Особенности развития пространственных представлений у дошкольников




В понятие пространственной ориентации входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно ориентирующегося.

В более узком значении выражение «пространственная ориентировка» имеет в виду ориентировку на местности:

  • определение «точки стояния» («Я нахожусь справа от дома»);
  • определение местонахождения объектов относительно ориентирующегося («Музыкальный инструмент находится слева от меня»);
  • определение расположения предметов относительно друг друга («Мяч лежит под столом»).

При передвижении человека происходит постоянно пространственная ориентировка:

  • постановка цели и выбор маршрута движения (направление);
  • сохранение направления движения и достижение цели.

В период раннего детства ребенок ориентируется в пространстве на основе чувственной системы отсчета (по сторонам собственного тела - руки, ноги, голова и соответствующих им пространственных направлениях: голова — наверху, ноги — внизу, руки — по бокам и т. д.).

В дошкольном возрасте ребенок овладевает словесной системой отсчета по основным пространственным направлениям: вперед — назад, вверх — вниз, направо — налево.

На основе знания своего тела, т. е. ориентировки «на себе», становится возможна ориентировка «от себя»: умение правильно называть направление, двигаться в нужную сторону, указывать положение предмета относительно себя.

Старших дошкольников знакомят с правилами дорожного движения, а «выпускники» детского сада умеют свободно ориентироваться на листе бумаги (чистом и в клетку).

В развитии пространственных представлений особую роль играют прогулка, экскурсии, подвижные игры, физкультурные упражнения, практическая ориентировка в групповой комнате и других помещениях детского сада. В непосредственно образовательной деятельности мы уточняем, упорядочиваем, расширяем и систематизируем детские представления.

Значение развития пространственных представлений у дошкольников

  • Совершенствуется чувственный опыт пространственного различения.
  • Активизируется речь, увеличивается словарный запас.
  • Ориентировка на своем теле дает возможность познать части тела как анатомические единицы.
  • Развивается логика, мышление, воображение, игровая, трудовая, изобразительная, конструктивная, деятельности.
  • Расширяет кругозор.
  • Формируются навыки ориентировки на улице, дороге.
  • Ориентировка на листе бумаги формирует предпосылки к учебной деятельности.

Этапы восприятия пространственных отношений между предметами:

I этап: Пространственные отношения не выделяются ребенком.
Окружающие предметы воспринимаются отдельно без пространственной взаимосвязи.

II этап: Практическое примеривание (контактная близость). Ребенок прислоняется спиной: «Шкаф сзади»; дотрагивается рукой: «Стол справа». При расположении предметов в ряд или по кругу дети плотно прижимают их друг к другу.

III этап: Зрительная оценка. Прием контактной близости заменяется поворотом корпуса, потом указательным движением руки, далее легким движением головы и, наконец, взглядом. Большую роль играет слово.

Формирование пространственных представлений у дошкольников происходит последовательно, решаются такие задачи:

1. Умение ориентироваться на своем теле («на себе» — Я).

2. Умение различать и называть пространственные направления относительно себя («от себя» — Я -»): вверху — внизу; впереди — позади; справа — слева.

3. Умение определять местоположения предмета относительно себя.

4. Умение определять собственное положение в пространстве.

5. Умение определять местоположение предмета относительно другого лица.

6. Умение определять местоположение предметов относительно друг друга.

7. Умение двигаться в указанном направлении. (ПДД).

8. Умение ориентироваться на листе бумаги (чистом и в клетку).

9. Умение «читать» и моделировать пространственные отношения на рисунках,

чертежах, планах, схемах.

Ориентировка на собственном теле служит исходной в освоении ребенком пространственных направлений.

1. Части тела (сначала на собственном теле ребенка, затем можно использовать куклы и другого человека):

- Покажи, где голова.

- На что надел ботинки?

- Помоем спинку...

2. Пространственные направления на себе (обговариваем на ребенке и на игрушке во время игр, прогулки и др.)

- Впереди — лицо, грудь, живот.

- Сзади — спина.

- Вверху — голова.

- Внизу — ноги.

- Руки — по бокам.

3. Правая и левая руки (во время еды, рисования и др. обращаем внимание ребенка на функциональные преимущества правой руки. С леворукими детьми работаем индивидуально, ни в коем случае не переучивая их):

- В какой руке держишь ложку?

- В какую руку взял хлеб?

- В какой руке держишь карандаш?

- Какой рукой придерживаешь лист бумаги?

4. Правосторонние и левосторонние части тела (во время игр обговариваем названия частей тела, связывая их с названием рук):

- Левая нога там, где левая рука.

- Правая нога с той стороны, где правая рука.

Только после изучения собственного тела и направлений на нем переходим к ориентировке относительно себя.

Во II младшей группе в процессе игр, работы с раздаточным материалом, во время непосредственной образовательной деятельности и вне ее даются задания сначала по подражанию, затем по команде. Образец действий показывается «в зеркальном отображении».

Со II младшей группы дети учатся рассказывать о расположении предметов относительно друг друга и располагать предметы в соответствии с инструкцией воспитателя:

- Книга лежит на столе.

- Карандаш упал под стол.

- Ручку достала из стола.

Дети часто путают или вообще не применяют сложные предлоги (из-за, из-под). Необходимо тренировать их в правильном использовании нужного слова. Для этого проводится большая словарная работа.

В средней группе, после того как сформируется умение ориентироваться относительно другого лица, можно отменить «зеркальный показ».

- Подними левую руку вверх?

- Взмахни флажком вправо, влево.

- Посмотри вниз, вверх.

Со средней группы дети обучаются правильно определять и говорить о своем положении относительно других предметов:

- Я сижу за столом.

- Я сижу на стуле.

- Я лежу под одеялом.

- Я стою у шкафа.

Со средней группы у детей конкретизируются, углубляются и систематизируются знания пространственных ориентировок, отрабатываются умения ориентироваться в движении.

 

В опыте ребенка накапливаются представления о различном расположении предметов относительно него.

В старшей группе проводим работу по систематизации знаний детей о возможных положениях предметов относительно него, обогащаем и активизируем словарный запас ребенка:

- Стол стоит справа от меня.

- Стул стоит передо мной.

- Сзади меня мячик.

Со старшей группы обучаем детей ориентироваться относительно другого человека. В процессе этой работы ребенок сначала проверяет свой ответ практически, а затем должен научиться мысленно, представлять себя на месте другого человека или куклы. Давайте попробуем с Вами: я – воспитатель, Вы – дети.

После освоения ориентировки относительно другого лица (в старшей группе) дети могут пытаться мысленно ставить себя на место другого предмета при определении места положения предмета относительно другого предмета.

Со старшей группы знакомим детей с правилами поведения на дороге:

 

· По тротуару необходимо ходить правильно, придерживаясь правой стороны.

· Улицу переходят, посмотрев сначала налево, а, дойдя середины, направо.

· Если есть «зебра», то дорогу переходят только по ней, зеленый свет светофора.

· Обходят автобус, троллейбус сзади, а трамвай спереди и др.

· В подготовительной группе совершенствуем точность и быстроту выполнения правил.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: