Тема: «Северная Америка: географическое положение и рельеф».
Цели урока: развивать умение сравнивать на примере ГП двух материков; продолжить формировать навыки работы с разными источниками информации (карта, текст, контурная карта); сформировать представление о рельефе, геологической истории, тектоническом строении, оледенении и его влиянии на рельеф материка; познакомить учащихся с полезными ископаемыми.
Оборудование: физическая карта полушарий; физическая карта Северной Америки; тектоническая карта Северной Америки; учебник; атласы, контурные карты; карточки с названиями материков и их особенностей
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности к уроку.
II. Повторение:
1. Давайте, с вами вспомним, а какие материки мы с вами уже изучили? - Африка, Австралия, Южная Америка, Антарктида.
2. Что объединяет эти материка? - перечисленные материки – южные.
3. Почему Африку, Австралию, Южную Америку, Антарктиду мы относим к группе южных материков? - эти материки пересекаются экватором или полностью находятся в южном полушарии.
Молодцы, ребята! Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Найди лишнее!». Перед вами на экране характеристики южных материков. Выберите номера тех характеристик, которые не относятся к южным материкам.
№1 - пересекаются Северным полярным кругом;
№5 - омываются морями Северного Ледовитого океана;
№9 - большая часть территории расположена в умеренном климатическом поясе;
№ 13 - относительно экватора находятся в северном полушарии.
Молодцы! Обратите еще раз внимание на выделенные фрагменты. Как вы думаете, а для каких материков будут характерны оставшиеся характеристики? - для северных.
|
Назовите материки, которые будут относится к северным? -Северная Америка, Евразия.
4. Постановка учебной задачи:
− Я хочу вам рассказать об одном материке, который удивляет всех своей природной уникальностью. Это великолепная горная система – Кордильеры (протяженность, которых 7000 км). Большой Каньон - самое большое в мире ущелье, образованное течением реки Колорадо. Это удивительная Долина Десяти Тысяч Дымов на Аляске. Не оставит вас равнодушным Йеллоустонский национальный парк – самый первый в мире национальный парк. Загадка природы – скала, которое носит название Башня Дьявола. На территории этого материка находится второй по величине водопад Ниагарский. Здесь же можно соприкоснуться с древней цивилизации Майя. Ну, и, конечно же, визитная карточка этого материка – статуя Свободы.
1. Как вы думаете, о каком материке идет речь? - о материке Северная Америка.
2. Значит тема нашего урока…. - Северная Америка.
Правильно! Откройте свои рабочие тетради, запишите число и тему урока «Северная Америка».
III. Объяснение нового материала.
Тема нашего урока: «Географическое положение и рельеф Северной Америки». Давайте сформулируем цель урока (что мы должны сегодня изучить?): определить особенности географического положения Северной Америки, познакомится с историей исследования материка.
В конце урока вы должны будете сказать, была цель достигнута, или нет?
Площадь Северной Америки – 24 709 000 км2.
С помощью физической карты определить, какие материки являются ближайшими к Северной Америке (ответы: Южная Америка, Евразия).
|
Давайте посмотрим, что из себя представляет береговая линия материка. Плавные это береговые линии или где-то сильно изрезаны? (Ответ. Восточная и северная части – сильно изрезаны).
Определим крайние точки материка: Крайняя северная точка — м. Барроу; к райняя западная точка – м. Принца Уэльского; крайняя восточная точка – м. Сент-Чарльз. (каждое название проговаривается детьми)
Определите самостоятельно крайнюю южную точку Северной Америки (м. Марьято). Один из учеников выходит к доске и показывает крайние точки на физической карте Северной Америки.
Давайте вспомним, что называют рельефом?
(Рельеф - совокупность неровностей земной коры, различающихся по размерам, происхождению и возрасту)
2. Какие формы рельефа Вы знаете? (горы и равнины)
3. По физической карте Северной Америки (в атласах стр. 34) определите, какие формы рельефа преобладают на материке - горы или равнины? Где размещаются горы и равнины? (Равнины занимают большую часть площади материка и размещаются в центре. Горы занимают 1\3 материка и располагаются на западном и восточном побережье).
У какого материка очень похожий рельеф?
Северная Америка схожа по строению рельефа с материком Южная Америка.
5. От чего в первую очередь зависит рельеф? Каковы закономерности между размещением крупных форм рельефа и строением земной коры. (от тектонической структуры. Если в основании земной коры располагается платформа – рельеф равнинный, если складчатая область – лежат горы).