Троеручицы в Котласском храме




История появления иконы Божьей Матери

В нашем храме находится явленная, пришедшая к нам по воде, икона Матери Божией Троеручица. Никто не знает даты, когда произошло это чудесное событие. Из устного предания было известно: «Икона явлена на воде, пошла в руки одной из двух женщин, плывущих на лодке. Женщины из деревни Устье».

Считалось, что икона была обретена женщинами, которые плыли на о.Михейков (теперь Лименда). Где была икона в годы, когда храм был закрыт? Когда была обретена?

Казалось – невозможно восстановить события давно минувших дней: давно ушли очевидцы событий, ушли те, кто мог еще помнить события по рассказам родителей. Как имя и фамилия женщины, к которой икона «пошла» в руки, как найти ее родственников, и знают ли они что- либо о событии, случившемся так давно. Хотелось хотя бы сохранить те немногие сведения, что уцелели, и донести их до прихожан нашего храма. Но, «не возможное человекам, возможно Богу». Сама Матерь Божия пролила свет на эту удивительную историю.

В 2014 году 11 июля, в день празднования иконы Божией Матери Троеручица на первый молебен в Лименде, на месте будущего храма в честь этой иконы, пришла женщина – Нина Васильевна Шаньгина (03. 08. 1923г рождения). Она принесла деньги на строительство храма и сказала, что она племянница Натальи Петровны Слотиной, женщины, подарившей икону Троеручицы в Котласский храм!

С Ниной Васильевной разговорилась Светлана Каллио, прихожанка нашего храма, и та ей рассказала историю появления иконы. Светлана записала со слов Нины Васильевны:

«Моя бабушка, Ксения Слотина, проживала в д.Устье с мужем Петром, у них было шесть детей:Наталья, Анна, Сергей, Василий и еще двое сыновей,(не помню, как звали). Ксения и еще одна женщина возвращались из Великого Устюга в свою деревню Устье по реке на лодке и увидели в воде икону. Это была икона Пресвятой Богородицы Троеручица. Женщина пробовала взять икону, но икона ушла под воду. Тогда Ксения потянулась за иконой, и икона «пошла ей в руки». Сначала икона была в семье Слотиных, потом ее отдали в часовню. Наталья Петровна Слотина (Лысцева) моя родная тетя. Родилась она в 1880 году и прожила 96 лет. У Натальи Петровны не было детей (две дочери умерли во младенчестве) и она жила с моей сестрой Кожевниковой Лидией Васильевной, 17.02.1915 г. р. В Лименде на ул. Павлика Морозова».

О нашей иконе Божией Матери Троеручица я знала давно от своей подруги Людмилы Дробышевской, которая пела в храме и слышала эту историю от старых прихожанок. Она рассказала о том, как икона сама пошла в руки одной из двух женщин, переплывавших реку. Но она думала, что было во время войны (а это было, как оказалось позже, второе обретение иконы). Людмила рассказала о часовне, о сне, в котором Богородица сказала, что скоро откроют Котласский храм и отдать туда Ее образ Троеручицы.

Когда епископ Василий Котласский и Вельский благословил меня собрать все сведения об этой иконе, Людмила подсказала мне обратиться к Милитине Владимировне Клапиюк, сказав, что она занималась этой темой. Из сведений, предоставленных Милитиной Владимировной, стало ясно, что икона была обретена еще до революции, до 1913 года. Стала известна фамилия женщины, к которой икона сама пошла в руки. Старейший житель улицы Устье - Анатолий Васильевич Паламодов (ушел из жизни в январе 2011г на 102 году жизни) говорил о женщине обретшей икону в воде: «Это была Слотина Сергея Петровича мать». Но многое оставалось неясным: судьба иконы в годы гонений, в какой храм увозили, был ли сон.

Я очень почитаю икону Троеручицы и с радостью прихожу в храм в день ее памяти 11 июля. Особенно после того, как получила от Матери Божией помощь. Мой старший сын тяжело заболевает, высокая температура, которая не сбивалась ни какими средствами, врачи не могут поставить диагноз, попадает в инфекционное отделение. Врач, Ангелина Витальевна Биричева говорит, что нужно брать пункцию из спинного мозга, предполагает менингит. Происходило это все на Богородичный праздник, я молила Богородицу о спасении сына, взяла воды с водосвятного молебна и побежала к сыну. Пункцию уже взяли, умыла сына и напоила его этой водой. Через несколько дней сына выписали здоровым. Несколько лет спустя младший сын заболевает 11 июля, в праздник Троеручицы. Опять инфекционное отделение, Ангелина Витальевна, пункция, на этот раз менингит. Молилась Богородице, принесла воды с водосвятного молебна, умыла, напоила. Каждый день читала акафист Богородице Троеручице в храме перед чудотворной иконой. Через две недели сына выписывают, месяц домашнего режима –и сын здоров. Каждый раз, приходя в храм, благодарю Царицу Небесную за спасение моих сыновей. И особенно почитаю Ее образ Троеручица.

Понятно, что я была огорчена тем обстоятельством, что не смогу прийти на Ее праздник 11 июля (был 2015год). Но, к величайшему моему удивлению, обстоятельства изменились таким образом (без какого-либо усилия с моей стороны), что я смогла прийти в храм и даже смогла поехать в Лименду на молебен. После молебна стали читать акафист, но мне было тяжело стоять (нога болела после перелома). И я решила уйти. В этот момент подходит женщина, и Любовь Ховайло спрашивает меня: «А ты знаешь, что эта женщина каким-то образом связана с иконой Троеручицы?» И указывают на подошедшую женщину.

Я не поверила своим ушам, переспросила: «С какой иконой?» Уже долгое время все мои мысли были о том, как найти родственников этой семьи Слотиных. Может кто-то из них помнит, где была икона после закрытия Стефановского храма и что-то знает о чудесном сне.

Для Матери Божией нет нечего тайного в сердцах человеческих, и знаковая встреча состоялась. Я не ушла. Промысел Божий в этой встрече очевиден. Я, не зная о встрече ее со Светланой К., дождалась конца службы и познакомилась с Ниной Васильевной и попросила ее: «Вы как-то связаны с иконой Троеручицы из Котласского храма?» На что она мне ответила: «Самым непосредственным образом».

Вот что я от нее услышала: «Зовут меня Нина Васильевна Шаньгина, мне уже 92 года, и я племянница той женщины, которая выловила икону. Тетя моя Наталья Петровна Слотина, и еще одна женщина, помоложе ее, плыли из Устюга домой, а жили они в деревне Устье.

В Устюге работали их мужья, и они ездили навестить их. И увидели они, что плывет досочка, смотрят, а это иконка, маленькая такая, темная. Тетя моя говорит той женщине, что помоложе: «Давай, вылови иконку, я ведь от мужа плыву». На что та отвечает, что и она от мужа. Тетя моя говорит: «Ну, давай ты, все таки ты помоложе будешь.» Женщина, что помоложе, опускает руки в воду, а иконка ныряет, уходит под воду. Она снова опускает руки и опять иконка не дается ей. И так три раза. Тогда она говорит тете моей: «Надо как то ее поймать, давай ты попробуй, обе мы от мужей плывем, ну что делать, надо же дело как- то завершить». Тетя сама перекрестилась, воду перед собой перекрестила и опустила руки в воду. Иконка вынырнула и прямо ей в руки. Она заказала в Устюге ризу и оклад». Сначала икона была в семье Слотиных, после строительства часовни икону отдали туда.

Кто же все-таки первоначально обрел икону: Ксения или Наталья? Вероятнее всего – Ксения. На это указывают воспоминания старейшего жителя деревни - Анатолия Васильевича Паламодова, который говорил, что это была Сергея Петровича Слотина мать. Сергей Петрович- брат Натальи Петровны. Нина Васильевна оговорилась в имени, но тетя ее -Наталья Петровна имеет прямое отношение к иконе Троеручица, о чем расскажу ниже. Самое главное, мы точно знаем - это семья Слотиных, мать Ксения и дочь Наталья, которая и принесла икону в храм.

Старейшие жители улицы Устье: Елсаков Михаил Петрович 1917 года рождения, Елсаков Александр Петрович –1927 г.р, Витущенко (Паламодова) Валентина Александровна – 1925 г.р, Елсаков Георгий Николаевич – 1929 год рождения и другие помнят о появлении иконы Божией Матери Троеручицы и строительстве часовни по рассказам своих родителей.

Например, Мария Васильевна Долгополова, 1917 года рождения, юность которой прошла в Удимской волости, слышала историю строительчтва часовни: «В честь иконы Божьей Матери Троеручицы решили построить часовню. Часовню строила Стефановская церковь, местное население тоже собирало на нее деньги. Здание было самым высоким в деревне, самым красивым. Светлое, высотой с современный двухэтажный дом. Большие окна во всю высоту здания, полукруглые вверху, высокое крыльцо. В пролетах между окнами были размещены иконы. С северо–запада примыкала четырёхгранная звонница». Михаил Петрович Елсаков вспоминал: «В ней был один большой колокол и малые колокола». Анатолий Васильевич Паламодов рассказывал: «В колокола звонил местный крестьянин Прокопий Паламодов». Валентина Александровна Витущенко (Паламодова) рассказывает: «Часовня была очень красивая. Большой иконостас. Вокруг часовни была железная чёрная ограда».

История появления иконы поразила всех. Сначала помолиться перед ней приходили жители деревни Устье. Но молва о чудотворной иконе распространилась по всем соседним деревням Метлинской и Удимской волостей.

Священнослужители Стефановского храма убедили семью Слотиных передать чудотворную икону в Стефановский храм. Но один раз в год,11 июля, икона возвращалась в часовню деревни Устье. В часовне в этот день проводился молебен. Анатолий Васильевич Паламодов рассказывал: «Народу собиралось очень много, приезжали издалека. Шли крестным ходом с хоругвями от Стефановского собора до часовни. Образовывалась такая большая колонна, что голова ее уже к часовне подходила, а хвост только еще к Макарихе приближался, а ширина колонны во все деревенскую улицу. Во время молебна народ даже в пределы ограды не вмещался, стояли далеко за оградой». Михаил Петрович Елсаков вспоминал: «Народу было так много, что выпивали всю воду из колодцев, которые были рядом с часовней».

На этот праздник приезжало много торговых людей. Одни устанавливали палатки, другие торговали прямо на улице. Продавали конфеты, пряники, ленты…

До начала 30-х годов ХХ века часовня в деревне Устье продолжала действовать. Как и до революции 11 июля совершался крестный ход. Валентина Ивановна Витущенко, 1925 г.р, вспоминает: «Между деревней и железной дорогой было большое поле ржи. От железной дороги к часовне через поле шла тропинка. По ней идёт очень много народа, конца колонны не видно. Впереди колонны – священники, одетые в чёрное».

В начале 30-х годов часовня в деревне Устье, как и большинство церквей, была закрыта. Валентина Ивановна Витущенко помнит, что это сделали комсомольцы. Они ночью громили часовню, так как население было против её закрытия. Елсаков Михаил Петрович рассказывал об этом погроме следующее: «Ночью сбрасывали колокола, увезли куда-то. Иконы валялись на земле, были большие, примерно полтора метра. Потом их тоже увезли». Это был настоящий погром, а не просто закрытие часовни. В. А. Витущенко вспоминает, что они, маленькие дети, после этих событий «собирали золотые обломки иконостаса, которые повсюду валялись». После закрытия комсомольцы превратили часовню в клуб.

Таким образом, часовня, почитаемая жителями всех соседних с Устьем деревень, превратилась в место для увеселения комсомольцев.

Летом в бывшей часовне организовали ясли для маленьких детей, матери которых были заняты на работах в подсобном хозяйстве на Макарихе. Ясли действовали только один летний сезон.

В 1935-1936 годах на Новую Ветку привезли много рабочих из Кинешмы. Они были заняты на погрузке судов на Новой Ветке. Жили они в деревнях Слободка, Антоново, на Бору, и на Устье. Для них в часовне была открыта столовая. С восточной стороны к часовне была сделана пристройка – кухня. В самом здании бывшей часовни – столовая. А.В. Паламодов рассказывал, что «за три года до войны рабочие разъехались. Часовню передали в ведомство совхоза «Макариха». В годы Великой Отечественной войны часовня была разделена на два этажа и заселена рабочими совхоза «Макариха». Поэтому жители Устья говорят, что «на часовне жили высланные». Сюда же поселили эвакуированных из Ленинграда.

Зимой 1946 года на станцию Котлас – Северный прибыл состав с депортированными немцами. Некоторых оставили на Макарихе. Сначала они жили в бывшем свинарнике. После их стали расселять. Гильда Шильман вспоминает: «Дали комнату в часовне. На одной из стен – сцена ада». Во времена Хрущёва, в конце 50-х годов, в Котласе расселяли цыган. А. В. Паламодов рассказывает: «Привезли целый табор. Часть из них поселили в часовне».

Здание бывшей часовни сохранилось до наших дней. Его и сейчас называют «часовня». Теперь это жилой дом. В нём невозможно узнать прежнюю красавицу часовню, восхищавшую красотой всю округу. Александр, живущий в этом доме, бывшей часовне, рассказывает, что еще в 50-60 годах люди приходили к «часовне», молились, крестились, глядя на нее. Просились к жителям зайти в квартиру, говорили, что запах часовни еще остался.

И так, часовня разгромлена, Стефановская церковь в 1936 году закрыта. Где же в это время находилась икона Матери Божией Троеручица? Одни говорили, что икону жители прятали, передавали в надежные руки, когда предупреждали, что за иконой ночью придут. По другой версии, женщина, обретшая икону, увезла ее в один из действующих в то время храмов Котласского района. Но, когда она вернулась домой, икона чудесным образом оказалась дома. А ночью ей приснилась Сама Богородица и сказала, что скоро откроют Котласский храм, туда Ее Образ Троеручицы и отдать. Казалось - такая невероятная история, как сказка, может ли такое быть?

Действительность оказалась еще более чудесной. Вот что рассказала Нина Васильевна: «Икону действительно отдали из часовни в Стефановскую церковь, и была она там до закрытия ее. Когда закрыли Стефановскую церковь, икону увезли в храм на Вондокурье, он не был закрыт. Вскоре закрыли и его. Одна из жительниц Вондокурья взяла икону к себе домой. Она боялась держать икону открыто и прятала ее под русской печью, там обычно кур держали, в курятнике. Тетя моя не знала где икона и что с ней. Вот снится ей сон- Сама Богородица с иконы Троеручица говорит ей: «Забери Меня к себе, Мне здесь очень плохо, маюсь Я тут». Тетя- то и говорит: «Да как же я Тебя заберу, если я не знаю, где Ты?» «А Я тебе скажу». И сказала, что Она на Вондокурье, и как дойти, в каком доме искать - в третье доме с краю. И по щеке Богородицы скатилась слеза. Тетя спрашивает: «Как же я Тебя заберу, кругом народ, икона большая, незаметно не пронесешь». Она ответила: «А ты перекрестись, и никто тебя не увидит». Так все и вышло. Приплыла тетя на Вондокурье, перекрестилась, никто не видел как прошла, никто не остановил, никто ни о чем не спросил, а кругом народ. Зашла в дом, просит икону отдать. А хозяйка говорит, что нет у нее никакой иконы. Понять ее можно – страшное время было, за хранение иконы можно было в лагеря попасть. Тогда тетя и сказала о том, что сама Богородица во сне просила Ее забрать и указала как найти и о слезе. А она, хозяйка-то видела слезу, как она по щеке Богородицы скатилась. Тогда она поверила тете и отдала икону. Как она вышла с иконой, как в лодку села, как домой принесла – никто не видел. К тому времени тетя уже жила в Лименде, в 1946-1947 году они там дом поставили, привезли его из деревни Васениха (теперь- Вершина). Еще мой муж помогал. И вот стояла там эта икона на Павлика Морозова д.14 много лет (прим.-улица и дом в Лименде, раньше улица называлась- Ляпидевского)» Это рассказ Нины Васильевны.

Сколько лет она там была, Нина Васильевна не помнит. Еще рассказала, что когда тетя плохо себя почувствовала, заболев, то позвала свою сестру, мать Нины Васильевны и сказала, что если с ней что-то случится, то отдать икону в храм, сказала, что эта икона- вся ее жизнь. Мать Нины Васильевны - Анна Петровна умерла в 1959г. Икону отдала в храм сама Наталья Петровна, но Нина Васильевна не помнит в каком году это было. Стефановская церковь была передана церковной общине в 1947 году.

Наталья Петровна умерла 06.10.1976 г. Бывшая староста нашего храма Антонина Симоновна сказала, что она пришла в наш храм в 1975 году, икона уже была в храме.

Наталья Борисовна Кожевникова (внучка сестры Натальи Петровны Слотиной) помнит эту икону в их доме, еще в 70 годах. Вероятный период возвращения иконы в Стефановский храм:1970-1975гг.

Нина Васильевна подтвердила, что ее тете Наталье Петровне был сон, где Матерь Божия сказала, чтобы икону она отдала в Стефановскую церковь.

Слотина Наталья Петровна родилась в августе 1880 года, даты Нина Васильевна не помнит. Детей у Натальи Петровны не было (умерли во младенчестве). Она усыновила своего племянника Аркадия, который погиб на фронте в Великой Отечественной войне. Всю жизнь прожила с дочерью и внучкой своей сестры Анны - Лидией Васильевной и Натальей Борисовной Кожевниковой.

Наталья Борисовна Кожевникова была названа Натальей в честь Натальи Петровны. Вот что она рассказала о Наталье Петровне Слотиной: «Золотой человек, добрейшей души. Она была костоправом, ставила людей на ноги в буквальном смысле. Денег не брала за лечение никогда. Молилась, ходила в храм. Ездила на Устье к подругам Нине Кирьяновне и Нине Андреевне Роговской.

Таким образом получается, что икона Троеручицы была обретена два раза: первый раз в начале 20-го века Ксенией Слотиной на воде, а второй раз ее дочерью Натальей в конце 40-х годов того же века, когда Сама Богородица указала, где ее найти.

Икона Божьей Матери Троеручицы находится в Стефановском храме, её почитают как чудотворную. У иконы всегда горит лампадка. В честь празднования нашей иконы Божией Матери Троеручица 11 июля совершается торжественная служба, водосвятный молебен и крестный ход вокруг храма.

В начале 2000-х на праздник Троеручицы 11 июля приезжали паломники из Москвы. Подъехал большой автобус, остановился у храма, стали выходить люди - 50 человек. Все причащались. На вопрос священника о. Николая (Карпец) откуда они приехали, ответили, что из Москвы, и что специально приехали ради нашей иконы. Когда о. Николай спросил как они узнали об иконе, сказали, что их приходской батюшка рассказал.

 

Перова Н.Л.

 

Список источников и литературы:

1.Архив музея «Макариха».

2. Рассказ Шаньгиной Н.В. 11 июля 2014г и 11 июля 2015г

3.Реферат ученика 4 кл. Игнатия Каллио

4.Рассказ Натальи Борисовны Кожевниковой

5. Рассказ Людмилы Дробышевской

 

 

Приложение:

 

Крестный ход с иконой Божией Матери Троеручица 11 июля.

 

 

 

 

Деревня Устье. 1930 год. В 1939г. Устье вошло в черту города Котласа.

 

 

 

Современное состояние здания бывшей часовни. г. Котлас, дом №141 по улице Чехова

Рисунок часовни из музея Макариха

 

 

Наталья Петровна Слотина (Лысцева)

Справа приемный сын Аркадий сестры: Наталья и Анна Слотины

Наталья Петровна с друзьями.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: