Принцип доступности правосудия




 

Согласно ст. 46 Конституции РФ доступность правосу­дия означает, что любому лицу (вне зависимости от граж­данства), полагающему, что его интересы подлежат су­дебной защите, государство должно обеспечить доступ к правосудию[87]. Это означает, что механизмы обращения в суд, участия в судебной процедуре и самого судопроиз­водства должны обеспечивать реализацию права граждан на судебную защиту. Таким образом, доступность правосу­дия, будучи гарантией реализации права на судебную за­щиту, представляет собой самостоятельный правовой прин­цип, поскольку основывается на широкой нормативной базе[88]. Например, в ст. 4 Декларации основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью, принятой в 1985 г. резолюцией Генеральной Ас­самблеи ООН, прямо подчеркнуто, что жертвы названных деяний имеют право на доступ к механизмам правосудия[89]. Если не прямо, то косвенно о доступности правосудия упо­минается и в ряде других международно-правовых актов, в частности во Всеобщей декларации прав человека (ст. 8), а также в Международном пакте о гражданских и полити­ческих правах (ч. 3 ст. 2). Эти положения получили раз­витие в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. (ст. 33), а затем и в Конституции РФ (ст. 2 и 52), а также в решениях Европейского Суда по правам человека.

Доступность правосудия обеспечивается законодатель­ством судоустройственного, судопроизводственного и организационно-обеспечительного характера (Федеральными конституционными законами «О Конституционном Суде Российской Федерации», «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», «Об арбитражных судах в Рос­сийской Федерации», Законом о судоустройстве, Федераль­ным законом от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном де­партаменте при Верховном Суде Российской Федерации», УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ). В соответствии с законода­тельством содержание принципа доступности правосудия обусловило построение судебной системы таким образом, чтобы каждый, нуждающийся в судебной защите своих прав, мог беспрепятственно явиться или обратиться в суд любой инстанции. С этой целью в судебной системе пост­советской России произведены существенные реорганиза­ции: учрежден Конституционный Суд РФ, созданы арби­тражные суды, действует институт мировых судей, введено апелляционное судопроизводство; в целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в от­даленных местностях, федеральным законом в составе рай­онного суда может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребы­вания суда, и т.д.

Численность судов определяется решением законо­дательных органов власти. Порядок обращения граждан в суды и их участия в судопроизводстве регламентирован процессуальным законодательством. Вопросы, связанные с принятием заявлений в суд, осуществлением приема граждан и распорядком работы судов, детализированы в со­ответствующих регламентах и инструкциях. В тех случаях, когда исчерпаны внутригосударственные средства судеб­ной защиты, лица, полагающие, что их права и свободы на­рушены решениями государственных органов власти, могут в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод обратиться с жалобой в Евро­пейский Суд по правам человека[90].

Перечисленные меры по обеспечению доступности граждан к правосудию еще не полностью исчерпали проблему: доступу к судебной защите препятствует недоста­точная правовая осведомленность граждан; нуждается в оп­тимизации нагрузка на судей, чтобы обращения граждан рассматривались в разумные сроки1; ограничивает доступ к правосудию и чрезмерно формальный характер поводов для отказа в принятии судами заявлений и жалоб граждан; излишне завышен для российских условий размер гос­пошлин; без учета реальных условий составлен перечень оснований для оказания бесплатной квалифицированной юридической помощи, указанных в Федеральном законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»[91]; попытка создания государственных юриди­ческих бюро, финансируемых государством, ожидаемых результатов не дала и т.д.[92] Для решения указанных про­блем необходимы безотлагательные меры, поскольку, как правильно заметила профессор Л. А. Воскобитова, «судеб­ная власть может оказаться беспомощной, если государ­ство не обеспечит субъектам нарушенного права доступ к правосудию»[93].

Контрольные вопросы и задания

 

1. Дайте определение принципам правосудия.

2. Перечислите принципы правосудия.

3. Каково предназначение принципов правосудия?

4. Назовите правовые основы принципов правосудия.

5. В чем отличие принципов правосудия от признаков и свойств правосудия?

6. Назовите органы, уполномоченные осуществлять право­судие.

7. Что означает реализация принципа законности в сфере правосудия?

8. Объясните смысл принципа осуществления правосудия на началах равенства перед законом и судом.

9. Охарактеризуйте суть принципа независимости судей.

10. В чем смысл презумпции невиновности?

11. Дайте характеристику принципу состязательности и равно­правия сторон.

12. В чем заключается обеспечение права граждан на судебную защиту?

13. Назовите средства обеспечения доступности правосудия.

14. Объясните сущность гласности в правосудии как принципа правосудия. В чем ее отличие от публичности?

15. Что означает непосредственное исследование доказательств?

16. В каких судах и в какой форме участвуют представители общественности в отправлении правосудия?

17. Что означает коллегиальность в правосудии?

18. В чем выражается реализация права обвиняемого, подозре­ваемого и подсудимого на защиту?

19. На каком языке осуществляется правосудие и как обеспечи­ваются права граждан, не владеющих языком судопроизводства?

20. На основании анализа сущности и предназначения принци­пов правосудия объясните их взаимную обусловленность.

Рекомендуемая литература

1. Анишина, В. И. Конституционно-правовая доктрина само­стоятельности судебной власти в современной России: проблемы теории и практики реализации. — М., 2008.

2. Анишина, В. И. Основы судебной власти и правосудия в Рос­сийской Федерации: курс лекций. — М., 2008.

3. Балашов, А. Н. Этические основы судейской деятельности / А. Н. Балашов, Н. Н. Сенякин. — Саратов, 2009.

4. Гаджиев, Г. А. Общие принципы судебного нормоконтроля. — М., 2007.

5. Демократические основы советского социалистического правосудия / под ред. М. С. Строговича. — Л., 1965.

6. Ермошин, Г. Т. Гарантии независимости судьи — носителя государственной власти. Социально-правовые аспекты // Россий­ский судья. — 2005. — № 5—7.

7. Ершов, В. В. Основополагающие принципы российского права // Российское правосудие. — 2008. — № 11.

8. Зименко, Б. Л. Право на разумные сроки судебного раз­бирательства по гражданским и уголовным делам. Практика Европейского Суда по правам человека в отношении Российской Федерации // Государство и право. — 2011. — № 1. — С. 31—40.

9. Конституционные принципы судебной власти Российской Федерации / под ред. В. П. Кошепова. — М., 2011.

10. Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов, одобренные Генеральной Ассамблеей ООН 29 ноября 1985 г.

11. Право на справедливое судебное разбирательство. — М., 2001.

12. Самостоятельность и независимость судебной власти Рос­сийской Федерации: монография / под ред. В. В. Ершова. — М., 2006.

13. Фойницкий, И. Я. Курс уголовного судопроизводства. Т. 1. — СПб. - С. 246.

14. Ярославцева, С. В. Состояние информационно-правового обе­спечения судебной деятельности как один из основных показателей открытости судебной власти // Государство и право. — 2011. — № 2. - С. 14-22.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: