ПЛАН-КОНСПЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЖУРСТВА (поручения)
Задачи по развитию трудовой деятельности:
Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: расставлять хлебницы, тарелки, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы. Познакомить с приёмом складывания скатерти.
Формировать ответственное отношение к заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо)
Задачи нравственного воспитания:
Развивать стремление ребёнка доставить своим трудом радость другим детям и помочь товарищу.
Методы и приёмы:
Одобрение, показ, поощрение, напоминание, контроль, оценка.
Оборудование:
Фартуки, колпаки, цветы, салфетки, скатерти.
Предварительная работа:
Определить дежурных (картинки в уголке дежурных)
Ход дежурства:
Название этапа | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
I Организационный Обсуждение вопросов при распределении работы | -Дежурные подойдите ко мне, сейчас принесут обед, и мы будем накрывать на стол. -Максим, за каким столом ты будешь дежурить? -А ты Костя, Наташа? Прежде чем начать дежурить не забудьте надеть фартучки. | Надевают фартуки и колпаки. |
IIОсновной Указания к руководству процессом труда детей | Обращает внимание на темп и качество выполнения работы. Одобряет творческие задумки детей: - Давайте подумаем, чем мы сегодня обрадуем детей? Если затрудняются воспитатель или младший воспитатель подсказывает: ”Поставим цветы или разложим новые скатерти” Разъясняет, что работа дежурных очень нужна, товарищи всегда так поступают, заботятся друг о друге и т.д. -Правильно, Наташа сначала все стульчики придвинула к столу. Теперь удобнее будет обойти вокруг стола. -Носим по две тарелки. -Как аккуратно раскладывает ложки Костя, берет по одной, кладёт с правой стороны. -Проверьте, всё ли на месте? -Молодцы ребята, спасибо. Ребята, посмотрите, как удобней сложить скатерть, помоги мне, Костя. Надо взять за концы, сложить ее на столе пополам, а затем еще раз пополам и только потом складывать по длине. Теперь попробуйте самостоятельно. У всех хорошо получилось. | Ответы детей: расставляют хлебницы, глубокие тарелки, ставят салфетницы, раскладывают столовые приборы. -Всё! -Да! После еды убирают со стола хлеб, салфетки, сметают крошки со стола, складывают скатерти. |
III Заключительный Обсуждение результатов работы | -Молодцы, ребята, вы все сегодня были настоящими дежурными, обо всех позаботились! -Костя, все помнил сам, ни о чём не забыл. -Максим, работал так же аккуратно и старательно, как няня. - А как маме будет приятно узнать, что Наташа дежурила сегодня, как взрослая. Вот помощница растёт. | Снимают фартуки и колпаки. |
Воспитатель проводит диагностику с учетом требования общеобразовательной программы, по которой работает дошкольное учреждение.
Выделяются следующие критерии оценки трудовых умений:
- низкий уровень;
- средний уровень;
- высокий уровень.
Критерии для определения уровня сформированности навыков самообслуживания детей представлены в таблице 1.
№ | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
1. | Ребенок самостоятельно одевается и раздевается в определенной последовательности. | Ребенок одевается и раздевается с помощью взрослого в определенной последовательности. | Не знает как и в какой последовательности одеться. |
2. | Ребенок без помощи взрослого моет руки. | При напоминании взрослого моет руки. | Воду использует не для мытья рук, а для игры с водой. |
3. | Ребенок помогает помощнику воспитателя накрыть столы к обеду (расставляет посуду по поручению взрослого). | По поручению взрослого убирает игрушки после игры. | Убирает игрушки при многократном обращении воспитателя к нему. |
4. | При небольшой помощи взрослого поливает растения. Внимательно относиться к поручению, старается проявить самостоятельность по уходу за растениями. Знает название многих комнатных растений | С помощью взрослого поливает растения. Знает, как оно называется. Однако инициативы к самостоятельному действию не проявляет. | Процесс ухода за растениями ребенка не интересует. В процессе совместной поливки растений, отвлекается. |
Диагностика труда по самообслуживанию.
Имя ребёнка | Одевание | Умывание | Помощь взрослому | Уборка | Уход за растениями | Уровень |
Возможные варианты занятия по методике ТРИЗ
Первый этап – поиск сути. Детям предлагаются произведения изобразительного искусства, где представлена проблема, которую нужно решить. Каждый ребенок предлагает свой «выход из ситуации».
Второй этап – «тайна двойного». Выявление и понимание двух противоречащих друг другу истин. Например, гроза (в двух картинах)плохо или хорошо? Почему хорошо, почему плохо? «Дети бегущие от грозы» – «Маковский(1), «Перед грозой»- Левитан.(2)