Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Эколого-ориентированное направление работы дошкольного учреждения можно выделить отдельно, так как оно имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе.
Цель проекта: формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
Задачи проекта:
Ø создать экологически благоприятную среду на территории ДОУ для реализации приоритетного направления;
Ø формировать знания об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека;
Ø развивать познавательные умения детей и родителей при овладении исследовательскими методами познания природы;
Ø организовать практическую природоохранную деятельность детей и родителей;
Ø развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры;
Ø развивать первоначальные географические представления, знакомство с простейшими способами ориентирования на местности;
Ø воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе.
Новизна экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру.
Сроки реализации проекта: один год.
Участники, партнеры проекта: сотрудникиДОУ, дети 4-5- летнего возраста и их родители.
Этапы реализации проекта:
1 этап - организационный: планирование и прогнозирование предстоящей работы
(сентябрь)
Задачи этапа: экологизация всех разделов программы воспитания и обучения дошкольников; создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме; разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования через проведения экологических акций.
2 этап – практическая деятельность (учебный год)
Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также основ экологического образования через проведения экологических акций.
3 этап – итоговый, диагностический (май)
Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий на следующий год.
Ожидаемые результаты проекта:
v создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды;
v повышение уровня знаний по экологии у детей;
v совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта.
Формы работы по реализации проекта:
Ø наблюдения и экологические прогулки;
Ø создание презентаций, слайд шоу;
Ø познавательное чтение;
Ø “Уроки доброты”;
Ø конкурсы и викторины, КВНы;
Ø продуктивная деятельность;
Ø лаборатория (опыты и эксперименты);
Ø выпуск экологических бюллетеней, листовок;
Ø экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия.
Ø эколого-познавательные праздники и развлечения.
Содержание проекта включает в себя деятельность всех участников воспитательно-образовательного процесса в экологических акциях.
План работы по реализации проекта:
АКЦИЯ «Живая планета»
Цель: формирование представлений о чистоте окружающей среды для жизни на планете, навыков эстетического преобразования действительности.
Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй |
НОД: образовательная область — познание «Земля — живая планета»; «Экосистема — лес»; «Как природа готовится к зиме» Просмотр и обсуждение презентации Чтение: Снегирев Г. «Как птицы и звери к зиме готовятся», «Кто сажает лес?», Скребицкий Г. «На лесной полянке», Соколов- Микитов И. «Лесные картинки» Заучивание стихотворений о правилах поведения в природе Трудовой десант «Посадка саженцев деревьев на чистом участке» Решение проблемных ситуаций, что нужно делать, чтобы стало меньше мусора на улицах города. Прогулки в уголок леса на территории детского сада Рисование экологических знаков Игры «Пищевые цепочки в лесу», «Чего нельзя делать в лесу», «Кто где живет» Настольно - печатные игры: «В мире природы», «Живой мир планеты», «Узнаем животный мир», «Ботаническое лото» Рассматривание альбома «Красная книга России» Создание план-схемы экологической тропы на территории детского сада | Трудовой десант «Посадка саженцев деревьев на чистом участке». Конкурс поделок из природного материала. Сбор природного материала для конструирования. Участие в субботнике по уборке территории детского сада. |
АКЦИЯ «Друзья птиц»
Цель: воспитание заботливого, отношения к птицам, развитие интереса к исследовательской деятельности, через трудовую деятельность.
Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй |
НОД: образовательная область — познание «Перелетные и зимующие птицы»; художественное творчество — рисование «Птичья столовая», аппликация «Птичьи домики», лепка «Птицы на кормушке» Экологическая тревога «Птицам нечего есть» Просмотр и обсуждение презентации Чтение: Трутнева Е. «Огоньки — снегири»,, Исаев Н. «Зяблики», Яшин А. «Покормите птиц зимой» Заучивание стихотворений: Барто А. «Снегирь» -отрывок) КВН «Друзья птиц» Трудовой десант «Наполним кормушки кормом» Изготовление стенгазеты «Как помочь зимой птицам?» | Конкурс «Птичьи домики» Составление рассказов и историй «Как моя семья помогает птицам» Распространение памяток «Покормите птиц зимой» |