Идеи Франциска Скорины и Николая Гусовского




У истоков ренессансной гуманистической мысли Великого княжества Литовского стоял выдающийся белорусский мыслитель, основоположник славянского книгопечатания, переводчик Библии доктор Франциск Скорина. Он одним из первых выступил с кругом важных проблем своего времени. Так, он попытался разрешить проблему интерпретации Священного писания. Скорина был глубоко верующим человеком, а Библию считал «богодухновенной» книгой [5, С 74]. Однако в его работах мы видим попытку нетрадиционного, свободного истолкования ряда религиозно-философских проблем. Библию Скорина рассматривает в качестве универсального источника светских знаний, энциклопедии естественных, исторических, философских и правовых наук, пособия для изучения грамматики, логики, музыки, арифметики, риторики и других наук. Не отрицая необходимости богознания, Скорина считал, что человек должен изучать также природу и общество.

Важное место в трудах мыслителя занимают вопросы этики. Скорина рассматривает человека в трёх измерениях: как существо разумное, нравственное и общественное. В основе этой концепции лежит мысль о необходимости совершенствования человеческой природы. Скорина не отрицает также «плотских» ценностей, хотя признаёт авторитет «духовных» [5, С. 76]. В то же время он не противопоставляет эти два начала в человеке, а пытается отыскать способы их гармонического сосуществования.

Мыслитель утверждает самоценность человеческой жизни, земного бытия, не отвергая в то же время веры в потустороннюю жизнь. Скорина также выступает как национальный христианский просветитель. Важной моральной добродетелью человека в соответствии с христианской этикой он считает любовь. Причём принцип любви распространяется не только на христиан, но обращён «ко всякому человеку» [7, С 34].

Политический идеал Скорины – просвещённая, гуманная и сильная монархическая власть. Правитель, по его мнению, должен быть набожным, мудрым, образованным, доброжелательным и справедливым к своему народу, править страной в соответствии с законом. Скорина вообще придавал большое значение вопросам правового регулирования общественной жизни. Он попытался также классифицировать право и показать закон как одну из основ социальной гармонии.

В мировоззрении Скорины можно наблюдать попытку преодоления средневекового религиозного представления о красоте как о проявлении божественного. Он стремится обнаружить прекрасное в самом человеке, так как красоту отождествляет с добром, человеколюбием, справедливостью и патриотизмом.

Таким образом, мировоззрение Франциска Скорины характеризуется широким диапазоном. Философские взгляды мыслителя характеризуются антропоцентризмом, расширением границ духовной свободы человека, демократизмом и патриотизмом. Его взгляды построены на основе единства этического, эстетического, нравственности, красоты и истины. Для Скорины также характерно стремление не к решительному разрыву со средневековым мировоззрением, а к его реформированию, обновлению в соответствии с новыми ренессансно-гуманистическими установками и идеалами.

Становление мысли и самосознания периода Ренессанса и Реформации в Великом княжестве Литовском связано также с современником Франциска Скорины – Николаем Гусовским, прежде всего с его поэмой «Песнь о зубре». Зубр является у поэта символом родины и свободолюбивого, мужественно народа Великого княжества Литовского. В своём произведении Гусовский утверждал ряд важнейших ценностей для народа: веру, мудрую власть, общественное согласие, духовную культуру, ценность природы родного края. Мыслитель с одобрением высказывается о природоохранном законодательстве великокняжеской власти и сам выступает в роли учёного-эколога, который обосновывает принципы бережного использования природных богатств страны. Гусовский одним из первых поставил в философской мысли Великого княжества Литовского проблему охраны и разумного использования природных ресурсов государства, а также экологического воспитания человека и общества.

Николая Гусовского отличает развитое государственно-политическое сознание. Он придавал большое значение роли государственности в исторических судьбах народа. Это мы видим в восхвалении им фигуры князя Витовта. Огромную роль в жизни отечества он также отводил культуре традиции. Это делает его мировоззрение во многом сходным с идеалами Франциска Скорины.

 

Учение Сымона Будного

Одним из самых известных деятелей Возрождения и Реформации в Великом княжестве Литовском второй половины 16 века был Сымон Будный – мыслитель, гуманист и просветитель, религиозный реформатор. Однако, в соответствии с духом времени философские проблемы рассматривались мыслителем преимущественно в рамках теологии.

В 1562 году он издаёт на белорусском языке «Катехизис», «Оправдание грешного человека перед Богом» и ряд других сочинений. В 1563 году обращается с письмом к известному теологу Генриху Буллингеру, в котором подвергает сомнению истинность христианского догмата единосущной Троицы [11, С. 147]. К середине 60-х годов Будный становится одним из идейных вождей радикального реформационного движения – антитринитаризма. Сторонники этого движения допускали свободное толкование Священного писания. Наиболее фундаментально позиция Будного обоснована в предисловии и комментариях к Новому Завету и в сочинении «О главнейших положениях христианской веры». Будный отверг Троицу и в качестве «надмирового абсолюта» [5, С. 106] признал единого и единственного Бога. Бог – некая первооснова бытия, атрибутом которой является Дух как творящая сила. Также мыслитель отвергал божественное происхождение Христа.

Важным моментом его мировоззрения являлась попытка критики библейских чудес, также ему было присуще отрицание загробного мира и бессмертия души. Отсюда вытекало, что основанием нравственности человека должны является не страх перед наказанием и не надежда на райскую жизнь, а собственная природа человека, его разум, естественное стремление к добродетельной жизни. Будный считал, что критерием «религиозной истины» [5, С 107] является индивидуальный человеческий разум. Также философ часто отмечал, что человек не должен полагаться на веру, а обязан испытывать всё разумом и своим опытом. Большое значение Сымон Будный придавал праву на свободное выражение мнений, терпимости по отношению к своим оппонентам. Главным моментом гносеологии Будного является признание человеческого разума важнейшим источником познания. Основание разума – чувственный опыт человека.

Социально-политические взгляды Будного умеренно-гуманистические. Он признавал главные общественные и государственные основы феодализма, частную собственность, сословное неравенство, феодальную зависимость крестьян.

Следует отметить, что религиозно-философские идеи Сымона Будного нашли своё продолжение и развитие в идеологии социниан. Для социнианства (от имени основателя – Фауста Социна) были характерны рационалистическая критика религии, стремление преобразовать религиозную доктрину в философскую. Согласно учения Социна, решающее значение в жизни человека имеют не столько религиозные взгляды, сколько нравственные принципы. Последователями Социна на территории Великого княжества Литовского были Ян Лициний-Намысловский, Юзеф Доманевский, Ян Крелль и другие.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: