон­ных вооруженных формирований столицы Чеченской Республики города Грозный. Особое внимание обращалось на уяснение личным составом осо­бенностей ведения боевых действий в крупном населенном пункте. Исходя из опыта штурма Берлина в годы Великой Отечественной войны и учитывая не­избежность ожесточенного сопротивления противника на улицах города, ко­мандование Объединенной группировки войск пришло к выводу о необхо­димости создания специальных штурмовых групп и отрядов, которые долж­ны были взламывать оборону противника, вклиниваться в нее, разрывать на отдельные, изолированные участки, тем самым создавая благоприятные ус­ловия для действия основных сил.

Готовились к работе с личным составом и воспитательные структуры. Были подготовлены и разосланы в войска краткие распоряжения по мораль­но-психологическому обеспечению. С боевым активом проводились инструк­тивные занятия. Создавалась система боевого информирования воинов о дей­ствиях своих войск и противника, разрабатывался порядок донесений о мо­рально-психологическом состоянии личного состава. Офицеры воспитатель­ных структур были распределены по штурмовым группам и отрядам.

Накануне штурма Грозного в частях, наступающих на главных направ­лениях, прошли краткие митинги, на которых воины давали обещания дей­ствовать в бою смело и решительно, оказывать поддержку своим боевым то­варищам, проявлять инициативу и выполнить приказ командования. Лично­му составу штурмовых групп и отрядов разъяснялись их конкретные боевые задачи, маршруты наступления, особенности объектов, подлежащих захвату.

В ходе боевых действий по овладению городом на первое место в ра­боте с личным составом выдвигалось такое испытанное средство влияния на военнослужащих, как личный пример командиров и начальников, офицеров штабов и воспитательных структур. Умелыми, инициативными действиями, проявлением мужества и отваги офицеры наглядно показывали подчиненным как надо выполнять воинский долг, решать поставленную задачу и, тем са­мым, увлекали за собой бойцов, укрепляли их моральный дух, усиливали уверенность в неминуемости победы.

Командиры, офицеры-воспитатели придавали большое значение обоб­щению передового опыта боевых действий, доведению его до всего личного состава, популяризации героических подвигов воинов, своевременному пре­ставлению к правительственным наградам солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров, отличившихся в боях.

Большое значение придавалось таким важным участкам работы, от ко­торых в значительной степени зависел моральный дух и боевой настрой войск, как преодоление возможной морально-психологической и физической усталости личного состава после тяжелых напряженных боев, забота о мате­риально-бытовом обеспечении военнослужащих, организация своевременной эвакуации с поля боя раненых и убитых, медицинское обслуживание воинов, создание необходимых условий для отдыха и досуга и др. Все эти и другие вопросы постоянно находились в центре внимания командиров, штабов, офи­церов воспитательных структур.

Определенное место в ходе операции занимала организация и проведе­ние противодействия информационно-пропагандистским диверсиям, а также мероприятия по морально-психологическому воздействию на личный состав незаконных вооруженных формирований и население Чеченской Республики. Значительная работа по морально-психологическому обеспечению войск проводилась и на последующих этапах операции после освобождения Грозного и при ведении боевых действий в предгорных районах Чечни.

В целом работа командиров, штабов, офицеров-воспитателей по мо­рально-психологическому обеспечению боевых действий российских войск в Чечне сыграла важную роль в мобилизации личного состава на выполнение поставленных боевых задач. В войсках удалось обеспечить необходимый моральный дух, психологическую стойкость и боевой настрой личного со­става. Несмотря на огромные нравственно-психологические и физические нагрузки, большие потери в личном составе и боевой технике, офицеры, сер­жанты, солдаты стойко сражались с противником, о чем свидетельствуют многочисленные примеры мужества, отваги, героизма и самопожертвования в бою. Было немало случаев, когда в тяжелые минуты боя, воины, рискуя собственной жизнью, прикрывали выход из окружения своих товарищей, вы­носили с поля боя раненых, вызывали огонь на себя, совершали другие ге­роические подвиги.

Результативность работы по морально-психологическому обеспечению боевых действий подтверждается и данными социологических исследова­ний. Так, если в частях, прибывших в Чечню на доукомплектование Объединенной группировки войск только 20% личного состава поддерживало силовые методы по наведению там конституционного порядка, то через некоторое время, особенно после активного участия в боях, такой точки зрения придерживалось уже более 50% воинов, что в определенной степени было следствием проводимой в войсках воспитательной работы.

Активная воспитательная работа сказывалась и на настроении личного состава, сплочении воинских коллективов, укреплении войскового товарище­ства, Так, 84% опрошенных воинов заявило, что после боев в г. Грозном у них укрепилась вера в свои душевно-нравственные силы и боевое мастерство, 47% опрощенных заявили, что в трудную минуту боя они могут положиться на своих боевых товарищей, тогда как до начала боёв такоё точки зрения придерживалось 13% военнослужащих.[32]

Из этого следует, что командиры и должностные лица органов воспи­тательной работы должны постоянно отслеживать динамику основных моти­вов действий военнослужащих, способствовать формированию у подчинен­ных адекватных складывающейся обстановке эффективных побудителей и регуляторов боевой деятельности.

Исследования, проводимые во время военных конфликтов в Афгани­стане и Чечне, показывают, что мотивы боевых действий воинов зависят от социально-политических условий в которых проходит боевая деятельность войск.

Так, если на первом этапе боевых действий наших войск в Афганиста­не (1979-1985 г.г.) преобладающими мотивами активного поведения военно­служащих были патриотизм, интернационализм, братская помощь афганско­му народу, то после 1985 года, с началом социально-политического расслое­ния общества, основными побудителями боевой активности стали: воинский долг, боевое товарищество, уважение к командирам и др.

Изучение показывает, что в Чечне основными мотивами боевых дей­ствий воинов чаще выступали: воинский долг, коллективизм, чувство мес­ти, а также стремление выполнить боевую задачу, приказ командира.[33]

Вместе с тем в деятельности командиров, штабов, воспитательных структур по морально-психологическому обеспечению боевых действий фе­деральных войск в Чечне было немало недостатков и просчетов.

Многие из недостатков объяснялись крайне ограниченными сроками подготовки войск к такой сложной, к тому же впервые проводимой россий­скими войсками, операции. По существу войска не были полностью готовы к боевым действиям такого масштаба. Приходилось завершать подготовку в ходе выдвижения к Грозному и нередко в бою, что неизбежно приводило к большим потерям и отрицательно сказывалось на качестве выполнения бое­вых задач и морально-психологическом состоянии войск.

Одна из основных причин недостатков в морально-психологическом обеспечении войск состояла в том, что положенная в его основу идея восста­новления силовым методом конституционного порядка в Чечне и защиты территориальной целостности России из-за целого ряда субъективных и объ­ективных причин, несмотря на ее правильность по содержанию, была недос­таточна понятна воинам и не обладала необходимым мобилизующим потен­циалом. Поэтому командирам, офицерам-воспитателям приходилось затрачи­вать огромные усилия для разъяснения воинам содержания этой не всегда понятной, порой и далекой от их повседневных забот, идеи, что в конечном счете отрицательно сказывалось на осознании ими необходимости примене­ния силы в Чечне.

Как показывают социологические исследования, в некоторых частях к началу боевых действий около 80% личного состава не было убеждено в не­обходимости наведения силой конституционного порядка в Чечне. Не все об­стояло благополучно с психологической готовностью войск к операции. Личный состав не ожидал ожесточенного сопротивления со стороны противника и морально был не готов к тяжелым кровопролитным боям. Войска го­товились к легкой и быстрой победе.

Слабым местом в деятельности командиров, штабов, воспитательных структур была организация работы по противодействию информационно-пропагандистским провокациям. Недостаточно активно осуществлялось морально-психологическое воздействие на местное население и личный состав вооруженных формирований.

Опыт боевых действий объединенной группировки федеральных войск в Чеченской республике убедительно показал, что морально-психологическою состояние сражающихся войск в огромной степени зависит от духовно нравственного состояния всего общества, от поддержки армии народом, об­щественными организациями, средствами массовой информации, от степени понимания и одобрения обществом целей и задач, которые в бою решают Вооруженные силы.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: