Золотковская школа (Период с 1917 до 1978 года)




В первые годы после революции здесь продолжали работать педагоги старой школы, имеющие большой стаж работы, глубокие знания, обладающие качествами, которые в совокупности и составляют понятие «интеллигентность». Это в первую очередь относится к Э. К. Ловчиновской, старейшему педагогу, которая проработала в школе 17 лет, вплоть до выхода на заслуженный отдых, М. В. Пугачевой и молодой учительнице Е. А. Меньшовой. Все трое заботились о детях, много времени отдавали борьбе с ликвидацией так называемых «переростков», добровольно вели уроки рукоделия. Для них честное выполнение своего профессионального долга было выше личного благополучия.

Небезынтересен такой факт: Мария Васильевна Пугачева написала в сентябре 1918 года в отдел по народному образованию заявление: «...Сообщаю, что в Спасо-Никольском училище (так иногда называли в то время школу) не могут быть (начаты занятия 1 октября, так как в школе начался ремонт. Кроме того, в нижнем этаже школьного здания находится военный комиссариат и пока не будет освобождено помещение, нельзя приступать к уборке. Прилагаю при сем список школьного имущества, книг и учебных пособий, требуемых согласно Декрету комиссариата народного просвещения. Должна только отметить, что многое из переименованного здесь ветхо, и остается только потому, что заменить нечем». Письмо подобного содержания еще ранее, 18 июля, было подписано всем педагогическим коллективом школы. Через инспектора народных училищ второго района Псковской губернии Спасо-Никольскому волостному отделу народного образования предписывалось провести скорейший ремонт в училище. И по распоряжению Комиссара по военным делам Спасо-Никольской волости Великолукского уезда 15 октября училище было освобождено от постоя венного комиссариата, и после завершения ремонта и уборки всех помещений школы, 23 октября, учащиеся приступили к занятиям.

В первое отделение (класс) приняли 50 детей, во второе — 55 и в третье — 42. В трех классах — «а», «б», «в» занималось соответственно мальчиков 31, 44, 37, а девочек— 19, 11, 5.

В дальнейшем в уезде и волости увеличивалось число и школьных учреждений, и учащихся. Уже в 1920 году в Спасо-Никольской волости было пять школ, работающих в них педагогов—13, но по количеству учеников Спасо-Никольская школа являлась самой многочисленной.

В 1926—1927 учебном году в школе I ступени училось 111 мальчиков и 43 девочки. Занятия проводились в одну смену. К этому времени сменился состав преподавателей (Ловчиновская и Пугачева вышли на пенсию). В четырех классах работало четыре преподавателя: заведующий школой Кителев Иосиф Андреевич, закончивший в 1912 году Брест-Литовскую гимназию, его супруга, Кителева Мария Петровна, Богданова Наталья Георгиевна и Чистова Нина Тимофеевна.

Школу посещали ребята из 26 деревень Спасо-Никольской волости. Расстояние от деревень до школы составляло в среднем от одного до трех километров, но самая дальняя — Веретье — находилась в 7,5 километрах.

Силами учащихся обрабатывался участок земли площадью 1,32 гектара земли. В школе преподавались такие дисциплины, как родной язык, математика, естествознание, география, краеведение, история.

Учителя выписывали «Учительскую газету», «Наш путь», «Крестьянскую газету». Неоднократно все педагоги направлялись районным отделом народного образования на курсы повышения квалификации. Только Н. Т. Чистова с 1917 по 1923 год пять раз была на курсах повышения педагогического мастерства. Шло время, укреплялась база школы, приходили новые кадры учителей. Огромной заслугой коллектива являлось то, что он в 20—30-х годах активно способствовал ликвидации неграмотности и среди взрослого населения.

В связи с возросшими задачами в области народного образования Золотковская школа преобразуется в районно-инструктивную и становится организационным и методическим центром для учительства всего района, поскольку здесь работали очень крепкие в профессиональном отношении кадры. Коллектив внедрял передовой опыт, распоряжения уездного отдела народного образования и окружного отдела народного образования, оказывал методическую помощь многим учителям сельских школ, здесь часто проходили учительские конференции.

В середине 30-х годов школа уже была неполной средней (семилетней). В 1936—1937 учебном году в ней училось 557 человек, причем занимались в две смены, но более четырехсот человек — в первую. При общей площади школы 810 квадратных метров в ней располагалось 15 классов. После занятий любознательные дети занимались в кружках: в техническом, литературном, драматическом и антирелигиозном. В последнем в основном занимались комсомольцы, число которых вместе с кандидатами составляло всего 10 человек.

Что касается успеваемости, то она по сравнению с 1925— 1930 гг. снизилась. В архиве не удалось обнаружить анализа причин резкого снижения успеваемости. Здесь можно только высказать предположение. Вина коллектива педагогов, по всей вероятности, невелика, ведь кадровый состав, как уже было сказано выше, являлся опытным, достаточно компетентным. Возможно, именно высокая требовательность к ученикам, принципиальность и нетерпимость к искусственному завышению оценок явились причинами снижения успеваемости. Как знать... Наше предположение подтверждают и результаты проведенной в январе 1937 года аттестации учителей начальных, неполных средних и средних школ. Характеристики золотковских педагогов положительные, что отражено и в имеющихся личных делах. (В это время в коллективе работало около двадцати педагогов).

Одним из самых авторитетных и талантливых педагогов являлась Н. Т. Чистова. Вот характеристика, данная заведующим районного отдела народного образования Мелиховым: «Н. Т. Чистова, 1898 года рождения, родом из города Поречья Смоленской области, стаж — 23 года, учительница начальных классов Золотковской неполной средней школы. К работе относится добросовестно, за последние годы успеваемость у нее — 97—100 процентов. Ее ученики — лучшие при дальнейшей учебе. Ее педагогический опыт используют начинающие учителя, а также практиканты великолукского педагогического училища. Особенно проявила она себя при ликвидации неграмотности и за несколько лет обучила сотни неграмотного и малограмотного населения из числа взрослых Спасо-Никольской волости. Свободное время отдает общественной работе. На конференциях и учительских кустовых методических объединениях она сделала десятки докладов методического и воспитательного характера и о своей работе в классе. Как лучший учитель, она выдвинута руководителем кустового методического объединения на 1939— 1940 учебный год и уже начала работать.

За хорошую работу ее неоднократно премировал РК Союза учителей, а в 1939 году объявлена благодарность от РОНО и ОблОНО». Неплохие характеристики имели также Томковский Николай Алексеевич, преподаватель физики и математики, Александр Михайлович Чухнов, историк, Галина Федоровна Покровская, преподаватель немецкого языка, Владимир Андреевич Андриксон, математик и физик и многие другие.

Но наряду с положительными характеристиками были в ходу и наказания, ведь нельзя забывать, что 1937 год являлся пиком репрессий по отношению прежде всего к интеллигенции. Так случилось и с преподавателем русского языка и литературы, исполняющим обязанности директора школы Иваном Александровичем Давыденко. Ему был объявлен выговор со следующей формулировкой «за бесхозяйственное использование средств от ликвидации пришкольного участка и покупку лошади за 2150 рублей вместо приобретения на эту сумму библиотеки и наглядных пособий». (Впоследствии он был снят с должности).

Конь, он же первый школьный автобус.

В 1940—1941 учебном году по сравнению с 1935, состав педагогического коллектива значительно обновился. Кто может теперь сказать, посчастливилось ли кому-либо из того состава дожить до наших дней, ведь даже самым молодым из них сейчас было бы далеко за восемьдесят... А впереди их ожидала кровопролитная война, с которой многие не вернулись. Именно поэтому следует назвать всех педагогов того последнего мирного года.

Царева В. А, — 1900 г. р. Стехновский М. А. — 1896 г. р.

Андриксон В. А.— 1910 г. р. Мякишева Д. П. —1897 г. р.

Певзнер Р. Б.— 1913 г. р. Томковский Н. А. — 1881 г. р.

Венцель Я- А. — 1916 г. р. Деричева Н. Н. — 1915 г. р.

Обухович В. И. — 1908 г. р. Покровская Г. А. — 1918 г. р.

Стехновская Е. П. —1890 г р. Чистова Н. Т.— 1898 г. р.

Китайцева В. М. — 1907 г. р. Ташкович Л. П.— 1883 г. р.

Медведева В. П. —1917 г. р. Шпаковская А. П. — 1899 г. р.

Крякшинская Н. Н. — 1909 г р. Павлова Т. П. — 1884 г. р.

Клементьева Е. Г. — 1917 г. р. Миронова Н. Н.— 1917 г. р.

Архивные документы за период Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы, к сожалению, не сохранились. В архиве имеются документы о деятельности школ района лишь с 952 учебного года. Это, в основном, статистические отчеты за полугодие, год, протоколы педагогических советов, различных конференций и собраний.

Здание школы после войны.

В нашем историческом исследовании мы не можем документально и достаточно подробно осветить жизнь школы по годам ведь многие документы утрачены, да и такая цель не преследуется. Поэтому особенно ценными представляются живые воспоминания людей, работавших в Золотковской школе в те далекие годы, и одним из них является Галина Федоровна Михайлова, проживающая ныне в городе Великие Луки.


Школа расширялась и стала неполной средней, и директором сюда направили Ивана Ивановича Купленникова, но в 1953 году его сменил Николай Кузьмич Перцев и пробыл на этой должности до 1958 года.

Николай Кузьмич преподавал историю и одновременно на его плечи легла значительная тяжесть: строительство двухэтажной кирпичной средней школы. И вот самое большое и радостное событие как для педагогов, так и учеников: в 1956 году открылась новая школа, где после окончания семи лет учебы в старой школе многие ребята продолжили учебу в восьмом классе. 1 сентября здесь начали учебу 192 учащихся. В конце учебного года 170 продолжили учебу, а 22 пошли учиться в ФЗО и техникумы.

27 мая 1957 года Н. К. Перцев на педагогическом совете доложил, что успеваемость составляет почти 90 процентов, отметил педагогов, добившихся наилучших успехов в учебно-воспитательном процессе. Среди них Мария Ивановна Заболотная, учитель, математики и физики (впоследствии получила высокое звание Заслуженного учителя РСФСР), литератор Татьяна Кирилловна Крякина, биолог Елена Владимировна Шушина, завуч, преподаватель русского языка и литературы Раиса Григорьевна Малышева, учительница начальных классов Галина Федоровна Михайлова и многие другие.

В 1958 году в школу директором был назначен П. М. Вишняков, работавший до этого директором Себежского сельскохозяйственного техникума. Школа продолжала расти, развиваться, появились пристройки к новому зданию. В педагогический коллектив влились два учителя, занявшихся производственным обучением ребят. Один из них — Михаил Мефодьевич Власов, биолог, с большим увлечением работал с ребятами на пришкольном учебно-опытном участке, выращивал сельскохозяйственные овощные культуры, а также цветы, проводил сортоиспытательную работу, и в этом ему помогали специалисты Великолукского сельскохозяйственного института, кандидаты сельскохозяйственных наук Владимир Михайлович Корицкий и Федор Яковлевич Байков. В тесном сотрудничестве они достигли очень хороших результатов.

Второй педагог — Валентин Дмитриевич Монин оборудовал с ребятами кабинет механизации сельского хозяйства и организовал подготовку трактористов. Учащиеся 10 класса вместе с аттестатом зрелости получали права тракториста-машиниста III класса.

Много лет подряд в школе была хорошо поставлена физическая и спортивная работа, и огромная заслуга в этом Елены Сергеевны Кортышевой. Золотковская школа на районных соревнованиях по лыжам, стрельбе и другим видам спорта очень часто занимала призовые места или выходила победителем. Были подготовлены десятки значкистов БГТО. Особенно торжественное событие произошло в июне 1959 года, когда путевку в жизнь получили десятиклассники. Это был первый выпуск и вместе с ребятами особую радость испытывала их классный руководитель Р. А. Овчинникова.

За 1960—1968 год численность учеников школы значительно не менялась, однако составляла более четырехсот человек. В целом успеваемость была высокой. На хорошем уровне находилась профориентационная работа. И не случайно председатель колхоза «Россия» Герой социалистического труда Иван Семенович Васягин, делегат III съезда колхозников отмечал, что очень многие выпускники школы связали свою судьбу с родным хозяйством. Только за два года — с 1968 по 1970—33 человека после школы пришли работать в колхоз. Нельзя не сказать о том, что Иван Семенович внес большой вклад в развитие школы. Он, как руководитель базового хозяйства школы, совместно с колхозом имени Куйбышева оказали значительную финансовую и материальную помощь при строительстве пристройки к школе, в которой разместились спортивный зал и шесть классных комнат. И за свои заслуги перед школой И. С. Васягин был награжден значком «Отличник народного просвещения».

Очень высокой была успеваемость в 1971 —1972 учебном году—;99,4 процента. 17 января 1973 года на заседании педагогического совета школы рассматривался вопрос «Учить всех, учить каждого, учить хорошо» — путь к осуществлению Всеобщего среднего образования молодежи». На нем заместитель директора Т. А. Иванова отметила, что восьмилетний всеобуч в школе выполнен как в прошлом году, так и нынче.

В свободное от учебы время ребята занимались в кружках технического моделирования, хорового и вокального пения, юных натуралистов. На хорошем уровне находилась туристско-краеведческая работа, плодотворно работало межшкольное методическое объединение, руководимое завучем Аллой Власовной Кудиной.

Очень много по военно-патриотическому воспитанию сделал Николай Кузьмич Перцев, при непосредственном участии которого в школе создавался музей боевой славы, в котором находились святые военные реликвии: награды участников Великой Отечественной войны, освобождавших наш край, наших земляков. Не для галочки велась тимуровская работа: по классам ребята были закреплены за деревнями микрорайона, в которых проживали ветераны войны и труда, и оказывали им посильную помощь, поздравляли с праздниками, приглашали на торжества по случаю Великой Победы в школу. А на каждом доме, где проживали участники войны, прибивалась красная металлическая звездочка, изготовленная в школьной мастерской.

9 мая 1975г.

Особенно насыщенным добрыми делами был год в преддверии юбилея: 30-летия Великой Победы. Проходила операция «Память», школа переписывалась с ветеранами 3-й Ударной Армии Калининского фронта, освобождавшего г. Великие Луки и наш район. В школе побывали в этот год делегации из Болгарии, Германской Демократической республики, с острова свободы — Куба. Самые добрые слова о музее хранятся в Книге отзывов.

Приятным сюрпризом для школы явился день 19 марта 1976 г.: в газете «Пионерская правда» за это число вторая и третья полосы имели общее название «Про жизнь деревенскую». Ниже располагался подзаголовок «Что это теперь значит, и что об этом думают несовершеннолетние жители деревни Переслегино?». Указывался точный адрес колхоза «Россия». В нем все материалы: заметки, интервью, и мнения принадлежат золотковским школьникам. Здесь же и статья-размышление И. С. Васягина, председателя колхоза «Россия», под названием «Забыт ли деревенский сход?». Но, пожалуй, самый интересный материал назывался «Доверие» также с подзаголовком «Нужен ли я России?» В нем ученица-старшеклассница Антонина Конькова рассказывает о том, как школьники со своим любимым учителем Михаилом Мефодьевичем Власовым работают на учебно-опытном участке, где выращивают овощи. Третьеклассники с удовольствием слушают ее лекцию об истории «чертова яблока» — так в средние века называли картофель. А на встрече с учеными-аграрниками Антонина поставила их в некоторое затруднение вопросом: «Назовите, пожалуйста, сорт этого клубня?» Оказалось, что он — зарубежный, не боится болезней и дает высокий урожай. С ним золотковские школьники проводили испытания по заданию ученых Ленинградской сельскохозяйственной Академии. Кстати, 10 клубней данного сорта дали невероятный урожай—180 килограммов отличного картофеля.

Это страница Истории Переслегинской гимназии, Великолукского района

Категории:

· Школа

· Псковская область

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: