Компоненты семейного уклада.




Понятие «семейный уклад», по мнению Т. В. Лод-киной, характеризует специфику повседневной жизни людей, ее духовно-нравственный климат и психологическую атмосферу. «Здесь подразумеваются социальные установки и система ценностей семьи, взаимоотношений членов семьи друг с другом и с окружающими людьми, семейные традиции, педагогическая образованность и компетентность (культура) родителей, их личный пример, умение организовывать жизнь и деятельность детей в семье соответственно возрасту ребенка»

По мнению О. М. Потаповской семейный уклад включает в себя пять компонентов: 1) обычаи (установившиеся, привычные формы поведения); 2) традиции (переходящий из поколения в поколение способ передачи ценностно-значимого содержания культуры, жизни семьи); 3) отношения (сердечные чувствования и настроения); 4) правила (образ мыслей, нормы поведения, обыкновения, привычки) доброй и благочестивой жизни; 5) распорядок дня, недели, года (порядок, установленный среди дел в обозначенные промежутки времени); в отечественной православной культуре этот распорядок задавался строем благочестивой жизни христианина, суточным и годовым кругом церковных богослужений, сезонными изменениями в быту и труде.

«семейный уклад - интегральное понятие, включающее в себя установившийся порядок жизни конкретной семьи, ее установки, потребности, интересы, традиции, ценностные ориентации, стиль отношений, личный пример, уровень психо-лого-педагогической культуры родителей, здоровье членов семьи».

Каждый компонент семейного уклада важен для воспитания детей в семье, формирования благоприятных супружеских, детско-родительских, прародительских и сиблинговых отношений.

Интерес представляет типология семейного уклада в истории отечественной педагогики, влияние уклада жизни семьи на воспитание детей.

Роль обычаев в воспитании духовной культуры ребенка.

Духовное формирование личности ребенка происходит путем присвоения им общественно исторического опыта человечества в процессе предметно практической деятельности. Народные традиции выступают как образцы, в которых сосредоточены лучшие черты, качества личности, нравственные эталоны. В традициях фиксируются исторически сложившиеся нормы и принципы, отношения, взаимоотношения, идеалы. Выступая как коллективная память, традиции являются неотъемлемым элементом этнического сознания.

Такой памятью выступают, прежде всего, духовные ценности, устные, письменные произведения народного творчества, художественно-прикладное искусство.

До недавнего времени в педагогической теории и практике недостаточно учитывались национальные особенности, традиции, обычаи, опыт народной педагогики. Вместе с тем, еще К.Д.Ушинский отмечал: “Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, должно быть пронизано народностью”.

“У каждого народа, - писал К.Д.Ушинский, - своя система воспитания. Опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, но точно в том же смысле, в котором опыт всемирной истории принадлежит народам”.

Важнейшее в воспитании детей – это бережное отношение к ценностям, созданным трудом человека и природой.

В воспитании большое значение имеет преемственность поколений. Чем теснее и глубже эта преемственность, тем лучше для воспитания детей. Укрепление преемственности поколений происходит на вековых гуманистических традициях народа. А традиции – это все то, что унаследовано от предшественников (ценности, нормы, образцы поведения).

Традиции - это осознание принадлежности к своим корням. Чем дальше, глубже в прошлое проложены эти корни, тем сильнее они. Это основополагающий принцип народного воспитания.

В народной традиции ведущее место занимает подготовка к труду и выбору жизненного пути.

С раннего детства через игры, забавы старшие учат младших социальным отношениям, общению, добротворчеству, воспитывая и обучая одновременно.

В настоящее время утрачены в большинстве своем традиционные виды деятельности.

В России, однако, в некоторых местах: в поселках, деревнях – есть необыкновенные островки жизни, где сохранились крестьянские обычаи, старинные праздники, обряды. Гений народа создал свою культуру, собственную, неповторимую. Памятью об этой культуре еще будет воспитываться не одно поколение современных людей, всегда черпая из неё вдохновение, радость творчества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: