Форматы описания уровневой дифференциации




Приложение 3

Основные требования к разноуровневой программе дополнительного образования детей [2]

Компонент программы Стартовый уровень Базовый уровень Продвинутый уровень
Предполагаемые цели программы по уровням Путем погружения в предметную сферу создать активную мотивирующую образовательную среду для формирования познавательного интереса учащегося и обеспечения овладения им элементарной компонентной грамотностью, что позволит ребенку сделать в дальнейшем осознанный выбор в направлении своего дополнительного образования. Формирование у учащихся интереса, устойчивой мотивации к выбранному виду (направлению) деятельности. Освоение базовых знаний, умений и навыков по определенному виду деятельности. Расширение спектра специализированных знаний по смежным дисциплинам для дальнейшего творческого самоопределения, развитие личностных компетенций: ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, социально-трудовых. Развитие компетентности учащихся в образовательной области и формирование навыков на уровне практического применения. Формирование устойчивой мотивации к профильному самоопределению, потребности в творческой деятельности и самореализации в рамках выбранного вида деятельности. Формирование метапредметных компетенций. Формирование компетенций успешной личности (гражданской позиции, значимости собственной культурной среды, знание маршрута своего профильного развития, умение оценивать труд коллег, бережное отношение к результатам своей и чужой деятельности); Коммуникативных компетенций (умение работать самостоятельно и в команде, умение формулировать и отстаивать собственную точку зрения, умение слышать других и др.).
Реализация содержания программы по уровням (стартовый, базовый, продвинутый) Стартовый уровень предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложностьсодержания программы. Содержание должно носить выраженный деятельностный характер, создавать возможность активного практического погружения детей в сферу соответствующей предметной деятельности на уровне первичного знакомства с ней; это потребует создания интерактивной развивающей тематической среды для реализации ознакомительной программы, а также применения соответствующих методик. Базовый уровень предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы использование и реализацию форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы. Содержание должно быть связано с углубленным уровнем. С ледует предложить возможный индивидуальный образовательный маршрут учащегося, представив родителям и ребенку перспективу развития.   Продвинутый уровень предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы. Также предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ к околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы. Также предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ к околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы Содержание должно носить научно- практический характер, позволять раскрытие творческих способностей учащегося в избранном виде деятельности на уровне высоких показателей образованности в какой-либо предметной или практической области. Активное участие в исследовательской, творческо-продуктивной и поисковой деятельности. Сформированность ориентации на определенную профессию.
Срок реализации разноуровневой программы Сроки обучения по разноуровневой дополнительной общеразвивающей программе определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. По количеству часов в неделю и наполняемости групп программы должны соответствовать требованиям СанПиН.
Набор в объединение, реализующее разноур овневую программу Принимаются все желающие от 5 до 18 лет, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Проводится диагностика и выявление стартовых возможностей каждого из участников программы.Каждый участник программы должен иметь право на стартовый доступ к любому из представленных уровней, которое реализуется через организацию условий и процедур оценки изначальной готовности участника (где определяется та или иная степень готовности к освоению содержания и материала заявленного участником уровня).
Формыпроведениязанятий по уровням Групповая форма с ярко выраженным индивидуальным подходом. Групповая форма с ярко выраженным индивидуальным подходом.Обучение в малыхгруппах. Групповая, индивидуальная формы проведения занятий.
Образовательные технологии по уровням Игровые,личностно-ориентированногообучения,педагогики сотрудничества,диалоговогообучения,репродуктивныеидр.,направленные на формирование у учащихся мотивации к познанию. Технологии проблемного, модульного, диалогового, дифференцированного и индивидуализированного дистанционного обучения; игровые, репродуктивные, проектно-исследовательские, творческо-продуктивные технологии, направленные на формирование устойчивой мотивации к выбранному виду деятельности и самообразованию. Используются интерактивные методики (ролевые игры, метод проектов, постановка эксперимента, профильные экскурсии с «погружением» в практику тематической области и др.). Особое внимание уделяется рефлексии. Проектно-исследовательские, творческо-продуктивные, дифференцированного и индивидуализированного обучения, модульного обучения, учебной дискуссии, проблемного обучения; игровые, репродуктивные, дистанционного обучения и др., направленные на развитие мотивации в выборе профессии, самоопределение и самореализацию. Особое внимание уделяется рефлексии.
Результирующий итог реализации программы по уровням Наличие/отсутствиеуребенкакконцуобученияобщих представлений об изучаемой предметной области. Появление/отсутствие у учащегося первичного интереса к деятельности в данной предметной сфере. Появление/отсутствиепотребностикпродолжениюизучения выбранного вида деятельности по программам базового уровня. Наличие/отсутствие способности сделать мотивированный выбор вида деятельности в предметной области. Появление/отсутствие углубленного интереса, расширение спектра специальных знаний. Наличие/отсутствие умения демонстрировать способность воспроизводить материал, самостоятельно действовать, выбирать способ решения. Наличие/отсутствие умения увидеть и сформулировать проблему исследования, составить план еѐ решения; выдвинуть гипотезу. Наличие/отсутствие умение делать обобщения и выводы; соединять форму и замысел исследования, моделирования в законченный творческий продукт (модель, проект, альбом – книгу, художественное произведение ит.п.). Наличие/отсутствие у учащегося углубленных теоретических знаний и практических навыков. Наличие/отсутствие творческих способностей личности в избранном виде деятельности на уровне высоких показателей образованности в какой-либо предметной или практической области. Наличие/отсутствие активности в исследовательской, творческо-продуктивной и поисковой деятельности. Наличие/отсутствие сформированности ориентации на определенную профессию.

 


Приложение 4

Форматы описания уровневой дифференциации

В УМК предлагается включить разработку содержания 5-7 занятий по одной теме/разделу УТП:

- тема занятия;

- план занятия;

- базовое теоретическое содержание занятия и его усложнение (расширение, углубление для продвинутого уровня);

- практическая работа: дифференцированные задания и формы контроля (стартового, базового и продвинутого уровня) с подробным описанием.

 

Пример 1. Практические задания с разной степенью сложности:

- выполнить по образцу (по алгоритму);

- выполнить то же, но с добавлением новых деталей, изменить цветовое решение;

- выполнить по новой схеме изделие, которое еще не выполнялось на занятиях, либо выполнить новое задание самостоятельно, применив необычный, оригинальный подход.

 

Пример 2. На итоговом занятии по теме «Бисерная азбука» каждому ребенку предложены три карточки с заданиями и схемами разной степени сложности с цветовым сигналом для педагога:

· Зеленый (уровень сложности -репродуктивный).

Изготовить фигурку рыбки

Схема цветная, известная, ранее выполнялась под руководством педагога;

· Синий (уровень сложности -средний)

Изготовить фигурку паука с собственным цветовым решением.

Схема черно-белая, незнакомая, требовалось самостоятельно применить прием плетения лапок, ранее применявшейся в других известных схемах;

· Красный (уровень сложности -высокий)

Изготовить фигурку козленка с собственным цветовым решением. Схема черно-белая, незнакомая, изделие ранее не выполнялось, требовалось применить несколько приемов плетения.О вплетении дополнительной нити, надо было самостоятельно прочитать на схеме.

 


Приложение 5

Дорожная карта

реализации разноуровневой дополнительной общеобразовательной программы

Срок Содержание деятельности Прогнозируемые результаты
     
     
     

 

 


[1]Разноуровневость может быть представлена как

ü Последовательная реализация каждого из уровней (например, на конкурс может быть представлена программа первого года обучения – ознакомительный уровень; программа профильного лагеря – продвинутого уровня).

ü Одновременная реализация различных уровней на одном занятии, что может быть отражено в подборе содержания и образовательных результатах, формах контроля.В рамках таких программ предполагается реализация параллельных процессов освоения содержания программы на разных уровнях доступности и степени сложности, с опорой на диагностику стартовых возможностей каждого из участников. Учебный план должен быть выстроен так, чтобы предусматривать для разных участников возможность освоения программы в разных объёмах учебных и аудиторных часов.

 

[2] Ориентируясь на содержание таблицы, уточните формулировки содержания структурных компонентов соответствующего уровня представленной программы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: