Организация коррекционно-педагогической работы по формированию представлений о цвете у дошкольников с ОВЗ .




 

Система предлагаемой коррекционно-педагогической работы по сен­сорному воспитанию в области цвета предполагает формирование у детей с ОВЗ точных, расчленённых цветовых эталонов; усвоение их связей и отношений; подведение детей к овладению системами цветовых свойств; формирование способов обследования цветовых свойств предме­тов и предметных изображений, а также сложных цветосочетаний, отноше­ний между группами цветовых тонов и оттенков; преодоление существую­щей трудности слияния чувственной информации с их словесной интерпре­тацией; формирование и совершенствование всех компонентов других пси­хических функций, таких как внимание, память, мышление, эмоции и т, д.

Коррекционно-педагогическая работа по развитию цветового восприя­тия предполагает строгий дифференцированный подход, в основе которого лежит разный уровень цветового восприятия, а также разный уровень пси­хического развития ребенка с ОВЗ.

В соответствии с Программой специальных (коррекционных) образова­тельных учреждений для детей c интеллектуальными нарушениями используется четырёхгодичное планирование.

Для коррекционно-педагогической работы на каждого ребёнка составляется программа индивидуального сопровождения В процессе ознакомления дошкольников с цветом выделяются два ас­пекта:

Формирование представлений об эталонах цвета, усвоение их связей и отношений, подведение к овладению системами цветовых свойств.

Формирование и совершенствование способов обследования цвето­вых свойств предметов.

Эффективность ориентировки на цветовые свойства объектов повыша­ется благодаря овладению устойчивыми представлениями об этих свойст­вах и совершенствованию действий по соотнесению цветовых объектов с усвоенными эталонными значениями.

Все задания, требующие ориентировки на цветовые свойства объектов, введены в контекст содержательной практической деятельности, достаточ­но интересной и доступной для детей: конструирование, аппликацию, рисо­вание.

Овладевая сопоставлением предметов по цвету, подбором объектов идентичных по цвету, дети не сразу могут выполнять это сопоставление чис­то зрительным способом. Поэтому им предлагается сначала прикладывать плоские формы окрашенных объектов вплотную друг к другу. Переход к объ­емным окрашенным предметам, прикладывание которых друг к другу за­труднено, происходит по мере того, как дети овладевают зрительным спосо­бом соотнесения.

Большое внимание уделяется формированию знаний детей о предметах (их частях), имеющих постоянный признак того или иного цвета, по которым предметы узнаются и которые важны для выполнения разнообразных дейст­вий. Дети учатся подбирать нужный цветовой эталон как признак предмета, а при описании предмета уточнять цветовую окраску.

Знакомство с цветовыми эталонами начинается с формирования у детей представлений о хроматических цветах, белом и чёрном цветах и с усвоения их названий. Дети учатся соотносить эталон каждого из этих цветов с окру­жающими предметами в малом и большом пространстве с постепенным увеличением расстояния, упражняются в локализации заданного эталона цвета, оттенка цвета на прямом и обратном контрасте. Постепенно время для решения ребенком задачи на локализацию уменьшается.

На следующем этапе вводятся задания, с помощью которых дети усваи­вают порядок расположения цветовых тонов в спектре. Затем дети знако­мятся с оттенками цветов, их названиями ("темный оттенок цвета", "светлый оттенок цвета"), учатся различать оттенки цветов, ранжировать цветовые то­на по светлоте. Развитие способности детей дифференцировать оттенки цветов предусматривает увеличение поля восприятия и расстояния между цветными объектами,

При ознакомлении детей с цветами спектра и, особенно, с их оттенками обязательно проводятся упражнения, в которых дети учатся самостоятельно получать более светлые или тёмные оттенки при разведении красок, их разбеливании, смешении. У детей развивается способность различать в знако­мых предметах большого пространства светлоту с учётом постепенного уве­личения расстояния восприятия. Дети знакомятся с понятием, чем предмет дальше, тем окраска менее яркая.

Обучение применению представлений о цветах при восприятии цвета предметов предполагает, прежде всего, выработку умения группировать предметы. Дети учатся группировать предметы, различающиеся по форме, величине, назначению, но имеющие одинаковый цвет; имеющие одинако­вый цвет, представленный разными оттенками; разнородные предметы оди­наковые по цвету, оттенку цвета.

Уметь точно воспринимать отдельные цвета, их оттенки далеко не доста­точно- В природе и произведениях искусства цвета находятся в сложных и разнообразных сочетаниях. В связи с этим дети учатся обследовать эти со­четания; ранжировать предметы по цвету, оттенкам цвета в ритмически за­данной последовательности; дифференцировать сочетания теплых тонов от сочетания холодных; отличать сильные контрастные сочетания от средних и слабых. Это возможно благодаря аналитическому восприятию сочетаний, основанному на выделении элементов, из которых они состоят, а также оп­ределении связей между элементами.

Развитие аналитического восприятия сочетания цветов начинается с обучения построения узоров различного уровня сложности сначала по об­разцу, затем по кратковременной экспозиции образца, а после этого и по собственному замыслу.

Таким образом, можно выделить основные задачи в ознакомлении детей с цветом:

1. Знакомство с цветовыми эталонами.

2. Формирование способов обследования цветовых свойств предметов.

3. Обучение действиям по использованию сенсорных цветовых эталонов;

а} обучение действиям идентификации, то есть установление тождества

цвета воспринимаемого объекта эталону;

б) обучение действиям соотнесения предметных изображений, предметов по цвету;

в) обучение анализу и синтезу цветовых сочетаний.

4. Развитие способности систематизировать эталоны цвета:

а) находить заданный цвет в классификационных и сериационных рядах;

б) составлять ряды из аналогичных по цвету предметов;

в) находить лишний по цвету предмет в рядах;

г) составлять ряды из цветных предметов в ритмически заданной последовательности.

5. Закрепление представлений о цвете в микро- и макропространственной ориентировке.

6. Формирование представлений об изменяемости цветовых тонов по светлоте.

7. Формирование представлений о тёплых и холодных цветах спектра.

9. Обучение получению из основных цветов спектра (красного, синего, жёлтого) промежуточных (оранжевого, зелёного, фиолетового}, получению оттенков цветов.

10 Развитие внимания, памяти, мышления с опорой на представление о цвете,

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: