Методические указания студентам
Государство создает специальные органы, основной целью которых является защита права от нарушений, выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, а также применение к правонарушителям мер принуждения. Их именуют правоохранительными органами. При изучении темы необходимо уяснить понятие «правоохранительные органы» и признаки, которыми они отличаются от органов государственной власти и управления.
Одним из видов государственной деятельности является правоохранительная деятельность. О правоохранительной деятельности можно говорить в широком и узком смыслах. В узком смысле – это деятельность специально управомоченных органов по охране права от нарушений. В широком смысле - это деятельность всех государственных органов, которые обеспечивают соблюдение прав и свобод граждан, их реализацию. В то же время надо иметь представление об особенностях деятельности по поддержанию законности и правопорядка, характерных для каждого правоохранительного органа. Студент должен усвоить, как разграничиваются полномочия между этими органами и как это отражается на компетенции судов, прокуратуры, органов расследования, адвокатуры, органов министерства юстиции.
Существенную часть предмета составляют законодательные источники курса. Правосудие как особый вид государственной деятельности составляет одно из основных понятий данной дисциплины. Студенту необходимо знать специфику правосудия как особой деятельности суда. Она заключается в рассмотрении и разрешении в судебных заседаниях гражданских дел, связанных с защитой прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций, а также в рассмотрении в судебных заседаниях уголовных дел, решении вопросов о виновности подсудимых, применении установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо оправдании невиновных.
При изучении данной темы необходимо усвоить понятие и значение принципов правосудия, определяющих демократические начала организации и деятельности судов. Слово принцип в переводе с латыни означает основа, первоначало. Принцип – основное, исходное положение в науке. Принципы правосудия – закреплённые в Конституции РФ и иных нормативных актах основные, руководящие положения общего характера, которые выражают сущность правосудия и служат выполнению задач, стоящих перед судом. Принципы правосудия определяют организацию и деятельность судебных органов.
Судебная система - это совокупность всех судов, действующих на территории РФ, построенных в соответствии с их компетенцией, определёнными целями и задачами. Судебная система в РФ закреплена Конституцией РФ и Федеральным Конституционным законом от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе РФ». В Российской Федерации существуют три самостоятельных и независимых ветви судебной власти.
1) Конституционный Суд РФ осуществляет конституционный контроль посредством конституционного судопроизводства.
2) Суды общей юрисдикции разрешают гражданские, уголовные и административные дела, отнесенные к их ведению.
3) Арбитражные суды осуществляют правосудие при разрешении дел об экономических спорах и в других, определенных законом случаях. Федеральный Конституционный закон от 31 декабря 1996 г. подразделяет все суды на федеральные и суды субъекта Федерации.
К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, которые возглавляет Верховный Суд РФ, федеральные арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ.
К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные или уставные суды субъектов РФ и мировые судьи.
Студент должен знать, что такое «звено судебной системы», «судебная инстанция». Необходимо четко представлять, какие звенья могут выступать в качестве судов первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций.
Студент должен понимать, что различные судебные инстанции отличаются друг от друга характером деятельности. Следует рассмотреть связи, существующие между разными звеньями судебной системы и судебными инстанциями. Усвоение понятий данной темы является необходимой предпосылкой для работы над вопросами, которые рассматриваются при изучении следующих тем, посвященных судам отдельных звеньев судебной системы.
Суды общей юрисдикции представляют собой систему судов, рассматривающих гражданские, уголовные и административные дела. Суды общей юрисдикции подразделяются на две подсистемы. Это гражданские и военные суды. В подсистеме гражданских судов различают три звена. Согласно ст.4 ФКЗ «О судебной системе РФ», районные суды относятся к федеральным судам и составляют основное звено в судах общей юрисдикции. К среднему звено относятся Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов. Согласно ч. 2 ст. 20 и ч. 4 ст.19 ФКЗ «О судебной системе РФ» областные и равные им суды являются нижестоящими судами по отношению к Верховному Суду РФ и вышестоящими судами для районных судов. Высшее звено - Верховный Суд РФ. Согласно статье 126 Конституции РФ Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и административным и иным делам, подсудных судам общей юрисдикции. Он осуществляет судебный надзор за деятельностью нижестоящих судов и даёт судебным органам разъяснения по вопросам судебной практики.
Основным звеном в подсистеме военных судов является гарнизонный военный суд, средним – окружной (флотский) военный суд. Военная Коллегия Верховного Суда РФ осуществляет судебный надзор за деятельностью военных судов.
Все суды общей юрисдикции рассматривают дела в качестве суда первой инстанции. Суды общей юрисдикции, за исключением мировых судей и гарнизонных военных судов, выполняют функции апелляционной инстанции. В апелляционном порядке суд рассматривает апелляционные жалобы и представления на не вступившие в законную силу приговоры, постановления, решения и определения, вынесенные судом первой инстанции.
Суды среднего звена и Верховный Суд РФ кроме того выполняют функции кассационной инстанции. Суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, вступивших в законную силу. Президиум Верховного Суда РФ является надзорной инстанцией в судах общей юрисдикции. Он проверяет законность судебных актов Верховного суда РФ при условии, что они вступили в законную силу.
Арбитражные суды относятся к федеральным судам и осуществляют правосудие при разрешении дел об экономических спорах и в некоторых других, определенных законом случаях. Организация и деятельность арбитражных судов регулируется Конституцией РФ, Федеральным Конституционным законом РФ от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе РФ» (ст.23,24,25), Федеральным Конституционным законом РФ от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в РФ», а также АПК РФ.
Студенты должны знать систему арбитражных судов и их структуру. Необходимо четко представлять, какие суды могут выступать в качестве судов первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций. Студенты должны уметь выделить характерные черты судебных инстанций, а также знать сроки обращения в проверочные инстанции с жалобой или представлением прокурора.
В соответствии с Федеральным Конституционным законом РФ «О судебной системе РФ» Конституционный Суд РФ является самостоятельной ветвью судебной власти в Российской Федерации и относится к федеральным судам. Конституционный Суд РФ — высший специализированный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть в форме конституционного судопроизводства. К задачам Конституционного Суда РФ относятся: обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ, защита прав и свобод человека и гражданина, реализация идей правового государства.
Правовой основой деятельности Конституционного Суда РФ являются Конституция РФ (ст. 125, 93, 100, 104, 128), Федеральный Конституционный закон РФ «О судебной системе РФ» (ст. 4, 18), Федеральный Конституционный закон РФ от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде РФ».
Студенты должны знать, решение каких вопросов относится к юрисдикции Конституционного Суда РФ, а также кто вправе обратиться с запросом в Конституционный Суд РФ по этим вопросам.
Студенты должны знать, что Конституционный Суд РФ по жалобам граждан на нарушение их конституционных прав и свобод и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. В соответствии со ст. 3 Федерального Конституционного закона РФ «О Конституционном Суде РФ» Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права. При осуществлении конституционного судопроизводства Суд должен воздерживаться от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
Следует иметь ввиду, что акты или их отдельные положения, признанные Конституционным Судом РФ, неконституционными, утрачивают силу и не подлежат применению.
Студенты должны знать состав, структуру Конституционного Суда РФ, их полномочия, виды решений, принимаемых судом, а также порядок назначения на должность судьи Конституционного Суда РФ и его правовой статус.
Порядок назначения судей в Конституционный Суд РФ предусмотрен основным законом России. В соответствии со ст.128 Конституции РФ судьи Конституционного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.
Определенные требования Федеральный Конституционный закон РФ предъявляет и к судьям Конституционного Суда РФ. Законодатель определил занятия и действия, не совместимые с должностью судьи Конституционного Суда РФ. Так, судья Конституционного Суда РФ не может быть членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, иных представительных органов. Он не вправе занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, участвовать в предпринимательской и другой оплачиваемой деятельности, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи и не может служить уважительной причиной его отсутствия на заседании. В соответствии с процессуальным законодательством судья Конституционного Суда РФ не может быть защитником или представителем в суде, кроме законного представителя и представления интересов Конституционного Суда РФ. Судья Конституционного Суда РФ не может принадлежать к политическим партиям и движениям, участвовать в различных политических акциях, заниматься иной политической деятельностью. Судья КС РФ не вправе давать консультации заинтересованным лицам и органам до принятия решения судом, высказывать публично свою позицию по вопросам, рассматриваемым Конституционным судом, если решение еще не принято.
Правовой базой деятельности органов прокуратуры является ст.129 Конституции РФ и Федеральный Закон РФ в редакции от 17 октября 1995 г. «О прокуратуре РФ» с последующими изменениями и дополнениями. Являясь одним из правоохранительных органов в РФ, прокуратура образует самостоятельную систему, независимую от органов власти и управления и отличающуюся по положению и методам деятельности от всех других правоохранительных органов.
Направлениями деятельности прокуратуры являются: прокурорский надзор, уголовное преследование, участие прокурора в рассмотрении гражданских и уголовных дел судами, координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, осуществление органами прокуратуры правотворческой деятельности.
Основным направлением деятельности прокуратуры является прокурорский надзор. Студенты должны знать, что под прокурорским надзором понимается осуществление от имени государства деятельности прокуратуры по обеспечению точно исполнения и единообразного применения законов. Студент должен также знать общую характеристику каждой отрасли прокурорского надзора.
Студент должен усвоить такие понятия, как прокурорский надзор, отрасли прокурорского надзора, акты прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона. Студент должен знать наименование и основные признаки актов прокурорского реагирования на нарушение закона и четко представлять себе в каких случаях и в какой отрасли прокурорского надзора прокурор может использовать такие акты, как представление, протест, предостережение, постановление.
Согласно Конституции РФ каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях указанных в законе, такая помощь оказывается бесплатно. Деятельность адвокатуры регулируется ФЗ РФ от 31 мая 2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ».
Адвокатские образования создаются и действуют для оказания юридической помощи гражданам и организациям во всех сферах, в том числе и тогда, когда они вступают в какие-либо отношения с другими правоохранительными органами. Адвокатура действует ради одной цели — защиты прав и законных интересов граждан и организаций, и, таким образом, она выполняет функцию охраны законности.
При изучении этой темы студенты должны знать формы адвокатских образований: адвокатский кабинет, коллегию адвокатов, адвокатское бюро, юридическую консультацию.
При изучении данной темы необходимо усвоить содержание таких понятий, как юридическая помощь, представитель по гражданским делам, защита по уголовным делам, защитник, адвокатская тайна. Следует различать такие образования как Адвокатская палата субъекта РФ и Федеральная палата адвокатов РФ.
При изучении темы "Нотариат в РФ" студенты должны знать задачи нотариата и его правовые основы, что собой представляет Федеральная нотариальная палата РФ, какой правовой статус имеет нотариус, занимающийся частной практикой, так и государственный нотариус.