Перечень проблем и возможные источники их аргументации
Язык и речь
Проблемы | Источники аргументации |
· роль языка в жизни человека · язык как способ выражения национального самосознания и характера · связь речи человека с его мыслями · пути развития (сохранения) языка | И.С. Тургенев «Русский язык» (Стихотворения в прозе) «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!..нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» Н.В. Гоголь «Мертвые души» (лирические отступления) Одной из главных проблем поэмы Гоголя является проблема национального характера,которая раскрывается благодаря жанровой специфике произведения. В сюжетной, повествовательной, эпической части поэмы говорится о том, каков русский человек в современной Гоголю реальности, в лирических отступлениях - о том, каким он может быть: автор говорит о потенциальных духовных силах, которые скрыты в душе русского человека. В лирических отступлениях о русском языке Гоголь говорит о метком, умном, «животрепещущем» русском слове, отражающем богатство душевного мира и огромный нравственный потенциал русского человека. А.А. Ахматова «Мужество» Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, - И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. А.Н. Толстой «Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». П.А. Вяземский (ст-е «Англичанке») Язык есть исповедь народа: В нем слышится его природа, Его душа и быт родной... |
2. Искусство и литература, творчество
Проблемы | Источники аргументации |
· роль искусства в жизни человека · истинное и ложное искусство · взаимоотношения писателя и общества · взаимоотношения писателя и власти · творчество как процесс познания и отражения действительности | А.С. Пушкин «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» Веленью божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца; Хвалу и клевету приемли равнодушно, И не оспоривай глупца. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» «Рукописи не горят» Б. Пастернак «Быть знаменитым некрасиво» Цель творчества – самоотдача, А не шумиха, не успех. Позорно, ничего не знача, Быть притчей на устах у всех. Д.С. Лихачев (ученый, искусствовед, историк) «Литература служит вам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей – одним слово, делает вас мудрым». «Искусство в самом глубоком смысле этого слова человечно. Оно идет от человека и ведет к человеку – к самому живому, доброму, самому лучшему в нем». («Письма о добром») |
Нравственность и философия
Проблемы | Источники аргументации | |||
· смысл жизни · понимание счастья · понимание законов жизни, выбор жизненного пути · свобода · ложь и истина · добро и зло · подлинный и ложный героизм · мораль и нравственность · воспитание · отношения отцов и детей · истинная любовь · настоящая дружба · честь и долг | А.С. Грибоедов «Горе от ума»
В комедии нашли отражение многие животрепещущие проблемы той эпохи, главной из которых был общественный конфликт, отражающийся в идеологических столкновениях «века нынешнего» (Чацкий) и «века минувшего» (Фамусов). Чацкий, честный, благородный человек, является носителем того типа ума, который не может принять консервативное московское общество, где умным считается тот, кто умеет приспосабливаться к обстоятельствам, кто раболепием добивается чинов, денег, высокого положения в обществе. Заслуга Грибоедова состоит в том, что мы видим не только героев комедии, но и стоящие за ними социальные законы, и понимаем, что в таком обществе обречены на гонения всякая независимая мысль, всякая живая страсть, всякое искреннее чувство.
Сумасшедший! – вот приговор московского об-ва его уму и благородным порывам. В такой ситуации Чацкий, сторонник просветительских идей, убежденный в силе человеческого разума, оказывается инакомыслящим, а потому изгоем.
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
Важнейшими событиями, в которых раскрывается характер ума и душа Онегина, являются история его дружбы с Ленским и история любви к Татьяне. В связи с темой любви и дружбы в романе ставится проблема чести и долга.Проблема нравственного выбора между чувством и долгом встает и перед Онегиным, и перед Татьяной, но герои по-разному относятся к этой проблеме.
Онегин не чувствует ни перед кем моральных обязательств. Такой эгоизм порождает абсолютную свободу, из-за которой герой утрачивает интерес к жизни: «Недуг, которого причину // Давно бы отыскать пора, // Подобно английскому сплину, // Короче: русская хандра // Им овладела понемногу...»
Так, руководствуясь единственно чувством досады, вызванным тем, что Ленский пригласил его на скучный провинциальный бал к Лариным, Онегин провоцирует скандальную ситуацию. Когда дело дошло до дуэли, Онегин, выполняя требования сословного долга, дворянской чести, принимает вызов Ленского, хотя и понимает в глубине души, что «...он уж был неправ, // Что над любовью робкой, нежной // Так подшутил вечор небрежно». Однако «Светская вражда // Боится ложного стыда». Таким образом, Ленский становится жертвой ложно понятого представления о дворянской, сословной чести и долге.Когда же после второй встречи с Татьяной в петербургском высшем свете любовь серьезно затрагивает душу героя, он руководствуется только своим эгоистическим чувством и, кажется, легко готов переступить через все моральные препятствия.
Татьяна Ларина демонстрирует иную жизненную позицию. Чувство долга в Татьяне, в отличие от Онегина, чрезвычайно развито, при этом в ее душе чувство и долг не противопоставляются: в ней гармонично сочетаются личные желания и чувство долга перед семьей, перед мужем.Как и ее мать Прасковья Ларина, Татьяна выходит замуж без любви, но ей удается, оставшись внутренне «прежней Таней» и сохранив свое чувство к Онегину («Я вас люблю, к чему лукавить...»), поступить в соответствии с моральным долгом («Но я другому отдана; // Я буду век ему верна»). Татьяна преподносит Онегину нравственный урок, именно поэтому отказ ее так потрясает Онегина: «Она ушла. Стоит Евгений, // Как будто громом поражен...»
В романе «Евгений Онегин» Пушкин, по выражению В.Г. Белинского, смотрит на мир глазами русского человека, выражая национальные представления об окружающей жизни и нравственных ценностях.Татьяна, ее мать Прасковья Ларина, няня Филипьевна, как русские женщины, в любви видят судьбу, назначенную свыше, но если приходится выбирать, то они предпочитают долг.
А.С.Пушкин «Капитанская дочка»:
В романе «Капитанская дочка» переплетаются две сюжетные линии: историческая, основанная на реальных событиях 1773-1774 гг., и бытовая, вымышленная (история любви Маши Мироновой и Петра Гринева). Роман имеет форму «семейственных записок», принадлежащих Петру Андреевичу Гриневу, однако Пушкина занимают не столько бытовые подробности, сколько проблема нравственного выбора,который вынужден делать человек, становясь участником исторических событий.
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»:
Герой романа Григорий Александрович Печорин, являясь героем своего времени и воплощая многие черты человека поколения 1830-х годов, отличается от большинства томящихся бездействием молодых людей своей эпохи способностью к поступку, к действию. Таким образом, на первом плане оказываются не социальные аспекты изображения Печорина, а психологические и философские. В романе с особенной остротой встают две философские проблемы: проблема судьбы (предопределения)и проблема добра и зла.Эти проблемы исключительно тесно связаны между собой. Вопрос о том, хорош или плох Печорин, едва ли может иметь однозначный ответ. Поступки героя во многом обусловлены конфликтом с судьбой, в который вступает Печорин. Ставя «эксперименты» над жизнью и над людьми, часто приводящие к трагическим последствиям, Печорин смотрит как бы поверх голов своих жертв: для него они лишь необходимые фигуры в его непрекращающемся поединке с судьбой. За всем происходящим, даже за страданиями и смертью других людей, Печорин хочет увидеть лицо судьбы, на какой-то момент одержать верх в борьбе с ней (поединок с Грушницким). Важно понимать, что Печорин в своих поступках не руководствуется злыми намерениями: он, пусть и ненадолго, но искренно способен на чувство (увлечение Бэлой, любовь к Вере), на сострадание (в финале повести «Княжна Мери» он почти готов сделать Мери предложение). Однако для всех, с кем Печорин встречается на жизненном пути, встреча эта оборачивается гибелью или душевной драмой, и здесь добро и зло взаимодействуют друг с другом как звенья одной цепи, когда, не желая того, герой совершает зло. Он сам страдает от того, что вынужден играть «роль топора в руках судьбы». В этом заключается необычность и трагизм личности Печорина: каждый раз, думая, что он выиграл схватку с судьбой, герой убеждается в мнимости своей победы. В свете философской проблемы предопределения очень остро встает в романе проблема безвериякак нравственной болезни целого поколения. С особенной глубиной и полнотой эта проблема раскрывается в монологе Печорина к звездам в повести «Фаталист». Герой противопоставляет кажущееся современному человеку наивным религиозное сознание людей прошлого сомневающемуся и рефлексирующему духу их потомков и приходит к выводу, что наивная вера делала людей прошлого сильнее, наполняла их жизнь смыслом.
И.А. Гончаров «Обломов»:
Основными проблемами, поднимаемыми Гончаровым в романе «Обломов», являются проблемы героя времении национального характера,с которыми непосредственным образом связана проблема воспитания.
Обломов - национальный тип, в котором совмещены и социальная характеристика (дворянин-помещик), и национальный склад личности, сформированный веками (не случайно Обломов вырос на народных сказках и преданиях, которые ему рассказывала нянюшка, и органично впитал в себя запечатленное в них видение мира). Герой-деятель Штольц не столько увиден Гончаровым в реальности (писатель сам признается, что из Штольца слишком «голо» выглядывает идея), сколько сконструирован: по жизненной убедительности образ Обломова превосходит образ Штольца.
Описывая детство Ильи Ильича («Сон Обломова»), Гончаров утверждает связь личности и социальных условий, в которых она формируется. По Гончарову, воспитание имеет определяющее влияние на личность. Воспоминание об Обломовке из далекого детства отражается в отношении взрослого Обломова к любви, службе и жизни в целом. Характер Штольца, героя деятельного, практичного, обладающего трезвым взглядом на жизнь, также во многом определяется его воспитанием и социальным происхождением (мать - русская дворянка, отец - немец, управляющий).
Одной из философских проблем романа, сопряженных с образом Обломова, является проблема взаимодействия идеалаи действительности.Илья Ильич несчастлив прежде всего потому, что предъявляет к жизни требования, обусловленные идеалами и жизненным укладом уже ушедшей в историческое небытие Обломовки. Взрослый Обломов мечтательно вздыхает: «Отчего жизнь не сказка?..» Настоящей трагедией для Обломова становится то, что его мечты о семейной жизни разрушаются суровой реальностью. Его идеал жены (нежной подруги и практичной хозяйки) отражается в образах двух женщин: Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной, и ни с одной из них Обломов не смог быть счастлив. Идеал счастья Обломова разбивается о действительность.
Проблема любви является одной из определяющих в романе. В «Обломове» любовь - основа. Это чувство развивает души и сердца героев, раскрывает характеры, показывает героев в развитии. Любовь Ольги Ильинской духовная, оживляющая, нравственная, но любовь эта - мечта, предмет любви Ольги - образ Обломова в будущем, а не настоящий Обломов. Однако Гончаров с удивительной психологической достоверностью рисует духовную эволюцию Ольги Ильинской: она взрослеет, детскость исчезает, чувства оформляются, она «перерастает» Илью Ильича, но не перестает любить его (недаром Штольц, уже будучи женатым на Ольге, ревнует ее к Обломову).
Пшеницына - другой тип женщины. У нее другое воспитание, другой образ мыслей. Она простая, вся душа ее сосредоточена на хозяйстве. Агафья Матвеевна - добрая, верная жена. Она любит Обломова за то, что он барин, высшее существо, не похожее на нее, простую женщину. Гончаров пишет: «Она так полно и много любила Обломова; любила Обломова - как любовника, как мужа и как барина; только рассказать она это не могла никому. Да и никто и не понял бы ее вокруг. Где бы она нашла язык? В лексиконе братца, Тарантьева, невестки не было таких слов, потому что не было понятий...»
В жизни Обломова была любовь духовная, которая пыталась зажечь в нем жизнь, действие, то есть любовь с нравственной искрой, и была любовь физическая. Это чувство не продвигало его в нравственном, духовном развитии, ничего не требовало.
И.С. Тургенев «Отцы и дети»:
Действительность начала 1860-х годов давала Тургеневу обильный материал для создания образа «героя своего времени», «нового человека», разночинца, демократа, нигилиста. «Нигилист - это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип», - говорит Аркадий Кирсанов, один из героев романа. С людьми такого типа сотрудничал Тургенев в редакции журнала «Современник». Свое понимание назревающего социального конфликта между либералами-аристократами и революционными демократами писатель выразил в романе «Отцы и дети». Носителями этого конфликта стали дворянин Павел Петрович Кирсанов и нигилист Базаров. Опираясь на современный материал, Тургенев в романе «Отцы и дети» ставит целый ряд философских проблем.
Развивая семейную тему в романе, демонстрируя вечное во все времена противостояние «отцов» и «детей»,Тургенев показывает, что никакие социальные, политические теории не поглощают нравственные основы семейной жизни. Сыновнее отношение детей к отцам распространяется и на те нравственные и исторические ценности, которые наследуют дети (Аркадий и Николай Петрович, Базаров и его родители). Отцовство тоже в широком смысле предполагает любовь старшего поколения к молодым, терпимость и снисхождение.
Главным героем романа является Базаров, идеолог модного в 1860-е годы нигилизма. Однако в душе героя потенциально присутствует то, что он с такой убежденностью отрицает: и способность любить, и «романтизм», и народное начало, и семейное чувство, и умение ценить красоту и поэзию.
Также не совсем искренен перед самим собой и антагонист Базарова, Павел Петрович Кирсанов. В действительности, он не тот самоуверенный аристократ, какого разыгрывает из себя перед Базаровым, в своих слабостях он сам себе боится признаться (любовь к простушке Фенечке). Тургенев утверждает что жизнь, природное начало в человеке сильнее любой самой последовательной и убедительной теории,которую может изобрести человеческий разум. Недаром любовь Базарова к Одинцовой приводит к краху его вульгарно-материалистических взглядов на жизнь, а перед лицом смерти медицина и естественные науки обнаруживают свое бессилие, отступают, оставив Базарова наедине с прожитой жизнью и самим собой.
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»:
Крах индивидуалистической идеи Раскольникова подняться над «тварью дрожащею» и одновременно осчастливить человечество, спасти обездоленных - философский ответ Достоевского на революционные настроения 1860-х годов.
В центре внимания Достоевского - Раскольников, герой неординарный и умный, одержимый губительной теорией преступления по совести. В нем идет сложнейшая внутренняя работа, все его духовные силы напряжены. В душе героя в борьбу вступают Бог и дьявол, добро и зло.
Главный философский вопрос романа Достоевского «Преступление и наказание» - границы добра и зла.Писатель стремится определить эти понятия и показать их поединок и в обществе, и в отдельном человеке.
В протесте Раскольникова трудно провести четкую грань между добром и злом. Раскольников необыкновенно добр и человеколюбив: он горячо любит сестру и мать; жалеет Мармеладовых и помогает им, отдает последние деньги на похороны Мармеладова; не остается равнодушным к судьбе пьяной девочки на бульваре.
Сон Раскольникова о забитой насмерть лошади подчеркивает гуманизм героя, его протест против зла и насилия. В то же время он проявляет крайний эгоизм, индивидуализм, жестокость и беспощадность.
Раскольников создает античеловеческую теорию о двух разрядах людей, которая заранее определяет, кому жить, а кому умереть. Ему принадлежит оправдание «идеи крови по совести», когда любого человека можно убить ради высших целей и принципов. Раскольников, любящий людей, способный почувствовать их боль как свою, совершает злодейское убийство старухи-процентщицы и ее сестры, кроткой Лизаветы. Совершив убийство, он пытается утвердить абсолютную нравственную свободу человека,что, по существу, означает вседозволенность.Но все преступления Раскольников совершает ради добра. Возникает парадоксальная идея: в основание зла положено добро. Добро и зло борются в душе Раскольникова. Зло, доведенное до предела, сближает его со Свидригайловым, добро, доведенное до самопожертвования, роднит его с Соней Мармеладовой.
В душе героя происходит трагический раскол. Достоевский раскрывает всю опасность и катастрофичность того особого душевного и умственного состояния, когда человек становится фанатиком сотворенной им идеи.
Самопожертвование Сони Мармеладовой, ее искренняя, подлинно христианская любовь позволили Раскольникову сделать первый шаг к спасению, отказаться от рационального осмысления мира: «... он только чувствовал. Вместо диалектики наступила жизнь». Таким образом, Достоевский показывает, что не в рассудочных, рациональных идеях переустройства мира и устройства жизни, а в подлинной, живой, идущей от сердца вере заключается спасение человека.
Л.Н. Толстой «Война и мир»:
Роман-эпопея «Война и мир» писался и перерабатывался Толстым на протяжении 1863-1869 гг.
Слово «мир» в русском языке многозначно. Оно обозначает не только «отсутствие войны», но и «мир» как общество. 1860-е годы были переломной эпохой в жизни России, и Толстой обращается к прошлому, стремясь ответить на многие вопросы современности.
Мировоззрение Толстого как автора романа-эпопеи «Война и мир» предопределено его историко-философской концепцией,которая находит свое выражение на всех структурных уровнях произведения (жанр, смысл названия, тематика, проблематика, сюжет, композиция, система образов).
Толстой сплетает историю с частным существованием каждого человека, утверждает неразделенность частного существования каждого и жизни всех: «Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общечеловеческих целей». Эта философская мысль наиболее полно воплощается в романе в образе Платона Каратаева, простого крестьянина, являющего образец человека, который жил в гармонии и в ладу со всем миром и который сумел открыть Пьеру Безухову путь к нравственному идеалу.
Платон Каратаев - один из центральных образов романа-эпопеи, выражение нравственного идеала Толстого, носитель инстинктивной народной нравственности и мудрости.
«Мысль народная» как выражение внутреннего нравственного идеала народной жизни становится определяющей в романе-эпопее. Непосредственно с «мыслью народной» связано изображение войны. Толстой категорически против войны, это, по его словам, противное всему человеческому существу событие, однако Толстой не исключает возможности войны оборонительной, справедливой. В народе, защищающем свою землю, проявляется дух всеобщности и единения, поэтому победа в войне зависит не от вооружения и численности войска, а от чувства патриотизма, владеющего сердцами солдат и офицеров.
В изображении войны Толстому интересен человек, попавший в исключительные обстоятельства. Описывая поведение солдат и офицеров во время боя, Толстой ставит проблему истинного и ложного героизма. Подлинные герои, по мнению Толстого, незаметны, они словно не осознают всей значимости совершенного ими, поступки их естественны, они скромны, воспринимают происходящее как службу, как долг (капитан Тушин и капитан Тимохин). Этому истинному героизму Толстой противопоставляет героизм ложный, «театральный», продиктованный жаждой славы или абстрактными целями «спасения человечества» (Болконский в битве при Аустерлице, Пьер, мечтающий во имя спасения человечества убить Наполеона).
С точки зрения «мысли народной» Толстой изображает Кутузова и Наполеона. Эти два образа - основная нравственная антитеза романа-эпопеи. Духовный мир Наполеона, с точки зрения Толстого, искусствен, ограничен, пронизан ложными представлениями о славе и величии. Однако, по словам Толстого, нет величия там, где отсутствуют простота, добро и правда, и образ Кутузова для Толстого является воплощением народной нравственности и истинного величия, так как только он один может угадать так верно значение «народного смысла события».
Так, естественность в романе противопоставлена ложной, поверхностной эффектности, и это противопоставление очевидно при описании как «военных», так и «мирных» сцен (Наташа Ростова и Элен Курагина).
Проблема нравственного идеала в романе «Война и мир» раскрывается в процессе духовных исканий Пьера Безухова и Андрея Болконского.
В начале романа князю Андрею свойственно высокомерно-презрительное отношение к окружающим его людям. В периоды нравственных заблуждений князь Андрей ставит перед собой ближайшие, практические задачи, иронически относится к окружающему. Переломные моменты в его мировоззрении обусловлены столкновением с трагическим, всеобщим, непостижимым. Они поднимают героя на другой уровень мировосприятия, позволяют ему многое переосмыслить. В романе это эпизоды ранения при Аустерлице, рождения сына и смерти жены, встречи с Наташей в Отрадном, духовного прозрения после ранения под Бородино и перед смертью.
Пьер Безухов - герой, духовно близкий автору, поэтому ему открывается нравственная истина: духовная гармония (брак с Наташей), ясность нравственной цели (в эпилоге романа Пьер оказывается в оппозиции к правительству, считает, что нужно «объединяться всем добрым людям»).
В связи с размышлениями Толстого о духовно-нравственной основе человеческого существования в романе затрагиваются проблемы семьи и воспитания.
Наряду с «подлинными» семьями, жизнь в которых основана на гармонии, любви, духовном единении, в романе показаны семьи «неподлинные», в которых люди словно соединены механически, не имеют духовной близости.
Особенно близки Толстому семьи Ростовых и Болконских, а также молодые семьи, жизнь которых описана в эпилоге: Николая Ростова и Марьи Болконской, Наташи Ростовой и Пьера Безухова.
«Неподлинными», с точки зрения Толстого, являются семьи Курагиных, Бергов, Жюли Карагиной и Бориса Друбецкого, Элен Курагиной и Пьера Безухова.
Сопоставляя жизнь различных семей, Толстой показывает, что такое истинные семейные ценности и как они влияют на формирование человеческой личности.
Наташа Ростова в эпилоге романа - толстовский идеал женщины, выполняющей свое истинное предназначение, нашедшей смысл существования в семье и материнстве.
А.П. Чехов трилогия: «Крыжовник», «Человек в футляре», «О любви»:
Тему «футлярного человека» можно по праву считать сквозной в творчестве Чехова. Первый шаг в раскрытии этой темы писатель делает еще в своем раннем произведении «Учитель словесности», но в 1898 г. появляются три рассказа, так называемая «Маленькая трилогия», которые можно объединить в цикл на основе их общей проблематики («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»).
Наиболее абсурдную, почти гротескную картину «футлярной» жизни автор дает в первом рассказе трилогии, где проблема заявлена уже в названии: «Человек в футляре». Чехов рисует явно утрированный образ, который является художественным обобщением «футлярной» жизни как общественного явления: «А разве то, что мы живем в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт — разве это не футляр? А то, что мы проводим всю жизнь среди бездельников, сутяг, глупых, праздных женщин, говорим и слушаем разный вздор — разве это не футляр?»
Автор стремится при помощи характеристики быта, костюма Беликова раскрыть его внутренний мир, показать его истинное лицо. Так, уже из описания внешности Беликова мы видим, что он полностью отгородился от живой жизни, наглухо заперся в своем «футлярном» мирке, кажущемся ему лучше подлинного. Футляр «обволакивает» мозг, контролирует мысли героя, подавляя все движения души, превращая его в механизм, неуклонно следующий правилам и циркулярам.
Но страшнее всего то, что эти правила и предрассудки Беликов навязывает окружающим, давит на людей, заставляет их бояться. И здесь появляется еще одна проблема - опасность заражения «футлярностью».Автор пишет, что город «последние десять - пятнадцать лет» был скован страхом.
Однако, утверждает Чехов, у футляра есть антипод - живое чувство, которое всегда свободно, но даже оно не способно разрушить «футляр». Трагедия Беликова в том, что он уже не способен на нормальную жизнь, «футляр» стал его второй натурой. И вот он умирает: «Теперь, когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет».
Та же проблема пошлости как ограниченности и корыстизвучит в рассказе «Крыжовник». Что такое счастье? Для чего живет человек?Над этими вопросами размышляет автор. Символом уродливой жизни, подчиненной узкой, нелепой цели, становится страстное желание героя приобрести имение, где бы рос собственный крыжовник. Всю жизнь он копил, во всем себе отказывал, его жизнь была просто унизительной и жалкой. Он мог унижаться из-за каждой копейки, но вот, наконец, мечта его осуществилась - он ел свои, пусть малосъедобные, кислые, но выращенные на своей земле ягоды, он был по-своему счастлив. Но разве к такому счастью должен стремиться человек? «Все тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то ведер выпито, столько-то детей погибло от недоедания... И такой порядок, очевидно, нужен; очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно. Это общий гипноз. Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда — болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других. Но человека с молоточком нет, счастливый живет себе, и мелкие житейские заботы волнуют его слегка, как ветер осину, — и все обстоит благополучно».
В рассказах Чехова звучит грустная нота обиды за человека, обиды за его никчемность, приземленность и нежелание изменить жизнь.
Третий рассказ цикла «О любви»посвящен все той же «футлярной теме». Чехов показывает двух людей, полюбивших друг друга. Но они боятся своих чувств: она замужем, а он страшится разрушить семейное «счастье», которого на самом деле нет. Так герой и ходит в течение нескольких лет в гости к возлюбленной, но даже словом не может обмолвиться о своей любви. И только при прощании навсегда происходит признание. Тут только оба они понимают, что потеряли. Они упустили свою жизнь, свое счастье. Общество, в котором они жили, окружило их «футляром», из которого герои так и не смогли выбраться.
А.П. Чехов «Ионыч»:
В «Ионыче» (1898 г.) Чехов прослеживает путь человека, постепенно превращающегося из трудолюбивого интеллигента в человекообразное существо, живущее в футляре собственной алчности. Как это происходит и почему?
Автор изображает духовную деградацию личности.Общая атмосфера города С. располагает к однообразной, беспросветной жизни. Даже жизнь «образованной и талантливой» семьи Туркиных на удивление монотонна (одни и те же шутки, развлечения, занятия). Автор иронизирует над их «образованностью» и «талантами»: Иван Петрович всячески коверкал слова, «сам играл старых генералов и при этом кашлял очень смешно», а также задавал загадки и сам же их отгадывал. Игра Котика «на фортепьянах» вызывает ассоциацию с грохотом камнепада в го рах. Чехов показывает, что в доме Туркиных все искусственно и фальшиво.
У доктора Старцева есть свои идеалы. Он стремится быть хорошим земским врачом, испытывает искреннее чувство к Котику, тонко чувствует красоту природы. Он понимает пошлость Туркиных, но «поддается общему увлечению». Среда, в которую он попадает, вынуждает его жить по законам общества уездного города С.Сам Старцев не способен сопротивляться обволакивающей трясине пошлости, хотя прекрасно понимает ее гибельность. Он ничего не пытается изменить, что, по мысли Чехова, усугубляет его вину.
В рассказе большая роль отведена детали. Вместе с изменением внутреннего мира доктора меняется его внешний облик: он все больше полнеет, у него усиливается одышка, теперь он не ходит к больным пешком, а ездит на паре лошадей, затем на тройке с бубенчиками. Он становится алчным, замкнутым, эгоистичным. Если раньше Старцев стремился помочь больному, то теперь он думает лишь о деньгах, которые принесут ему пациенты. Так умный, добрый, душевно тонкий человек, Дмитрий Ионыч Старцев превращается в толстого, равнодушного Ионыча, не способного ни на чувство, ни на сочувствие.
А.М. Горький «Старуха Изергиль»:
Романтические произведения А.М. Горького увидели свет в 90-е годы XIX в. Серость буржуазной действительности привела Горького не к отрицанию подвига, а к необходимости поисков героического в романтической, вымышленной среде. Романтическое бунтарство молодого Горького было формой отрицания мещанства.
Художественный стиль ранних романтических произведений Горького весьма своеобразен: он насыщен символикой, гиперболами, противопоставлениями. Большую роль играет пейзаж: море, степь, горы. Речь героев взволнованная, патетическая лишенная обыденных выражений.
Рассказ «Старуха Изергиль» (1894 г.) относится именно к этому периоду творчества писателя. Повествование много повидавшей на своем веку Изергиль делится на три самостоятельные части: легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко. Вместе с тем все три части объединены общей идеей, стремлением автора выявить ценность человеческой жизни.
Легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни, два представления о ней. То есть автор поднимает две проблемы: крайнего индивидуализма (господство сильной личности) и альтруизма,изображая два характера. Один из них принадлежит гордецу, который никого не любит, кроме себя. Когда Ларре сказали, что «за все, что человек берет, он платит собой», себялюбец ответил, что этот закон его не касается, ибо он хочет остаться «целым». Надменный эгоист вообразил, что он, сын орла, выше других людей, что ему все дозволено и дорога только его личная свобода. Это было утверждение права на господство сильной личности,противостоящей массе. Но вольные люди отвергли индивидуалиста-убийцу, осудив его на вечное одиночество.
Себялюбцу Ларре контрастно противопоставлен герой второй легенды - Данко. Ларра ценил только себя и свою свободу, Данко же решил добыть свободу для всего племени. И если Ларра не хотел отдать людям даже частицу своего «я», то Данко погиб, спасая своих соплеменников. Освещая путь вперед, смельчак «сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе».
Изергиль рассказала две древние легенды. Но Горький не хотел связать ответ на вопрос «В чем смысл жизни и настоящей, а не мнимой свободы?»только с мудростью прошлых лет. Трехчастная композиция позволила художнику установить связь между легендами, рассказанными героиней, и реальной действительностью. Повествование Изергиль о собственной судьбе, поставленное в центр произведения, служит как бы связующим звеном между преданием и реальной жизнью. Изергиль сама встретила на своем пути свободолюбивых и мужественных людей: один из них сражался за свободу греков, другой оказал ся среди восставших поляков. И потому не только легенды, но \ собственные наблюдения привели ее к знаменательному выво ду: «Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать \ найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть месте подвигам».Не менее важен и второй вывод Изергиль: «Каждьи сам себе судьба!»
Вместе с воспеванием подвига во имя счастьялюдей в рас сказе проявилась и другая, не менее характерная черта горькое-ского творчества, - обличение трусливой косности обывателя мещанского стремления к покою.Когда Данко умер, его смелое сердце продолжало пылать, но «осторожный человек заметш это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой». Что же смутило этого человека? Подвиг Данко мог воодушевить други> юношей в их неустанном стремлении к свободе, и потому моща нин постарался погасить пламя, освещавшее дорогу вперед, хот* сам воспользовался этим светом, оказавшись в темном лесу.
Заканчивая рассказ размышлениями «о великом горящем сердце», Горький как бы пояснял, в чем заключено истинное бессмертие человека.Ларра отторг себя от людей, и о нем в степи напоминает лишь темная тень, которую даже разглядеть трудно А о подвиге Данко сохранилась огненная память: перед грозой е степи вспыхивают голубые искры его растоптанного сердца.
В рассказе явственно ощущается связь с традициями романтизма. Они проявились в контрастном противопоставлении двух героев, в использовании традиционных романтических образов (тьма и свет в легенде о Данко), в гиперболизированном изображении героев («Что сделаю я для людей!?» - сильнее грома крикнул Данко»), в патетике, напряженной взволнованности речи. Связь с романтической традицией ощущается и в трактовке отдельных тем, например, в понимании личной свободы у Ларры. В романтических традициях даны в рассказе и картины природы.
М. Горький «На дне»:
Изображая «дно», Горький показал общество в миниатюре. Все обитатели ночлежки - в прошлом «бывшие». Актер, Пепел, Настя, Наташа, Клещ стремятся вырваться на волю со дна жизни, но чувствуют свое полное бессилие перед запорами этой тюрьмы, что рождает в героях ощущение безысходности. В любовной интриге реализуются социальные противоречия (Пепел - Костылев - Василиса; Барон - Настя).
Философская проблематика пьесы раскрывается в спорах героев о человеке, добре и правде.
Проблема человека в пьесе связана с образом Луки. Идеи этого героя сводятся к тезису: «Человек все может - лишь бы захотел». Сатин развивает идеи Луки, но считает, что человека нужно не жалеть, а учить пользоваться свободой.
Проблема правды в первую очередь связана с образом Сатина и перекликается с социальной проблематикой.Вопрос о человеке встает, потому что человек унижен (в то время подобные философские вопросы ставила перед собой современная Горькому думающая молодежь). В вопросе о правде Лука и Сатин расходятся, потому что по-разному представляют себе путь, по которому должен пойти человек. Сатин призывает раскрыть глаза на жизненные противоречия и проблемы. Казалось бы, жизнь подтверждает правду Сатина, но слова о гордом человеке, который создан для счастья, звучат неубедительн
Поиск по сайту©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных |
Поиск по сайту: Читайте также: Деталирование сборочного чертежа Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей? Собственные движения и пространственные скорости звезд |