Вокально-хоровой анализ.




Данное произведение написано для четырехголосного смешанного хора с divisi в партиях сопрано, тенора и баса.

Общий диапазон: dб – g2.

Частный диапазон:

S.1 –hм- g2

S.2 –hм– f #2

Alt. – a #м – d2

T. – hб – g1

Bar. – gб – d1

Bas. – dб – d1

 

Тесситурные условия достаточно удобны для исполнения. Композитор использует рабочий диапазон голосов. Тесное расположение благоприятно воздействует на хоровой ансамбль, способствуя его устойчивости и динамической гибкости, а также собранности звучания партий.

Необходимо обратить внимание на смешанный тип звуковедения в произведении. Для достижения максимальной выразительности хористам следует использовать разные виды атаки звука в разных эпизодах произведения. Например, в первом эпизоде нужна твердая атака звука, активное дыхание, опора. Так же необходимо обратить внимание на артикуляцию и единую подачу текста. Такой принцип применяется в третьем эпизоде («Но хоть светла»).

 

В кульминации (9-10 такты) следует обратить внимание на атаку звука. Так как присутствуют ff и акценты на сильных долях, возможно резкое, зажатое звучание. Егоследует предотвратить за счет правильного формирования звука и пения на опоре.

А вот в эпизоде «Очи зачарует» следует использовать мягкую атаку – именно она в наибольшей степени передаст характер требуемого звука. Теноровая партия должна звучать ровно, четко, как единая линия. В данном случае не требуется утрированная артикуляция, произнесение слов должно быть спокойным. Необходимо соблюсти некоторые правила произношения текста: протяжная гласная, короткая согласная. Данный вид звуковедения так же имеет определенное выразительное значение.

Необходимо помнить о том, что чем тише нюанс, тем внятнее пропевается слово в произведении, что достигается активной работой артикуляционного аппарата.

 

Дирижерское воплощение.

В данном произведении особое внимание следует уделить работе надансамблем.

Во-первых, необходимо рассматривать тембральный ансамбль внутри каждой отдельной партии. Крайне важно выработать единый вид звука у всех певцов партий.

Во-вторых, следует особое внимание уделить дикционному ансамблю, от точности которого зависит донесение смысла литературного текста до слушателя, следовательно, и донесение образа всего произведения.

В-третьих, так же крайне важна работа над темпо-ритмическим ансамблем. Так как ритмический рисунок партитуры достаточно разнообразен, следовательно, дирижеру необходимо следить за единовременными переходами с длительности на длительность.

Сложность данной партитуры составляет использование различных образов, резко сменяющих друг друга, что требует от хористов и от дирижера быстрой эмоциональной перестройки. Так же следует обратить большое внимание на частую смену темпов и изменения ритмического рисунка. Дирижеру крайне важно активным ауфтактом показывать вступления.

Хор насыщен множеством динамических оттенков и нюансов. От певцов потребуется передача различных контрастных образов и перемена настроения.

С интонационной точки зрения в данной партитуре много трудностей: скачкообразного голосоведения, использование хроматизмов в мелодических линиях партий.

Например, первоначальная тема мужского хора начинается с восходящего квартового хода. Его интонирование очень важно, так как в основе заложена выразительная интонация, определяющая характер музыкального материала.

Обе ноты необходимо спеть на максимально высокой певческой позиции. Это поможет единому тембру звука.

 

При вступлении женского хора следует обратить внимание на точность интонирования альтерированного звука в партии альтов и интервалике женских голосов. Нота ми# должна быть спета остро и активно.

В первом эпизоде могут возникнуть трудности с точностью интонирования, из-за смены темпа, характера и динамики. Поэтому следует очень хорошо проработать эти моменты. Пропевать голоса парами.

В завершении второго эпизода,(22-24такты) в имитационных моментах, могут возникнуть интонационные трудности. Следует обратить особое внимание на партии баса и сопрано. В мелодии сопрано присутствует восходящий квинтовый ход, который может привести к неточной интонации из-за смены регистра с грудного на головной. А в партии баса наблюдается нисходящая мелодия, в которой каждый звук должен быть исполнен максимально близко.

 

В новым разделе (Allegro agitato) необходимо выстроить интонационно точно первый аккорд. Активная атака в нюансе p, постепенно вводит нас в атмосферу бури, тем самым подготавливая главную кульминацию всего произведения.

В заключительной фразе следует обратить внимание на точный унисон в начале и чистую интонацию при восходящем квинтовом скачке сопрано.

 

Большое внимание необходимо уделить ферматам в данном произведении.

Слово «фермата» переводится, как остановка. Композитор очень часто применяет ее, для смены характера. Ферматы выполняют как связующую, так и разграничительную функцию.

Например, фермату перед первым эпизодом и третьем можно рассматривать как разграничительную. А во фразе «очи зачарует» фермата связующая. Очень важно выразительно передать каждую из этих фермат, сделать логическим продолжением и тем самым сохранить целостность и непрерывность развития.

 

 

Список используемой литературы.

1. Романовский Н.В. Хоровой словарь.- М.: Музыка 2005.

2. К. Птица. Очерки по технике дирижирования; «Музгиз» 1948.

3. П.Г. Чесноков. Хор и управление им. М., 1952.

4. В.Л. Живов. Теория хорового исполнительства. М.,1998.

5. Андреева Л. Методика преподавания хорового дирижирования. М.,1969

6. Э. Кан. Элементы дирижирования. «Музыка» 1989.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: