Кое что я наблюдал тогда, в жизни тувинцев, мои наблюдения, глазами ребёнка, пред подросткового возраста.




После того как, я начал учится в первом классе, мне довелось научиться, ездить в седле, это так, конь находится в огороде, и спокойно ходит, а я сижу в седле. У меня отец некоторое время работал ковбоем, на лето со стадом быков, ковбоев вывозили в горную тайгу, там они жили в палатках, пасли быков, и охраняли их от медведей. Имея оружие: охотничьи пареломки, винтовки ТОЗ-8, со встроенным в приклад магазином, что бы можно было, быстро сделать подряд 5 выстрелов – после первого промаха – медведь ждать не будет, и кое что помощнее. Самодельные винтовки, под «промежуточный патрон 1943» калибром 7,62, вернее брали на стрельбище гильзы, и заряжали их, отливая самодельные пули. Насколько это было законно? Медведь, лицензию не спрашивал! Оно и сейчас, пусть какой представитель власти, поедет в Саянскую тайгу, между Кызылом и Абаканом, найдёт там человека, с самодельной винтовкой, и спросит «лицензию», попробует, конфисковать оружие, и привлечь к ответственности за ношение незаконного оружия? Потом, через некоторое время, в нашей квартире, понадобилось делать ремонт печки, а квартиры были в собственности государства, и моим родителям дали другую квартиру, мы переехали. В это время, отец, со мной делал такой «фокус», показывали это охотникам, друзьям отца. Отец, вбивал в землю рогатину, высотой приблизительно в мой рост, отсчитывал от неё 30 шагов, там, на пенёк ставил наполненную водой бутылку, потом на рогатину отец укладывал охотничий дробовик. Я вставал к нему, прицеливался, отец взводил курок – мне было не под силу, но я приспособился к отдаче – так чтобы приклад не бил в плечё, а толкал меня, я прицеливался и нажимал спуск – бутылка разлеталась вдребезги! Близорукость появилась у меня через несколько лет, что не мешает мне сейчас, делать работу снайпера, в компьютерной игре! На новом месте, было много соседей – тувинцев. Огороды соседних улиц, имели общий забор, и из нашего огорода, можно было наблюдать через забор, жизнь семьи тувинцев. Кроме того через дом, два, было много тувинцев, и почти за поворотом, сплошь жили тувинские семьи, дети которых постоянно играли на улице. У той семьи тувинцев, огород которых был смежным с нашим, можно было наблюдать и хозяйственную деятельность, и вообще жизнь тувинцев. Тувинцы не занимаются земледелием, посередине огорода у них стояла юрта, очевидно, протопить зимой юрту, тувинцам было проще, чем квартиру, они зимовали в юрте. Мне довелось не у этих тувинцев, посмотреть юрту изнутри. В юрте тувинцы ставили железную печку, какие изготовляли совхозные сварщики, топили углём. Уголь и каменная соль в Туве, практически ничего не стоят. Ещё в юртах есть столы, стулья, комоды, и электрическое освещение. В «тувинскую» одежду одевались только артисты, обычные тувинцы, одевались в одежду из магазина, самую простую, рабочую одежду. В хозяйстве у тувинцев было несколько коров, которые паслись и летом и зимой, эти коровы, очевидно приученные время от времени, приходить домой, но дикой породы, молока каждая корова давала мало, но мало требовала и расходов на содержание. С коровами росли телята, которые высасывали остатки молока, тувинцы выдаивали столько, сколько надо, телёнок сосал корову, до такого возраста, когда телёнок становился размером с корову. Из выросших таким образом телят, тувинцы получали мясо. Государственное сельское хозяйство, тоже вырабатывает большое количество молока и мяса, с низкой себестоимостью, и в то время, как и сейчас, продукция сельского хозяйства, практически, не вывозилась в «закрома родины», и во времена дефицита, молока и мяса, в магазинах этого было достаточно! У тувинцев – соседей дети были несколько младше меня, они летом играли около юрты, разговаривая на своём языке, я мог понять, если тувинский ребёнок говорит «Авай». Слово «Ачай» дети, почему то не говорили, очевидно, мама у них находилась дома, а папа был на работе. Саму маму я у них тоже не видел, тувинские женщины на улице встречались крайне редко, и у этих тувинцев, женщины, вероятно, находились внутри юрты. Кроме этого, я привозил домой воду с водокачки, в 40 литровой фляге, летом на тележке, а зимой на санках, я привозил флягу до крыльца, а в дом заносили взрослые, отец или мать. Во время похода за водой, мне доводилось, особенно летом, проходить мимо большой толпы тувинских детей, разных возрастов, которые играли на улице. Иногда три четыре мальчика, подходили близко, и разговаривали, очевидно, они знали, что я каждый день прихожу на водокачку, знали меня, я то, не различал их. Так и я научился близко подходить к тувинским мальчикам, ровесникам или старше, и даже подросткам, не опасаясь их, и они тоже понимали, что я не опасен. Подходить к русским, знакомым мальчикам, которые были постарше, и известны как хулиганы, было намного опаснее. Тем временем я закончил, начальную школу, и с четвёртого класса, детей из Сук-пака, возили, бесплатно, на больших «Икарусах», в Кызыл, в ту самую, известную школу «№ 14»! Я в первый класс, пошёл в 1970 году, стало быть, в четвёртом начал учится с осени 1973, и так в четырнадцатой школе я учился до лета 1975 года. В это время, на своей улице, возле нашего дома, через дорогу жили одноклассник и одноклассница, мы, мальчики и девочки, приходили и с других улиц, немного старше и младше, играли в «хендбол». Не в «Гандбол» а именно в хендбол, мы начали изучать английский, и в отличии от спортивных комментаторов, называющих эту игру «гандболом» мы знали как правильно назвать эту игру. Мы играли лёгким мячиком, большого диаметра, делились на команды так, чтобы в обеих командах было одинаковое количество девочек и мальчиков, одинаковых возрастов. И как то умудрялись не нарушать правила, и обходилось без травматизма, возможно у нас правила были намного совершение, чем на олимпийских играх! Не было даже серьёзных ушибов! Через некоторое время тувинские дети стали играть в такую же игру, вблизи водокачки, только у них был другой мячик. Можно было с края поля наблюдать, как они играют, но при этом они кричали на своём языке, иногда спорили между собой, их правила, возможно, и были несколько иными, но понять это не было возможности. А однажды, три или четыре тувинских мальчика, немного старше меня, а возможно и ровесники, я так и не научился определять возраст тувинских детей, занимались на улице, стрельбой из лука! Лук у них был, не какой нибудь, какие обычно делают мальчики, а настоящий, какие в музеях то редко бывают. Я подошёл близко к ним, и рассмотрел лук и стрелы, деревянная часть лука была хорошо сделана, имела правильную форму, тетива из какого то, материала, который очевидно использовали в старину, стрелы тоже были с настоящим оперением. Вероятнее всего мальчиков научили делать лук, их дедушки, тувинцы занимаются ещё и охотой. Вероятно в начале двадцатого века, у тувинцев не хватало огнестрельного оружия для охоты, тувинцы охотились с луками, причём тувинцы не охотятся для развлечения, только для получения мяса диких животных, для питания, но не для продажи. Эти мальчики с луком, поняли, что мне интересен лук, возможно, хотели рассказать, как его сделали, что то, показывали на луке и стрелах, что то, говорили, возможно, они узнали от меня, как это называется по русски. Можно было бы дружить с тувинцами – ровесниками, если бы можно было говорить на одном языке. И здесь я нашел ещё одну, так и не разгаданную, мной тайну. Почему то среди тувинских детей, я никогда не видел, девочек – ровесниц, и вообще девочек. Почему так, куда они девались? Версия о том, что у тувинцев девочек родится значительно меньше, чем мальчиков, не очень вероятна. Мне в Кызыле, случалось видеть тувинских, женщин, в жаркую погоду с совершенно голым грудным ребёнком, настолько близко, что можно понять ребёнок – девочка. Да и вообще, у всех людей, девочек и мальчиков, родится приблизительно одинаково. Но вот даже у соседей – тувинцев, я никогда не видел на улице девочек, от шести и до одиннадцати, двенадцати лет, приблизительно ровесниц, когда мне тоже было от 7 до 11 лет. Куда девались девочки? Версия наиболее фантастическая, девочек, где нибудь в три – пять лет, съедали? Всех? Не может быть! Я видел тувинок, в возрасте старшеклассниц, и довольно часто. Версия наиболее вероятная, девочки, одевались как мальчики, у мальчиков нет усов и бороды, у тувинских детей, волосы длиннее, чем у русских мальчиков, стало быть, лицо девочки и мальчика одинаковое! Тувинцы – кочевники, у них вероятнее всего, и женщины и мужчины ездили верхом, и носили штаны, и не было различия в одежде, мужской и женской, так у них и одеваются дети! Меня ввело в заблуждение, то обстоятельство, что в Кызыле, тувинки одеваются в женскую одежду, в платья. Но это только городские, сельские женщины одеваются так же, или почти также, как мужчины, этим можно объяснить и то что я редко видел сельских взрослых женщин, просто я мог понять что это женщина, на небольшом расстоянии, этим объясняется и то что я видел девушек – старшеклассниц, их в любой одежде можно понять что это – девушка, а вот девочку, одетую как мальчик, поди, узнай! И ещё одно наблюдение, летом, я как и все дети, купались в Енисее, почему то на берегу, всегда были, исключительно только русские, или тувинские дети не купались, или купались очень далеко от нас. По этой причине, я никогда не видел, девочку – тувинку, в трусиках, чтобы было ясно, что это девочка. Я когда кончил второй класс, был в лагере «Орлёнок» на берегу озера Чаготай, это полдня везли на автобусе, от Кызыла, точнее расстояние я не измерил. Там были дети разных возрастов, и купались в озере. Там я видел девочку в трусиках, старше меня, но она была не совсем тувинка, бывают и смешенные семьи, эта девочка могла говорить на двух языках, и одевалась как девочка, и у неё было русское имя, и тувинская фамилия. Больше, я так, чтобы можно было точно понять, что это девочка, девочек – тувинок не встречал. И только в 2020 году, я увидел по телевизору, девочку – тувинку, по той причине, что теперь у тувинских девочек стали завязывать бантики. За сорок лет очевидно культура тувинцев значительно изменилась, когда мне было 10 лет, республика была в составе России всего 30 лет. Там, русских детей, и тувинских, учили отдельно, русских не учили тувинскому языку, а тувинских детей на каком языке учили, нам это не говорили. Однако, министерству образования, следует подумать над, этой проблемой, русских детей, с первого класса учить тувинскому языку, немного, чтобы можно было общаться, и дальше, учить русских и тувинцев вместе. Девочки – тувинки, меня в плен, так и не брали, похоже, им не было надобности, изучать «мальчика», у тувинцев детей было больше, и наверняка в каждой семье, были и девочки, и мальчики, почти одного возраста. После пятого класса, мои родители переехали в Кировскую область, к родителям мамы, в Донаурово, где я собственно и родился, с шестого класса, здесь одноклассники, были знакомые ещё по детскому саду, и больше я в Туве не был. И одноклассницы очень скоро стали девушками, стало быть закончилось моё общение с девочками – ровесницами.

Девочка с автоматом.

 

Или девочка, играющая игрушками для мальчиков. Что будет, если девочке не говорить, что она должна играть с куклами, Покупать девочке, игрушечные машинки, танки, нет, игрушечный автомат покупать не надо, до пяти лет. Научить девочку в пять лет, управлять настоящим мотоциклом, не говорите что невозможно, был бы мотоцикл у папы, или у старших братьев! Приблизительно в этом же возрасте, можно научить девочку стрелять, из настоящего оружия, по мишеням, это возможно в тире, или на компьютере. На компьютере можно научить и гораздо больше, участвовать в «крутых» гонках, в боях, и в воздушных боях Второй Мировой, правда, последнее я не пробовал, но знаю женщин, которые в подростковом возрасте играли в «Сталкер». Потом девочка будет играть в футбол, в хоккей, заниматься боксом, а может и не будет, но будет своим парнем, в компании мальчиков, лишь бы компания была приличных парней, не хулиганов. Это бывают мальчики увлечённые мотоциклами, спортом, и прочими вещами. В подростковом возрасте, такая девочка, станет вполне нормальной девушкой, только изнасиловать её один и тот же придурок, два раза уже не захочет. Один раз не изнасилует, а только попробует изнасиловать, а второй раз, (после лечения в травматологии), не захочет даже пробовать. И потом, когда станет взрослой, такие женщины, которые в детстве много играли с мальчиками, играли в футбол, в хоккей, ездили на мотоцикле, очень успешны у мужчин с хорошо работающими мозгами, причём успешность у таких мужчин, совершенно не зависит от фигуры женщины! Мне например чтобы влюбится, нужно хорошо знать женщину, и похоже, сначала женится на ней. Но в случае если я вижу девушку контрактницу - солдата, на фотографии или по телевизору, я влюбляюсь практически с первого взгляда, меня такие женщины сводят с ума. Даже влюбляюсь в женщин – солдат, в компьютерной игре! Играя в «Far cry» Я влюбился в Валери, как её обычно называют, полное имя Валерия.

Одно плохо, нет женщин – солдат моих ровесниц, мне за пятьдесят! Был бы я лет на двадцать моложе. Хорошо бы ровесницу, научить играть в компьютерные игры: «Call of duty», «Counter strike», «Ил-2 штурмовик», а потом влюбится! А ещё мне нравятся женщины, не просто хорошо, а красиво, управляющие каким либо транспортным средством, хотя бы электрическим погрузчиком, а так же крановщицы, башенных кранов, или ещё каких нибудь больших кранов, умеющие очень точно перемещать и ставить разные грузы. Понравиться женщина токарь, умеющая точит изделия сложной конфигурации. Я думаю женщине не надо работать шахтёром или металлургом, но мне наверняка понравиться женщина, которая понимает что, «в мире нет прекрасней красоты, чем красота горячего металла!»

И ещё, я кажется разгадал ещё одну загадку, над которой долго думал. Почему то в детском саде, а я был в разных детсадах, мальчики играют только как мальчики, а девочки играют только как девочки? В то время как за пределами детсадов мне постоянно попадали девочки, играющие как мальчик! Я уже подумал, что так специально делают воспитатели детских садов, так их учат в педагогических училищах, но разве в советское время государству требовалось такое воспитание? Нет, вероятно, воспитатели детских садов, делят детей на мальчиков и девочек, но не специально, а так получается. Дело в том что детские сады, никогда не страдали избытком игрушек, случалось дети отбирают игрушки друг у друга, если бы девочки начали играть игрушками для мальчиков этих игрушек попросту бы не хватило на всех! И вот если мальчик и девочка не могут поделить например, машинку, подходит воспитательница и говорит, «Катя зачем тебе машинка, на вот возьми куклу», а что воспитательница сделает? Другой не занятой машинки нет, а уговаривать мальчика играть куклой, это воспитатели считают значительно сложнее. Аналогично поступает воспитательница, если мальчик и девочка не могут поделить куклу – «Ваня, зачем тебе кукла? …», в этом случае, девочку конечно можно научить играть машинкой, автоматом, или другой игрушкой «предназначенной для мальчиков», но надо ещё и проследить, не слишком ли мальчик увлекается куклами. Хотя мальчик куклой играет несколько иначе, чем девочка, для девочки кукла, это игрушечный ребёнок, девочка играет в «маму». Мальчик рассматривает куклу как красивую статую, или нечто подобное, рассматривает как кукла устроена, или как устроена одежда куклы. Возможно в мальчике есть способности модельера, скульптора, художника, тяга к кукольному театру, хотя возможно иногда так же куклу рассматривает и девочка. Как я писал вначале, я тоже играл и куклами, и вот у меня оказались способности художника, скульптора, и я делаю анимационные фильмы, рисованные и кукольные. Для съёмки кукольного фильма, нужны куклы, я сам делаю кукол, точные копии персонажей – детей разного возраста, руки и ноги должны двигаться как у настоящего человека, сгибаться в локтях и коленях, в плечах и у основания ног должны быть шарниры позволяющие двигать конечности в двух плоскостях, цвет тела куклы должен быть как настоящий, все куклы должны быть в одном масштабе, подобные куклы если их заказывать, стоят несколько тысяч евро! А у меня пенсия несколько тысяч рублей! Я таких кукол делаю сам! Правда на каждую куклу уходит много времени. Кроме того я сам выкраиваю, и шью одежду для кукол. Хотя я и знаю, как устроены разнообразные куклы для кукольного театра, есть куклы, которых надевают на руку, есть куклы, которые висят на нитках, есть ростовые куклы, артист прячется внутри такой куклы, и я вполне бы мог изготовить кукол для театра, они проще, чем для съёмок анимационных фильмов, но вот кукольный театр, меня особо не интересует. А какой я художник? Посмотрите иллюстрации в этой книге! Вот такой результат того что я иногда, не слишком часто, и не слишком много, но всё же играл куклами.

Впрочем, от того что воспитательницы детских садов будут понимать, что мальчик может играть как девочка, а девочка как мальчик, игрушек в детских садах, больше не станет, и всё равно воспитательницам, придётся как то решать споры детей делящих игрушки. А все-таки, притом, что от этого вряд ли увеличится финансирование детских садов, и зарплата воспитательниц, как и зарплата учительниц младших классов, надо учить мальчиков понимать девочек, а девочек понимать мальчиков. Будем надеяться что это, когда нибудь, прочитает министр образования, впрочем, министры вырастают со временем из мальчиков или девочек!

 

О талантах у детей, которые могут быть открыты воспитателями детского сада.

Я думаю, у всех детей есть разнообразные «таланты», способности к искусству. Но в большинстве случаев эти таланты остаются незамеченные, и не развиваются, поскольку нет для этого условий. А между тем «талант» художника, можно заметить ещё в детском саду. Такой ребёнок значительно раньше сверстников начнёт рисовать предметы так, чтобы их можно было узнать, в то время когда ровесники только бессмысленно чертят карандашом по бумаге. Правда это совсем не значит что ребенок, имеющий способности к рисованию станет художником. Нужно развивать эту способность, в школе этот ребёнок будет рисовать немного лучше других, но как только в старших классах уроки «рисования» заменят уроками «черчения», способности рисовать перестанут развиваться, для «черчения» нужна просто аккуратность. Дальше став взрослым, будет как то зарабатывать на жизнь, и ему будет не до рисования, поскольку не сейчас, в двадцать первом веке, не раньше, художники зарабатывали крайне мало, картины «великих» художников, всегда дорожали, только после их смерти. Но «взрослому» человеку, увлекающемуся рисованием, вместо пьянки, удаётся довольно много экономить денег, так что всё-таки рисование приносит доход в семейный бюджет, если человек рисует, после работы, на досуге. Расходы на бумагу, краски, кисти, карандаши, значительно меньше расходов на «выпивку» если вместо рисования, выпивать каждый день, некоторое количество спиртного, особенно если рисовать на компьютере, как я это делаю! Кстати, я сам не рисовал, несколько лет, ну практически ничего, а потом начал каждый вечер рисовать, и даже уже в зрелом возрасте способности стали развиваться. Правда, я прочитал некоторые книги по рисованию, вероятно, это были «учебники» из художественного училища, там прочитал про «технику» рисования маслом, акварелью, некоторые приёмы рисования, но я думаю это не имело решающего значения. Я начал рисовать постоянно, и со временем, через несколько лет, выработались навыки. В книгах не слова не было, про рисование на компьютере, а я уже сейчас могу на компьютере «делать» живопись, и практически на любом «Paint». Вот «таланты» литератора, или инженера, в детском саду, и даже в школе, «открыть» довольно сложно. Не знаю как сейчас, но раньше, преподаватели литературы, просто «задавливали» авторитетами. «Пушкин, Толстой, Тургенев, и пр. ну прямо «великие, превеликие», и думают ученики, «куда нам до них!» Я в школьные годы, прочитал, некоторые романы А.Дюма, и понял, куда до него Л.Толстому, но спорить с преподавателями, не решился. И очень долго не решался писать сам. И ещё я встречался с такими людьми, которые обладали, литературным даром, но не занимались литературой, и только к концу жизни решались написать что то, что они принимали не за литературу, а считали журналистикой. А одна женщина – работала следователем в райотделе, думала, что она пишет протоколы допросов, но у ней был литературный стиль. Вот, такова жизнь!

Очень даже вероятно, что некоторые читатели, могут спросить, откуда я так разбираюсь в детской психологии, ведь кажется у меня нет не педагогического образования, и вроде бы нет родительского опыта! Ну во первых, и это вероятно главное, я сам, вот уж точно никто не поверит! Я был ребёнком! Обычно, человек, став «взрослым», «начисто забывает», о том что он был сначала ребёнком, а потом подростком, я же не только не забыл, изначально, на то наверно я и есть «белая ворона», но и когда стал писать сказку «О стране Независть», я постарался вспомнить всё что только возможно. «Взрослый» человек, как не странно, при желании, может хорошо, вспомнить, своё даже раннее детство, было бы желание! Кстати, когда я был подростком, то мальчишки – ровесники, хотели поскорее стать «взрослыми» и в их понимании, это означало: можно будет курить, пить спиртное, и матюгаться, меня почему то такое «взросление» не очень то привлекало! У меня видимо и сейчас, психология «мальчика», но это отнюдь не означает, что я «инфантилен», я совершенно «самостоятельный» мальчик, иначе бы я не смог прожить, один, будучи вдовцом, столь долго. Просто я хорошо понимаю, как детей, так и подростков.

Во вторых, как это не странно, у меня есть родительский опыт! У меня есть сестра, которая намного младше, и я даже ходил на родительские собрания в школу, когда родителям было не до этого. Мама договаривалась с учителями, сестры, чтобы я ходил на родительские собрания вместо мамы! И ещё были соседские мальчишки, которым я не давал никаких моральных наставлений, они, когда им было надо, просили меня помочь что нибудь смастерить, таким образом, от меня учились. И я им просто показывал пример поведения, в подростковом возрасте, соседские мальчишки и девчонки, иногда в сложной для них ситуации, просили у меня совета, у подростков бывает так, что они не могут доверить, свои «тайны» родителям, а совет им требуется, не знают как поступить. В последствии, из этих мальчишек выросли хорошие люди. И ещё у меня есть племянники.

В начале двадцать первого века, у некоторых школьников, появились мобильные телефоны, у меня тоже, я посоветовал, учителям нашей школы, покупать тоже мобильные телефоны, и осваивать их, чтобы не терять авторитет в глазах учеников, позднее, компьютер учителя «догадались», сами, и теперь, в нашей школе, одни из лучших, учителей в России, а возможно и в мире. Только нигде, наверху, ни в РОНО, ни в министерстве об этом не знают, просто школа «затерялась» в Российской глубинке. Сейчас, однако, настала пора, когда воспитателям детского сада, надо быть «начеку», вот вот, появятся в детском саду такие дети, которые уже играют на компьютере, и «лазят» по интернету! С такими детьми, воспитателям, не умеющим делать то же самое, будет трудно, и не поможет даже большой жизненный опыт, просто дети будут думать, что они умнее взрослых воспитателей. И кстати родителям, покупающим для ребёнка, компьютер или планшет, следовало бы, сначала самим это освоить, уже сейчас, у нас в посёлке, есть такие родители, пока у подростков, которые не могут даже посмотреть, что их чадо, «натаскало» из интернета! Я бы мог, помочь воспитателям детского сада освоить компьютер, и объяснить, что там в интернете, сейчас у меня компьютер не подключён к интернету, но есть опыт, «хождения» туда. Я сам освоил компьютер, чтобы делать, анимационные фильмы, их раньше называли мультфильмы, игры у меня для отдыха от кропотливой работы, но как ни странно, умение работать и играть на компьютере, помогает находить общий язык, с детьми и подростками.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: