Социальная адаптация семьи: структура и компоненты.




Из всех проблем, стоящих перед современной семьей, наиболее важной является проблема адаптации семьи в обществе. В качестве основной характеристики процесса адаптации выступает социальный статус, то есть состояние семьи в процессе ее адаптации в обществе. В социально-педагогической работе с семьей важны следующие структурные характеристики семьи:

- наличие брачных партнеров (полная, формально полная, неполная семья);

- стадия жизненного цикла семьи (молодая, зрелая, пожилая семья);

- порядок заключения брака (первичный, повторный);

- количество поколений в семье;

- количество детей (многодетная, малодетная семья).

В перечисленных характеристиках проявляются как ресурсные возможности семьи (материальные, воспитательные и др.), так и потенциальные факторы социального риска. Например, повторность брака восполняет утраченные супружеские и детско-родительские связи, но может вызвать ухудшение психологического климата семьи и воспитания детей; сложный состав семьи, с одной стороны, создает более разнообразную картину ролевых взаимодействий (а, значит, более широкое поле социализации ребенка), с другой - в условиях дефицита жилья вынужденное совместное проживание нескольких поколений может стать причиной повышения конфликтности в семье и т.д.

Для социально-педагогической деятельности с семьей также важны индивидуальные особенности ее членов. К ним относятся социально-демографические, физиологические, психологические, патологические привычки взрослых членов семьи, а также характеристики ребенка: возраст, уровень физического, психического, речевого развития в соответствии с возрастом; интересы, способности, образовательное учреждение, которое он посещает; успешность общения и обучения, наличие поведенческих отклонений и др. Сочетание индивидуальных характеристик членов семьи с ее структурными и функциональными параметрами складывается в комплексную характеристику - статус семьи. Учеными показано, что у семьи может быть, по крайней мере, четыре статуса: социально-экономический, социально-психологический, социокультурный и ситуационно-ролевой. Перечисленные статусы характеризуют состояние семьи, ее положение в определенной сфере жизнедеятельности в конкретный момент времени, то есть представляют собой срез некоторого состояния семьи в непрерывном процессе ее адаптации в обществе. Структура социальной адаптации семьи представлена на рисунке __4.

Первый компонент социальной адаптации семьи - материальное положение семьи. Для оценки материального благосостояния семьи, складывающегося из денежной и имущественной обеспеченности, необходимы такие критерии, как: уровень доходов семьи, ее жилищные условия, предметное окружение, а также социально-демографические характеристики ее членов, что составляет социально-экономический статус семьи. Второй компонент социальной адаптации семьи - ее психологический климат – более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который складывается как результат настроений членов семьи, их душевных переживаний, отношений друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям.

Для оценки состояния психологического климата семьи (социально-психологического статуса) целесообразно разделить все взаимоотношения на супружеские, детско-родительские и отношения с ближайшим окружением. Критерием оценки состояния психологического климата семьи могут служить: степень эмоционального комфорта, уровень тревожности, степень взаимного понимания, уважения, поддержки, помощи, сопереживания и взаимовлияния, место проведения досуга (в семье или вне ее), открытость семьи во взаимоотношениях с ближайшим окружением. Третий компонент структуры социальной адаптации семьи – социо-культурная адаптация. Определяя общую культуру семьи, необходимо учитывать уровень образования взрослых членов, поскольку он признан одним из определяющих факторов в воспитании детей, а также непосредственно бытовую и поведенческую культуру членов семьи. Критериями могут служить: широкий круг интересов, рационально организованный быт, разнообразный досуг (преобладание совместных форм досуговой и бытовой деятельности), развитые духовные потребности, ориентация семьи на всестороннее воспитание и развитие ребенка, здоровый образ жизни.

Четвертый показатель - ситуационно-ролевая адаптация, которая связана с отношением к ребенку в семье. В случае конструктивного отношения к ребенку, высокой культуры и активности семьи в решении проблем ребенка, ее ситуационно-ролевой статус высокий; в случае игнорирования проблем ребенка и тем более негативного отношения к нему, которые, как правило, сочетаются с низкой культурой и активностью семьи, ситуационно-ролевой статус - низкий.

На основе анализа структурных и функциональных характеристик семьи, а также индивидуальных особенностей ее членов, можно определить ее структурно-функциональный тип и вместе с тем сделать вывод об уровне социальной адаптации семьи в обществе.

Говоря о направлениях деятельности в рамках семейной политики, отметим такие важные из них, как: социальная работа, социальная помощь, социальная поддержка и социальное курирование (социальный патронаж).

Социальная работа с семьей - это деятельность, осуществляемая профессионально подготовленными специалистами и направленная на оказание индивидуальной помощи человеку, семье, попавшим в трудную для них жизненную ситуацию, через оказание различных социальных услуг: информирования; диагностики; консультирования; реабилитации; прямой натуральной и финансовой помощи; ухода и обслуживания больных и одиноких; педагогической и психологической поддержки. Высокий уровень жизни и благосостояния семей не только не исключает необходимости в проведении социальной работы, но делает ее задачи более сложными, тогда как социальная защита носит временный характер, проводится с целью оградить семью от общественно-экономических, социальных, природных и других кризисов, потрясений, экстремальных ситуаций и включает в себя социальную помощь, а также значительную часть социальной поддержки.

Социальная помощь семье оказывается непосредственно с целью обеспечения выживания в виде: прямой натуральной и финансовой помощи, льгот (предоставляются в случаях, когда семья не может обеспечить прожиточного минимума своего существования), ухода за больными и неспособными к самообслуживанию.

Социальная поддержка - это формы помощи, стимулирующие активность семьи, ставящие ее в ситуацию повышенной ответственности за свои действия. Прямая денежная или иная экономическая помощь как мера социальной поддержки должна иметь временный характер (кредиты, страхование, временные льготы и т.п.) и преследовать цель- обеспечить условия дальнейшей самостоятельной активности семьи. Предоставляется в виде: выбора деятельности по самообеспечению; помощи психологического, педагогического, информационного порядка, направленной на достижение уровня самообеспечения в интервале от прожиточного минимума до среднего уровня включительно.

Главной задачей социального курирования является организация возможностей эффективного осуществления семьей культурно-социализирующей функции, разработка и предложение «тонких» социальных технологий, преодоление различных семейных проблем, консультирование и т.п. Основные виды экономической помощи должны иметь возвратный характер и направляться на освоение семьей новых форм деятельности. Социальное курирование предлагается семьям с уровнем жизни выше среднего и высоким уровнем самообеспеченности.

Говоря о социально-педагогической деятельности с семьей, нужно отметить, что ее объектами могут быть: ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама семья в целом, как коллектив. Компоненты социально-педагогической помощи отражены в следующей схеме:

Образовательная составляющая деятельности педагога с семьей включает в себя помощь в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей. Помощь в воспитании оказывается, в первую очередь, родителям, путем их консультирования, а также детям посредством создания специальных воспитывающих ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала. Психологическая составляющая социально-педагогической помощи включает в себя социально-психологическую поддержку и коррекцию. Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса. Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно-психического состояния. Посреднический компонент включает в себя три составляющие: информирование, помощь в организации и координации. Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут быть как жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем, которые существуют внутри семьи. Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию выставок-продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов; клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов, курсов по ведению домашнего хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха и др. Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка в ней. Социальный работник при работе с семьей выступает в трех основных ролях:

- советник - информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей;

- консультант - консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье;

- защитник - защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствия внимания, человеческого отношения родителей к детям.

Говоря о формах социально-педагогической помощи семье, нужно отметить долгосрочные и краткосрочные формы работы. Среди краткосрочных форм ученые выделяют кризисинтервентную и проблемно-ориентированную модели взаимодействия.

Кризисинтервентная модель работы с семьей предполагает оказание помощи непосредственно в кризисной ситуации, которая может быть обусловлена изменениями в естественном жизненном цикле семьи или случайными травмирующими обстоятельствами. Неблагоприятные периоды в семье связаны с возрастными кризисами ребенка: кризис трех лет, связанный с процессом формирования основных индивидуально-психологических качеств личности; 7-8 лет - адаптация к новому социальному статусу школьника, усвоение нового режима жизни, новых отношений с учителем, детским коллективом; 12-17 лет - период самоутверждения, изменения отношения с родителями и миром взрослых в целом; 18-21 - социальное самоопределение. Кризисная ситуация требует быстрого реагирования. Ее оценка не предполагает детальной диагностики, а фокусирует свое внимание на масштабах дезадаптации и имеющихся средствах ее преодоления. Используются как внутренние ресурсы семьи, так и внешние формы помощи. Независимо от того, какие проблемы создали кризисную ситуацию, социально-педагогическая помощь направляется на смягчение воздействия стресса, мобилизацию усилий семьи на преодоление кризиса путем оказания непосредственной эмоциональной поддержки.

Проблемно-ориентированная модель взаимодействия также относится к краткосрочным стратегиям работы (продолжительность не превышает 4 месяцев). Она направлена на решение конкретных практических задач, заявленных и признанных семьей. В центре этой модели находится проблема, которую семья осознала и над которой готова работать, а не выявление природы и причины самой проблемы. Данная модель основывается на том, что в определенных условиях большинство проблем могут решить, или хотя бы уменьшить их остроту, самостоятельно. Социально-педагогическая деятельность поможет создать такие условия, решить проблему совместными усилиями.

Долгосрочные формы работы, преобладающие, в основном, в зарубежной практике, требуют продолжительного общения с клиентом (от 4 месяцев и более) и обычно построены на психо-социальном подходе. В условиях низкой мотивации обращения семей именно за социально-педагогической, психологической помощью необходимо применение таких форм работы с семьей, как:

- патронаж (посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями);

- консультационные беседы (оказание помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач);

- социально-психологические тренинги (использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении).

В современных условиях семья становится одним из центральных объектов разных областей знания: социальной педагогики, социальной работы, здравоохранения, образования и др. От разрешения проблем семьи во многом зависит будущее страны. Семья имеет свои специфические особенности и требует учета всех ее характеристик: проблемы отдельных членов семьи всегда являются общей проблемой для семьи как целого; семья - система гомеостатическая, то есть сложившийся в ней устойчивый баланс отношений имеет тенденцию самовосстанавливаться после каких-либо нарушений; семья - система закрытая, не каждый социальный педагог может туда войти; семья автономна в своей жизнедеятельности.

Социально-педагогическая деятельность с семьей будет эффективна, если она будет основана на комплексном подходе. Он предполагает изучение данных демографии (изучение рождаемости), социологии и социальной психологии (исследование и анализ удовлетворенности браком и семейными отношениями, причин семейных конфликтов), педагогики (воспитательная функция семьи), права (опека и попечительство), экономики (бюджет семьи), этнографии (быт, культурные особенности), истории и философии (исторические формы семьи, брака, проблемы семейного счастья, долга), религии.


19. Удовлетворенность браком: факторы, типы успешных браков.

Удовлетворенность семейно-брачными отношениями - это результат адекватной реализации представления (образа) о семье, сложившегося в сознании человека под влиянием встреч с различными событиями, составляющими его опыт (действительный или символический) в данной сфере деятельности (Часто употребляемыми синонимами термина «удовлетворенность браком» являются «успешность брака», «сплоченность семьи», «совместимость супругов» и др.) (Егорова О.В.)

Рассмотрим факторы, влияющие на качество брака.

Социально-демографические и экономические факторы

Проведенные исследования в современной психологии семьи выделили множество характеристик, дифференцирующих счастливые и несчастливые браки. Примером их систематизации является модель качества брака, созданная американскими учеными Р.Л. Левисом и Дж.Б. Спаниером. Различные характеристики, описывающие удачные и неудачные браки (стабильность, УБ и др.), они объединили под понятием качества брака.

На основании обзора более чем 200 работ ими выделено 47 характеристик высокого качества брака. Все они разбиты на три группы, получившие названия: добрачные, социально-экономические и внутрисупружеские факторы. Более 2/3 параметров, позитивно влияющих на качество брака, носят сугубо психологический характер. Наряду с несомненными достоинствами эта схема обладает рядом существенных недостатков. К их числу можно отнести: рассмотрение факторов скорее стабильности брака, нежели удовлетворенности им; упор на прямолинейный характер постулируемых зависимостей; предсказательную, но не объяснительную сущность модели, а также отсутствие опоры на социальный контекст, в котором работают утверждения о качестве брака (Алешина Ю.Е., 1985. с. 25-27; Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Б.М., 1987, С. 5). Тем не менее, наиболее интересным в этой модели, по мнению Е.В. Антонюк (1992, С. 40), является признание именно согласованности ролевого поведения супругов (а не традиционности - эгалитарности ролевой структуры) детерминантой успешности брака.

В зарубежных трудах можно также встретить такие модели удовлетворенности браком, как «теория компенсации» Беркла, «теория эмпатии» Фута и Котрела, «теория равновесия» Ньюкомба, теория Уолисса и Кларка с фигурирующим в ней понятием «компенсаторности», которое означает степень, в которой удовлетворенность одними аспектами брачно-семейных отношений возмещает неудовлетворенность другими и др. Наиболее выдающейся среди них М.С. Мацковский (1989, С. 79) считает последовательность связей, сформулированную У. Берром, где УБ выступает зависимой переменной.

Весьма интересен подход к построению объяснительной модели влияния добрачных факторов на качество брака Ф. Ная и Р. Хилла утверждению третьего порядка. Качество брака тем выше, 1) чем выше степень добрачной гомогенности, 2) чем больше у жениха и невесты ресурсов, связанных с выполнением ими будущих брачных ролей, 3) чем выше качество воспитания и образцов супружеских отношений в родительской семье, 4) чем большую поддержку оказывают паре «значимые другие».

Все это авторы сводят к следующему выводу - чем больше у супругов социальных и личностных ресурсов для адекватного функционирования брака, тем выше последующее качество брака (там же, С. 81-83).

Изучая факторы нестабильности городской семьи, Т.А. Гурко (1983) выделяет факторы как добрачные, так и свойственные стадии индивидуализации отношений и формирования правил:

кратковременность добрачного знакомства будущих супругов, ранний возраст вступления в брак (до 21 года), неуспешность брака родителей, добрачная беременность, негативное отношение к супругу;

расхождение супругов в отношении к значению профессиональной деятельности для женщин, к распределению власти в семье, характеру проведения свободного времени, распределению семейных обязанностей и к представлению о желаемом количестве детей.

По данным социолога Карела Витека, добрачное знакомство чаще всего длится 1-2 года, а наиболее оптимальным возрастом вступления в брак является 20-24 года (1988, С. 61-63). С другой стороны, согласно Н.М. Ходакову (1990, С. 10), старые авторы приводили таблицу, в которой указан наиболее оптимальный возраст женщины и мужчины для вступления в брак. Для женщин это 20-21 год, а для мужчин 26-27 лет.

При этом большинство авторов согласно с тем, что разница в возрасте 1-4 года, где мужчина старший, является важной составляющей биологической совместимости (Ходаков Н.М., 1990; Косачева В.И., 1990; Самоукина Н.В., 1998 и др.). Авторы аргументируют это тем, что мужчина нуждается в стимуле для сохранения полового влечения и более молодая жена, чем он сам, лучше ответит этой особенности. Однако, авторы изучающие гендерные различия полов, замечают, что мужчины умирают в среднем на пять лет раньше женщин (Майерс Д., 1997, С. 228). Это дает обоснование мнению, что именно женщина должна быть старше супруга, что сделает супружество более продолжительным (Витек К., 1988).

А.В. Черников добавляет к вышеупомянутым неблагоприятным добрачным факторам такие особенности молодых людей, испытывающих трудности в период ухаживания, как несформированная идентичность, отсутствие эмоциональной и финансовой независимости от родителей, неадекватный по возрасту статус, неразвитые навыки ухаживания и привлечения партнера (Черников А.В., 1996, С. 79).

Согласно Витеку (1988, С. 60), трудовая стабильность тоже влияет на качество брака: каждый пятый брак опрошенных, сменивших профессию, был как-то разлажен. Предполагается, что люди, меняющие место работы, отличаются неустойчивостью, неспособностью наладить нормальные отношения, что проявляется как на работе, так и в семье.

Интересно, что упоминавшийся автор не считает высшее образование гарантом супружеского благополучия, хотя А.Н. Волкова (1979) обнаружила, что на супружескую совместимость позитивное влияние оказывают такие социологические характеристики, как именно высокий уровень образования, отсутствие разницы в образовании супругов и хорошие жилищные условия. Т. Гурко (1983) согласна с тем, что на успешность брака влияет минимальное различие в образовании супругов, но добавляет, что при этом образовательный уровень у мужа может быть выше, чем у жены.


20. Основы формирования гармоничных взаимоотношений в семье.

При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого идеала, нормы. В воспитательной деятельности, по-видимому, такой абсолютной нормы не существует. Мы учимся быть родителями, так же, как учимся быть мужьями и женами, как постигаем секреты мастерства и профессионализма в любом деле.

В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами. Воспитание в семье - это та же жизнь, и наше поведение и даже наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. К тому же родители не похожи друг на друга, как не похожи один на другого дети. Отношения с ребенком, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы. Связь воспитания с другими видами деятельности, подчинение воспитания тем или иным мотивам, а так же место воспитания в целостной личности человека - все это и придает воспитанию каждого родителя особый, неповторимый, индивидуальный характер. Главное в воспитании маленького человека - достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой. Именно поэтому будущим родителям, которые хотели бы воспитывать своего ребенка не стихийно, а сознательно, необходимо начать анализ воспитания своего ребенка с анализа самих себя, с анализа особенностей своей собственной личности. Для достижения воспитательных целей в семье родители обращаются к разнообразным средствам воздействия: поощряют и наказывают ребенка, стремятся стать для него образцом. В результате разумного применения поощрений развитие детей как личности можно ускорить, сделать более успешным, чем при использовании запретов и наказаний. Если все же возникает нужда в наказаниях, то для усиления воспитательного эффекта наказания по возможности должны следовать непосредственно за заслуживающим их проступком. Наказание должно быть справедливым, но не жестоким. Очень суровое наказание может вызвать у ребенка страх или озлобленность. Наказание более эффективно в том случае, если проступок, за который он наказан, разумно ему объяснен. Любое физическое воздействие формирует у ребенка убеждение, что он тоже сможет действовать силой, когда его что-то не устроит.

Очень важную роль в воспитании ребенка играют диалог с ним и принятие его как полноценной, полноправной личности.

Диалог. Как строить воспитывающий диалог? Каковы его психологические характеристики? Главное в установлении диалога - это совместное устремление к общим целям, совместное видение ситуаций, общность в направлении совместных действий. Речь идет не об обязательном совпадении взглядов и оценок. Чаще всего точка зрения взрослых и детей различна, что вполне естественно при различиях опыта. Однако первостепенное значение имеет сам факт совместной направленности к разрешению проблем. Ребенок всегда должен понимать, какими целями руководствуется родитель в общении с ним. Ребенок, даже в самом малом возрасте, должен становиться не объектом воспитательных воздействий, а союзником в общей семейной жизни, в известном смысле ее создателем и творцом. Именно тогда, когда ребенок участвует в общей жизни семьи, разделяя все ее цели и планы, исчезает привычное единоголосие воспитания, уступая место подлинному диалогу.

Наиболее существенная характеристика диалогичного воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций ребенка и взрослого.

Достичь этого в повседневном семейном общении с ребенком весьма трудно. Обычно стихийно возникающая позиция взрослого - это позиция «над» ребенком. Взрослый обладает силой, опытом, независимостью - ребенок физически слаб, неопытен, полностью зависим. Вопреки этому родителям необходимо постоянно стремиться к установлению равенства.

Равенство позиций означает признание активной роли ребенка в процессе его воспитания. Человек не должен быть объектом воспитания, он всегда активный субъект самовоспитания. Родители могут стать властителями души своего ребенка лишь в той мере, в какой им удается пробудить в ребенке потребность в собственных достижениях, собственном совершенствовании.

Требование равенства позиций в диалоге опирается на тот неоспоримый факт, что дети оказывают несомненное воспитывающее воздействие и на самих родителей. Под влиянием общения с собственными детьми, включаясь в разнообразные формы общения с ними, выполняя специальные действия по уходу за ребенком, родители в значительной степени изменяются в своих психических качествах, их внутренний душевный мир заметно трансформируется.

По этому поводу обращаясь к родителям, Я.Корчак писал: «Наивно мнение, что, надзирая, контролируя, поучая, прививая, искореняя, формируя детей, родитель, зрелый, сформированный, неизменный, не поддается воспитывающему влиянию среды, окружения и детей».

Равенство позиций отнюдь не означает, что родителям, строя диалог, нужно снизойти до ребенка, нет, им предстоит подняться до понимания «тонких истин детства». Равенство позиций в диалоге состоит в необходимости для родителей постоянно учиться видеть мир в самых разных его формах глазами своих детей. Контакт с ребенком, как высшее проявление любви к нему, следует строить, основываясь на постоянном, неустанном желании познавать своеобразие его индивидуальности. Постоянное тактичное всматривание, вчувствование в эмоциональное состояние, внутренний мир ребенка, в происходящие в нем изменения, в особенности его душевного строя - все это создает основу для глубокого взаимопонимания между детьми и родителями в любом возрасте.

Принятие. Помимо диалога для внушения ребенку ощущения родительской любви необходимо выполнять еще одно чрезвычайно важное правило. На психологическом языке эта сторона общения между детьми и родителями называется принятием ребенка. Что это значит? Под принятием понимается признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей. Принимать ребенка - значит утверждать неповторимое существование именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами. Как можно осуществлять принятие ребенка в повседневном общении с ним? Прежде всего, необходимо с особенным вниманием относиться к тем оценкам, которые постоянно высказывают родители в общении с детьми. Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера. К сожалению, для большинства родителей стали привычными высказывания типа: «Вот бестолковый! Сколько раз объяснять, бестолочь!», «Да зачем же я тебя только на свет родила, упрямец, негодник!», «Любой дурак на твоем месте понял бы, как поступить!».

Всем будущим и нынешним родителям следует очень хорошо понять, что каждое такое высказывание, каким бы справедливым по сути оно ни было, какой бы ситуацией ни вызывалось, наносит серьезный вред контакту с ребенком, нарушает уверенность в родительской любви. Необходимо выработать для себя правило не оценивать негативно самого ребенка, а подвергать критике только неверно осуществленное действие или ошибочный, необдуманный поступок. Ребенок должен быть уверен в родительской любви независимо от своих сегодняшних успехов и достижений. Формула истиной родительской любви, формула принятия - это не «люблю, потому что ты - хороший», а «люблю, потому что ты есть, люблю такого, какой есть».

Но если хвалить ребенка за то, что есть, он остановится в своем развитии, как же хвалить, если знаешь, сколько у него недостатков? Во-первых, воспитывает ребенка ни одно только принятие, похвала или порицание, воспитание состоит из многих других форм взаимодействия и рождается в совместной жизни в семье. Здесь же речь идет о реализации любви, о созидании правильного эмоционального фундамента, правильной чувственной основы контакта между родителями и ребенком. Во-вторых, требование принятия ребенка, любви к такому, какой есть, базируется на признании и вере в развитие, а значит, в постоянное совершенствование ребенка, на понимание бесконечности познания человека, даже если он совсем еще мал. Умению родителей общаться без постоянного осуждения личности ребенка помогает вера во все то хорошее и сильное, что есть в каждом, даже в самом неблагополучном, ребенке. Истинная любовь поможет родителям отказаться от фиксирования слабостей, недостатков и несовершенств, направит воспитательные усилия на подкрепление всех положительных качеств личности ребенка, на поддержку сильных сторон души, к борьбе со слабостями и несовершенствами. Контакт с ребенком на основе принятия становится наиболее творческим моментом в общении с ним. Уходит шаблонность и стереотипность, оперирование заимствованными или внушенными схемами. На первый план выступает созидательная, вдохновенная и всякий раз непредсказуемая работа по созданию все новых и новых «портретов» своего ребенка. Это путь все новых и новых открытий.

Оценку не личности ребенка, а его действий и поступков важно осуществлять, меняя их авторство. Действительно, если назвать своего ребенка недотепой, лентяем или грязнулей, трудно ожидать, что он искренне согласится с вами, и уж вряд ли это заставит изменить его свое поведение. А вот если обсуждению подвергся тот или иной поступок при полном признании личности ребенка и утверждении любви к нему, гораздо легче сделать так, что сам ребенок оценит свое поведение и сделает правильные выводы. Он может ошибиться и в следующий раз или по слабости воли пойти по более легкому пути, но рано или поздно «высота будет взята», а ваш контакт с ребенком от этого никак не пострадает, наоборот, радость от достижения победы станет вашей общей радостью.

Контроль за негативными родительскими оценками ребенка необходим еще и потому, что весьма часто за родительским осуждением стоит недовольство собственным поведением, раздражительность или усталость, возникшие совсем по другим поводам. За негативной оценкой всегда стоит эмоция осуждения и гнева. Принятие дает возможность проникновения в мир глубоко личностных переживаний детей, появление ростков «соучастия сердца». Печаль, а не гнев, сочувствие, а не мстительность - таковы эмоции истинно любящих своего ребенка, принимающих родителей.

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

Принимать активное участие в жизни семьи;

Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;

Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в го жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;

Уважать право ребенка на собственное мнение;

Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;

С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

21. Сущность и содержание межпоколенческих связей.

Семья является важнейшим институтом воспроизводства общества и первичной социализации личности в процессе взаимодействия поколений. Именно в семье межпоколенческие связи наиболее тесны.

В современном российском обществе произошли значительные изменения, затронувшие практически все его сферы – экономику, политику, культуру и др. Эти изменения комплексно повлияли на институт семьи, претерпевший структурные и функциональные трансформации. Сопровождающие эти трансформации кризисные явления (старение населения, участившиеся случаи насилия по отношению к пожилым людям и детям, рост числа семей с конфликтными взаимоотношениями и т.д.) свидетельствуют об обострении проблем в отношениях между поколениями в обществе в целом и в семье в частности.

Между тем влияние трансформационных процессов на взаимодействие поколений в семье изучено недостаточно. Осмысление межпоколенческих связей актуально в теоретическом и практическом отношениях. Оно не только позволяет определить влияние взаимодействия поколений на развитие института семьи, общества в целом, но и дает возможность уточнить стратегии социальной политики.

Понятие "поколение" многозначно, так как оно определяет сложную, многомерную социальную общность людей. Под поколением понимается социально-демографическая и культурная группа людей приблизительно одного возраста. Интервал между поколениями составляет около 20–30 лет. Поколение проходит возрастные этапы детства, юности, молодости, зрелости и старости, меняется его внешний облик, но сохраняются ценности, заложенные в процессе социализации, определяющие духовный мир, формы общения и поведения, виды деятельности.

Поколениями также называют общности людей, живущих примерно в одно и то же время и объединенных относительно одинаковыми социально-экономическими условиями, участием в одних исторически значимых событиях, сходностью социального, политического, нравственного и психологического опыта.

В современном российском обществе младшим поколением считаются дети (несовершеннолетние в возрасте от 0 до 18 лет), молодежь (по различным оценкам, от 14–16 до 25–29 лет). Среднее поколение составляют люди в возрасте от 30 до 54–59 лет. Старшим поколением являются пожилые люди, пенсионеры (женщины 55 лет и старше, мужчины 60 лег и старше). Данная возрастная периодизация условна и зависит от многих факторов – биологических, демографических, гендерных, экономических, политических, психологических, профессиональных, социокультурных.

Поколения в обществе и в семье тесно связаны, но не тождественны друг другу. Индивид может принадлежать к разным поколениям в обществе и в семье. Например, взрослые дети, проживающие совместно с родителями, являются по отношению к ним младшим поколением, хотя в обществе они относятся к среднему.

Под поколением в семье понимается социально-возрастная совокупность людей, одинаково удаленных в родственном отношении от общих предков (родители, дети, внуки), образующих по отношению к ним одинаковую степень родства по прямой линии.

Детей, родителей, прародителей обычно рассматривают как представителей младшего, среднего и старшего поколения. Эта градация зависит от типа семьи: в многопоколенной семье представлены все три поколения, в нуклеарной – старшим поколением являются родители, а прародители не входят в состав семьи.

В Западной Европе, США и России нуклеарные семьи составляют более 70% семей. Встречаются и неполные семьи с одним кормильцем, чаще матерью. В последнее время отмечается рост таких семей вследствие разводов. Согласно посл<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: