Аналитическая справка
По результатам регионального исследования стартовых базовых навыков обучающихся первых классов
(октябрь 2019 года)
В октябре 2019 года была проведена стартовая диагностическая работа во всех первых классах Ленинградской области.
В диагностический комплекс были включены задания, разработанные авторским коллективом под руководством Л. Е. Журовой (см. кн. «Беседы с учителем: Методика обучения: 1 класс общеобразовательных учреждений»/ Под ред. Л.Е. Журовой. — 2_е изд., перераб. и доп. — М.: Вентана_Граф, 2005. —с. 39- 59).
Именно этот диагностический комплекс предназначен для определения предпосылок к обучению грамоте и математике учащихся 1 класса. Данный комплекс заданий уже применялся в Российской Федерации при проведении широкомасштабного исследования подготовленности первоклассников к освоению школьной программы по математике и русскому языку в начале 1 класса.
Цель диагностики: выявление уровня сформированности предпосылок к обучению грамоте и математике у первоклассников на первоначальном этапе обучения.
Для успешного овладения чтением, письмом и математикой в 1 классе необходимо:
1) владение устной речью, предполагающее достаточный словарный запас и умение выразить свою мысль в общении со взрослым и сверстниками;
2) развитие слухо-речевой памяти;
3) сформированности предпосылок к овладению звуковым анализом;
4) развитие ряда неречевых функций (зрительного и пространственного восприятия, зрительно-моторной координации);
5) наглядно-образного мышления, начал логического мышления;
6) определенного уровня общего (деятельностного, личностного) развития ребенка;
7) достаточно высокий уровень развития зрительного и пространственного восприятия, наглядно-образного мышления, основ логического мышления (в том числе операции классификации, нахождения признака, по которому произведена классификация),
8) достаточный уровень развития зрительно-моторных координаций,
9) наличие у детей дочисловых представлений.
В психолого-педагогической литературе выделяют четыре основные группы показателей готовности к успешному овладению языковой и математической грамотой:
а) соответствующий возрастной норме уровень общего развития;
б) достаточная степень развития ряда неречевых функций;
в) соответствующий возрасту уровень развития устной речи;
г) наличие у ребенка интуитивных дочисловых представлений.[1]
Полученная в ходе диагностических оценочных процедур информация дает возможность выявить обучающихся с разным уровнем подготовленности, создать условия для развития необходимых умений школьников и дальнейшего прогнозирования направлений работы с детьми по достижению индивидуального прогресса каждого первоклассника.
Диагностика стартовых базовых навыков первоклассников проведена на основании распоряжения комитета общего и профессионального образования Ленинградской области во всех муниципальных общеобразовательных организациях, реализующих программы начального общего образования и в нескольких негосударственных образовательных организациях, пожелавших принять участие в диагностических процедурах.
В 2019 году диагностическую работу выполнили 17974 обучающихся из всех муниципальных образований региона из 329 школ (включая 2 филиала и несколько частных школ).
В таблице 1 обозначен количественный состав школ и обучающихся по муниципальным образованиям, а также их процентное соотношение.
Таблица 1
Количественный состав школ и обучающихся 1-х классов
по муниципальным образованиям, доля от общего числа в %
Муниципальное образование | Количество школ | Количество обучающихся | Количество обучающихся, % |
Бокситогорский | 2,34 | ||
Волосовский | 2,42 | ||
Волховский | 4,08 | ||
Всеволожский | 27,31 | ||
Выборгский | 9,52 | ||
Гатчинский | 11,95 | ||
Кингисеппский | 4,35 | ||
Киришский | 3,76 | ||
Кировский | 5,55 | ||
Лодейнопольский | 1,49 | ||
Ломоносовский | 3,53 | ||
Лужский | 3,15 | ||
Подпорожский | 1,56 | ||
Приозерский | 3,08 | ||
Сланцевский | 1,81 | ||
Сосновый Бор | 3,63 | ||
Тихвинский | 4,09 | ||
Тосненский | 6,38 | ||
Всего |
Данные, размещенные в таблице 1, позволяют сделать следующие выводы:
1. Наибольшее количество первоклассников обучается в следующих районах: Всеволожском (27,31%, Гатчинском (11, 95%), Выборгском (9,52%), Тосненском (6,38%), Кировском (5,55%), Кингисеппском (4,35%). Поэтому результаты обучающихся именно этих районов оказывают наибольшее влияние на средние показатели по региону.
2. Наименьшее количество первокласссников в Лодейнопольском (1,49%), Подпорожском (1,56%), Сланцевском (1,81%), Бокситогорском (2,34%), Волосовском (2,42%), Приозерском (3,08%), Лужском (3,15%) районах.
3. Промежуточное положение по количеству первоклассников занимают районы: Ломоносовский (3,53%), Сосновый Бор (3,63%), Киришский (3,76%), Тихвинский (4,09%) и Волховский (4,08%).
Рассмотрим содержание инструментария и результаты диагностики.
В диагностический комплекс[2] входило 7 заданий для проведения в групповой форме.
Задание 1 проверяет умение передавать форму фигуры (вычерчивать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме того, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать углы, не округляя их, и прямолинейные отрезки.
Задание 2 – выявляет умение ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз). Проверяется также умение пересчитывать клеточки.
Задание 3 - определяет умение выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания; при правильном понимании текста задачи перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов).
Задание 4 - направлено на проверку умения сравнивать множества по числу элементов (вне зависимости от навыка счета).
Задание 5 - выявляет умение классифицировать, находить признаки, по которым произведена классификация.
Задание 6 – проверяет состояние фонематического слуха, фонематического восприятия в процессе отбора картинок с заданным звуком в их названиях.