Разработка безопасного маршрута «ДОМ-ДО-ДОМ»
Как основа профилактики детского травматизма
Безопасный маршрут движения обучающихся "Дом-ЦДО-Дом" - это документ, в котором сочетается схема и описание рекомендуемого пути движения школьника из дома в ЦДО и обратно. Маршрут разрабатывается обучающимся с помощью его родителей. Цель разработки маршрута:
· повысить безопасность движения в ЦДО и обратно;
· обучить обучающегося умению ориентироваться в дорожных ситуациях на пути движения в ЦДО и из ЦДО;
· предотвращать возможные опасности.
Порядок разработки маршрута
Дети вместе с родителями проходят путь от дома до ЦДО и обратно и намечают наиболее безопасный (рекомендуемый) вариант, отмечают более опасные (нерекомендуемые) варианты. При выборе безопасного варианта выбираются места перехода улиц наиболее легкие и безопасные для ребенка. Пешеходный переход со светофором более безопасный, чем пешеходный переход без светофора, улица и участки, где не затруднен осмотр проезжей части (нет густых кустов, деревьев, стоящих машин, особенно крупногабаритных), более безопасна, чем улица со стоящими машинами и другими предметами, закрывающими обзор и т.д.
Определить участки повышенной опасности, требующие более подробного описания – путь "Дом-ЦДО":
· выход из дома и первый переход через улицу;
· переход через улицу и перекрестки;
· последний переход через улицу и вход в ЦДО.
Если в маршрут входит поездка обучающегося на автобусе и т.п., обратитесь к схеме, где приведено расположение улиц вблизи дома (место посадки в автобус) и расположение улиц вблизи ЦДО (место выхода из автобуса и движения в ЦДО). Для каждой улицы, которую приходится переходить, дается ее характеристика:
· интенсивность движения машин, возможность появления машин из-за поворота;
· предметы, мешающие осмотру улицы;
· кусты, деревья, стоящие машины и т.д.
В местах посадки в общественный транспорт делается запись: при подъезде автобуса стоять, отступив от края тротуара, т.к. автобус может занести, особенно в дождь, снег или гололед. Пока автобус не остановился, к двери не подходить! В последний момент при отправлении автобуса в автобус не садиться - может прищемить дверьми. Особенно опасна передняя дверь - после защемления дверьми можно попасть под колеса!
В местах выхода из общественного транспорта заранее подготовиться к выходу. Не опаздывать при выходе - может прищемить дверьми. Аккуратно выходить, чтобы не поскользнуться и не упасть. Если после выхода из общественного транспорта надо переходить улицу, подождите, пока уйдет автобус! Из-за автобуса выходить крайне опасно. Перед переходом улицы, на которой стоит ЦДО, можно встретить товарищей и отвлечься от обзора за дорогой. Перед переходом внимательно осмотреть улицу. Переходить только шагом, разговоры прекратить, снять наушники и постараться не говорить по телефону!
На пути "ЦДО-Дом" участки те же, но определяется выход из территории ЦДО и последний переход улицы и вход в дом, выделяются участки повышенной опасности, нерекомендуемые пути движения, чтобы объяснить, в чем их опасность и почему они не рекомендуются. Выбрав вариант движения обучающегося, родители вместе с ним наносят его на схему расположения улиц от дома до ЦДО и от ЦДО до дома. На этом же листе ниже нужно написать:
· номер домашнего или мобильного телефона ребёнка;
· фамилию, имя, отчество и контактные телефоны родителей.
Можно указать примерное время, которое ребенок затрачивает на дорогу от ЦДО до дома;
· фамилии обучающихся, которые ходят в ЦДО этой же дорогой или с которыми ребенок встречается по пути, время, когда у обучающегося заканчиваются занятия (по дням недели).
Рисунок 1 План-схема района расположения МБОО ДО ЦДО, пути движения транспортных средств
и детей (обучающихся)