Интервью как основной метод психологического консультирования




Интервью – способ получения социально психологической информации с помощью устного опроса. Различают два вида интервью: свободные (не регламентированные темой и формой беседы) и стандартизованные

(по форме близкие к анкете с заранее данными вопросами). Границы между этими видами интервью подвижны и зависят от сложности проблемы, цели и этапа исследования. Степень свободы участников интервью определяется наличием и формой вопросов, складывающейся эмоциональной атмосферой; уровень получаемой информации – богатством и сложностью ответов.

Описывая интервью как основной метод психоло­гического консультирования, мы исходим из следую­щих предварительных соображений: психолог-кон­сультант работает с заказом клиента. Если этот заказ предполагает диалогическую работу, то она проводит­ся в специально назначенное время или другим специалистом - психодиагностом. Психолог-консультант не занимается постановкой диагноза, он анализирует си­туацию клиента как уникальную, применяя для этого анализа специальные знания.

Интервью и является одним из специальных методов анализа уникальной ситуации заказа клиента с целью создания для него альтернативных вариантов действий, переживаний, чувств, мыслей, целей, то есть с целью создания большей мобильности его внутреннего мира.

Что отличает интервью от других методов работы практического психолога? Прежде всего, интервью всегда индивидуализировано, оно предполагает пост­роение предмета взаимодействия психологом и клиен­том. Предметом взаимодействия будет внутренний мир клиента, модальности, в которых он будет описан, со­ставят тему взаимодействия психолога и клиента.

Например, темой могут стать переживания клиен­та или отдельной могут стать действия клиента.

Но существенно важным, для проведения интер­вью является то, что предметом взаимодействия, опре­деляющим отношения клиента и психолога, будет внут­ренний мир клиента. Процесс интервью направлен на то, чтобы в обсуждении различных тем изменить отно­шение клиента к его внутреннему миру — сделать его более динамичным.

Тема интервью задается клиентом в определенном, строго индивидуальном жизненном контексте, одна и та же тема, например переживание своей родительской некомпетентности, может быть задана в разном контек­сте; например, неполной семьи, повторного брака или у человека с правами попечителя, а не родителя.

Восстановление контекста появления темы отлича­ет интервью от других методов психологической помо­щи тем, что не только объективные данные о контексте, но отношение к ним клиента, его роль в этом контексте являются важной составной частью заявленной темы.

Психолог, работающий с темой заказа и ее контек­стом, должен постоянно контролировать в ходе интер­вью собственные личные проекции на содержание темы, их мы обозначим так — подтекст интервью. Этот подтекст может быть привнесен в интервью самим психологом, если он не вычленяет содержание своих личностных проекций в ходе интервью.

Это ситуации, когда во взаимодействии с клиен­том в ходе интервью психолог решает свои личные проблемы через проекцию, перенос, сублимацию и другие варианты защитных механизмов своей лично­сти и не осознает их (см. примеры в заданиях для самостоятельной работы).

Итак, в ситуации интервью психолог должен рефлексировать на тему заказа клиента, контекст ее появ­ления и на подтекст своих действий, для построения предмета взаимодействия с клиентом.

 

Вывод

Интервью является основным методом психологи­ческого консультирования, так как оно является ситу­ацией принятия психологом профессиональных реше­ний в отношении проблем клиента. Это именно та ситуация, где проявляются и формируются важнейшие профессиональные качества психолога — личностная и профессиональная рефлексия на ситуацию взаимо­действия с клиентом.

Консультирование состоит из анализа не только вербальных реакций психолога и клиента. Не менее важна рефлексия психолога и на невербальные инте­ракции с клиентом во время интервью. При этом не­обходимо учитывать, что невербальный язык отража­ет: условия взаимодействия с клиентом (время и место беседы, оформление кабинета и т. п.); информацион­ный поток (смысл речевого высказывания может быть

выражен невербально); интерпретацию содержания темы участниками взаимодействия. Основные навыки внимания психолога проявляются в его визуальном контакте с клиентом (когда и почему индивид переста­ет смотреть в глаза), в анализе языка тела (считается, что наиболее информативным является изменение наклона туловища), в фиксации интонации и типа речи (громкость произносимого и т. п.), а также в учете всех изменений темы.

В успешном интервью между психологом и клиен­том возникают согласованные или симметричные дви­жения.

Для консультанта часто возникает вопрос об оцен­ке эффективности интервью. Особенно остро — как профессиональная проблема — этот вопрос возникает в случаях отрицательной оценки клиентом результатов интервью.

Естественно, что самым важным показателем ус­пешности интервью будут переживания клиента, ко­торые могут быть описаны в обобщенном виде так:

«Я стал другим».

Работа психолога-консультанта требует постоян­ной личностной и профессиональной рефлексии, что предъявляет высокие требования к энергетическим возможностям профессионала, к его нервно-психи­ческой устойчивости.

 

 

Список литературы:

1.Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. Екатеринбург. М., 2005г.

 

2.Абрамова Г. С. Психологическое консультирование. Теория и опыт. М. 2007г

 

3.Алешина Ю.Е.Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М., 1994.;

 

4. Бутенко Г.П.Практическая консультативная психология // Вопросы психологии. - 1988. - № 1.;

 

5.Глэддинг С. Психологическое консультирование. СПб. 2007г.

 

6.Копьев А.Ф.Особенности индивидуального психологического консультирования как диалогического общения. - М., 1991

 

 

Тесты

 

1. Техника психологического консультирования, которая применяется в случае, если запутался сам консультант; когда запутался клиент; при работе с рассеянными клиентами; при неясности каких-либо деталей в информации, предоставленной клиентом?

А) Конфронтация;

Б) Поиск альтернатив;

В) Фокусирование;

Г) Открытый вопрос.

 

2. Интервью это -:

А) метод устного получения сведений от интересующего исследователя человека путем ведения с ним тематически направленного разговора;

Б) это беседа равных людей, у каждого из которого есть своя позиция, имеющая право на существование, и определенный круг интересов, который стать общим;

В) психологический вербально - коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и респондентом, посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы.

Г) способ получения социально психологической информации с помощью устного опроса.

 

3. Функцией эмпатии является:

А)выяснение скрытых за вопросом тревог, ожиданий и желаний; расширение взгляда, кругозора; увеличение психологического поля поиска ответов;

Б) предрасположение клиента к себе; снятие напряжения; достижение раскованности клиента; обеспечение доверительных отношений;

В) активизирование обсуждения; повышение уровня понимания;

Г) поощрение непосредственно выраженных чувств; усиление, углубление полноты контакта клиента, чтобы он чувствовал то, что говорит в данный момент.

 

4. Цель психологического консультирования - …

А) создание в ходе специального общения психологически благоприятных условий для актуализации внутренних (скрытых) ресурсов обратившегося;

Б) получение совета консультанта в трудной жизненной ситуации;

В) обучение клиента психологическим приемам влияния и саморегуляции;

Г) изменение личностных особенностей клиента, затрудняющих его адаптацию.

 

5. Техника, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе («угу», «да-да», «интересно»), подразумевающих активное выражение собственных переживаний и соображений:

А) Самораскрытие;

Б) Рефлексивное слушание;

В) Побуждение к рефлексии;

Г) Активное слушание.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: