Выявление ведущей руки, количества синкензий.




Карта обследования мелкой моторики

 

Фамилия, имя ребенка _____________________________________________ возраст _________

Группа _________________________________________________МБДОУ д/с №8 г. Кропоткин

Дата обследования «_____»_____________________20____г.

Диагностика уровня развития мелкой моторики рук

Общая диагностика мелкой моторики.

Статические упражнения

«Петушок» __________________ «Коза»_________________ «Флажок» _____________________

«Заяц» ______________________ «Солдатики» ____________ «Вилка» _______________________

Координация движений

«Ладонь-ребро-кулак»______________________ «Коза-заяц» ________________________________

Работа с бумагой

Вырезание _______________________________ Сгибание ___________________________________

Сила тонуса

Две руки _________________________________ Одна рука___________________________________

Обследование щепотки

Захват карандаша ______________ «Посолим суп» ______________ Катание шарика _____________

Общее кол-во баллов _____________

Заключение____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Выявление ведущей руки, количества синкензий.

Рисунок рук на следующей странице.

Ведущая рука __________________________________________________________________________

Подсчет синкензий______________________________________________________________________

 

Заключение____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

 

Диагностика мелкой моторики, связанная с графическими действиями

№1

 

№2

 

№3

 

№ 4

 

№ 5

 

№6

 

№7

 

№8

 

 

№9

 

№10

 

 

Общее количество баллов_____________________________

 

Заключение ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Учитель – логопед _____________ (_____________________)

Пояснения к карте обследования мелкой моторики рук.

Общая диагностика мелкой моторики

Все упражнения выполняются после показа. При выполнении сложных фигурок можно помогать ребёнку принять правильную позицию пальцев. Далее ребёнок действует самостоятельно.

Статические упражнения:

«Петушок» (ладонь вверх, указательный палец упирается на большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх);

«Коза»(два пальца –указательный и мизинец вытянуты вверх, а большой палец удерживает средний и безымянный около ладони);

«Флажок» (четыре пальца – указательный, средний, безымянный и мизинец – вместе, а большой палец опущен вниз, тыльная сторона ладони к себе);

«Заяц» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони);

«Солдатики» (показ пальцев по одному);

«Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и безымянный – расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).

Координация движений:

«Ладонь – ребро – кулак» (вначале показываем детям, как выполнить это упражнение вместе с нами. Когда ребёнок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под счёт 1, 2, 3;);

«Коза – заяц».

Работа с бумагой:

Вырезание ножницами выявляем, как у ребёнка сформирована координация движений рук);

Сгибание листа бумаги пополам (выявляем содружество обеих рук в работе).

Сила тонуса:

Сжатие руки взрослого двумя руками;

Сжатие руки взрослого одной рукой.

Обследование щепотки:

Захват карандаша;

«Посолим суп» (ребёнок как бы растирает комочек соли);

Катание шарика.

 

Условные обозначения:

«+ » - задание выполнено правильно;

«– » - задание выполнено неверно;

«i» - неустойчивое выполнение задания.

Примечание. При подсчете баллов за единицу принимается только знак «+ », неустойчивость выполнения в данном случае является отрицательным показателем и нуждается в доработке.

Характеристика групп:

Группа В - дети, набравшие 10 - 15 баллов. Мелкая моторика развита хорошо.

Группа С – дети, набравшие 13 – 12 баллов. Мелкая моторика развита недостаточно.

Группа Н – дети, набравшие 11 – 9 баллов. Мелкая моторика развита плохо.

Группа О - дети, набравшие 8 и меньше баллов. Мелкая моторика отстает от возрастной нормы.

Выявление ведущей руки, количества синкензий.

Для проведения теста необходимы: лист бумаги и карандаш или ручка. Посадите ребенка за стол, положите перед ним лист бумаги и попросите положить руки так, чтобы на нем свободно разместились обе ладони с разведенными пальцами.

После этого обведите кисти рук ребенка карандашом или ручкой. Посмотрите, что получилось. Потом снова попросите положить руки на бумагу так, чтобы они совпадали с контурами. После этого объясните суть задания: «Сейчас мы с тобой поиграем. Я буду показывать тебе пальчики на твоей руке, а ты будешь поднимать только тот пальчик, который я покажу. Другие пальцы поднимать не надо». Убедившись, что ребенок правильно понял задание, начинайте.

В случайном порядке указывайте ребенку палец, который он должен поднять, прикасаясь к нему карандашом: «Этот пальчик. Теперь этот…» Начинать нужно с правой руки.

Для того, чтобы исключить угадывание, указывать пальцы следует в такой последовательности: 5 – 1 – 2 – 4 – 3 (1 – большой палец, 5 – мизинец). Затем испытание проводится на левой руке, потом снова на правой и на левой. Таким образом проба проводится на каждой руке дважды.

При выполнении «нужного» движения указанного пальца, могут появляться «ненужные» движения других пальцев. Это происходит непроизвольно.

Эти «лишние» движения называются синкинезиями. Синкинезии возникают в результате недостаточной дифференцированности движений, когда при совершении требуемого действия включаются ненужные для его выполнения мышцы. Наличие синкинезий отмечают стрелочками (от «нужного» к «ненужному» пальцу).

Результаты теста на развитие мелкой моторики рук обрабатывают следующим образом:

1) подсчитывают среднее по двум пробам количество синкинезий на каждой руке. Для этого считают количество стрелочек для каждой руки и делят полученное число на 2.

2) полученные по каждой руке результаты складывают.

Обратить внимание на какой руке меньшее количество синкинезий (для этой руки дифференциация двигательной системы развита лучше) – данная рука будет ведущей при письме.

Возраст ребенка Среднее количество синкинезий по двум пробам (норма)
5 лет 6 лет 7 лет 8 лет 9 лет 9 6 5 3


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: