Сравнительно-возрастные особенности.




Глава 2

ПАТОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ

Мышление - высшая форма познания, направленная на установление внутренних связей между предметами и явлениями реальности. Мышление характеризуется следующими свойствами: • Целенаправленностью. Согласно феноменологической концепции, мышлению, как и сознанию, присуща интенциональность - направленность мысли на какой-либо объект. В качестве объекта интенции могут выступать как предметы и события внешнего мира, так и явления внутренней жизни (представления, эмоции, телесные ощущения и другие субъективные пере­живания). Независимо от того, существует ли объект в действительности или нет, в результате процесса интенции он появляется в сознании как интенциональный объект или феномен - то, на что направлено сознание [ГуссерльЭ., 1913, СлининЯА., 2001].

• Опосредованностью. Предметы и явления представлены в мышлении не напрямую, а через представления, понятия, суждения и умозаключения. Представление - знание о конкретном предмете, без соотнесения его с дру­гими предметами. Понятие - основная единица мышления. Понятия отра­жают обобщенные существенные свойства ряда предметов. Суждение -утверждение относительно предмета, состоящее из нескольких понятий, например: «Снег белый и холодный». Умозаключение - вывод, получен­ный путем цепочки взаимосвязанных логических операций с понятиями и суждениями, например, доказательство теоремы. Умозаключение устанав­ливает логические отношения между предметами и явлениями тождества, противоположности, причины и следствия, смежности и т.д.

• Обобщенностью познания. Понимание схватывает целиком весь объект, всю его идею, его значение и смысл, в результате чего формирует­ся знание о предмете. С помощью восприятия в сознании дается индиви­дуальная сторона объекта - его особенности, отличающие его от других объектов, например, особенности его физических свойств. Понимание формирует в сознании общие, универсальные качества объекта, например, принадлежность предмета к классу живых существ или неживых пред­метов.

Процесс мышления существует в виде логических операций (табли­ца 7).

Мышление имеет несколько разновидностей, последовательно сменяющих друг друга в процессе психического развития индивида:

Таблица 7. Логические операции мышления

 

Анализ Мысленное разделение предмета на составляющие эле­менты, свойства, признаки
Синтез Формирование целостного знания о предмете на основе его свойств и признаков
Сравнение Сопоставление объектов по их свойствам и признакам, в результате чего устанавливается их сходство (тожде­ство) или различие
Обобщение Выявление свойств и признаков, общих для ряда пред­метов, на основе которых возможно их группирование, классификация
Абстрагирование Выделение нескольких признаков, существенных для данного анализа, с отвлечением от остальных призна­ков
Конкретизация Выделение частных свойств и признаков предмета на основе знания присущих ему общих закономерностей

• Наглядно-действенное - доречевое мышление, в возрасте от 2 до 4 лет.
Ребенок производит действия с конкретными предметами, оперируя ощу­щениями и восприятиями.

• Конкретно-образное-4-7 лет. Развиваются операции с представлени­ями и простейшими, конкретными понятиями, параллельно развитию речи. Появляется образ предмета, доступный для сравнения с другими образами,
группирования, запоминания.

• Абстрактно-логическое - после 7 лет. Формируются сложные логи­ческие операции с абстрактными понятиями. Основой является принцип
реальности - направленность мышления на познание объективных отно­шений между предметами, использование достоверных критериев истины
и законов логики, с минимальной долей субъективного. Наиболее развитой формой здесь является научное мышление.

Патология мышления подразделяется на три группы: нарушение темпа течения ассоциаций, нарушение логической структуры и целенаправлен­ности мышления и патологическая продукция.

К нарушениям темпа мышления относятся ускорение, замедление мыш­ления, обстоятельное мышление, персеверация, детализация мышления.

Ускорение мышления (тахифрения, от греч. tachys- быстрый, phren -разум) - характеризуется легким возникновением и быстрым течением мыслей и представлений, причем последние нередко имеют характер воспоминаний. Суждения больного поверхностные и непоследовательные. Речь ускоренная, высказывания, как правило, не связаны между собой или свя­заны случайными ассоциациями, по созвучию или другому признаку. В отличие от «разорванной речи», нарушена не структура мысли, а полнота и ясность ее содержания («слово не поспевает за мыслью»). Характерна речь в виде монолога, охриплость голоса и отвлекаемость внимания.

Высокая степень ускорения мышления называется «скачкой идей» (fuga idearum; итал. fuga- музыкальная форма многоголосного стиля). Переход от одной мысли к другой происходит под влиянием простого созвучия слов, простых ассоциаций - по смежности и контрасту. Нарушено активное вни­мание. Постоянная отвлекаемость не дает возможность завершить начатую мысль, возникают новые ассоциации. Наблюдается речевое и двигательное возбуждение:

«В меру упитанности могу растить детей, всему есть свои сроки, сроки бесконечности... реклама такая - Эйнштейн сидит за компьютером». «Ко­лобок повесился... как может колобок повеситься? Это невешающееся ве­щество. И лиса там такая: ля-ля-ля. Много-много пирожных, без калорий. Извините, мне так смешно, мне надо зубы исправить, мне мешают эти

зубы».

Продуктивность мышления снижается. «Скачка идей» имеет два клини­ческих варианта- классическая, богатая образами при эндогенном маниа­кальном состоянии и бедная образами при шизоаффективном психозе1.

Высшая степень ускорения мышления - вихревая спутанность, при которой скорость течения мыслей настолько высокая, а внимание настоль­ко отвлекаемо, что в речи больного невозможно выделить ни одной завер­шенной фразы, отчего речь становится похожа на бессвязную:

«Лошадь... крестьянин... дайте приют двум детям... полк... армия... здесь люэс... нужны ванны... пишите... делайте дело... посмотрите... вос­паление легких... уедем в Америку... дайте папиросу... две...». Ускоренное мышление наиболее характерно для маниакальных состоя­ний при маниакально-депрессивном психозе и циклотимии, маниоформ-ных состояний при органических заболеваниях головного мозга и шизоаф­фективном психозе.

У детей раннего возраста ускорение мышления при маниакальном со­стоянии не выражено. Тем не менее, ассоциации поверхностные, ускоряет ся переход от одной мысли к другой (оживляется речь). После 15-18 лет ускорение мышления приобретает характерные черты «скачки идей».

Замедление мышления (брадифрения, от греч.bradys - медленный, phren- разум) - заторможенное течение мыслей, замедление перехода от одной мысли к другой. Характерны жалобы на невозможность сосредото­читься, пустоту в голове (трудно подобрать слова), наблюдаются паузы в ответах, длительное «застревание» на одной мысли (моноидеизм):

«Для чего... Для чего... Для чего... Для чего...».

«Мысль стопорится будто».

«Мысленно как бы топчусь на месте».

«Пустовато в голове».

Создается впечатление, что больной не слышал вопроса или не хочет отвечать, в то время как он крайне медленно подбирает слова ответа. Инто­нация голоса подавленная и монотонная.

Замедленное мышление наиболее типично для депрессивных состоя­ний, но встречается также при соматогенной астении, органических пора­жениях головного мозга, состояниях дефекта при шизофрении.

Обстоятельное мышление - склонность к детализации, застреванию на мелочах, излишне подробном описании частных моментов. В основе патологии лежит невозможность разделить главное и второстепенное. Речь чрезмерно подробная, в высказываниях появляются повторы, топтание на месте, многочисленные вводные слова, нередко уменьшительные суффик­сы. Выраженную обстоятельность мышления называют также вязкостью, торпидностью.

Обстоятельность мышления характерна для органических поражений головного мозга. В наибольшей степени проявляется при эпилепсии - от­вет на простой вопрос превращается в длительный монолог («вязнет» в мелочах).

На вопрос, как проехать к ней домой, больная эпилепсией отвечает: «...Опустите пятачок, встаньте на лесенку, она свезет вас вниз, встаньте на перрончик, подойдет вагончик, откроются дверцы...». На вопрос, до ка­кой станции метро надо ехать, больная сказала: «Я же объясняю...» и вновь начала повторять все сначала.

Нередко у окружающих не хватает терпения выслушать рассказа больно­го, его прерывают, что вызывает раздражение и попытки начать ответ сначала.

В отличие от резонерского, при обстоятельном мышлении не теряется основная линия рассуждения, и больной целенаправленно, но очень мед­ленно двигается в своей речи к ответу.

Персеверация (от лат. регзеуего - упорно держаться, продолжаться) - застревание в мышлении каких либо мыслей, фраз, образов вне зависимос­ти от изменения ситуации. Выражается в ненужных повторах мыслей, сте­реотипных ответах на разные вопросы:


«Не пойду в магазин... Макароны в туалете пляшут... Кастрюля пьяная в туалете сидела... Упали макароны в туалете... Упали в картошку макароны. Макароны в туалете жарили... Кастрюлю жарили в туалете... Кастрю­ля разрушила туалет... Упали макароны... Кастрюля ба... Кастрюля упана-ла... Ко мне папа приходит... Макароны упали...».

Иногда в своем ответе вначале повторяют вопрос, а затем дают ответ, или несколько раз повторяют последние слова ответа:

- Как Вы себя чувствуете? - Хорошо себя чувствую, чувствую себя хорошо, хорошо. - А как Вы спите? - Хорошо себя чувствую, хорошо. Последние слова как бы «въелись» в сознание, и больной отвечает эти­ми словами на любые вопросы [Ясперс К., 1997].

Стереотипные повторы наблюдаются на письме и в действиях. Персеверация характерна для органических поражений головного моз­га, эпилепсии, старческого слабоумия, болезней Пика и Альцгеймера, вы­раженных форм оглушения сознания и астении.

Детализация мышления характерна для патологических идей. Бредовая детализация - подчеркнуто подробное изложение тех момен­тов повествования, которые отражают бредовую концепцию больного.

Ипохондрическая детализация - доскональное описание всех обстоя­тельств заболевания, тщательное, до мелочей изложение всех жалоб с оби­лием медицинских терминов, рассуждениями о причинах болезни.

Реактивная детализация - подробное описание психотравмирующей ситуации.

Детализация внешне напоминает обстоятельное мышление. В отличие от последней, при разговоре на иные, не относящиеся к основному пере­живанию темы, детализация отсутствует.

Нарушения логической структуры и целенаправленности мышления представлены аутистическим, атактическим, бессвязным, паралогическим, резонерским, расплывчатым, формальным, символическим мышлением, неологизмами.

Аутистическое мышление было выделено Э. Блейлером [Bleuler E., 1927, 1929]. Согласно его определению, «аутистическое мышление - тен­денциозно. Оно отражает осуществление желаний и стремлений, устра­няет препятствия и превращает невозможное в возможное и реальное». Э. Кречмер (Е. Kretschmer) [1930] определял аутистическое мышление как «грезящее».

Современные представления не расходятся с исторической традици­ей. Аутистическое мышление рассматривается как совокупность алогич-НЬ1Х форм мышления, игнорирующих реальную действительность [Меграбян А.А., 1938;ГуревичМ.О., Kaplan H.J.,1949, Sadok B.J., 1999].

По Э. Блейлеру, аутистическое мышление характеризуется следующи­ми клиническими признаками:

• Аутистическое мышление не зависит от логических законов, напри­мер, закона противоречия. Закон отрицает противоречие, требуя непроти­воречивости представлений. Так, больная не может быть одновременно «Татьяной Ивановой» и актрисой «Татьяной Дорониной». Высказывание и его отрицание исключают друг друга и не могут быть одновременно истин­ными. Как отмечал К. Юнг (1935), аутизм «располагает неограни­ченными возможностями». Все, что противоречит аутистическим представ­лениям, - отбрасывается. Создаются предпосылки и связи, не соответству­ющие действительности.

«Выхожу на улицу и думаю, что я - Скарлетт (УХара или Каменская, и походка меняется».

• Аутистическое мышление полностью игнорирует действительность и не направлено на внешний мир. Содержание переживаний нередко похоже на мифы, сказки, фантазии. Больные называют себя «просветителями», «философами», «артистами», чувствуют в себе новое призвание, новые способности. Могут давать себе новое имя. Несоответствие своих пред­ставлений действительности не замечают.

«Стал новым человеком».

«Чувствую себя французом, люблю Бальзака, Стендаля, Дюма».

«Своим присутствием здесь помогаю».

«Просыпающиеся качества гениального изобретателя».

• Аутистическое мышление игнорирует временные соотношения. Про­шлое, настоящее и будущее перемешиваются. Стремления и желания, су­ществовавшие много лет назад и давно забытые, становятся актуальными.То, что не подходит, - отбрасывается. Например, умерший возлюбленный представляется таким, каким он был в действительности, но то, что он умер,не находит себе выражения в аутистическом представлении.

• Аутистическое мышление направляется аффективными потребнос­тями, то есть, желаниями или опасениями, которые находят свое осуществ­ление - невозможное превращается в возможное, нереальное - в реальное.

• Аутистические представления формируются согласно принципу удо­вольствия 3. Фрейда: индивид избегает неприятного и стремится получитьи сохранить приятное.

Аутистическое мышление формирует, во-первых, аутистические по­строения - как отдельные идеи и суждения, так и целые концепции, отража­ющие аутистические представления субъекта о своем «Я». Во-вторых, оп­ределяет аутистическое отношение к действительности - уверенность в благополучном разрешении неприятной или конфликтной ситуации, не имеющую реальных оснований.


В клинической беседе больной не замечает несоответствия в своем предъявлении о собственном «Я». Создается впечатление, что он рассказывает о себе: - настолько отстраненно и внешне равнодушно он повествует о своей жизни, например, о конфликтах с родственниками, помещении в боль­ницу и т.п.:

«Положили родители, так как не работала, а не работала, так как роди­тели не понимали, что такое рыночная экономика...».

На вопрос о работе та же больная ответила: «В коммерческой фирме могу проявить такие свои качества, как коммуникабельность, целеустремленность и организаторские способности. Меняются места, так как нет ста­бильности в оплате. В государственной фирме нельзя проявить эти каче­ства».

По поводу неустроенности ее семейной жизни сказала: «Замуж не хочу,

потому что женщина должна быть материально независима. Я в данный момент не являюсь материально независимой. Когда я добьюсь матери­альной независимости, я подумаю о том, чтобы выйти замуж, возрастных границ у нас нет.... Возьму на воспитание ребенка. У меня есть родствен­ники, которых я могу воспитывать, они находятся в подростковом возрас­те. Мне уже поступило такое предложение от троюродного брата».

Наконец, на вопрос, какие эмоции вызвала у нее беседа о тяжелых обстоятельствах ее жизни и неприятных моментах госпитализации в пси­хиатрическую больницу, спокойно ответила: «Я первый раз нахожусь в та­кой обстановке, трудно понять, скорее положительные эмоции». За всеми этими высказываниями не стоят реальные события и отноше­ние больной к ним, так как пациентка излагает аутистическую концепцию положительного видения самой себя в новом качестве «успешного бизнес­мена», «хорошей жены» и «матери».

Внутреннее противоречие, совмещение противопоставленных сужде­ний придает мышлению патогномоничное для аутизма качество иного об­раза мыслей (инакомыслия):

«Присутствует двойственность». «Пустота на месте «Я»». «Ощущение разобранности».

Специфической характеристикой лексики является употребление для субъективной оценки слов, указывающих на одобряемые обществом и отвеча­ющие ожиданиям нравственные качества (гиперономность высказываний). При аутизме субъект речи не употребляет слова в их основном назначении - указании на предмет, явление, событие. Выраженная в словах мысль не направлена на конкретные свойства последних. Смысл ска­занного не соответствует действительности. С клинической точки зрения важно, что взятые в таком качестве нарушения объективации мысли становятся основанием для трансформации «Я» и формирования аутизма.

Аутистическая направленность мышления связана, как можно предпо­лагать, с нарушением основной характеристики мыслительного акта - интенции, направленности мысли на предмет, что и обусловливает диссоциацию при употреблении слов: они указывают не столько на реально существующие явления, сколько на их отвлеченные (абстрактные) свойства, су­ществующие во внутреннем мире аутистического «Я» [Микиртумов Б.Е., 2004; Микиртумов Б.Е., Завитаев П.Ю., 2007]: «Чувствую, что я избранный человек».

Аутистическое мышление является составной частью аутизма, опре-] деляя формирование аутистического «Я» и направленность аутистическо­го поведения.

В соответствии с классическим определением Э. Блейлера [1911], аутизм выражается в преобладании внутренней жизни с активным уходом из внеш­него мира в мир грез и внутренних представлений. Аутизм в наиболее пол­ной и специфической форме выражает основное расстройство шизофренического процесса - расщепление психических функций (схизис, от греч. schizma - расщепление).

Выделяют первичную и вторичную формы аутизма. Первая форма, по мнению Э. Минковски [1935,1953], является истинным аутизмом и характеризуется «внутренней пустотой», потерей жизненного кон­такта с реальностью.

Первичному аутизму противопоставляют вторичные формы, разви­вающиеся в органической связи с продуктивной симптоматикой, прежде всего, с бредом преследования и галлюцинациями («богатый» по содер­жанию аутизм). В частности, А. Эй (Н. Еу) [1955] понимал шизофрению как род хронического аутистического бреда с тенденцией к регрессу лич­ности по мере формирования «вымышленного мира». Последний рас­сматривали как своего рода символическое восстановление в сознании «наиболее успокаивающих переживаний из личного прошлого»

[Follient S., 1961,1965].

Ярким примером аутизма является описание жизни Джона Клэра [Круж­ков Г., 2005]:

Джон Клэр, родился в 1793г., умер в 1863г, современник Джорджа Бай­рона, Томаса Мора, английских поэтов-романтиков (Китса и других). Около 30 лет провел в Нордгемптонской лечебнице для душевнобольных, где ди­ректором был Томас Причард. В разговоре он мог процитировать стихи Бай­рона или Шекспира или любого другого поэта как свои, а на недоуменные вопросы собеседника ответить: «Да-да, я именно он и есть; просто меня порой называют Шекспиром, порой Байроном, порой Клэром».

В этом контексте интересно также его стихотворение «Я есмь»:

Я есмь - то, что я есмь, не знаю; слово

Забыто, как я сам для всех забыт.

И все-таки я есмь, я жив - болит

Душа, но я живу - в забвенье, в горе, в ничтожестве.

Как на песке руины корабля.

Свою подругу детства Мэри Джойс он считал своей первой женой и
писал в письме к ней: «Моя дорогая Жена Мэри я мог бы сказать моя первая жена и первая любовь и первая все - но я никогда не забуду мою вторую жену и вторую любовь ибо когда-то я любил ее так же сильно как тебя... поэтому я решил вовек не покидать вас обеих - когда я пишу тебе я пишу и ей в то же самое время и в том же самом письме... поцелуй своих милых детей и передай им привет от их пропавшего отца а также детей Пэтти [вторая жена] и скажи Пэтти что ее муж остался таким же, каким был в день свадьбы двадцать лет назад... Благослови Бог вас обеих со всеми семействами».

Его внутреннее «Я» было наделено высокими нравственными черта­ми. «И все-таки правда... сносит все перегородки лжи и притворства... выдвигает простого Человека которого не испугать призраками громких слов полных ярбсти... честный человек разоблачает этих мелких лжецов и под­лых трусов позорящих Христианство».

В соответствии с классическим представлением Э. Кречмера [1921,1930] и П.Б. Ганнушкина [1933], аутизм является также наиболее общей чертой шизоидного (аутистического) типа психопатии. Э. Кречмер выделил пер­вичный, гиперстенический и вторичный, анестетический варианты аутиз­ма. При первом, по мере нарастания отчуждения, аутистическое мышле­ние конструирует «богатый» внутренний мир («жизнь в грезах»), при вто­ром - постепенное угасание аутопсихического резонанса приводит к развитию «простой бездушности». Первый вариант, аналогичный «богато­му» аутизму Э. Минковски, Э. Кречмер сравнивал с «лишенными украше­ний римскими виллами, ставни которых закрыты от яркого солнца, но в сумерках которых справляются роскошные пиры».

В значительной части представления Э. Кречмера соответствовали кон­цепции Э. Блейлера [1920], выделявшего в рамках аутистической трансфор­мации личности два процесса: транзивитизма - потери личности с утратой представления о собственном «Я» и апперсонирования - возникновения

новой личности.

Психологический подход явился, по-видимому, одним из оснований для зна­чительно более широкого понимания патогенетических механизмов аутизма, в частности, влияния субъективных психогенетических факторов. Э. Блейлер 1^911], как известно, описывал аутизм при истерических сумеречных состояни­ях, неврозах и психопатиях.

Больше того, Э. Блейлер предложил понятие «нормального аутизма» -грезы наяву, фантазии, мечты и сновидения. Поэзия, живопись и религия, по его мнению, также имеет свои корни в аутизме: с одной стороны, отход от Реальности погружает в прекраснодушие, с другой - иллюзорное освобожде­ние от бремени забот вводит в заблуждение и приносит вред, отрывая от

Реальности.

В противоположность такому подходу аутизм описывали при резидуально-органической церебральной патологии [Гуревич М.О., 1949; Случевский И.Ф., 1957; Мнухин С.С., 1962].

 

Приведенные выше гипотезы носят частный характер, отражают по боль­шей части историю вопроса и, по существу, не создают предпосылок для позитивного изучения аутизма.

 

В современных руководствах аутизм рассматривается в качестве основ­ного и относительно специфического расстройства при шизофрении, и в этом отношении представления о нем не отступают от сложившихся тради­ций. По мнению А. А. Меграбяна [1938, 1962, 1975], аутизм обусловлен на­рушениями процесса идентификации.

Аутистическая трансформация «Я» является выражением специфичес­кого качества шизофрении - отчуждения, придающего «Я» значение «иного существования» и качество «другого».

В процессе раздвоения аутистическое «Я» получает те или другие каче­ства субъекта, определяющие способность к деятельности в области рели­гии, истории, философии, искусства, военном деле. В клиническом плане аутистические образования наделяются свойством реальности. Иначе го­воря, переживаются с чувством внутренней убежденности в их полном со­ответствии реальности и, прежде всего, представлениям о себе и своем месте в жизни.

В соответствии с этим в настроении преобладает своеобразный эйфориеподобный компонент.

Аутистическая тенденция в поведении лежит в основе патологического сдвига - постепенного отхода от старого уклада к новому образу жизни и нарастания аутистической отгороженности.

Преподаватель музыки, обучающий детей игре на кларнете, стал но­сить одежду «военного покроя», кепи, пальто, скроенное как шинель защит­ного цвета, китель и высокие ботинки на толстой подошве. Потеряв инте­рес к своей работе, неожиданно поступил в военный оркестр училища. В военной форме выглядел подтянутым, уверенным в себе. С чувством боль­шого удовлетворения и гордости рассказывал о своей игре в оркестре на плацу во время развода, строевого марша. Отчисленный из оркестра из-за низкой строевой подготовки, добился назначения в оркестр военизирован­ной пожарной охраны, где и проходил службу в течение нескольких лет. Несмотря на то, что он производил впечатление замкнутого в себе челове­ка, «не от мира сего», ответственно относился к своим обязанностям, со­блюдая все дисциплинарные требования.

Выделено понятие «аутизм наизнанку» - проявление регрессивной синтонности, при которой пациент рассказывает о себе абсолютно все, вклю­чая интимные подробности своей жизни.

Ранний детский аутизм был впервые описан Л. Каннером [1943]. Проявления раннего детского аутизма задолго до этого описали Г.Е. Сухарева [1925] и Т.П. Симеон [1929]. Для синдрома Каннера характерна триада признаков:

1. Невозможность устанавливать отношения с окружающими людьми, прежде всего, с матерью. Отсутствует эмоциональная реакция на нее (аути-стическая форма), или ребенок отталкивает мать от себя (негативистическая форма). Не замечает сверстников и стремится к уединению. Наблюдает­ся одинаковое отношение как к людям, так и к неодушевленным предметам («протодиакризис» Монакова).

2. Расстройства речи выражаются в эгоцентрической речи, вербигерации, эхолалии, мутизме. Дети не используют по отношению к себе формы и
местоимения в первом лице (например, выражая желание получить иг­рушку, говорит: «Дать»).

3. Нарушения поведения связаны не только с аутизмом, но и характер­ными расстройствами двигательных навыков в форме стереотипных движе­ний (раскачивание головой и туловищем, ритмические сгибания и разгиба­ния пальцев рук, кружение вокруг своей оси, машущие движения пальца­ми либо всей кистью, подпрыгивания, бег на цыпочках), импульсивности, двигательных навязчивостей и ритуалов. Значительно запаздывает освое­ние указательных жестов, жестов «приветствие-прощание» (например, по­махал рукой, стоя спиной к врачу). К особенностям мимики относят ее бедность, напряженность, иногда неподвижный «испуганный» взгляд, или отмечают красивые лица («лицо принца»).

Интеллектуальная недостаточность вследствие задержки развития счи­тается необязательным признаком. По методике Векслера общий интеллек­туальный показатель ниже, чем у детей с нормальным развитием, но выше, чем при олигофрении.

Для эмоциональных реакций характерно преобладание тревожной на­пряженности или выраженной тревоги при попытках изменить сложившийся порядок жизни, игры, расположение предметов в комнате, времени и места прогулки, приема пищи, выбора одежды (феномен «тождества»).

Игра имеет характер стереотипных действий (верчение игрушками пе­ред глазами, перекладывание с места на место, постукивание об пол или обнюхивание, облизывание). Ребенка стесняет одежда, обувь, нередко он стремится раздеться донага. Необычные вкусовые предпочтения выража­ются в виде тяги к несъедобному. Характерны агрессивные и аутоагрессивные действия.

Ранняя диагностика основывается на следующих критериях:

1 Нарушения взаимоотношения мать-дитя в форме безразличного от­ношения к матери и отсутствии эмоциональных реакций при ее уходе.

2. Отсутствие дифференцированных типов крика-плача в возрасте до 6
месяцев, снижение или полное отсутствие голосовых проявлений.

3. Однообразность поведенческих актов.

4. Низкий уровень мотиваций.

С возраста после 6-8 лет уровень адаптации детей повышается, однако отмеченные выше качества полностью не исчезают. Более тяжелый про гноз в виде выраженного интеллектуального дефекта возникает при резиду-ально-органической форме аутизма.

По мнению исследователей [Мнухин С.С. и др., 1967; Вроно М.Ш., Ба-шинаВ.М, 1975; Каган В.Е., 1976;уапКгоуе1епВ.А., 1960;Оц11ш12О., 1973и др.], синдром раннего детского аутизма наблюдается при шизофрении, кон­ституциональной аутистической (по Н. Азрег§ег [1944]) психопатии и рези-дуально-органическом заболевании головного мозга. При шизофрении про­явление синдрома раннего детского аутизма является выражением началь­ной стадии процесса или постпроцессуальным изменением в результате перенесенного в раннем детстве латентного приступа.

Атактическое (разорванное) мышление характеризуется распадом ло­гической структуры речи при сохранении грамматической формы выска­зывания. Атактическое мышление выражается в «разорванной речи» и, как симптом шизофазии, является одним из основных симптомов шизофрени­ческого процесса.

При шизофазии, несмотря на грамматически правильную форму, на­блюдаются странные и, как правило, парадоксальные по смыслу сочетания слов, недоступные для понимания:

«Бабка в прачечную шла,

Дед теляток воровал,

Совнарком решил присвоить

Ему первый интервал».

«Когда руки сомкнуты, они вместе, а когда разомкнуты, то выходят кубы».

По замечанию И.Ф. Случевского [1957], то, что должно быть объедине­но, разъединяется, и, наоборот, разнородное - соединяется, образуя несов­местимые сочетания:

«Я поехал на доме просвещения».

«Трава выросла в воздушной атмосфере».

Понятие «разорванная речь» было предложено Э. Крепелином [1923], отметившим высокую степень речевой активности, своего рода «наплыв слов», имеющий характер монолога. Например:

«Наш брак есть таинство воплощения двух или трех по ходу развития

человечества и децентрализации Земли. Горечь, которую мы испытываем,

есть нечто иное, как сконцентрированная блудная частица крови повсеместно с газом окружающей атмосферы. Третий муж был корень, палач, сын Чапая... в первую брачную ночь тетя родила Наташу Волкову... сына... за 85 рублей».

 

При кататоническом возбуждении отмечается распад грамматического строя, и шизофазия выступает в форме симптома «словесного салата»:

«Папа... адмирал... маршал... Данил... физик... звать граф... было Воз­рождение».

Э. Крепелин [1923] считал основным признаком «разорванной речи» отсутствие или ослабление связи между отдельными словами высказывания или частями фразы. Э. Блейлер [1911] придавал значение отсутствию связей между отдельными мыслями, тенденции к их разнонаправленности. П. Осипов [1923] говорил о своеобразной «атаксии речи» - отсутствии внутренних смысловых связей между словами и снижении направленности высказываний на предметы или события реальности.

Шизофазия является одним из относительно специфических симпто­мов шизофренического процесса, выражая его основное качество - рас-щепл?ние ассоциативных связей между эффективностью и мышлением. На вопрос, заданный В.П. Осиновым [1923] одной из больных, давно ли она находится в клинике, он получил такой характерный ответ:

«В клинике давно уже, знаете должно быть так должно быть... место нахожу приличным, дело чистое... интерес власти».

Ф.И. Случевский [1975] рассматривал атактическое мышление и шизофа-зию как генетически различные симптомы. Первое он понимал как шизофрени­ческое расстройство мышления. Общий контекст недоступен для понимания, а отдельные высказывания в целом понятны. При шизофазии, напротив, имеется недостаточность понимания каждого высказывания при понятности общего кон­текста. По его мнению шизофазия наблюдается при органических заболеваниях головного мозга.

Шизофазию необходимо дифференцировать с такими вариантами «бес­связной» речи как «вихревая спутанность идей» при маниакальной экзаль­тации, аментивная спутанность и симптом вербигерации при кататонии.

При маниакальной экзальтации при крайней степени нарушения вни­мания (апрозексическая атаксия, по В.П. Осипову [1923]) нарушается как смысловая, так и грамматическая структура высказывания.

При аментивной форме речевой спутанности высказывания недоступ­ны для понимания в связи с нарушениями как смысловой, так и граммати­ческой структуры.

Для кататонического возбуждения характерна стереотипия речи, дохо­дящая до «нанизывания» сходных по созвучию слов, монотонного повто­рения отдельных слов, обрывков слов, бессмысленных фраз (симптом вербигерации, от лат. verbum - слово, gerere - создавать):

Один из больных В.Х. Кандинского [1952] называл эту «невольную речь» «самоболтовней» или «самоболтанием»: «Самоболтовня, самоболтаю, про­стите меня... самосамоболтовня, самоболтаю, простите меня, самобол­товня... простите меня папироску... я хочу курить сам... но самоболтов­ней... самоболтанием... я самоболтаю вам... дайте курева». В отдельных случаях разорванность мышления принимает характер от­дельных атактическшзамыканий или соскальзываний: речь в целом от­носительно упорядочена, но внезапно больной переходит на другую тему, не замечая, что по смыслу она не связана с предыдущей:

«Утром видений нет, днем нет, а вечером тяжело телевизор смотреть».

- Вспомнили, сколько Вам лет? - Нет, отвлеклась, духовно лучше.
Либо в начале фразы говорит об одном, а в конце уже о другом:

«Какие-то машины здесь странные. Не люблю человеческих очередей, и пулеметных тоже».

Рудиментарной формой атактического мышления являются и мимо-ответы - ответы, не соответствующие содержанию вопроса:

- Анализ крови у Вас хороший. - Я лучше буду огурцы выращивать.
Запишусь на прием к терапевту. Я уже устала быть женщиной.
Бессвязное мышление (инкогерентное, от лат. т - не, соЬаегепйа -

связь) - нарушение способности к образованию смысловых связей между восприятиями, представлениями и понятиями. Клинически выражается в аментивной форме речевой спутанности - речь состоит из беспорядочно­го набора слов, не связанных между собой в смысловом и грамматическом отношении.

Основным признаком является нарушение анализа и синтеза, способ­ности к элементарному обобщению, пониманию значения происходящих событий, выявлению их внутреннего смысла. К относительно специфичес­ким признакам относится тревожная растерянность с недоумевающим выражением лица и характерными репликами:

«Не могу разобраться,... не понимаю,... почему это так» [Случевский И.Ф., 1957].

«Как Вас зовут? Сын... Как Вас зовут. Сын Коля... Какой сегодня день? 22 октября... Почему Вы каждый день называете 22 октября? Все для Шу­рочки, коли правда есть зима... А кто я? Вы, правда, нет, тогда Шурочка... А который час? Наоборот, я ничего не знаю... двое, склеп, тюрьма, крест, страдание, но только за отца, тоже символ...».

По наблюдению В.П. Осипова [ 1923], больные иногда могут правильно выполнять несложные требования, например, подать руку, высунуть язык, назвать свое имя, возраст. Однако им не под силу более сложные задания, в частности, они могут указать на какой цифре стоят часовая и минутная стрелки, но не смогут определить время.

Аментивная или менее глубокая астеническая спутанность наблюдает­ся при острых и затяжных симптоматических психозах соматогенного, ин­фекционного и интоксикационного происхождения, инфекционно-органи-ческих заболеваниях головного мозга.

Паралогическое мышление (от греч. para - возле, logos - слово, речь) -сочетание обычно несочетаемых мыслей и образов с произвольной подме­ной и замещением одних понятий другими. Иное значение последних (ина­комыслие), идущее вразрез с законами формальной логики, нарушает ход мыслей («мышление с выкрутасами», «кривая логика»). В соединении не­сопоставимых обстоятельств и положений отсутствуют понятные связи с актуальными переживаниями и реальными событиями. Высказывания и
поступки выглядят нарочито насмешливыми, нелепо-дурашливыми, иног­да как скрытая издевка или прямая грубость. Понимание своей причастно­сти к содеянному имеется, но больной не может дать объяснение причины парадоксальности своего поведения и все сводит, например, к шутливой и

глупой выходке.

К. Ясперс приводит несколько отрывков из объемного манускрипта одного из своих пациентов на тему «Клозетная бумага: импровизирован­ное сочинение Г. Н



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: