НСДАП. Программа «25 пунктов». Сущность национал-социалистической идеологии. Пивной путч 8-9 ноября 1923 г.




Официально нацистская теория называется национал-социализм – монопольно господствующая идеология в Германии времен Гитлера. Сам термин "национал-социализм", как видно из названия, характеризует как политико-социальную жизнь общества, так и экономическую. Однако в обиходе этот термин обычно заменяется на иное, более краткое название – нацизм. Эта замена не случайна. Она связана со взаимоотношениями Советского Союза и Третьего Рейха – "официальное нацистское название режима правления, существовавшего в Германии с января 1933 по май 1945", и заключается в следующем: "до начала Великой Отечественной Войны, Третий Рейх не был врагом СССР, более того, это государство скорее воспринималось как союзническое. <…> А дело было и в том, что и в Третьем Рейхе, и в СССР был социализм. В первом — национал-социализм, во втором – интернационал-социализм. Но суть одна – декларировалось социальное государство, а такие государства не могут быть врагами. Когда же армия Третьего Рейха вероломно перешла границы СССР, советскому агитпропу необходимо было решить задачу по дискредитации политического строя Германии. Так и возникло сокращение — "нацизм", к которому пото́м добавился термин "фашизм" в его неправильном понимании". Таким образом, после нападения Германии на СССР потребность в указании на сходство двух экономических систем отпала, с чем и связана такая замена. При этом закрепившееся позже наделение немцев эпитетом "фашисты" связано, вероятно, с тем, что в русском языке это слово имеет в фонетическом плане оттенок презрения.

В основном тексте данной работы для удобства чаще будет использоваться понятие "нацизм", хотя это и является не совсем корректным. Употребление же этого термина в названии работы производится для наглядного акцентирования на политико-социальной составляющей исследуемой идеологии.

В обиходе распространена гипотеза об "уникальности нацизма". Согласно ей, нацистская теория была кардинально новым явлением для своего времени. Однако так ли это на самом деле? Если ознакомиться с трудами немецких и зарубежных мыслителей и публицистов, то перед нами предстает вполне ясная картина, опровергающая эту гипотезу.

Можно сказать, что нацизм был оригинален именно как властвующая политическая идеология, поскольку никогда ранее настолько радикальные теории, основанные на откровенном расизме, не смогли добиться власти. Но первыми, кто высказывал подобного рода идеи, на которых основаны положения нацизма, были вовсе не нацисты – они, а если вернее, то лично Гитлер, придумали лишь методы реализации: "В его ранних выступлениях и статьях не найти никаких оригинальных идей. Все они уже были довольно широко известны, но Гитлер радикализировал их в своем толковании и превратил в политическую веру".

Как известно, отличительной чертой нацизма была его расовая концепция, важнейшими пунктами которой были: принцип борьбы между расами за существование, необходимость расширения "жизненного пространства" (нем. "Lebensraum") для немцев и расовая теория с акцентом на антисемитизм.

"Обо всем этом говорили еще в конце XIX- начале XX в. На первый взгляд, может показаться, что те, кто пропагандировал такие лозунги, были эксцентричными одиночками, которых всерьез можно не принимать. Но на самом деле у них было много сторонников <…> Речь идет о весьма уважаемых в свое время людях, которые пользовались влиянием и авторитетом не только в Германии, но и в других странах Европы <…> В. Шалльмейер, который в Германии считается основателем расовой гигиены <…> требовал стерилизации "физически или душевно неполноценных" людей и высылки из страны всех инвалидов. Еще радикальнее были настроены некоторые его современники <…> В книге "Основы расовой гигиены" (1895) врач А. Плётц настаивал на необходимости "выпалывания" больных и слабых людей <…> Землевладелец А. Тилле в своей анонимного изданной книге "Народная служба" (1893) писал, что следует беспощадно выбраковывать детей с дурной наследственностью <…> Тилле громогласно требовал "жизненного пространства для немцев" и обосновывал право более сильной расы уничтожать слабейшую <…> Уже в конце XIX в. в научной литературе можно встретить положения, которые в будущем войдут в гиммлеровскую программу "выведения" идеальной человеческой расы – "Лебенсборн". Так, пражский профессор философии Х. Эренфельс предлагал воспользоваться для этого методом искусственного оплодотворения и узаконить для расово безупречных мужчин полигамию <…> Идеей превосходства германской расы над остальными были пропитаны необычайно популярные на рубеже веков исторические романы Ф. Дана и Г. Фрейгата… П. Лагарда и… Ю. Лангбена <…> К началу XX в. широкое распространение получила концепция о вековой расовой борьбе между германцами и славянами <…> Понятие "антисемитизм" ввел в оборот в 70-е годы XIX в. журналист В. Марр <…> проявления враждебности к евреям известны с незапамятных времен <…> в книге "Евреи и индогерманцы" (1887) Лагард уже резко обвинял евреев в расовом высокомерии и сравнивал их с вредными существами, которых "нельзя перевоспитать, а следует уничтожить как можно быстрее и основательнее" <…> Последовательным антисемитом был и знаменитый композитор Р. Вагнер <…> Откровенным антисемитом был и широко известный экономист и социалист О. Дюринг <…> Г. Альвардт… в своей книге "Отчаянная борьба арийских народов против еврейства" (1890) обвинил евреев в заговоре с целью захвата господства над миром. Выступая в рейхстаге… Альвардт открыто потребовал "искоренения" евреев <…> В 1892 г. журналист К. Пааш писал… что… всех их следует депортировать на остров Новая Гвинея. Пааш буквально предвосхитил план нацистов выселить евреев из Европы, правда, на другой остров – Мадагаскар <…> В 1912 г. лидер Пангерманского союза Г. Клас выпустил… книгу "Если бы я был кайзером" <…> В книге "Если бы я был кайзером" впервые в основных чертах была изложена концепция тоталитарного государства XX в., едва ли не дословно воспроизведенная Гитлером. При встрече с Класом в 1920 г. будущий диктатор почтительно заметил, что в его программе содержится все самое важное и необходимое для возрождения немецкого народа и самой Германии".

Теперь ясно, что о концепции расовой борьбы и расового превосходства, о программе выведения безупречной расы, об эвтаназии ("нацистская программа уничтожения неизлечимо больных, а также представителей "неполноценных" народов – евреев, цыган, поляков и русских") и необходимости завоевания жизненного пространства для немцев, получившей название "Lebensraum" ("концепция германской экспансионистской политики") говорили еще задолго до нацистов. Да и крайне радикальный антисемитизм не был новинкой для немецкого общества, а модель тоталитарного государства была и вовсе почти дословно скопирована из книги Г. Класа.

Таким образом, гипотеза об "уникальности нацизма" не является верной, поскольку очевидно, что важнейшие положения нацистской идеологии были заимствованы из предшествующих идей и учений.

В процессе освещения вопроса состоятельности данной гипотезы были указаны основные источники нацистских идей. Но в чем же причина роста в немецком обществе конца XIX – начала XX веков таких крайне радикальных идей?

Начало зарождению германского национализма было положено еще на рубеже XVIII и XIX веков: "14 октября 1806 г…. Наполеон наголову разбил прусский корпус князя Гогенлоэ. В тот же день около Ауэрштедта его маршал Даву нанес сокрушительное поражение главным силам прусской армии под командованием герцога Брауншвейгского <…> Прусские войска обратились в паническое бегство. <…> Прусской армии больше не существовало. Ее остатки капитулировали через несколько дней. <…> 27 октября Наполеон вступил в Берлин и встретил горячий прием горожан. Как писал Генрих Гейне, "Наполеон дунул - и Пруссии не стало". Спустя год король Фридрих Вильгельм III подписал жесткий Тильзитский мир, наполовину сокративший территорию Пруссии, обложенной огромной контрибуцией. Она могла бы исчезнуть вообще <…> Шок от поражения, чувство унижения и бессилия, бремя непосильной контрибуции, опустошительные марши французской армии, рост цен, вызванный французской таможенной системой, - все это привело… зарождению немецкой нации. <…> Первыми носителями национализма стали интеллектуалы, остро ощущающие потребность в новой ориентации и новой идентичности, особенно после краха "Священной империи". При этом в немецком, как и в любом другом, национализме воедино слились два идейных направления. С одной стороны, миф о грандиозном прошлом, истолкованном с национальных позиций, с другой - миф о национальном возрождении и об уготованном немецкой нации блестящем будущем. "Немецкая нация" и "немецкий народ" стали потенциально могучими историческими силами, хотя еще на рубеже XVIII-XIX вв. они существовали только в политических фантазиях узкого круга интеллигенции. Совсем неслучайно, что этот круг образовывали прежде всего протестантские теологи, историки, писатели, чиновники, учителя. Они были свободны от церковных догм и помещали в центр своей псевдорелигии нацию, а это, в конце концов, привело к тому, что национализм приобрел черты "политической религии". <…> Ранний немецкий национализм являлся либеральной и оппозиционной по отношению к "старому порядку" идеологией. Он стремился подчинить власть монархов в отдельных германских государствах интересам нации. <…> На первом этапе своего развития, с 80-х гг. XVIII в. до 1820 г., он носил интеллектуально-элитарный характер и был представлен малочисленной группой. <…> У раннего немецкого национализма к требованию единства с самого начала примешивалось… весьма сильное сознание особого предназначения немцев. <…> Поборники национализма усматривали основу преодоления всех трудностей в создании немецкого национального государства, в единении всей германской народности. В этот же ряд входили имперская мифология и призыв к возрождению империи". Мечты немцев о создании после победы над Наполеоном единого германского государства не оправдались – на Венском конгрессе даже не стали рассматривать план объединения немецких земель, предложенный прусским представителем – Германия осталась раздробленной. Естественно, это еще больше усилило национальный пессимизм немцев и обострило националистические настроения. Поскольку долгое время так и не появилось единого немецкого государства, то националистические настроения еще более усиливались, и приобретали, вместе с тем, некий мифологический характер: "Ввиду затруднений в движении к политическому объединению, немцы напряженно искали национального единства в культурной сфере. Это стремление обнаружилось еще в конце XVIII века, когда писатели предромантического движения "Буря и натиск" обретали немецкую верность себе в народных песнях, обычаях и старой литературе. Идеализированный образ средневековой Германии взывал к духовному единству, если уж политические его формы не были досягаемы. Этот упор на прошлое и традиции придавал причинам объединения глубоко мифологический характер".

Когда в 1871 году Бисмарк создал Второй Рейх и провозгласил прусского короля немецким кайзером, многим казалось, что национальное единство наконец обретено, но это объединение скоро разочаровало немцев, поскольку новое государство больше занималась промышленностью, нежели культурной жизнью, что выглядело весьма материалистическим, к тому же Австрия не вошла в этот союз. Национализм стал некой народной идеологией, отражавшей ненависть немцев к окружающей современности, а со временем в ней появились и расистские идеи: расовые различия использовались для утверждения расовой иерархии, в которой верхушку занимала германская раса, а низы отводились для евреев, поскольку их обвиняли в экономических трудностях тогдашней Германии. В 80-90-ых годах XIX века все эти идеи получили очертания пангерманского шовинизма, сочетающего идеи о господстве Германии в континентальной Европе, объединении всех этнических немцев в пределах единой империи и расширении колониальных владений. Таким образом, нацисты не были первыми, кто продвигал идеи национализма, расизма и антисемитизма, эти идеи зародились еще давно, и постепенно накапливались в обществе, а нацизм и ему подобные идеологии и учения были естественным последствием развития общественного настроения в расистском русле. Стоит отметить, что антисемиты не скупились на пропаганду своих взглядов, поскольку многие из них, будучи учителями, активно и без стеснения пропагандировали свои взгляды среди неокрепших умов своих учеников.

Эта среда немецкого национализма порождала многие учения и теории, которые существенно повлияли на появление нацистской идеологии. Самым, пожалуй, известным таким учением, которое можно назвать предтечей нацизма, явилась ариософия: "Ариософы, начавшие свою деятельность в Вене, незадолго до Первой мировой войны, соединили народнический (volkisch) немецкий национализм и расизм с оккультными идеями, заимствованными из теософии Елены Петровны Блаватской - с целью предсказания и оправдания грядущей эры немецкого мирового порядка. В их работах описывался доисторический золотой век, в котором мудрые хранители знания толкуют оккультно-расовые учения и управляют расово-чистым обществом. Они утверждали, что существует враждебный заговор антигерманских сил (таковыми считались все неарийские расы, евреи и даже ранняя Церковь), стремящийся разрушить идеальный немецкий мир, освободив негерманскую чернь для фальшивого равенства незаконнорожденных. История, с ее войнами, экономическими кризисами, политической неопределенностью и ослаблением власти германского начала изображалась ими как результат расовых смешений. Для противостояния современному миру ариософы основывали множество тайных религиозных обществ, посвященных возрождению утраченного эзотерического знания и расовых достоинств древних германцев, созданию новой всенемецкой империи".

Таким образом, ариософия – это теория превосходства немецкого народа, основанная на культурно-исторических и мистико-пророческих доказательствах. Именно эти доказательства, а не научные, берутся за основу.

В ариософии четко прослеживаются идеи, идентичные основным положениям нацизма, что говорит о возможной связи самого Гитлера с ариософами и их журналом Ostara, содержащий расистские идеи: "в 1932 Ланц фон Либенфельс писал "Гитлер - один из наших учеников" <…> В начале 1930 Август Ноль осмеивал нацистов… отмечая, что немецкий лидер просто позаимствовал свои идеи у… Ostara. <…> II мая 1951 года Ланц рассказал… что Гитлер посещал его в редакции Ostara, в Родауне, в 1909 году. Ланц вспомнил, что Гитлер рассказывал о своей жизни на Фельберштрассе, где он мог покупать Ostara в ближайшем табачном киоске. Он также сказал, что его крайне интересуют: расовые теории Ланца и он хотел бы купить несколько старых номеров для завершения своей коллекции. Ланц отметил, что Гитлер выглядел крайне бедным и подарил ему необходимые номера, поскольку две кроны пригодились бы ему, чтобы вернуться в центр города".

Однако в дальнейшем фюрер отвергал свою связь с убеждениями чудаковатого венского мистика: он никогда не упоминал Ланца в своих официально зафиксированных речах, его труды были запрещены, а организации распущены – это все связано, очевидно, с тем, что Гитлер не хотел говорить о своей связи с сектантскими взглядами заумного венского мистика. В ход пошли рассказы о том, что нацизм черпал свои идеи из произведений известных на весь мир немецких классиков, причем вполне возможно, что утверждения подобного рода являлись ложными: "Нацистские идеологи упорно пытались создать впечатление, будто их мировоззрение является законным наследником чуть ли не всего возвышенного и высокоидейного, что существовало в интеллектуальной жизни Германии на протяжении ее истории. В разношерстной толпе официальных и полуофициальных классиков "третьей империи" мы встречаем и крупнейших философов Германии от Гегеля до Ницше, и просветителей типа Ульриха фон Гуттена, и таких всемирно известных деятелей национальной культуры, как И. Т. Гердер, Р. Вагнер, Эрнст Мориц Арндт и братья Гримм, и менее известных за пределами страны Фридриха Людвига Яна, Клопштока и т. д. <…> Большинство исторических личностей, возведенных нацистами в ранг своих классиков, в действительности не имело никакого отношения – ни прямого, ни косвенного – к фашистской идеологии. Обращение нацистов к их памяти носило весьма утилитарный характер и преследовало цель поспекулировать на их памяти".

Немалое влияние на становление нацизма оказали и зарубежные теории – иностранное происхождение имела расовая теория, которая сформировалась в стане нацизма под влиянием взглядов таких известных личностей, как Ж. А. Гобино, де Ляпуж и Х. С. Чемберлен.

4) Оформление идеологии

Нацизм начинает формироваться в качестве политической идеологии уже после Первой Мировой войны. Вполне закономерно, что поражение в войне способствует обострению пессимистических и националистических настроений в обществах побежденных стран, в чем мы уже имели возможность убедиться на примере того воздействия, которое оказали решения Венского Конгресса на немецкое общество, пангерманские идеи которого в очередной раз не были реализованы. Как мы уже убедились, для немцев такого рода обострения не в новизну. Но оглашение итогов войны для Германии послужило невероятно мощным катализатором обострения националистических настроений в немецком обществе.

"7 мая 1919 г. победители объявили о своих условиях. Немцы были готовы к худшему, но такого не ожидал никто. Требуемые территориальные уступки превышали самые пессимистические ожидания. Установленный верхний предел численности немецкой армии в 100 тыс. солдат и офицеров делал ее пригодной только для полицейских акций, но не для обороны страны. Экономические и финансовые требования еще не были определены, но теперь не оставалось сомнений в том, что они будут крайне тяжелыми. <…> Немецкая сторона сразу отвергла эти условия. Шейдеман официально отказался подписывать такой договор и подал в отставку. Но союзники настаивали на своих требованиях. Под давлением продолжающейся морской блокады страны и угрозы Запада возобновить военные действия, если Германия безоговорочно не примет выдвигаемых условий, большинство членов Национального собрания в конце концов согласились на его подписание. <…> Церемония подписания мирного договора, этого тяжелейшего для немцев последствия проигранной войны, проходила в том самом Зеркальном зале, где почти полвеком ранее была торжественно провозглашена Германская империя. Как тогда, так и теперь церемония стала символом триумфа победителя над униженным побежденным, который должен был не только платить, но и пресмыкаться. Крупный немецкий ученый Эрнст Трёльч обоснованно писал, что "Версальский договор - это воплощение садистски-ядовитой ненависти французов, фарисейски-капиталистического духа англичан и глубокого равнодушия американцев" <…> Среди немцев возобладали чувства унижения и бессилия перед несправедливым для них актом, которые стали питательной почвой для подъема реваншизма и национализма. Еще в Версале британский премьер Дэвид Ллойд Джордж пророчески заметил, что "главная опасность состоит в том, что мы толкаем народные массы в объятия экстремистов" <…> По Версальскому мирному договору, Германия оставалась единым государством, но в военном отношении – беззащитным, экономически - разоренным, политически - униженным. <…> С точки зрения немцев, "диктат Версаля" был инструментом западного террора. Население восприняло демократию как чужеземный порядок, навязанный победителями. Роковым стало то, что борьба против Версаля означала и борьбу против демократии. Политические деятели, которые призывали к сдержанности и компромиссу с Западом, немедленно объявлялись политическими капитулянтами, а то и предателями. Все это и стало той почвой, на которой в итоге вырос тоталитарный и зловещий режим Гитлера".

Очевидно, что итоги войны привели к окончательному закреплению национализма в немецком обществе. Масла в огонь добавляли еще такие факторы, как хронический пессимизм немецкого народа, разоренная экономика, свершившаяся революция, ставшая "стихийным выступлением уставших от войны масс". Все это отложило негативный отпечаток на национальном самосознании. В народных массах неумолимо росли идеи реваншизма. Наиболее активные из этой недовольной массы трансформировали это общественную послевоенную реальность в какие-либо учения и теории. Одной из таких теорий и стал национал-социализм.

Таким образом, есть прямая взаимосвязь между положениями нацистской идеологии и той обстановкой, в которой она зарождалась, и эта взаимосвязь является вполне закономерной. Ведь разве не закономерным было то, что "перенос" Германии европейскими державами в разряд "ограниченных" приведет к таким последствиям? Разве такое унизительное отношение сможет привести послевоенную измотавшуюся Европу к миру? Разве возможно, чтобы угнетенный народ закрыл глаза на целенаправленное унижение по отношению к себе, и неужели представители победивших стран не могли оценить возможные последствия своих решений, или же при принятии решений они не ставили перед собой цель обеспечить в дальнейшем мирное сосуществование европейских народов? Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что появление нацизма для послевоенной Германии было вполне закономерным явлением.

Национал-социализм был политической идеологией, и поэтому логично, что его основоположники стремились прийти к власти. Рассмотрим заключительный этап формирования идеологии – ее оформление именно как политической.

В январе 1919 года в Мюнхене образовывается Немецкая рабочая партия, которая спустя чуть больше года была переименована в Национал-социалистическую немецкую рабочую партию (НСДАП), которую возглавил неудавшийся художник Адольф Гитлер. Как и любая партия, она опубликовала свою политическую программу: "Программа Национал-социалистической рабочей партии Германии ("25 пунктов"). Утверждена 24 февраля 1920. (В изложении.)

1. Объединение всех немцев в границах Великой Германии.

2. Отказ от условий Версальского договора и подтверждение права Германии самостоятельно строить отношения с другими нациями.

3. Требование дополнительных территорий для производства продуктов питания и расселения увеличивающегося немецкого населения ("Лебенсраум").

4. Предоставление гражданства по расовому признаку; евреи не могут быть гражданами Германии.

5. Не-немцы в Германии являются лишь гостями и субъектами соответствующих законов.

6. Назначение на официальные посты не может происходить по принципу кумовства, а лишь в соответствии со способностями и квалификацией.

7. Обеспечение условий существования граждан - первейшая обязанность государства. При недостатке государственных ресурсов, не-граждане должны быть исключены из числа пользующихся льготами.

8. Въезд в страну не-немцев должен быть прекращен.

9. Участие в выборах - право и обязанность всех граждан.

10. Каждый гражданин обязан трудиться на общее благо.

11. Незаконно полученная прибыль подлежит конфискации.

12. Все прибыли, полученные за счет войны, подлежат конфискации.

13. Все крупные предприятия должны быть национализированы.

14. Участие рабочих и служащих в прибылях на всех крупных производствах.

15. Достойная пенсия по старости.

16. Необходимо поддерживать мелких производителей и торговцев; крупные магазины должны быть переданы им.

17. Реформа землевладения и прекращение спекуляции землей.

18. Безжалостное уголовное наказание за преступления и введение смертной казни за спекуляцию.

19. Обычное римское право должно быть заменено на "германское право".

20. Полная реорганизация национальной образовательной системы.

21. Государство обязано поддерживать материнство и поощрять развитие молодежи.

22. Замена наемной профессиональной армии на национальную армию; введение всеобщей воинской повинности.

23. Средствами массовой информации могут владеть только немцы; не-немцам запрещается работать в них.

24. Свобода вероисповедания, за исключением религий, опасных для германской расы; партия не связывает себя каким-либо исключительным вероучением, но борется с еврейским материализмом.

25. Сильная центральная власть, способная эффективно осуществлять законодательство".

В программе виден и националистический, и антисемитский, и социалистический характеры нацистской идеологии, присутствуют также и положения концепции "лебенсраума". Вместе с тем под объявлением свободы вероисповедания прикрыта реальная антихристианская сущность нацизма.

Для привлечения рабочего класса выдвигаются требования социалистического духа, которые отвечают нуждам низших слоев общества: в десятом пункте говорится о всеобщей трудовой повинности, в тринадцатом – о национализации крупных предприятий, в четырнадцатом – о непосредственном участии рабочих в прибылях крупного производства, в шестнадцатом – о поддержке мелкого предпринимательства. Требования такого толка вложили немалый вклад в дело прихода нацистов к власти, способствуя росту популярности партии в среде низших слоев. Но вместе с тем нацисты не спешили осуществлять свои требования и идеи социалистического толка, так как на то имелись свои объективные причины: "Именно эти идеи приводили Гитлера в замешательство, когда крупные промышленники и землевладельцы начали довольно основательно пополнять партийную кассу, в результате чего ни одно из этих требований, естественно, не было осуществлено".

Последний пункт отображает видения нацистов по вопросу об устройстве государственного аппарата. "Гитлер хотел прийти к власти… во всем рейхе и придать этой власти характер диктатуры, необходимой… сильному централизованному органу управления, способному покончить с полуавтономией земель, которые во времена Веймарской республики и империи Гогенцоллернов имели собственные парламенты и правительства. Одним из первых демаршей Гитлера после прихода к власти 30 января 1933 года явилась незамедлительная реализация вышеупомянутого положения программы партии, замеченного и всерьез воспринятого в свое время немногими. И никто уже не смог обвинить Гитлера в том, что он заранее не поставил об этом в известность общественность".

Стоит заметить, что программа нацистской партии в сфере основ социальной жизни вполне отражала, за исключением религиозного аспекта, суть идеологии. Конечно же, до тех пор, пока нацизм не занял властвующее положение в государстве, агитационные лозунги его сторонников были менее радикальными, чем их идеи, но для предвыборных кампаний это вполне закономерное явление, к тому же впоследствии прослеживается ужесточение нацистской политики, которая становится такой, какой она и должна быть согласно основным положениям нацизма.

Лично я считаю, что именно с момента оглашения политической программы формирование национал-социализма можно считать завершенным процессом, поскольку к этому времени нацизм приобрел все свои основные положения, а опубликовав программу партии, он "дал о себе знать" и стал уже действующей политической силой. С этого момента начинается борьба за голоса граждан, и в процессе предвыборной гонки идеология, естественно, подвергалась изменениям. Об этих изменениях, которые двинули нацизм "на путь эволюции", мы и поговорим в следующей главе.

На эволюцию нацизма повлияли, главным образом, требования политического прагматизма. Именно необходимость всеми возможными способами прийти к власти вносила свои коррективы в сущность нацистской идеологии. Вместе с тем стоит отметить, что свое влияние оказывала также и фашистская партия в Италии, и это признавал даже Гитлер. Рассмотрим же сам процесс прихода нацистов к власти.

"Уже в 1921 году Гитлер стал фактическим хозяином нацистской партии", превратив ее в орудие своей воли. На первых порах НСДАП удалось организовать в некоторых немецких землях местные группы, а в самой Баварии партия превратилась в довольно крепкую политическую силу. Нацисты были готовы к решительным действиям. Небезызвестный "поход на Рим" Муссолини вдохновил немецких фашистов. И они организовали 8-9 ноября 1923 года попытку государственного переворота – так называемый "пивной путч". Но эта акция провалилась, 16 человек погибло, НСДАП оказалась под запретом во всей Германии, некоторые из видных нацистов были осуждены, в том числе и Гитлер, получивший смехотворный срок заключения; все это способствовало росту его популярности, а НСДАП окончательно стала "гитлеровским движением". Впоследствии нацизму нередко давали такие определения, как "гитлеровский фашизм" или же просто "гитлеризм". Пробыв в тюрьме чуть больше года, Гитлер выпустил под своим именем первую часть книги "Майн Кампф", которая, по его задумке, должна была стать своеобразным "евангелием" нацистского движения и демагогической доктриной, которая станет базисом для дальнейшей политики нацистской партии; но книга не принесла ожидаемого успеха, а приближенные к Гитлеру люди были ею разочарованы.

Тем не менее, "Майн Кампф" оказала крайне существенное влияние на суть нацистской идеологии. Эта книга окончательно закрепила антимарксистскую и расистскую, с опорой на антисемитизм, сущность нацизма. Получает развитие теория о необходимости сохранения чистоты крови: "все развитие культуры целиком зависело от способности завоевателя и от сохранения чистоты его расы <…> Под влиянием смешения рас арийцы постепенно все больше теряли свои культурные способности <…> Так гибли целые культуры и целые государства, чтобы уступить место новым образованиям. Единственной причиной отмирания старых культур было смешение крови и вытекающее отсюда снижение уровня расы. Люди гибнут не в результате проигранных войн, а в результате ослабления силы сопротивляемости, присущей только чистой крови". Для подтверждения идеи расового превосходства арийцев приводятся любопытные доказательства: "В Северной Америке, где население в громадной своей части состоит из германских элементов, только в очень небольшой степени смешавшихся с более низкими цветнокожими народами, мы видим совершенно других людей и другую культуру, нежели в Центральной и Южной Америке, где переселенцы, преимущественно люди романского происхождения, зачастую в гораздо больших размерах смешивались с туземным населением <…> Германец американского континента, сохранивший беспримесную чистоту своей расы, стал господином континента, и он останется им вплоть до того момента, когда сам падет жертвой позора кровосмешения"

Беспощадной дискредитации подвергаются евреи. При чем для этого Гитлер прибегал к любым средствам, используя, например, религиозность немецкого общества: "любая религия, как она свойственна арийцам, требует именно известной веры в загробную жизнь. Посмотрите на талмуд. — Разве эта книга для загробной жизни? Нет, эта книга посвящена исключительно вопросу о том, как создать себе на практике жизнь получше в этом лучшем из миров". Также в его антисемитских высказываниях можно заметить намек на его мессианскую роль: "Ныне я уверен, что действую вполне в духе творца всемогущего: борясь за уничтожение еврейства, я борюсь за дело божие"; "Я знаю, что со мной ничего не случится, потому что я был выбран Богом для осуществления великой миссии".

Довольно четко в книге сформулировано отношение к марксизму. Вот что Гитлер пишет о своем первом споре со сторонниками марксизма: "То, что я слышал кругом, могло меня только раздражить до последней степени. Они отвергали и проклинали все: нацию как изобретение капиталистических "классов" — как часто приходилось мне слышать это слово; отечество как орудие буржуазии для эксплуатации рабочих; авторитет законов как средство угнетения пролетариата; школу как учреждение, воспитывающее рабов, а также и рабовладельцев; религию как средство обмана обреченного на эксплуатацию народа; мораль как символ глупого, овечьего терпения и т.д. Словом в их устах не оставалось ничего чистого и святого; все, буквально все они вываливали в ужасной грязи. Сначала я пытался молчать, но в конце концов молчать больше нельзя было. Я начал высказываться, начал возражать. Тут мне прежде всего пришлось убедиться в том, что пока я сам не приобрел достаточных знаний и не овладел спорными вопросами, переубедить кого бы то ни было совершенно безнадежно. Тогда я начал рыться в тех источниках, откуда они черпали свою сомнительную мудрость. Я стал читать книгу за книгой брошюру за брошюрой. Но на постройке споры становились все горячей. С каждым днем я выступал все лучше, ибо теперь имел уже больше сведений об их собственной науке, чем мои противники. Но очень скоро наступил день, когда мои противники применили то испытанное средство, которое конечно легче всего побеждает разум: террор насилия. Некоторые из руководителей моих противников поставили предо мной на выбор: либо немедленно покинуть постройку добровольно, либо они меня сбросят оттуда".

Ознакомившись с марксистским учением, Гитлер не только определился со своим негативным отношением к нему, но, наблюдая за ростом движения его сторонников, решил начать борьбу с этой "чумой", поглощающей все больше и больше людей, купившихся на ее привлекательную внешнюю оболочку, которая завораживала своей силой, скрывая тем самым свою террористическую сущность. А сильной эта теория стала не только за счет своего привлекательного внешнего облика, но и потому, что "в лагерь социал-демократии загоняла этих людей, несмотря ни на что, нужда. Бесчисленное количество раз наша буржуазия самым неумелым образом… выступала против очень скромных и человечески справедливых требований <…> Можно сказать с уверенностью, что миллионы рабочих сначала были внутренне враждебны социал-демократической партии, но их сопротивление было побеждено тем, порой совершенно безумным поведением буржуазных партий, которое выражалось в полном и безусловном отказе пойти навстречу какому бы то ни было социальному требованию <…> все это только помогало социал-демократии, которая с благодарностью регистрировала каждый такой отказ и пользовалась этими настроениями имущих классов, чтобы загонять массы в социал-демократический капкан".

Опять же, эти взгляды он трансформировал на расовую теорию, которая была всегда в центре его внимания и образовывала некую призму, через которую он и смотрел на окружающие явления. Марксистское учение он считал продуктом стремления евреев установить свою власть в государстве и обществе: "В это именно время я понял, что это разрушительное учение тесно и неразрывно связано с национальными свойствами одного определенного народа, чего я до сих пор совершенно не подозревал. Только знакомство с еврейством дает в руки ключ к пониманию внутренних, т.е. действительных намерений социал-демократии. Только когда познакомишься с этим народом, у тебя раскрываются глаза на подлинные цели этой партии, и из тумана неясных социальных фраз отчетливо вырисовывается оскалившаяся маска марксизма".

Однако были в марксизме некоторые вещи, которые симпатизировали Гитлеру. В частности, он восхищался советской системой, также ему нравился фанатизм коммунистов, который отличал их от слабой буржуазии. Таким образом, книга Гитлера еще больше закрепила антикоммунистическую сущность нацизма. Причем именно его идеи и стали официальной позицией нацистской идеологии по отношению к марксизму, мнения же других нацистов были им проигнорированы. К примеру, Пауль



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: