СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ




Тема 6. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА И ПОКАЗАТЕЛИ

План

1. Общая характеристика показателей подготовленности спортсмена

2. Показатели подготовленности спортсменов

1. Показатель спортивной подготовленности численно харак­теризует степень проявления определенного свойства, входя­щего в состав подготовленности спортсмена. Его наименова­ние определяет характеризуемое свойство. Например, быстрота сенсомоторной реакции, выносливость, гибкость и т.д. Показатели спортивной подготовленности можно разделить на две группы:

1) показатели, которые можно измерить объективными сред­ствами (например, максимальная сила мышечной группы, время одиночного движения, подвижность в отдельных суста­вах и т.д.);

2) показатели, которые невозможно определить объектив­ными средствами (например, эффективность командных дей­ствий, экспрессивность движений фигуристов, эмоциональ­но-моторная устойчивость и т.д.).

В последнем случае численные значения показателей спортивной подготовленности определяются квалифицирован­ными специалистами (экспертами) и выражаются в условных единицах — баллах.

Показатели спортивной подготовленности являются основой для оценки уровня спортивно-технического мастерства спорт­смена. Уровень спортивно-технического мастерства — относи­тельная характеристика свойств специальной подготовленно­сти спортсмена, основанная на сравнении значений показателей свойств оцениваемого спортсмена с соответствующими пока­зателями спортсмена, принятого в качестве модельного образ­ца-аналога. Параметром спортивной подготовленности является количественная характеристика любых свойств или состояний спортсмена.

Показатель спортивной подготовленности, относящийся только к одному из ее свойств, называется единичным показа­телем спортивной подготовленности (сила, выносливость); относящийся к несколь­ким ее свойствам — комплексным показателем (физическая подготовленность, техническая подготовленность).

Показатель спортивной подготовленности, относящийся к такому ее свойству или такой совокупности ее свойств, по которым принимают решение оценивать специальную подго­товленность спортсмена, называется определяющим показате­лем. Определяющий показатель может быть единичным и ком­плексным.

Комплексный определяющий показатель спортивной под­готовленности называют обобщенным (спортивный результат).

Групповым называют комплексный показатель спортивной подготовленности, относящийся к одной (однородной) группе ее свойств.

Такие показатели включают большое количество показателей раз­личных функций педагогического процесса в спортивной тре­нировке (обучение, воспитание).

 

2. Показатели физической подготовленности. Это показате­ли, используемые при определении уровня со­вершенствования двигательных (физических) качеств спорт­смена

Группов.показат Единичные показатели
силовые макс.сила, относит.сила, ск.-сил.индекс
скоростные Показатели элементарных форм быстроты, макс.скорость, время достижения макс.скорости, запас скорости, биоэнергетические показатели, коэф.экономичности, подвижность в суставах и т.д.

Показатели технической подготовленности характеризуют свойство спортсмена эффективно и рационально осуществ­лять двигательные действия, которые служат средством достижения успеха в соревновании.

Группов.показат Единичные показатели
Техники Объем освоенных движений, разнообразие дв.действий, коэф. Предпочтений
Эффективность техники показатели рациональной техники (биомех., физиологич.), функциональной экономизации, помехоустойчивость и др.

Показатели тактической подготовленности характеризуют свойства спортсмена, обусловливающие целесообразность и правильность применения средств, способов и форм спортив­ной борьбы в конкретных условиях состязаний.

Группов.показат Единичные показатели
Тактический диапазон Показатели объема освоенных тактических действий, показатели рациональности действий, показатели тактического мышления (выбор места, распределение сил, разл.комбинации)
Эффективность тактики Показатели результативности техники, показатели тактической надежности и т.д.

Показатели теоретической подготовленности учитывают комплекс системы знаний и опыта спортсмена, сконцентри­рованных в специализированных научных дисциплинах, сло­жившихся в сфере спорта. Спортсмен — это человек, живущий в обществе, поэтому его образовательная подготовленность должна включать оценку знаний общественных и гуманитарных наук, определяющих систему норм отношений людей к миру и друг к другу, т. е. систему мировоззренческих и пове­денческих качеств личности, являющихся основой убеждений и идеалов.

Группов.показат Единичные показатели
Спортивные знания (теория) Знание теории техники конкретного вида спорта, знание основных положений спорта и дисциплин за пределами узкой специализации в спорте
Спортивная практика Составление планов тренировки, владение приемами страховки и самостраховки, оборудование мест тренировки и соревнований, судейство соревнований, оказание первой мед.помощи, саморегуляция психического состояния, перенимание опыта др.спортсменов, передача своего опыта и др.
Творческие свойства интеллекта Предвидение препятствие и подбор способов их преодолений, знание собственных сильных и слабых сторон, анализ спортивной деятельности, использование рекомендаций научно-метод.лит-ры, знание спортивных событий в стране и в мире, изобретат-ность, критичность, наблюдат-ть и т.д.

Для оценки и контроля педагогических показателей спортив­ной подготовленности специалистами спорта разработано боль­шое число количественных и качественных характеристик и критериев. Подробное их изложение дано в научной, учебной и методической литературе.

оПедагогические показатели должны выбираться примени­тельно к конкретной специализации (спортивной дисципли­не) и к конкретной ступени спортивного совершенствования (спортивной классификации).

Показатели функциональной подготовленности характеризу­ются комплексом свойств и качеств спортсмена, определяю­щих эффективность его тренировочной и соревновательной деятельности.

Группов.показат Единичные показатели
Компоненты управления Психические свойства (псих.качества, псих.работоспособность), нейродинамические свойства (корковые процессы, вегетативная регуляция)
Компоненты исполнения Двигательные свойства (физ.качества, двиг.активность), энергетические свойства (аэр.производит., анаэр.производит.)

В реальных ситуациях тренировочной работы и участия в состязаниях функциональное состояние спортсмена изменя­ется под влиянием целого ряда как связанных между собой, так и независимых воздействий. При этом реакция спортсмена выражается в разнообразных изменениях его физиологических и личностно-психологических характеристик.

Обычно выделяются три типа критериев, с по­мощью которых можно оценить функциональное состояние спортсмена: физиологические, поведенческие и субъективные.

Конкретные спортивные дис­циплины предъявляют различные требования к уровню функ­циональной подготовленности спортсмена.

Использование физиологических показателей в оценке функ­циональной подготовленности спортсменов сдерживается суще­ственными трудностями метрологического порядка. Несмотря на относительную простоту непосредственного количественно­го измерения наблюдаемых при обследованиях спортсменов сдвигов физиологических функций, перед специалистом спорта встает целый ряд проблем. К их числу относятся задачи со­здания и выбора адекватных целям контроля методических средств анализа полученных данных.

Группов.показат Единичные показатели
Анализаторов Зрения, хронаксия, порог чувствительности
С-С системы Размеры сердца, скорость кровотока, СОК, МОК, ЧСС и др.
Внешнего дыхания ЖЕЛ, ДО, РОвд, РОвыд, ОЕЛ, ОО, ЧД, МОД, МВЛ, показатели газового состава артериальной крови, рН крови
Нервно-мышечные Показатели биоэлектрической активности мышц (порог чувствительности, хронаксия), Показатели биомеханич.деятельности мышц (сила и силовая выносливость, упругость, вязкость,тонус мышц)
Обмена вещ-в и энергообеспеч-я Показатели обмена в-в (белков, углеводов жиров), показатели энергетического обмена (ПО2, долг О2,основной обмен, добавочный расход энергии)

 

Существует целый ряд общих для всех видов физиологи­ческих измерений, метрологических проблем, главные из кото­рых — это проблемы эталонного уровня функционирования и нелинейности шкал измерений.

Перечисленные факты, а также сохраняющееся методи­ческое несовершенство процедур регистрации и обработки фи­зиологических данных представляют собой реальные трудности в деле использования этих показателей для практической оцен­ки функциональной подготовленности спортсменов.

Психометрические показатели используются для оценки успешности выполнения заданного вида деятельности. При этом анализируется динамика показателей количества, ка­чества и скорости выполнения задания, а также лежащие в ее основе изменения соответствующих психологических функций.

К подгруппе психометрических показателей относятся:

— показатели работоспособности анализаторов;

— особенности восприятия пространственных отношений и репродуктивного мышления;

— показатели устойчивости и объема внимания при дли­тельной однообразной работе;

— темп психических процессов при влиянии помех;

— особенности процесса мышления (активности, сообра­зительности и оперативной памяти);

— особенности внимания в работе в вынужденном темпе и при дефиците времени и другие

Основными психологическими средствами оценки функциональной подготовленности спортсмена являются короткие тестовые испытания (степ-тест и теппинг-тест, корректурная проба, численно-буквенные сочетания, отыскивание чисел (Шульте), восприятие времени, порог различения массы, отыскание закономерностей, реакция на движущийся объект, измерение тремора, поддержание равновесия тела, точность оценивания и отмеривания параметров движений), характеризующих эффективность различных психических процессов во время выполнения двигательного задания.

Применение психометрических показателей — один из наиболее перспективных путей решения проблем оценки функциональной подготовленности спортсмена, так как они, с одной стороны, непосредственно характеризуют возможности спортсмена, а с другой — объективны в том смысле, что ис­ключают возможность сознательного завышения оценки спортивной работоспособности.

Однако большинство из существующих психометрических методов имеет два серьезных недостатка. Прежде всего зада­ния, по выполнению которых судят о функциональном состо­янии, имеют мало общего с реально выполняемой спортсме­ном деятельностью.

Другой принципиальный недостаток существующих психо­метрических методов тестирования состоит в том, что с их помощью можно оценивать лишь результативную сторону дея­тельности и, как правило, ничего нельзя сказать о причинах наблюдаемых изменений.

Показатели субъективных состояний предназначаются для оценки степени утомления самим спортсменом. Испытуе­мого спортсмена просят соотнести свое состояние с рядом признаков, для каждого из которых выделены полярные оценки (отсутствие — присутствие, плохой — хороший).

Группов.показат Единичные показатели
Усталость Учащение дыхания, боль в мышцах, ощущении усталости, затруднение дыхания, учащение пульса, слабость (и) или дрожь в ногах, одышка
Нежелание работать Потливость, желание прекратить работу или сменить вид деятельности, ощущение дискомфорта, напряженность
мотивация Заинтересованность, энергичность, определенность в действии

В спорте широкое распространение получила методика оцен­ки субъективного состояния, основанная на трех группах по­казателей: самочувствия, активности и настроения (САН), используется методика стресс-толерантности (Рашелл)

Основное направление развития методов субъективных оце­нок функционального состояния идет по линии создания мно­гоплановых тестов, основанных на использовании метода шка­лирования — субъективной психофизиологии и психомоторики. Таким образом, развитие этого направления сталкивается в основном с трудностями метрологического характера. Поэто­му оценка функциональной подготовленности, основанная только на данных субъективного отчета и самооценки, может не отражать истинного положения дел.

В рамках оценки уровня специальной подготовленности важное место отводится показателям соревновательной надежности

Специфика соревновательной надежности в отличие от спортивно-технической, тактической, психической и другой на­дежности определяется потребностью в безотказном выступле­нии в соревнованиях соответствующего ранга с заданной ре­зультативностью в условиях сбивающих помех спортивной конкуренции в течение всего состязания.

Важнейшие компоненты соревновательной надежности — это высшая результативность действий спортсмена и устойчи­вость этого уровня подготовленности в экстремальных условиях (помехоустойчивость).

В качестве дополнительных показателей соревновательной надежности спортсменов можно также использовать следую­щие:

• вероятность безошибочного решения соревновательной ситуации, т.е. вероятность того, что при реализации рассмат­риваемой соревновательной ситуации будут правильно вы­полнены именно те действия, которые составляют программу реализации данной ситуации и именно в заданной после­довательности;

• вероятность успешного выполнения заданных действий в соревновательной ситуации, т.е. вероятность того, что при воз­никновении определенной соревновательной ситуации задан­ные действия будут успешно выполнены;

• вероятность своевременной реализации соревновательной ситуации, т.е. вероятность того, что совокупность всех дей­ствий, составляющих реализацию данной ситуации, будет выполнена за время, не превышающее допустимое;

• вероятность успешной реализации последовательно воз­никающих соревновательных ситуаций.

Уровень соревновательной надеж­ности спортсменов определяется следующими основными факторами:

• надежностью используемых технико-тактических средств и приемов;

• рациональностью распределения задач, решаемых в сис­теме соревновательных мероприятий;

• наличием различных видов избыточности возможностей (спортсмена (физической, технико-тактической, психической, функциональной, информационной, и пр.). Выбор состава показателей, используемых для описания и обеспечения соревновательной надежности, определяется ха­рактером соревновательных функций спортсменов, их сложностью и особенностями соревновательных требований видов спорта.

Разработка практических методик оценки и контроля со­ревновательной надежности спортсмена может быть обеспечена решением следующих задач:

1) разработкой достаточно полной, предельно экономной классификации ошибочных соревновательных действий спортсменов;

2) разработкой математических моделей для каждого вида ошибочных действий. Это может быть выполнено только на (основе обстоятельного анализа статистических данных о каждом виде ошибочных действий на большом фактическом материале для всех основных видов спорта;

3) разработкой практических методик оценки, контроля и нормирования надежности соревновательных действий в различных группах видов спорта.

4) составлением таблиц накопленных справочных данных, (характеризующих надежностные и соревновательные свойства и показатели спортсменов.

В оценке показателей личности спортсмена наибольшее рас­пространение получили показатели личности. Экспериментальные методы оценки психических свойств личности называют психодиагностическими и обычно делят на вопросники (личностные опросники, миннесотский мно­гомерный личностный опросник — MMPI, 16-факторный личностный опросник Кеттела, личностный опросник Айзенка) и проективные методики (тест Роршаха, фрустрационный тест Розенцвейга). Спортивные социологи выделяют следующие наиболее существенные личностные качества выдающихся спортсменов:

· достаточно высокую общую одаренность;

· быстрый темп психических процессов и способность к интенсификации психической деятельности;

· эмоциональную устойчивость;

· сильную волю;

· высокий уровень притязаний, уверенность в себе, склонность к риску, стремление к лидерству, общительность, открытый характер и чувство юмора;

· активную направленность и интерес к спортивной деятельности.

Качество обследования спортсменов оценивается на основании критериев качества оценки спортивной подготовленности, которыеотражают требования к составу и содержанию оценочных показателей, методам их определения, организации процес­сов оценивания.

Оценки спортивной подготовленности не должны зависеть от субъективного мнения лиц, выполняю­щих оценку. Они должны осуществляться беспристрастно, без проявления заинтересованности и без преднамеренного искажения. В этом заключается критерий объективности.

Критерий системности состоит в необходимости использования взаимосвязанных оценок, каждая из которых отражает определенную сторону спортивной подготовленности, а все вместе — всю совокупность свойств специальной подготовленности спортсмена. В соответствии с этим критерием оценки должны обладать свойством комплексности, дополнять друг друга, быть взаимосогласованными и образовывать полную систему.

Критерий надежности и достоверности относится в основ­ном к методической процедурной стороне проведения оценок. Надежность оценок понимается одновременно как их устой­чивость, слабая чувствительность к помехам.

Критерий универсальности способствует унификации ме­тодов и способов оценки спортивной подготов­ленности, сравнимости и сопоставимости результатов оцен­ки в различных спортивных дисциплинах. Универсальность способствует регламентации или даже стандартизации оце­нок спортивной подготовленности, переводу их на единую нормативную основу.

Критерий простоты и доступности выражается в том, что оценки спортивной подготовленности должны быть относи­тельно простыми в применении и доступными для освоения, не требующими чрезмерно высокого уровня квалификации лиц, осуществляющих оценку. Это требование относится и к числу используемых показателей спортивной подготовленно­сти, количество которых не должено быть слиш­ком большим, так как иначе система оценки станет громозд­кой. Вместе с тем требование простоты не должно приводить к грубым оценкам, упрощениям, искажающим истинную кар­тину, т. е. к нарушению требования достоверности.

Критерий практической реализуемости означает, что систе­ма оценок не должна проводится в такой форме, которая не может быть применена в действующей практике управления подготовкой спортсменов. Оценки спортивной подготовленности должны удовлетворять требованиям опера­тивности, согласно которым продолжительность проведения и сроки завершения процессов оценки не должны растянуты во времени, с тем, чтобы можно было использовать эти оценки в управлении тренировочным процессом. Запоздалые оценки не могут быть эффективно применены в целях активного влияния на качество обследова­ний спортсменов.

 

Вопросы для проверки знаний

1. На какие группы можно разделить показатели спортивной подготовленности?

2. В чем выражаются параметрыспортивной подготовленности?

3. Какие показатели называют единичными, а какие – комплексными?

4. Что является обобщенным показателем?

5. Приведите пример группового показателя.

6. Приведите пример группового и единичного показателя физической подготовленности.

7. Приведите пример группового и единичного показателя технической подготовленности.

8. Приведите пример группового и единичного показателя тактической подготовленности.

9. Приведите пример группового и единичного показателя теоретической подготовленности.

10. Приведите пример группового и единичного показателя функциональной подготовленности.

11. Приведите примеры физиологических, поведенческих и субъективных критериев, с по­мощью которых можно оценить функциональное состояние спортсмена.

12. Приведите примеры психометрических показателей, используемых для оценки успешности выполнения заданного вида деятельности.

13. Приведите примеры показателей субъективных состояний.

14. Перечислите показатели соревновательной надежности.

15. Какие показатели используются в оценке личности спортсмена?

16. Какие личностные качества отличают выдающихся спортсменов?

17. На основании каких критериев оценивают качество обследования спортсменов?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: