Правовой статус осужденных представляет собой межотраслевой правовой институт. При сохранении доминирующей роли норм уголовно-исполнительного права значительное число отношении, порождающих права, законные интересы и обязанности осужденных, регулируются нормами государственного, административного, трудового и иных отраслей права. В качестве таковых следует назвать, например, нормы, устанавливающие основания приобретения и владения осужденными к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, огнестрельным оружием, гарантии обеспечения здоровья осужденных в местах лишения свободы.
По своему содержанию правовой статус осужденных представляет собой совокупность прав, законных интересов и обязанностей осужденных во время отбывания уголовного наказания. Они возникают и реализуются в рамках, как правило, уголовных и уголовно-исполнительных правоотношений, но могут возникать и в отношениях, регулируемых нормами государственного, административного, гражданского и иных отраслей права.
Права, законные интересы и обязанности осужденных могут быть охарактеризованы с точки зрения их социального назначения, сущности и содержания.
Социально-правовое значение прав осужденных заключается в обеспечении режима законности при исполнении наказания. Права осужденных, гарантированные экономически, политически, идеологически и организационно, способствуют исправлению осужденного. Напротив, права осужденных, провозглашенные лишь формально, углубляют существующий антагонизм между ними и обществом, препятствуют выполнению поставленных перед наказанием целей.
Сущность прав осужденного заключается в предоставлении управомоченному лицу возможности определенного поведения или пользования социальными благами. Степень реализации такой возможности и соответственно степень притязания осужденного на закрепленные правом поведение и блага определяются содержанием субъективного права, включающим в себя:
во-первых, возможность осужденного свободно пользоваться социальными 6лагами (питанием, вещевым довольствием) в рамках, установленных правом;
во-вторых, возможность требовать исполнения корреспондирующих данному праву юридических обязанностей персонала учреждении и органов, исполняющих наказания, других субъектов уголовно-исполнительных и иных правоотношении;
в-третьих, возможность прибегнуть в необходимых случаях к защите своего субъективного права.
В Конституции гарантируется государственная защита прав и свобод гражданина. Исходя из указанного принципа, защита прав осужденных обеспечивается с помощью прокурорскою надзора, международного, судебного, ведомственного, общественного и иных форм контроля.
На основании изложенного субъективное право осужденного можно определить как закрепленную законом и гарантируемую государством реальную возможность определенного поведения осужденного и пользования им социальными благами, обеспечиваемую юридическими обязанностями должностных лиц учреждении и органов, исполняющих наказания, других субъектов уголовно-исполнительных правоотношений.
Социально-правовое значение законных интересов заключается в том, что они позволяют обеспечить дифференцированный подход к осужденным, стимулировать их исправление в процессе отбывания наказания.
Законные интересы осужденных имеют много общих черт с субъективными правами, но не тождественны последним. Содержание законных интересов состоит из трех элементов.
Первый элемент выражается в стремлении к получению предусмотренного законом социального блага, как материального (например, получение дополнительных посылок, передач и т. д.), так и духовного (предоставление дополнительного свидания, телефонного разговора). Ряд благ, выступающих объектом законных интересов осужденных, могут иметь одновременно как материальный, так и духовный характер (выезд за пределы мест лишения свободы, проведение свидания за пределами исправительного учреждения и т.п.).
Для большинства законных интересов характерно то, что в основе их реализации лежит оценка поведения осужденного персоналом учреждений и органов, исполняющих наказания, судом и другими субъектами и участниками уголовно-исполнительных правоотношений.
Поэтому вторым элементом содержания законных интересов осужденных является возможность ходатайствовать перед указанными управомоченными субъектами об их соответствующих действиях, направленных на реализацию законных интересов осужденных.
Третий элемент выражается в возможности обращаться к компетентным органам за защитой законных интересов. Однако такое обращение не означает автоматического удовлетворения обращения осужденного.
Таким образом, законные интересы осужденных представляют собой закрепленные в правовых нормах стремления осужденных к обладанию теми или иными благами, удовлетворяемые, как правило, в результате оценки администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, прокуратуры, судом поведения осужденных во время отбывания наказания.
Виды законных интересов осужденных довольно разнообразны. Они могут быть разделены на три группы:
Первую группу представляют законные интересы, направленные на получение поощрения, возможность которого закреплена в поощрительных нормах уголовного (условно-досрочное, досрочное освобождение), уголовно-исполнительного (предоставление облегченных или льготных условий отбывания лишения свободы) и иных отраслей права.
Вторая группа представляет собой законные интересы, направленные на получение осужденными льгот. В отличие от поощрений, являющихся мерами государственного одобрения поведения людей, большинство льгот устанавливается не в зависимости от заслуг осужденного, а в связи с обстоятельствами, которым закон придает правовое значение. Такие льготы предусмотрены для осужденных уголовно-исполнительным законодательством (например, возможность осужденных в местах лишения свободы на передвижение без конвоя и сопровождения).
Третью группу представляют законные интересы, направленные на получение благ, по своей сущности не являющихся для осужденного ни поощрениями, ни льготами. В одних случаях они закреплены в законе в виде законного интереса осужденных. Для этого законодатель нередко прибегает к формулировкам «как правило», «в порядке исключения», «по возможности». Например, согласно УИК администрация исправительных учреждений привлекает осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности.
Социально-правовое значение обязанностей заключается в том, что они являются средством формирования нравственного и правового сознания осужденных, укрепления законности и правопорядка, дисциплины и организованности во время отбывания наказания.
Сущность юридических обязанностей осужденных выражается в требовании необходимого с точки зрения закона поведения. Оно обязательно, непререкаемо и обеспечивается мерами государственного принуждения.
Юридические обязанности осужденных вследствие двухэлементной структуры имеют различные формы выражения в праве. Если необходимость совершения определенных действий устанавливается с помощью обязывающих (позитивно обязывающих) норм, то воздержание от совершения определенных законом действии — с помощью запрещающих (негативно обязывающих) норм.
Таким образом, юридическую обязанность осужденных можно определить как установленную в обязывающих и запрещающих нормах права меру необходимого поведения осужденного во время отбывания наказания, обеспечивающую достижение целей уголовного наказания, поддержание правопорядка во время его отбывания, соблюдение прав и законных интересов как самого обязанного лица, так и иных лиц.
Заключение
Подводя итог рассмотрению вопроса о правовом положении осужденных к лишению свободы можно констатировать, что осужденные как граждане РК обладают общегражданскими правами и свободами, установленными Конституцией и другими государственными законами. Однако часть установленных законом прав и свобод граждан для осужденных к лишению свободы существенно ограничивается. Кроме того, осужденные наделяются рядом специфических прав, законных интересов и обязанностей.
В настоящее время создана прочная законодательная база, регламентирующая основы правового положения осужденных к уголовным наказаниям, но до совершенства она далека. От эффективности обеспечения правового положения осужденных к любой мере уголовно-правового характера и беспрекословного исполнения всех предписаний приговора суда будет зависеть эффективность достижения целей уголовной ответственности.
Правовое положение лиц, осужденных к разным видам уголовных наказаний, неодинаковое, то есть существует неравенство в правах этих лиц. Иначе говоря, правовое положение осужденных обусловлено характером, степенью общественной опасности, тяжестью совершенного им преступления и назначенным за это преступление наказанием.
Содержание назначенного наказания решающим образом влияет на формирование правового статуса осужденного. В работах по уголовно-исправительному праву последних лет основное внимание уделялось исследованию вопросов исполнения наказания в виде лишения свободы, в том числе исследованию правового положения осужденных к этому виду наказания.
Правовое положение лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, как и содержание самих этих наказаний, такого широкого исследования не получило.
Практический работник, исполняющий наказание, должен проявлять уважение к правам осужденного, обеспечивать их охрану и законную реализацию. Столь же необходимо добиваться выполнения всех обязанностей со стороны осужденного. В этом и состоит практическая реализация принципа законности в деятельности органов, исполняющих наказание.
Список использованной литературы
- Конституция РК 1995г.
- Уголовно-исполнительный Кодекс Республики Казахстан. Алматы., 2004 г. с изменениями и дополнениями
- www.google.kz
Приказ Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан от 17 сентября 2002 года N 171/ДСП Об утверждении Правил внутреннего распорядка в следственных изоляторах органов национальной безопасности Республики Казахстан
Приказ Председателя Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан от 7 января 2003 года № 6 «Об утверждении Правил посещения гражданами учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 12.10.2005 г.)
Приказ Министра юстиции Республики Казахстан от 11 декабря 2001 года N 151 "Об утверждении Инструкции по исполнению наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества" (с изменениями и дополнениями по состоянию на 21.06.2007 г.)
Приказ Министра юстиции Республики Казахстан от 11 декабря 2001 года № 154 «Об утверждении Инструкции по организации надзора за лицами, содержащимися в исправительных учреждениях Министерства юстиции Республики Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 05.12.2007 г.)