Теоретические основы отечественной бюрократии.




Слово бюрократия имеет иностранные корни и состоит из франц. слова «бюро» - канцелярия и греч. «кратос» - господство и власть.

В современном понимании бюрократия – это такой способ государственного управления, который характеризуется большой степенью централизации и письменным способом делопроизводства.

Истоки бюрократического способа государственного управления с одной стороны, в смысле централизации, восходят к внутренним характеристикам понятия власти вообще, с другой – в части развитости письменного делопроизводства – суверенитет.

Централизованный государственный аппарат является продуктом поступательного развития исторических систем построения государственного аппарата, в свою очередь, также связан с принципом суверенитета и порождает возникновение письменного производства.

Суверенитет государственной власти предполагает в качестве внутренней государственной власти – верховенство внутри подконтрольной территории над всеми находящимися над ней властями.

Через властно-волевой конфликт носитель суверенной государственной власти стремится к внутреннему единству (в своем абсолюте) и концентрирует в своих руках всю полноту полномочий.

В результате властный субъект имеет стремление к регулированию наибольшего количества общих отношений, что непременно вызывает возрастание потребности населения образоваться в государственные органы.

В результате постоянной нагрузки на государственные органы возникает необходимость распределения властных полномочий между ними.

В тоже время стремление держать под контролем деятельность нижестоящих органов, основной движимой силой которого является особенность субъекта власти к наиболее полного и действующего подвластного субъекта порождает поиск способов такого контроля в связи с отсутствием возможности тотального контроля в режиме реального времени высшим государственным органом контроль выборочный и ретроспективный, что вызывает необходимость письменной фиксации деятельности государственных органов.

Стремление власти к суверенитету и персонификации в виде единого носителя неизбежно влечет за собой иерархическую систему ее организации государственной власти юридически. Вся полнота властных полномочий принадлежит её единому носителю или высшему государственному органу, однако в связи с невозможностью лично выполнить все властные функции высший государственный орган неизбежно делегирует часть своих полномочий нижестоящим органам, которые им учреждаются, наделяются полномочиями и несут перед ним ответственность.

При этом в результате естественного процесса развития государственный аппарат приходит к необходимости унификации полномочий, делегированных тому или иному органу, т.е. к их отраслевой специализации.

Так появляются органы отраслевой компетенции. В результате каждодневной деятельности отраслевых органов с большей или меньшей периодичностью возникают вопросы, затрагивающие компетенцию двух или более государственных органов, в связи с чем возникает необходимость создания в государственном аппарате надотраслевого государственного органа, способного разрешать подобного рода коллизии. Возникает государственный орган общей компетенции.

Государственный орган общей компетенции – может совпадать с высшим государственным органом, либо занимать промежуточное между ним отраслевое положение. В последнем случае на высший государственный орган возлагается решение наиболее важных или вновь возникших не урегулированных вопросов.

При этом за высшим государственным органом в любом случае остается право принять к своему производству и разрешить любой вопрос по-своему усмотрению.

Усложнение государственным аппаратом может также возникать в результате увеличения подвластной территории, которая влечет за собой необходимость её административно-территориального деления и организация местно-административных органов.

Возникновение и развитие отечественной бюрократии подчиняется общим закономерностям, которая, в свою очередь, аргументируется формированием и развитием Российского государственного аппарата.

Развитие власти и приобретение ею признаков публичности происходило в результате усложнения структуры восточно-славянского общества. В догосударственный период основным принципом социальной организации общества выступало реальное или мнимое кровное родство.

Человек являлся частью живой природы и также биологически стремясь к сохранению своего вида в виде сохранения в лице своих потомков создавал первую ступень социальной интеграции – семью. В результате господствовавших в тот период способов к существованию средств (охоты) совместное хозяйствование родственниками нескольких поколений было наиболее эффективным и породило существование большой патриархальной семьи.

Отношения внутри семьи в основном строились на основе принципов первобытной морали и авторитете знаний и умений старших родственников.

Координационные функции исполнял наиболее опытный и дееспособный родственник, пользуясь властными полномочиями.

При этом основными мотивационным моментом здесь являлся его авторитет, основанный на жизненном опыте и реальных достижениях.

Возраст в данном случае обеспечивал приобретение лучших навыков и большого опыта, и как правило, имел основное значение.

Утрата авторитета среди родственников, несмотря на возраст, могла повлечь потерю властных полномочий, что лишало носителя власти самостоятельности по отношению к подвластным субъектам.

Отношение власти и подчинение в этот период в коммуникационном плане носили вид непосредственных указаний и непосредственного контроля за их выполнением. Некачественное выполнение властных указаний наиболее опытного члена семьи влекло за собой не достижение за собой поставленного результата, моральное осуждение родственников и утрату авторитета внутри семейного сообщества.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: