РЫНОК ТРУДА И МЕТОДЫ ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ




ВОПРОСЫЧАСТНОГО ПРАВА И ЦИВИЛИСТИКИ

© 2000 г. О. А. Парягина

 

РЫНОК ТРУДА И МЕТОДЫЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

 


В научных исследованиях проблем социально-экономических преобразований в России понятие рынка, как правило, используется в обобщенном смысле. В действительности, существуют и являются объектами самостоятельного анализа рынки инвестиций, товаров, ценных бумаг, труда и т.д.

Накануне экономических реформ специалистами дискутировался вопрос о понятии рынка труда и его роли в обеспечении рациональной занятости населения. Если рынок труда отождествляли с резервной армией безработных граждан, следовал вывод о том, что рынка труда как такового в государстве еще нет. При этом рынку труда отводилась функция основного регулятора движения рабочей силы, а безработица расценивалась, главным образом, как благо, явление, не лишенное целесообразности, стимулирующее развитие и перемещение рабочей силы, высокую дисциплину труда.[1]

Согласно другой, наиболее распространенный позиции рынок труда - это совокупность экономических отношений в связи с реализацией рабочей силы, соотношение ее спроса, цены и предложения. Исходя из этого, на вопрос о существовании рынка труда в советский период координатор программы исследований рынка труда Департамента занятости и развития МОТ профессор Г. Стендинг ответил: «По моему убеждению, в Советском Союзе рынок труда был всегда: действовали экономические рычаги в форме оплаты, материального поощрения, которые оказывали влияние на эффективность использования рабочей силы, на ее мобильность. Тут речь может идти только о том, какую специфическую форму имел этот рынок труда... была высокая степень централизации и администрирования в вопросах его регулирования».[2]

Развиваясь в режиме саморегулирования, рынок труда следует такой примерной схеме. Под влиянием инфляции, а в дальнейшем в связи с усилением действия закона стоимости, характерного для рыночной экономики, происходит рост цены рабочей силы. При высокой стоимости рабочей силы, а также вследствие использования налоговой политики на прирост фонда заработной платы работодатели заинтересованы в высококвалифицированных работниках, способных трудиться по смежным профессиям, за двух - трех человек. Чтобы выдержать конкуренцию и оплачивать дорогой товар - рабочую силу, на предприятиях поднимают уровень организации производства, труда и управления, внедряют современную технику и новые технологии. В целях поддержания рабочей силы в хорошем состоянии принимают меры по повышению уровня квалификации, развитию способностей работников, созданию благоприятных условий их труда и быта.

Предполагается, что в динамике элементы рынка труда придут к оптимальному соотношению. Но так ли свободна приведенная схема от государственного вмешательства, если государство по меньшей мере средствами налоговой политики воздействует на рынок труда, движение его составляющих? И не потому ли, в частности, цена рабочей силы в России остается крайне низкой, что участие государства в развитии рынка труда является если не недостаточным, то неэффективным? Только издержками экономического кризиса невозможно объяснить высокий уровень скрытой безработицы, запущенность подготовки кадров на производстве и другие проблемы российского рынка труда.

Стихийное развитие рынка труда может усилить его деформацию, вызвать значительный рост безработицы. По опыту развитых стран, а теперь и опыту России переходного периода безработица влечет такие социально-экономические последствия, как падение уровня жизни населения, рост напряжения в обществе, обострение социальных конфликтов. В условиях безработицы не находит применения главная производительная сила общества - рабочая сила, что считается прямым вычетом из эффективности общественного производства.

Сегодня, когда на земном шаре около 1,5 млрд. безработных, проблемы занятости находятся в центре внимания МОТ, а социальная политика многих стран — это прежде всего политика в сфере занятости. Признано, что рынок труда - наиболее консервативный элемент всей экономической системы, перестройка которого в соответствии с новыми экономическими реалиями и задачами государственной политики требует значительных усилий со стороны органов управления. С.П. Маврин отмечает, что экономически развитым странам удалось найти оптимальное соотношение между государственным управлением (регулированием) и негосударственным (рыночным) саморегулированием.[3]

В России реформы в сфере занятости не ограничиваются отказом от административно-командных методов регулирования рынка труда. Принято и продолжает совершенствоваться законодательство о занятости населения. Его центральным актом является Закон РФ о занятости населения в Российской Федерации в редакции от 20 апреля 1996 г. с последующими изменениями и дополнениями (далее - Закон о занятости).[4] Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость, осуществляет комплекс экономических, организационных, правовых мер в области финансово-кредитной, инвестиционной, налоговой, социальной политики (ст.5, 14 Закона о занятости). Создание при переходе к новым методам хозяйствования в экономике государственной системы социальной поддержки безработных граждан - лишь часть политики государства на рынке труда, ее пассивный вариант. Следуя избранному курсу активной социальной политики на рынке труда, необходимо шире применять рыночные методы регулирования сферы занятости. В законодательстве могут найти и находят выработанные наукой и практикой способы увеличения и сокращения спроса на рабочую силу, увеличения ее предложения и т.д.[5] Дополнительного внимания заслуживает, насколько предлагаемые методы отразились в Федеральный целевой программе содействия занятости" населения Российской Федерации на 1998 - 2000 годы[6], определивший приоритетные задачи в сфере занятости и пути их решения. По итогам 1998 г. мероприятия программы скорректированы постановлением Правительства РФ от 22 июня 1999 г. «О мерах по поддержанию занятости населения»[7].

Увеличение спроса на рабочую силу происходит на основе развития производительных сил, подъема промышленного производства, создания новых рабочих мест. К увеличению числа рабочих мест стимулируют льготное налогообложение и кредитование отраслей и регионов, содействие работодателям в обеспечении материальными ресурсами и гарантированном сбыте продукции, возмещение им затрат в связи с поиском, обучением, приемом на работу трудовых ресурсов. Целесообразно экономически заинтересовать работодателей в развитии нестандартных форм занятости - временной, сезонной, с разделением рабочего места между двумя работниками, надомной, по вызовам, аренды специалистов (стафлизинга) и т.д. Не должно быть также юридических ограничений роста занятости населения, например усложненных процедур приема и увольнения работников по трудовому договору (контракту). Напротив, сокращение спроса на рабочую силу обусловлено введением дополнительных налогов за использование трудовых ресурсов, одноразовых выплат за прием работника, жесткой кредитной политикой.

В отличие от первоначальной редакции Закон о занятости не выделяет территории приоритетного развития, где работодателям, по общему правилу, предоставляются финансово-кредитные и другие льготы. Но их аналогом являются свободные экономические зоны, эффективность образования которых, впрочем, оценивается специалистами достаточно противоречиво.

В настоящее время не реализуется Комплексная программа по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 годы, утвержденная Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г.[8], так как не разработана генеральная схема их размещения.

Некоторые проблемы порождает несовершенство правового регулирования вопросов предоставления льгот работодателям, создающим новые рабочие места. Так, Порядок оказания финансовой помощи работодателям на организацию дополнительных рабочих мест для обеспечения трудоустройства и занятости безработных граждан, утвержденный приказом Федеральной службы занятости от 25 июля 1994 г., оправданно устанавливает предоставление льготных кредитов работодателям на конкурсной основе. Но практику проведения конкурсов проектов работодателей усложняет условие о необходимости получения работодателем гарантийного обязательства финансово-кредитного учреждения на своевременное выполнение работодателем договора, заключенного с органами службы занятости на создание рабочих мест.

Правительство РФ рекомендует органам исполнительной власти субъектов РФ при проведении конкурсов инвестиционных проектов, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ, считать одним из основных критериев оценки проектов создание (сохранение) рабочих мест в городах и районах с высоким уровнем безработицы, принять дополнительные меры по предотвращению нелегального привлечения и использования иностранной рабочей силы.

Пункт 2 ст.5 Закона о занятости предусматривает поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. В Федеральной целевой программе содействия занятости населения поставлена, в частности, задача стимулирования работодателей, трудоустраивающих инвалидов, путем направления средств Фонда занятости на частичную компенсацию расходов работодателей на оплату труда инвалидов. В период, когда финансовые возможности государства ограничены, первостепенное внимание к гражданам с особыми потребностями предоставляется обоснованным. Но создавать и поддерживать рабочие места для граждан, нуждающихся в дополнительной социальной защите, лишь за счет стандартных источников формирования Фонда занятости невозможно. К тому же вопреки п.5 ст.25 Закона о занятости Правительство РФ до сих пор не установило порядок, размеры перечисления работодателем обязательных платежей в Фонд занятости в случае невыполнения или невозможности выполнения квот для приема на работу инвалидов.

В субъектах РФ активизируется практика принятия законодательных актов, экономически побуждающих работодателей к созданию рабочих мест для граждан с особыми потребностями. Например, Закон о квотировании рабочих мест в г. Москве, вступивший в действие с 1 января 1998 г., установил переход от прямого квотирования рабочих мест для инвалидов и несовершеннолетних к системе квотирования-штрафования. Аккумулированные таким образом средства направляются на организацию рабочих мест для молодежи и лиц с ограниченной трудоспособностью. В Иркутской области, учитывая опыт Японии, подготовили проект регионального Закона о квотировании рабочих мест. В проекте предусмотрены как поощрение работодателей, создающих рабочие места для слабозащищенных категорий населения, так и штрафная ответственность работодателей за нарушение квоты.

Немаловажно, если организациям, использующим труд лиц с особыми потребностями, предоставляются налоговые и другие льготы, как это гарантировано, например, ст.34 ФЗ РФ о социальной защите инвалидов в Российской Федерации от 24 ноября 1995 г. для организаций всероссийских объединений инвалидов. Решения о предоставления льгот по уплате федеральных налогов и других платежей региональным и местным общественным объединениям инвалидов могут приниматься органами государственной власти соответствующего уровня в пределах сумм, зачисленных в соответствии с законодательством Российской Федерации в их бюджеты.[9]

Определенную роль в социально-экономическом развитии стран с рыночной экономикой играют нестандартные формы занятости. С их помощью можно, во-первых, сохранить кадры наиболее опытных и квалифицированных работников в условиях сокращения объема или изменения структуры производства, а, во-вторых, предоставить работу по найму категориям населения, уязвимым с точки зрения занятости, с учетом состояния их здоровья, исполнения семейных обязанностей и т.д. В развитых странах с нестандартными режимами рабочего времени, например, трудятся 25-30% работников.[10]

В условиях напряженной ситуации на рынке из всех активных методов его регулирования Федеральная целевая программа содействия занятости населения выделяет временное трудоустройство граждан, и в первую очередь на общественные работы. С этой целью должны создаваться дополнительные рабочие места для временного трудоустройства граждан с использованием средств местного бюджета и Фонда занятости. Следует повышать престижность общественных работ за счет расширения видов работ интеллектуального характера. Например, за 9 месяцев 1999 г. в соответствии с Программой содействия занятости населения Иркутской области на 1998 - 2000 годы в общественных работах участвовало 7532 человека. Основными видами общественных работ являлись благоустройство городов и поселков, работа в военкоматах, больницах, детских домах, проведение опросов, переписей, обработка статистической информации. Дальнейшее расширение применения в российской практике общественных работ надо связывать с законодательным увеличением круга лиц, для которых общественные работы считаются подходящей работой. Существенно, что Закон о занятости с изменениями и дополнениями от 17 июля 1999 г. не ограничивает продолжительность общественных работ шестимесячным сроком, а, главное, недвусмысленно сохраняет за их участниками (за исключением названных в п.З ст.4 указанного Закона) право на получение пособия по безработице в период исполнения общественных работ.

Другим программным видом временного трудоустройства граждан должна быть работа по срочным трудовым договорам с применением гибких (нестандартных) форм занятости населения (сезонных, вахтовых работ и др.). Планируется предоставлять возможность для трудоустройства граждан в период активного поиска работы (молодежь в возрасте до 18 лет, одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей и др.). Переходу на нестандартные формы занятости содействуют установление для работников таких же мер социальной защиты, как при стандартной занятости. Например, работникам, которые трудятся по совместительству или неполное рабочее время, общий трудовой стаж исчисляется и отпуска предоставляются на общих основаниях.

Увеличение предложения рабочей силы является производным от демографической ситуации и многих других факторов. Оно зависит от уровня организации и условий труда, улучшения уровня жилищного, культурно-бытового обслуживания в различных регионах. Имеет значение повышение качества рабочей силы, конкурентоспособности трудовых ресурсов и отдельных групп населения согласно специальным программам. Увеличению предложения рабочей силы способствуют формирование банка данных о наличии свободных рабочих мест и гражданах, нуждающихся в трудоустройстве и переобучении, совершенствование регистрации и учета безработных граждан, организация профориентационных мероприятий и др.

В целях формирования более благоприятной и стабильной рабочей среды, повышения экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий и охраны труда, снижения и профилактики производственного травматизма и профессиональных заболеваний в 1998 - 2000 годах намечено:

дальнейшее совершенствование законодательной и иной нормативной базы по охране труда, предусматривающей усиление государственного регулирования охраны и условий труда (в этой связи уже принят комплекс правовых актов, главным их которых является ФЗ РФ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17 июля 1999 г.[11]);

продолжение работы по сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда;

разработка территориальных программ по улучшению условий и охраны труда и некоторые другие мероприятия.

Улучшение социально-культурного обслуживания и жилищного обеспечения в различных регионах - это составная последовательного повышения уровня жизни населения. Целенаправленное улучшение его показателей осуществляется в рамках социальных программ, на основе координации деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления, объединений работодателей, профсоюзов и других субъектов социальной политики.

Приоритетное направление государства в области профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения состоит в сближении профессионально - квалификационной структуры рабочей силы с потребностями рынка труда. Особенности российского рынка труда отражены в Концепции профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения на 1997-2000 годы. По прогнозам, в 1998-2000 годах сохранится устойчивый спрос на руководителей и специалистов в области управления и маркетинга, экономики, финансов, компьютерных технологий, права, кадрового обеспечения и некоторых других. За период действия Федеральной целевой программы содействия занятости населения профориентационные услуги будут оказаны органами службы занятости около 10 млн. человек.

Основными направлениями подготовки кадров для рыночной экономики, одобренными постановлением Правительства РФ от 4 ноября 1993 г.,[12] предусмотрено восстановление единой системы подготовки и повышения квалификации работников, прежде всего руководящих (в том числе за рубежом). В 1998-2000 годах должно быть обучено 5 тыс. руководителей новой формации. Их трудоустройство регулирует Положение о порядке обеспечения работой специалистов, подготовленных в соответствии с Государственным планом подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 января 1998г.

На основе мониторинга и прогнозирования состояния рынка труда, перехода на регионально-отраслевой принцип планирования потребности в кадрах рабочих и специалистов должна развиваться система общего и специального образования. В перспективе более широко будет применяться контрактная форма трудоустройства выпускников образовательных учреждений, на что ориентирует, в частности, проект ФЗ о начальном профессиональном образовании.

Актуальным направлением увеличения предложения рабочей силы является формирование системы непрерывного пожизненного профессионального обучения работников, развитие возможностей их самообучения. Не реже одного раза в 5 лет должны проходить, например, переподготовку госслужащие федеральных органов исполнительной власти.

В ФРГ, США, Великобритании и других зарубежных государствах в сфере подготовки и повышения квалификации специалистов активно используются возможности кооперации вузов и фирм, с предоставлением государственных субсидий на выполнение соответствующих социальных программ.[13] Российские учреждения системы профессионального образования участвуют в подготовке и переподготовке кадров специалистов для различных организаций, как правило, на договорных началах. В декабре 1999 г. впервые в России по инициативе Байкальского учебного комплекса Иркутского государственного университета создан производственно-образовательный консорциум (Корпоративный университет), объединяющий организации и вузы. Благодаря поддержке ряда ведущих организаций Иркутской области в ИГУ начата реализация президентской программы по подготовке молодых управленческих кадров.

На качественно новый уровень предстоит поднять внутрипроизводственное обучение персонала. Присвоение квалификации работникам, сертификация рабочих, специалистов и руководителей должны осуществляться по профессиональным стандартам, соответствующим международным требованиям, на основе переработанных Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих народного хозяйства, Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих.

ФЗ РФ о высшем и послевузовском профессиональном образовании от 22 августа 1996г. предусматривает, что организации, работники которых обучаются по очной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, освобождаются от налогов на сумму средств, которые затрачены на обучающихся.[14] На работодателей возлагается обязанность по опережающему обучению высвобождаемых работников с целью их последующего трудоустройства и предупреждения массовых увольнений персонала. При необходимости органы службы занятости могут полностью или частично компенсировать работодателям затраты на опережающее обучение граждан, высвобождаемых из организаций, в целях обеспечения их занятости, а также на организацию обучения принятых на работу граждан, высвобожденных из других организаций (п.4 ст. 26 Закона о занятости).

В Российской Федерации более 3 тысяч учебных заведений и 69 учебных центров службы занятости производят обучение безработных граждан, часть из которых не имеет какой-либо профессиональной подготовки. Отбор образовательных учреждений для организации обучения безработных и незанятых граждан рекомендуется проводить на конкурсной основе. В Иркутской области по направлению органов службы занятости за 9 месяцев 1999г. обучение прошли 6949 человек, 4895 из них были трудоустроены после завершения обучения.

Подготовка квалифицированных кадров с учетом потребностей рынка, а также наметившееся оживление экономики ведут к улучшению ситуации в сфере занятости. Так, в настоящее время в Иркутской области на 1 свободное место претендуют 4 человека, не занятых трудовой деятельностью, и 3 безработных против 9 незанятых и 8 безработных по состоянию на 1 января 1998г. Вместе с тем надо учитывать, что оптимизация показателей в сфере занятости вызвана сокращением числа обращений незанятых граждан в органы службы занятости в связи с последними законодательными изменениями, ужесточившими условия предоставления безработным социальной защиты.

Сокращению безработицы способствует и создание благоприятных условий для организации гражданами собственного дела, среднего и малого бизнеса. Поддержка предпринимательской активности безработных граждан органами службы занятости, включая их предварительное обучение, предусмотрена Положением о порядке работы органов службы занятости с безработными гражданами, желающими организовать собственное дело, и условиях выдачи им субсидий, утвержденным приказом Федеральной службы занятости России от 30 марта 1993г. В Иркутской области за январь - октябрь 1999г. оказано содействие в организации предпринимательства и самозанятости 415 безработным гражданам.

Согласно Федеральной целевой программе содействия занятости населения дополнительные возможности для динамичного функционирования сферы занятости следует связывать с улучшением информирования граждан, ищущих работу, и работодателей о развитии рынка труда, перспективах трудоустройства и обучения через средства массовой информации, специализированные периодические издания органов службы занятости, путем повышения уровня эксплуатации региональных автоматических систем служб занятости в процессе обслуживания безработных граждан.

За рубежом в последние годы немало экспериментируют с различными программами материального поощрения лиц, быстро покинувших ряды безработных. Так, в Японии действует порядок, при котором чем раньше безработный найдет новое рабочее место, тем больше будет величина единовременно выплачиваемого ему бонуса. Во многих странах отчетливо прослеживается тенденция к ограничительности правил предоставления безработным гражданам пособия по безработице.[15] Россия по-своему поддержала это направление государственной политики в сфере занятости, установив в обновленном законодательстве о занятости зависимость максимального размера пособия по безработице от величины прожиточного минимума в регионе.

Уменьшение притока рабочей силы обеспечивается такими методами, как расширение программ общеобразовательной и профессиональной подготовки, увеличение сроков обучения, рост числа мест в учебных заведениях с дневной формой обучения и сокращение числа мест на вечернем отделении, повышение стипендий обучающимся без отрыва от производства, увеличение пособий и продолжительности отпуска женщинам и другим членам семьи по уходу за ребенком, предоставление работникам стажевых льгот, повышение пенсий инвалидам и лицам, осуществляющим за ними уход, и др. Так, проект Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе) вместе с удлинением периода обучения в общеобразовательной школе повлечет уменьшение притока несовершеннолетних граждан на рынок труда.

Стимулирование оттока рабочей силы регулируется такими методами, как снижение возраста выхода на пенсию, увеличение пенсий, поощрение досрочного выхода на пенсию, введение практики предоставления учебного отпуска для уже работающих лиц, отмена выплаты пенсий работающим пенсионерам и т.п. В Российской Федерации пенсионный возраст является сравнительно невысоким, а отказ выплачивать пенсию работающим пенсионерам представляется неприемлемым без одновременного и основательного увеличения пенсий.

Территориальное перемещение рабочей силы также может осуществляться при государственном содействии. На современном этапе это позволит упорядочить продолжающийся отток рабочей силы из северных и восточных регионов, предотвратить развитие деструктивных явлений на рынке труда вследствие спонтанного перемещения рабочей силы в пределах России. Повсеместно требуется принять меры по развитию рынка жилья, а в трудоизбыточных центральных регионах, куда в основном перемещается рабочая сила, кроме того, по созданию дополнительных рабочих мест. В целях регулирования внутренней трудовой миграции предусмотрено улучшить информационно-справочную работу о целесообразных вариантах переезда работников в те или иные регионы России, в сельскую местность. Направление рабочей силы в территории, признанные приоритетными, сопряжено со значительными финансовыми затратами. Они включают денежные компенсации работникам в связи с переездом, предоставление льготных кредитов работодателям, создающим новые и модернизирующим имеющиеся рабочие места для переселенцев.

ФЗ РФ «Об основах государственного регулирования Севера Российской Федерации» от 19 июня 1996г. предусмотрел необходимость реструктуризации экономики Севера с учетом потребностей народного хозяйства, государственную поддержку приоритетных производств, осуществление мер социальной защиты для коренных, малочисленных народов Севера и граждан, выезжающих из северных территорий. В числе правительственных мер по реформированию системы государственной поддержки районов Севера - более широкое использование вахтовых работ, ротации кадров, но не разработана единая концепция формирования трудовых ресурсов в северных районах. Продолжается работа по подготовке нового законодательства о более совершенном районировании территорий Севера с учетом степени их дискомфортности, что повлечет далее пересмотр системы гарантий и льгот для северян. Назревшей проблемой является создание эффективного механизма финансирования Закона РФ о государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях от 19 февраля 1993г. с изменениями от 2 июня 1993г.[16] Бремя расходов в сфере труда и социальной поддержки граждан, переселяющихся из районов Севера, должно быть распределено между бюджетами Российской Федерации и субъектов РФ, а также работодателями. Вопросы жилищного обеспечения северян частично решены ФЗ РФ «О жилищных субсидиях граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 25 июля 1998г.[17]

Социальная защита граждан, переселяющихся из северных территорий, регулируется и актами субъектов РФ. В Иркутской области действует Положение о порядке предоставления гарантий и компенсаций жителям Иркутской области, выезжающим из районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним, утвержденное распоряжением первого заместителя главы администрации области от 21 июля 1995г.[18] Приняты нормативные акты о порядке предоставления жилищных безвозмездных субсидий гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 лет. За 9 месяцев 1999г. из северных территорий Иркутской области при материальной поддержке Фонда занятости выехали 473 человека (безработные и члены их семей).

Постановлением Правительства РФ от 25 мая 1994 г. «О льготах для граждан, переселяющихся в сельскую местность», Положением о порядке оказания гражданам содействия в трудоустройстве в другой местности, утвержденным постановлением Минтруда России от 21 июля 1997г.[19], и другими подзаконными актами Российской Федерации и субъектов РФ установлены меры социальной защиты граждан, переселяющихся для трудоустройства по направлению органов службы занятости. О фактических масштабах такого территориального перемещения трудовых ресурсов можно судить на основе данных по Иркутской области за январь-октябрь 1999г.: в сельскую местность переселено 32 семьи, в составе которых 119 человек, из них трудоспособных - 48; по организованному набору на сезонные работы направлено 48 человек.

В Федеральной целевой программе содействия занятости населения отмечается, что иностранная рабочая сила пока не оказывает существенного влияния на национальный рынок труда. Но приток трудовых мигрантов из ближнего и дальнего зарубежья нарастает, а 600-700 тысяч иностранцев пребывают в России нелегально. Кроме мер по улучшению управления миграционными процессами и контроля за использованием труда иностранных работников, предусматривается:

совершенствовать механизм привлечения иностранной рабочей силы, обеспечивающий приоритетное право российских граждан на занятие вакантных должностей;

установить квоты, соответствующие реальным возможностям субъектов РФ по приему и обустройству иммигрантов.

В соответствии с Конституцией РФ (п.З ст. 62) особенности регулирования труда иностранных граждан могут устанавливаться федеральным законом или международным договором. Между тем, кроме межгосударственных соглашений, для непосредственного регулирования труда иностранцев основное значение имеют подзаконные правовые акты, прежде всего Положение о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы, утвержденное Указом Президента РФ от 16 декабря 1993г.[20] Программой правильно поставлена задача подготовки необходимой законодательной базы в области иностранной трудовой миграции.

Более отдаленной представляется перспектива разработки Кодекса законов о занятости, который обеспечил бы комплексное регулирование вопросов трудоустройства, территориального перераспределения рабочей силы, социальной помощи и поддержки безработным гражданам и т.д. Действующим обширным и разрозненным правовым материалом, включающим множество приказов и писем Федеральной государственной службы занятости, сложно руководствоваться в правоприменении и обеспечивать высокий уровень законности в защите социальных прав граждан в сфере занятости.

 

 

ð ð ð ð ð


[1] См., например: Заславский И.Е. Рынок и политика занятости// Соц. труд. 1990. №10. С.33-41.

[2] Десять вопросов Г. Стендингу// Соц. труд. 1991. №6. С.49.

[3] Маврин С.П. Рынок труда и трудовое право: проблемы юридической терминологии// Правоведение. 1999. №3. С.128.

[4] СЗРФ. 1996.№17.Ст.1915; 1999. №18. Ст.2211; 1999. №29. Ст.3696; 1999. №47. Ст.5613.

[5] См., например: Демидов К., Рождественская С. Территориальные методы регулирования рынка труда// Соц. труд. 1991. №3. С.32-35.

[6] Российская газета. 1998. 1-2 сент.

[7] Российская газета. 1999. 6 июля.

[8] Российская газета. 1996. 5 июня.

[9] СЗ РФ. 1995. №48. Ст. 4563.

[10] См.: Никифорова А.А. Нестандартные формы занятости и режима рабочего времени (опыт стран с рыночной экономикой)// Труд за рубежом. 1999. №1. С.5., 12 и др. Российская газета. 1999. 24 июля.

[11] Российская газета. 1999. 24 июля.

[12] САПП РФ. 1993. №46. Ст.4658.

[13] См.: Балашов Ю.К. Занятость: меры воздействия государства на сферу производства// Труд за рубежом. 1993. №3. С. 11-32; его же: Интегральные процессы и развитие трудовых ресурсов в рыночной экономике // Труд за рубежом. 1995. №1. С.3-9.

[14] Российская газета. 1996. 26 авг.

[15] См.: Вишневский Н.Т. Государственная политика занятости (опыт стран с развитой рыночной экономикой)// Труд за рубежом. 1999. №2. С. 39-55.

[16] Ведомости Верховного Совета РФ. 1993. №16; Ст. 651; №26. Ст. 957.

[17] Российская газета, 1998. 31 июля.

[18] Вост.-Сиб. правда. 1995. 11 июля.

[19] Бюллетень Минтруда. 1998. №4.

[20] САПП РФ. 1993. №51.Ст. 4934



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: