Профиль «Психология и социальная педагогика»




Вопросы ГЭК

Направление подготовки 44.03.02 – Психолого-педагогическое образование

Профиль «Психология и социальная педагогика»

Целью проведения государственной итоговой аттестации в форме государственного экзамена является определение степени освоения выпускником компетенций, установленных ФГОС ВО по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» и основной профессиональной образовательной программой ОПОП.

1. Роль философских знаний в формировании мировоззренческой позиции социального педагога и (или) педагога-психолога. Ваш личный опыт использования философских знаний в деятельности социального педагога и (или) педагога-психолога (ОК-1).

2. Значение анализа основных этапов и закономерностей исторического развития общества для формирования гражданской позиции социального педагога и (или) педагога-психолога. Ваш опыт учета основных этапов и закономерностей исторического развития в формировании личной гражданской позиции (ОК-2).

3. Общая характеристика психологии как науки. Зарождение психологических знаний и основные этапы развития психологии. Составные элементы (строение) современной психологии.Ваш личный опыт применения психологических знаний в психолого-педагогической деятельности (ОК-2).

4. История становления социальной педагогики за рубежом и в России. Ваш личный опыт использования исторического наследия в социально-педагогической деятельности (ОК-2).

5. Социальный педагог как профессия нового времени. Функции, роли и принципы деятельности социального педагога. Ваш личный опыт учета социально-педагогических принципов в профессиональной деятельности (ОК-2).

6. Роль экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности, в том числе социально-педагогической и (или) психолого-педагогической. Ваш личный опыт использования экономических знаний в деятельности социального педагога и (или) педагога-психолога (ОК-3).

7. Роль правовых знаний в деятельности социального педагога и (или) психолога. Ваш личный опыт использования нормативно-правовой документации в социально-педагогической и (или) психолого-педагогической деятельности (ОК-4).

8. Роль коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия. Ваш личный опыт применения профессиональных коммуникации на русском и иностранном языке для решения профессиональных задач (ОК-5).

9. Социальные, этноконфессиональные и культурные характеристики различия коллектива, обеспечение толерантности. Ваш личный опыт учета в профессиональной деятельности социальных, этноконфессиональных и культурных характеристик коллектива (ОК-6).

10. Профессиональное самообразование и самоорганизация педагога. Ваш личный опыт профессионального самообразования и самоорганизации (ОК-7).

11. Методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной профессиональной деятельности. Ваш личный опыт по использованию методов и средств физической культуры для обеспечения полноценной социально-педагогической и (или) психолого-педагогической деятельности (ОК-8).

12. Приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций. Ваш личный опыт оказания первой помощи, использования методов защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).

13. Учет в деятельности социального педагога и (или) педагога психолога общих, специфических закономерностей и индивидуальных особенностей психического и психофизиологического развития, особенностей регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях. Ваш личный опыт учета особенностей психического и психофизиологического развития ребенка при решении профессиональных задач (ОПК-1).

14. Развитие ребенка в социуме: понятие о развитии ребенка, биологические и социальные факторы развития. Влияние среды на развитие ребенка. Ваш личный опыт выявления влияния биологических и социальных факторов, в том числе наследственности на развитие ребенка (ОПК – 1).

15. Применение качественных и количественных методов в психологических и педагогических исследованиях. Ваш личный опыт использования качественных и количественных методов в профессиональных исследованиях (ОПК-2).

16. Методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов в социально-педагогической и (или) психолого-педагогической деятельности. Ваш личный опыт применения методов диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3).

17. Применение в профессиональной деятельности знания различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов. Ваш личный опыт применения различных теорий обучения, воспитания и развития в профессиональной деятельности (ОПК-4).

18. Деятельностный подход в отечественной психологии: ключевые понятия и основные положения. Ваш личный опыт применения идей деятельностного подхода в профессиональной деятельности социального педагога и (или) педагога-психолога (ОПК-4).

19. Психоаналитический подход: феномен личности с позиции психоаналитического подхода. Ваш личный опыт использования идей психоаналитического подхода в профессиональной деятельности (ОПК-4).

20. Психология темперамента: определение, теории и типы темпераментов. Психология способностей и интеллекта: определение, структура, уровни. Ваш личный опыт определения темперамента и интеллекта в профессиональной деятельности (ОПК-4)

21. Участие социального педагога и (или) педагога-психолога в организации различных видов деятельности: игровой, учебной, предметной, продуктивной, культурно-досуговой. Ваш личный опыт организации различных видов деятельности (ОПК-5).

22. Совместная деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды. Ваш личный опыт межличностного взаимодействия с субъектами образовательной среды (ОПК-6).

23. Роль нормативных документов и знания предметной области в культурно-просветительской работе. Ваш личный опыт использования нормативных документов в культурно-просветительской работе (ОПК-7).

24. Компетентность педагога-психолога и (или) социального педагога как важная составляющая профессионализма. Этические основы психолого-педагогической и (или) социально-педагогической деятельности. Ваш личный опыт соблюдения принципов профессиональной этики (ОПК-8).

25. Профессиональная деятельность в поликультурной среде, учет особенностей социокультурной ситуации развития в деятельности социального педагога. Ваш личный опыт учета особенностей социокультурной ситуации развития ребенка (ОПК-9).

26. Роль междисциплинарного и межведомственного взаимодействия специалистов, в том числе социального педагога и (или) педагога-психолога в решении профессиональных задач. Ваш личный опыт участия в межведомственном взаимодействии для решения профессиональных задач (ОПК-10).

27. Характеристика основных прав ребенка, работа социального педагога по защите прав ребенка. Применение в профессиональной деятельности основных международных и отечественных документов о правах ребенка и правах инвалидов. Ваш личный опыт в исследовании проблем защиты прав ребенка (ОПК-11).

28. Здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности социального педагога, психолога. Учет рисков и опасностей социальной среды и образовательного пространства. Ваш личный опыт применения здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности (ОПК-12).

29. Роль информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности в решении стандартных задач профессиональной деятельности. Ваш личный опыт решения стандартных профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ОПК-13).

30. Организация мероприятий по развитию и социальной защите обучающегося в деятельности социального педагога. Ваш личный опыт организации мероприятий по социальной защите обучающегося (ПК-15).

31. Выявление интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся. Ваш личный опыт выявления интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся (ПК-16).

32. Понятия «норма» и «отклонение от нормы» в социальной педагогике. Типы и причины отклонений, их влияние на процесс социализации. Теории девиаций. Ваш личный опыт по выявлению детей с девиантным поведением и определению причин возникновения их девиаций (ПК-16).

33. Сущность понятия «дезадаптация», виды и причины дезадаптации, реабилитация дезадаптированных детей и подростков. Ваш личный опыт по реабилитации дезадаптированных детей и подростков (ПК-16).

34. Социализация личности как социально-педагогическое явление. Человек как объект, субъект и жертва социализации. Факторы социализации и их типология в социальной педагогике. Механизмы социализации. Ваш личный опыт по определению специфики факторов и механизмов социализации, их влиянию на подрастающее поколение (ПК-16)

35. Детский алкоголизм как форма отклоняющегося поведения, особенности, причины, последствия. Ваш личный опыт по выявлению и анализу случаев детского алкоголизма и проведению профилактической работы (ПК-16).

36. Наркомания несовершеннолетних как форма отклоняющегося поведения, особенности, причины, последствия. Ваш личный опыт по выявлению случаев употребления наркотиков детьми и проведению профилактической работы. (ПК-16).

37. Программы социального сопровождения и поддержки обучающихся. Ваш личный опыт по разработке программ социального сопровождения обучающихся (ПК-17).

38. Сущность понятия «социальное воспитание». Объект и субъект социального воспитания. Программа воспитания и социализации обучающихся как компонент основной образовательной программы в свете реализации ФГОС. Основные формы организации педагогической поддержки социализацииобучающихся. Ваш личный опыт участия в организации различных форм педагогической поддержки социализации обучающихся.

39. Социально-педагогическая профилактика, коррекция, реабилитация отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Разработка программ социального сопровождения. Ваш личный опыт по разработке профилактических, коррекционных, реабилитационных программ (ПК-17).

40. Социально значимая деятельность: понятие, виды, методика вовлечения детей и подростков в социально-значимую деятельность. Ваш личный опыт участия в разработке и реализации социально ценной деятельности обучающихся, развитии социальных инициатив, социальных проектов (ПК-18).

41. Система социальной защиты детства. Ваш личный опыт по выстраиванию профессиональной деятельности на основе знаний об устройстве системы социальной защиты детства (ПК-19).

42. Реализация права ребенка на воспитание в семье, формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Ваш личный опыт участия в социально-педагогическом сопровождении замещающей семьи (ПК-19).

43. Методы диагностики в деятельности социального педагога. Социально-педагогический мониторинг семьи. Основные типы семей, их характеристика и влияние на процесс социализации ребенка. Современные тенденции семейного воспитания. Ваш личный опыт диагностики семейных проблем (ПК-20).

44. Сущность понятий методика и технология, основные этапы социально-педагогической технологии, классификация социально-педагогических технологий Ваш личный опыт выбора и применения наиболее оптимальной социально-педагогической технологии для решения профессиональной задачи (ПК-20).

45. Социальный педагог как посредник между обучающимися и различными социальными институтами. Ваш личный опыт выступления в качестве посредника между обучающимися и различными социальными институтами (ПК-21).

46. Понятие о психическом развитии. Факторы и движущие силы развития. Основные теории психического развития. Когнитивная теория Ж. Пиаже. Концепция психического развития А. Валлона. Эпи-генетический принцип развития Э. Эриксона. Ваш личный опыт использования основных идей представленных выше теорий в профессиональной деятельности (ПК-21).

47. Психическое развитие ребёнка дошкольного возраста (от рождения до 7 лет). Особенности развития речи, памяти, внимания, словесно-логического мышления ребенка, сенсорной сферы дошкольника. Развитие личности и общения. Ваш личный опыт организации совместной и индивидуальной деятельности дошкольников (ПК-21).

48. Психическое развитие младших школьников. Учебная деятельность: содержание и структура учебной деятельности младших школьников. Мотивация учения Особенности общения с взрослыми и сверстниками. Ваш личный опыт организации совместной и индивидуальной деятельности младших школьников (ПК-21).

49. Психическое развитие подростка. Учебная деятельность и мотивация учения. Общение со сверстниками. Особенности общения со взрослыми. Ваш личный опыт организации совместной и индивидуальной деятельности подростков (ПК-21).

50. Психическое развитие в юношеском возрасте. Психологическая готовность к самоопределению. Особенности когнитивного развития в юношеском возрасте. Особенности общения со взрослыми и сверстниками. Ваш личный опыт организации совместной и индивидуальной деятельности детей юношеского возраста (ПК-21).

51. Стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи. Ваш личный опыт применения методов и технологий, позволяющих решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПК-22).

52. Сбор и первичная обработка информации, результатов психологических наблюдений и диагностики. Ваш личный опыт обработки первичной информации (ПК-23).

53. Психодиагностика: предмет, объекты и задачи. Основные требования к психодиагностическим методикам (валидность, надежность, стандартизация). Классификации методов психодиагностики. Характеристика основных психодиагностических подходов: объективного, субъективного, проективного. Ваш личный опыт проведения психологической диагностики (ПК-23).

54. Понятие «рефлексия» в профессиональной деятельности. Характеристика процессов ее осуществления. Ваш личный опыт рефлексии результатов своих профессиональных действий (ПК-24).

55. Психологическая служба в системе образования: назначение, функции и предмет деятельности. Психологическое просвещение педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам психического и психологического развития детей. Ваш личный опыт по психологическому просвещению педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам психического развития детей (ПК-25).

56. Взаимодействие психолога с педагогическими работниками образовательных организаций и другими специалистами по вопросам развития детей и подростков. Ваш личный опыт взаимодействия с педагогическими работниками образовательных организаций и другими специалистами по вопросам развития детей и подростков (ПК-26).

57. Создание развивающих учебных ситуаций, благоприятных для развития личности и способностей ребенка. Ваш личный опыт по созданию и организации развивающих учебных ситуаций, благоприятных для развития личности и способностей ребенка (ПК-27).

58. Понятие психологическая готовность к успешной деятельности будущего специалиста: характеристика и критерии качества. Ваш личный опыт формирования психологической готовности к профессиональной деятельности (ПК-28).

59. Проектно-исследовательская деятельность обучающихся. Ваш личный опыт руководства проектно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-29).

60. Составление профессиограммы для различных видов профессиональной деятельности. ваш личный опыт составления профессиограммы для различных видов профессиональной деятельности (ПК-30).

61. Понятие «профессиональные собеседования», тренинги для активизации профессионального самоопределения обучающихся. Ведение психологического тренинга по профессиональному самоопределению. Ваш личный опыт проведения тренингов (ПК-31).

62. Психологическое консультирование как средство и форма оказания психологической помощи. Этика поведения в психологическом консультировании. Виды запросов в консультировании. Психотерапия: определение, объекты и условия ее применения. Ваш личный опыт проведения психологического консультирования (ПК-31).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: