Функционалисты рассматривают общество как систему взаимодействующих частей, каждая из которых оказывает влияние на функционирование целого. В результате нормального функционирования различных частей образуется единое, устойчивое общество. Характерные черты структурного функционализма:
рассматривает общество как устойчивое, единое целое;
устойчивость общественных систем обеспечивается внутренним механизмом контроля (суд, правоохранительные органы);
дисфункции (нарушения) преодолеваются сами по себе или устраняются обществом;
изменения носят постепенный (не революционный) характер;
социальная интеграция основана на признании большинством общества единой системы ценностей.
Понятие структурно-функционального анализа употребляется в двух значениях: как название социологической школы (основатель Т. Парсонс) и метод исследования, в соответствии с которым изменения элемента системы рассматриваются в связи с изменениями всей системы.
Наиболее ярким представителем структурного функционализма является американский социолог Толкотт Парсонс (1902-1979), который предпринял попытку создать всеобщую универсальную систему. В основу существования социальной системы он положил понятие равновесия. Условием выживания и самосохранения социальной системы служит равновесие (общества в целом или отдельного индивида). Нарушение равновесия означает дестабилизацию или гибель социальной системы.
Рассматривая общество как систему, он считает, что любая социальная система должна соответствовать четырем основным функциональным требованиям.
адаптация – приспособление к окружающей среде. Чтобы существовать, система должна обладать определенной степенью контроля над своей средой. Особое значение для общества имеет экономическая среда, которая должна обеспечивать людям необходимый минимум материальных благ.
целеполагание – формулирование целей и мобилизация ресурсов для их достижения. Все общества устанавливают цели, на которые направляется социальная активность;
интеграция – поддержание внутреннего единства и упорядоченности, пресечение возможных отклонений. Главный институт, координирующий части социальной системы, – это право. С помощью правовых норм упорядочиваются отношения между индивидами и институтами, что уменьшает возможность возникновения конфликта;
латентность (поддержание образца) – обеспечение внутренней стабильности, сохранения и поддержания основных ценностей общества посредством социальных институтов семьи, школы, церкви.
По мнению Парсонса общество объединяют: общность ценностей людей и взаимное соблюдение правил социального поведения.
Одно из основных понятий Парсонса – понятие социального действия, которое он продолжил разрабатывать, основываясь на теории М. Вебера. Социальное действие можно охарактеризовать как любое поведение индивида или группы, имеющее значение для других индивидов и групп социальной общности или общества в целом. Основные составляющие элементы социального действия:
деятель (индивид, группа) обладает активностью и может проанализировать ситуацию, поставить перед собой цель;
ситуация определяется факторами, актуальными для субъекта в момент совершения действия;
ориентация на ожидания друг друга.
Особенность социального действия заключается в том, что оно:
символично (наличие механизмов регуляции действия, как язык, традиции, ценности и т.д.);
нормативно (поведение индивида зависит от принятых в данном обществе правил и норм);
волюнтаристично (зависимость социального действия от субъективных «определений ситуации»).
Таким образом, структура социального действия определяется:
системой норм и ценностей, которая соотносит цель с ситуацией, ограничивая выбор средств;
принятием индивидуальных решений о путях достижения целей;
существующими средствами и условиями.
Модель системы социального действия Парсонса включает три подсистемы:
социальную – система действий одного или нескольких индивидов (деятелей) обеспечивающая интеграцию действий индивида;
культурную – содержит общие образцы действий, принципы выбора целей, ценностей, знаний и др.;
личностную - система, состоящая из действий индивидуального деятеля, в соответствии с потребностями и организацией целей и ценностей.
Развитие общества, по мнению Т. Парсонса, носит эволюционный характер, в процессе которого происходит дифференциация (неизбежно возникающая и прогрессивно нарастающая неоднородность внутри системы) и интеграция (рост целостности системы благодаря появлению и упрочению новых взаимодополняющих связей и координации между частями).
На основе этого Парсонс выделил три типа общества:
примитивный (в них дифференциация выражена незначительно);
промежуточный (связан с появлением письменности, социального расслоения, выделения культуры в самостоятельную область человеческой деятельности);
современный (характерной чертой является отделение правовой системы от религиозной, формирование административной бюрократии, рыночной экономики и демократической избирательной системы).
Основные труды: «Структура социального действия», «Социальная система».