компетентности педагогов»




Одним из эффективных подходов повышения квалификации молодого педагога в современном образовательном учреждении, развития инновационного содержания собственной трудовой деятельности, выхода на более высокий уровень профессиональной компетентности является наставничество.

В Послании Президента Федеральному Собранию от 01 марта 2018 года говорится о такой задаче в сфере образования как развитие движения наставничества.

В национальном проекте «Образование», наставничество играет одну из ведущих ролей в его реализации, так проект «Учитель будущего» ориентирует на создание в образовательной среде точек роста для профессионального и карьерного лифта педагогов. Предполагается введение новой должности «Ведущий учитель» в его функции входит педагогическое наставничество в работе со студентами, молодыми специалистами и педагогами. Предусмотрено, что к 2024 году не менее 70% обучающихся и педагогических работников образовательных организаций будут вовлечены в различные формы наставничества и сопровождения.

Наставничество можно назвать одним из ресурсов развития человечества, начиная от Ментора наставника сына Одиссея и до советских времен, где наставничество стало важной частью коммунистического воспитания. В 90-е годы наставничество было на время забыто.

Сегодня система возрождается во всех сферах деятельности. В 2018 году проводился первый всероссийский форум «Наставник 2018», направленный на развитие профессиональной среды наставничества, проводятся исследования по данной теме, создаются нормативные документы.

В современном образовании в век инноваций наставничество - одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации молодых педагогов, способствующая повышению их профессиональной компетентности и закреплению в образовательном учреждении. Задача наставника - помочь начинающему педагогу реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Работа наставника направлена в первую очередь на развитие и саморазвитие профессиональной и индивидуальной творческой деятельности молодых педагогов через оказание систематической адресной помощи с учетом их потребностей и индивидуальных качеств. Наряду с традиционными формами наставничества (прямое индивидуальное или прямое групповое) в современных условиях практикуются инновационные модели наставничества, например:

· Скоростное наставничество (Speed Mentoring) - это однократные встречи молодых педагогов с наставником более высокого уровня с построения отношений с другими коллегами.

· Флэш-наставничество (FlashMentoring) короткая, не более часа, встрече с потенциальными подопечными, в ходе которой наставники могут поделиться своим педагогическим опытом и дать некоторые рекомендации.

Также в современном образовании наряду со словом «наставничество» стали использоваться термины: «тьюторство», «менторинг», «коучинг», соответственно появились такие понятия как коуч, ментор и тьютор.

Все эти формы и модели должны создавать гибкую и мобильную систему наставничества, способную оптимизировать процесс профессионального становления молодого преподавателя, сформировать у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога-наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте и повысить его профессиональную компетентность.

Наставничество – это педагогическое взаимодействие, в котором развивается не только молодой педагог, но и сам наставник.

Для нашего техникума тема работы с молодыми педагогами стала наиболее актуальна с начала прошлого учебного года, когда в коллективе насчитывалось 11 человек молодых специалистов. Проведенное анкетирование среди них показало, что: у 7 человек молодых педагогов уровень их теоретической подготовки удовлетворяет их частично, не удовлетворяет 2 человека, удовлетворяет 2 человека.

Десять человек испытывают трудности в календарно – тематическом планировании, для семи анкетируемых представляет сложность выбирать соответствующие методы и методические приемы для реализации целей урока. Половина молодых педагогов не может активизировать обучающихся на занятии.

Индивидуальной помощи со стороны наставника, как одной из форм повышения квалификации своей профессиональной компетентности хотят получить 9 человек. Из всего вышесказанного выявилась актуальность создания системы наставничества в работе техникума. Мною на одном из педсоветов была предложена система педагогического сопровождения молодых педагогов в виде «Школа наставничества», вынесено на обсуждение Положении о работе школы. Коллектив единогласно принял решение о создании школы, а также была закреплена на ближайшее время методическая тема работы коллектива техникума «Наставничество как фактор компетентностного роста педагогических работников и обучающихся».

На основании выше сказанного в Борском агропромышленном техникуме с сентября 2019 создана и утверждена система наставничества в виде ПЦК «Школа наставничества», которая является составной частью системы повышения квалификации педагогов.

Цель школы: Создание условий для мотивационного педагогического взаимодействия, повышения профессионального уровня молодых педагогов и наставников.

Задачами школы являются:

1. Создать условия для профессиональной адаптации молодого педагога в коллективе;

2.Формировать и воспитывать у молодых педагогов потребность в непрерывном самообразовании;

3. Помочь педагогам во внедрении современных подходов и педагогических технологий;

4. Оказать методическую и практическую помощь молодому педагогу в организации занятий по дисциплинам;

5.Повышать профессиональный уровень педагогов – наставников.

Основным нормативным документом, регулирующим работу системы наставничества, является Положение о наставничестве в техникуме. В нем отражены организационные основы наставничества, обязанности и права наставников и наставляемых. Разработаны и утверждены документы, регламентирующие наставничество (распоряжения, планы, методические рекомендации, карты профессионального роста и т.д.):

Ожидаемые результаты работы «Школа наставничества» следующие:

для молодого педагога:

Ø активизация практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;

Ø повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах педагогики и психологии;

Ø появление собственных продуктов педагогической деятельности (электронных и цифровых образовательных ресурсов, публикаций, методических разработок, дидактических материалов);

Ø участие молодых педагогов в профессиональных конкурсах;

Ø наличие портфолио у каждого молодого педагога;

Ø успешное прохождение процедуры аттестации.

для наставника:

Ø эффективный способ самореализации;

Ø достижение более высокого уровня профессиональной компетенции.

для образовательной организации:

Ø успешная адаптация молодых специалистов;

Ø повышение уровня закрепляемости молодых педагогов в образовательной организации.

В заключение отмечу, что в современных условиях, наставничество - это практическая передача знаний, которая является не только более эффективной, чем изучение теоретического материала, но и познавательной, психологически помогающей молодому педагогу быстро влиться в коллектив, приобрести профессиональные компетенции.

При действии системы наставничества молодой педагог обучается гораздо быстрее и имеет возможность всегда обратиться к наставнику по возникающим вопросам. Наставничество является, возможно, самым важным и успешным фактором профессионального развития молодого педагога.

На основании Положения был сформирован коллектив наставников из числа педагогов, согласных работать на добровольной основе. Важную роль здесь играют личностные качества педагога: педагогическая позиция, отношение к жизни, коллегам, учащимся и вообще к людям. Все эти профессиональные умения и свойства характера в первую очередь присущи, конечно же, преподавателю с многолетним опытом работы. За каждым наставником закреплен подопечный, важно отметить, что при подборе таких педагогических дуэтов, учитывались вопросы психологической совместимости педагогов и обоюдное согласие наставника и молодого специалиста в совместной работе, так, как важнейшим аспектом наставничества являются отношения. Только на позитивных, конструктивных отношениях можно создать педагогическое сопровождение наставника и наставляемого.

Наставничество молодого педагога по его профессиональному пути – это движение рядом с ним, возможно, впереди него. Сопровождающий прислушивается к мнению, потребностям сопровождаемого, помогает и советует, но при этом не навязывает свои ориентиры. Опыт показывает, что становление и профессиональный рост молодого педагога проходит быстрее, если использовать индивидуальный подход в работе с ним. Индивидуальный подход предполагает управление молодыми педагогами, организацию их методического самообразования с учетом особенностей личности педагога.

На основании проведенного анкетирования молодых педагогов в разрезе работы «Школы наставничества» и личных бесед, каждый наставник определил потребности в обучении наставляемого, выявились пожелания относительно организации и содержания обучения, изучения уровня его методической, педагогической, профессиональной грамотности, его опасений и ожиданий. Это дало возможность разработать индивидуальный маршрут наставления молодого специалиста, который определяет постоянное взаимодействие с этим педагогом, направляет и помогает ему в профессиональном становлении.

Структура педагогического индивидуального наставничества:

1. Выявление и постановка проблемы

2. Анализ затруднения в решении проблемы

3. Решение проблемы: Информирование, консультирование, тренинги, помощь в организации и самообразовании, тренировочные практические занятия (например, применение той или иной педагогической технологии на уроке),

4. Педагогическая деятельность, создание собственного опыта

5. Обмен опытом с другими слушателями школы наставничества через конференции, семинары, открытые уроки и т.д.

Для молодых педагогов разработаны критерии оценивания педагогической деятельности наставником. Они включают ряд показателей и оценку степени их владения. Критерии оценивания применяются в начале работы с подопечным, затем на определенных этапах наставничества. В результате анализа показателей наставник может реально проследить за итогами профессионального становления своего подопечного, так называемый мониторинг развития профессионализма.

Совместное наставничество молодых педагогов проходит, в разрезе программы занятий школы наставничества.

Вопросы, рассматриваемые на занятиях, носят актуальный характер. На заседаниях в ПЦК обсуждаются проблемы педагогики и смежных наук. С молодыми специалистами организуются занятия по составлению календарно-тематических планов, ведению документации, оформлению УМК. Учитывается запросы наставляемых по проведению определенной темы, например, первое занятие школы по общей заявке было проведено психологом по теме: Устранение конфликтной ситуации на уроке, а следующее по теме: Учебно-планирующая документация учебного процесса.

Для начинающих педагогов проводятся консультации по методике проведения уроков и внеклассных мероприятий руководителями коллектива, методистом, преподавателями. Молодых педагогов знакомят с новинками психолого-педагогической и методической литературы, помогают провести анализ посещенных у коллег занятий. Мастера педагогического труда обмениваются опытом. Психологи проводят различные психологические тренинги для создания комфорта в работе молодых специалистов. Для каждого молодого педагога создана папка, состоящая из блока материалов «В помощь начинающим преподавателям».

Собрано много папок - накопителей по различным вопросам методики, педагогики и психологии.

В настоящее время идет поиск наиболее благоприятных практик взаимодействия наставника с молодым педагогом, направленных на оказание ему своевременной помощи и поддержки, организацию благоприятной здоровьесберегающей комфортной среды для молодого педагога.

Хочется отметить, что в результате деятельности Школы наствничества проходит обучение и повышение квалификации самих наставников молодыми педагогами. В частности, в изучении информационных технологий молодое поколение является более продвинутым. Моя подопечная серьезно занимается новой компетенцией «Сити – фермерство», обучалась на курсах, участвует с ребятами в Абилимпиксе. Поэтому я консультируюсь у нее по вопросам этой профессии.

В условиях пандемии работа школы была не очень активна, в основном это дистанционные консультации. В контакте создана группа, где будет, пока проводится основная работа.

В заключение отмечу, что в современных условиях, наставничество - это практическая передача знаний, которая является не только более эффективной, чем изучение теоретического материала, но и познавательной, психологически помогающей молодому педагогу быстро влиться в коллектив, приобрести профессиональные компетенции. При действии системы наставничества молодой педагог обучается гораздо быстрее и имеет возможность всегда обратиться к наставнику по возникающим вопросам. Наставничество является, возможно, самым важным и успешным фактором профессионального развития молодого педагога, и дальнейшего совершенствования педагога – новатора.

Спасибо за внимание!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: