Количественный состав школ и обучающихся 1-х классов




Аналитическая справка

По результатам регионального исследования стартовых базовых навыков обучающихся первых классов

(октябрь 2019 года)

В октябре 2019 года была проведена стартовая диагностическая работа во всех первых классах Ленинградской области.

В диагностический комплекс были включены задания, разработанные авторским коллективом под руководством Л. Е. Журовой (см. кн. «Беседы с учителем: Методика обучения: 1 класс общеобразовательных учреждений»/ Под ред. Л.Е. Журовой. — 2_е изд., перераб. и доп. — М.: Вентана_Граф, 2005. —с. 39- 59).

Именно этот диагностический комплекс предназначен для определения предпосылок к обучению грамоте и математике учащихся 1 класса. Данный комплекс заданий уже применялся в Российской Федерации при проведении широкомасштабного исследования подготовленности первоклассников к освоению школьной программы по математике и русскому языку в начале 1 класса.

Цель диагностики: выявление уровня сформированности предпосылок к обучению грамоте и математике у первоклассников на первоначальном этапе обучения.

Для успешного овладения чтением, письмом и математикой в 1 классе необходимо:

1) владение устной речью, предполагающее достаточный словарный запас и умение выразить свою мысль в общении со взрослым и сверстниками;

2) развитие слухо-речевой памяти;

3) сформированности предпосылок к овладению звуковым анализом;

4) развитие ряда неречевых функций (зрительного и пространственного восприятия, зрительно-моторной координации);

5) наглядно-образного мышления, начал логического мышления;

6) определенного уровня общего (деятельностного, личностного) развития ребенка;

7) достаточно высокий уровень развития зрительного и пространственного восприятия, наглядно-образного мышления, основ логического мышления (в том числе операции классификации, нахождения признака, по которому произведена классификация),

8) достаточный уровень развития зрительно-моторных координаций,

9) наличие у детей дочисловых представлений.

В психолого-педагогической литературе выделяют четыре основные группы показателей готовности к успешному овладению языковой и математической грамотой:

а) соответствующий возрастной норме уровень общего развития;

б) достаточная степень развития ряда неречевых функций;

в) соответствующий возрасту уровень развития устной речи;

г) наличие у ребенка интуитивных дочисловых представлений.[1]

Полученная в ходе диагностических оценочных процедур информация дает возможность выявить обучающихся с разным уровнем подготовленности, создать условия для развития необходимых умений школьников и дальнейшего прогнозирования направлений работы с детьми по достижению индивидуального прогресса каждого первоклассника.

Диагностика стартовых базовых навыков первоклассников проведена на основании распоряжения комитета общего и профессионального образования Ленинградской области во всех муниципальных общеобразовательных организациях, реализующих программы начального общего образования и в нескольких негосударственных образовательных организациях, пожелавших принять участие в диагностических процедурах.

В 2019 году диагностическую работу выполнили 17974 обучающихся из всех муниципальных образований региона из 329 школ (включая 2 филиала и несколько частных школ).

В таблице 1 обозначен количественный состав школ и обучающихся по муниципальным образованиям, а также их процентное соотношение.

Таблица 1

Количественный состав школ и обучающихся 1-х классов

по муниципальным образованиям, доля от общего числа в %

Муниципальное образование Количество школ Количество обучающихся Количество обучающихся, %
Бокситогорский     2,34
Волосовский     2,42
Волховский     4,08
Всеволожский     27,31
Выборгский     9,52
Гатчинский     11,95
Кингисеппский     4,35
Киришский     3,76
Кировский     5,55
Лодейнопольский     1,49
Ломоносовский     3,53
Лужский     3,15
Подпорожский     1,56
Приозерский     3,08
Сланцевский     1,81
Сосновый Бор     3,63
Тихвинский     4,09
Тосненский     6,38
Всего      

 

Данные, размещенные в таблице 1, позволяют сделать следующие выводы:

1. Наибольшее количество первоклассников обучается в следующих районах: Всеволожском (27,31%, Гатчинском (11, 95%), Выборгском (9,52%), Тосненском (6,38%), Кировском (5,55%), Кингисеппском (4,35%). Поэтому результаты обучающихся именно этих районов оказывают наибольшее влияние на средние показатели по региону.

2. Наименьшее количество первокласссников в Лодейнопольском (1,49%), Подпорожском (1,56%), Сланцевском (1,81%), Бокситогорском (2,34%), Волосовском (2,42%), Приозерском (3,08%), Лужском (3,15%) районах.

3. Промежуточное положение по количеству первоклассников занимают районы: Ломоносовский (3,53%), Сосновый Бор (3,63%), Киришский (3,76%), Тихвинский (4,09%) и Волховский (4,08%).

Рассмотрим содержание инструментария и результаты диагностики.

В диагностический комплекс[2] входило 7 заданий для проведения в групповой форме.

Задание 1 проверяет умение передавать форму фигуры (вычерчивать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме того, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать углы, не округляя их, и прямолинейные отрезки.

Задание 2 – выявляет умение ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз). Проверяется также умение пересчитывать клеточки.

Задание 3 - определяет умение выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания; при правильном понимании текста задачи перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов).

Задание 4 - направлено на проверку умения сравнивать множества по числу элементов (вне зависимости от навыка счета).

Задание 5 - выявляет умение классифицировать, находить признаки, по которым произведена классификация.

Задание 6 – проверяет состояние фонематического слуха, фонематического восприятия в процессе отбора картинок с заданным звуком в их названиях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: