Стратегия инвестиционной политики Германии




 

Оживить внутренний рынок Германия намерена с помощью государственной программы поддержки экономики, которая рассчитана на четыре года, имеет общий объем в 25 млрд. евро и предполагает прямые государственные финансовые вливания в некоторые сферы хозяйства, например, транспортную инфраструктуру, науку и современные технологии.

В ФРГ придается большое значение созданию условий для привлечения иностранных капиталов в экономику страны. Об этом свидетельствует тот факт, что по инициативе Федерального министерства экономики и труда ФРГ в 2008 году основано федеральное общество «Invest in Germany GmbH». Бюро федерального уполномоченного по привлечению в страну инвестиций. В сферу деятельности этой организации, наряду с обеспечением позитивного международного имиджа ФРГ, привлечением иностранного капитала в экономику и консультациями иностранных инвесторов, входила также и подготовка предложений по улучшению инвестиционного климата в Германии. Ежегодный бюджет общества составлял в течение последних двух лет 2 млн. евро и формировался целиком за счет средств государства (за счёт средств федерального бюджета). Общество имеет основное бюро в Берлине, а также бюро в Нью-Йорке и Чикаго.

Деятельность этого федерального общества должна решить существующую в Германии проблему координации деятельности федеральных и земельных властей. В каждой федеральной земле существует организация по содействию экономическому развитию, в сферу деятельности которой входит, в том числе, и привлечение иностранных инвесторов. В Федеральном министерстве экономики и труда ФРГ проводится работа по созданию системы взаимодействия федеральных и земельных структур в этой области, составной частью которой и является «Invest in Germany GmbH».[9]

Наряду с обществом «Invest in Germany GmbH», в Германии функционирует ещё одна структура с задачей привлечения инвестиций в экономику страны, которая финансируется из федерального бюджета, а также из бюджетов 6 новых федеральных земель, включая Берлин. Это промышленный инвестиционный совет (Industrial Investment Council - IIC), основной задачей которого является привлечение иностранных инвесторов в новые федеральные земли и Берлин. Годовой бюджет IIC составлял 4,8 млн. евро. На 70% он формировался за счет средств новых федеральных земель и на 30% - за счет средств федерального бюджета.

Совет имеет головной офис в Берлине, а также бюро в Париже, Вашингтоне, Сан-Франциско, Детройте и Токио.

За годы своей деятельности эта организация оказала содействие более чем 100 международным инвесторам, реализация проектов которых позволила создать около 18,5 тыс. рабочих мест. Общий объём привлечённых инвестиций составляет более 4,4 млрд. евро.

По плану развития инвестиционной деятельности в Германии в январе 2009г. произошло слияние указанных инвестиционных агентств в одно – «Invest in Germany GmbH».

Целью создания нового объединенного агентства является усиление работы по привлечению зарубежных инвестиций в Германию, особенно в восточные земли.

Как место приложения капитала Германия имеет ряд преимуществ перед другими странами. Она является крупнейшим рынком среди европейских стран. С учётом расширения ЕС, импульсов, которые это расширение даст для подъема экономики и роста занятости в Европе, географической близости Германии к новым важнейшим её торговым партнёрам можно с большой долей уверенности предполагать, что все эти процессы будут способствовать дальнейшему усилению Германии как места приложения иностранного капитала.

Сегодня в Германии действует уже более 20 тыс. иностранных предприятий, на которых занято около 2 млн. человек.

При этом Германия продолжает оставаться глобальным экспортёром капитала. В 2009 году нетто-объём немецких инвестиций за рубежом составил около 433,0 млрд. евро, что означает рост на 15,7% по сравнению с 2008 годом (374,1 млрд. евро). Нетто-объём иностранных инвестиций в Германии составил около 272,8 млрд. евро (+1,8% к 2007г.). Так же, как и в 2007 году, нетто-объёмы вывоза немецкого капитала за рубеж превышали в 2008 году нетто-объёмы иностранных инвестиций в Германии. Однако, если в 2007 году это превышение составляло 39,5% (374,1 млрд. евро против 268,1 млрд. евро), то по итогам 2008 года нетто-объёмы вывоза немецкого капитала за рубеж превышали нетто-объёмы иностранных инвестиций в Германии на 58,7% (433,0 млрд. евро против 272,8 млрд. евро). При этом абсолютные значения нетто-объёмов немецких инвестиций за рубежом и абсолютные значения нетто-объёмов иностранных инвестиций в Германии в 2008 году увеличились по сравнению с 2007 годом.

В 2009 году отмечен нетто-приток прямых немецких инвестиций за рубежом в размере около 52,0 млрд. евро (нетто-приток около 36,7 млрд. евро в 2008 году). В прямых иностранных инвестициях в Германии отмечается также нетто-приток в размере около 27,3 млрд. евро (нетто-приток около 26,3 млрд. евро в 2008 году).

В 2009 году наблюдался нетто-приток немецких портфельных инвестиций за рубежом в размере около 174,9 млрд. евро (215,6 млрд. евро в 2008 году), а в иностранных портфельных инвестициях в Германии нетто-приток составил около 163,1 млрд. евро (197,0 млрд. евро).

Нетто-приток немецких кредитов за рубежом составил в 2009 году около 206,1 млрд. евро (121,8 млрд. евро в 2008 году), а нетто-приток зарубежных кредитов в Германии – около 82,4 млрд. евро (45,0 млрд. евро).

В 2009 году в немецких инвестициях за рубежом основная доля приходилась на портфельные инвестиции (40,4%) и кредиты (47,6%), при относительно меньших объёмах нетто-притоков прямых инвестиций (12,0%). В зарубежных инвестициях в Германии наибольшие объёмы нетто-притоков приходились на портфельные инвестиции (59,7%) и кредиты (30,2%), далее шли с большим отрывом прямые инвестиции (10,0%).[10]

В 2009 году подавляющая часть нетто-притоков немецких инвестиций за рубежом приходится на страны ЕС (25) - около 367,4 млрд. евро, далее - страны Америки - около 60,2 млрд. евро (в том числе США – около 51,9 млрд. евро), Австралию – около 2,5 млрд. евро и страны Азии – около 0,7 млрд. евро.В Африке наблюдался нетто-отток немецких инвестиций - около 0,7 млрд. евро.

Большая часть прямых немецких инвестиций также приходится на страны ЕС (25) – около 32,0 млрд. евро и страны Америки – около 14,6 млрд. евро (в том числе США – около 12,8 млрд. евро). В странах Азии отмечен нетто-приток прямых немецких инвестиций в размере около 5,9 млрд. евро и Австралии – нетто-отток - около 0,6 млрд. евро. В африканских странах нетто-приток прямых немецких инвестиций незначительный и составляет 20,0 млн. евро.

Иностранные инвестиции в 2009 году поступали в Германию в основном из стран-членов ЕС (25) – около 169,1 млрд. евро. Далее с большим отрывом следуют страны Америки – 22,6 млрд. евро и азиатского региона - около 18,1 млрд. евро, страны африканского континента – около 7,9 млрд. евро и Австралия – около 2,1 млрд. евро.

Нетто-приток прямых иностранных инвестиций в Германии в 2009 году из стран ЕС (25) составил около 14,1 млрд. евро, небольшие нетто-притоки прямых иностранных инвестиций наблюдались из стран азиатского региона – 1,5 млрд. евро и Африки – 129,0 млн. евро. Отмечен нетто-приток прямых иностранных инвестиций государств Америки – около 12,1 млрд. евро, в то время как в 2008 году наблюдался нетто-отток в размере 444,0 млн. евро. Из Австралии в 2009 году наблюдался нетто-отток прямых инвестиций в объёме 31,0 млн. евро.

Что касается России, то, согласно данным Федеральной службы государственной статистики РФ, по состоянию на 01.01.2009г. общий накопленный объём германских инвестиций в экономику Российской Федерации составил 12,3 млрд. долларов США (на 01.01.2008 – 9,7 млрд. долларов США) или 8,6% (7,9% в 2007 году) от общего объёма всех накопленных в Российской Федерации иностранных инвестиций – 142,9 млрд. долларов США (111,8 млрд. долларов США в 2007 году).

Отраслевая и структурная политика имеет существенное значение при осуществлении стратегии развития немецкой экономики. Средствами этой политики в значительной степени могут быть решены задачи обеспечения устойчивого экономического роста и создания новых рабочих мест. В связи с этим, в последние годы отмечается значительное увеличение инвестиций в систему образования и подготовки кадров, научные исследования и разработки, в инновации. Одновременно проводятся структурные реформы, которые повышают эффективность работы на этих направлениях.

Предложения Федерального министерства экономики и технологий Германии, направленные на ускорение технологического развития страны за счёт бюджетных инвестиций, были представлены 22.02.2009г. В соответствии с этими предложениями в 2009 году расходы Министерства образования ФРГ были увеличены до 5,62 млрд. евро (4,52 млрд. евро в 2007г.).

В области развития системы образования упор делается на следующие направления развития.

В рамках программы «Будущее образование» Федеральное правительство оказывает поддержку федеральным землям, которая в период с 2005 по 2009гг. составит общий объём около 4 млрд. евро. За короткое время федеральные земли при финансовой поддержке федерального правительства смогли существенно расширить сеть школ полного дня. Только в течение последнего учебного года более 3000 школ во всех федеральных землях получили дотации от федерального правительства.

Правительство продолжает ранее начатую реформу профессионального образования, в рамках которой осуществляется поддержка различных программ и проектов, направленных на создание учебных мест с учётом квалификационных потребностей различных регионов и отраслей народного хозяйства.

В ближайшие годы в Германии ожидается рост потребности в высококвалифицированной рабочей силе. Правительство стремится к 2012 году увеличить квоту начинающих получать высшее образование до 40%. За последние 10 лет эта квота выросла в Германии на 8 % почти до 36%. Количество иностранных студентов выросло за этот же период времени с 166000 до 246000, причём 180000 из них начинали своё образование не в Германии.

В Германии имеется много хороших высших учебных заведений и научных центров. Однако очень немногие из них имеют международное значение и могут быть отнесены к «высшей лиге» лучших мировых высших учебных заведений. Федеральное правительство намерено организовать совместно с федеральными землями соревнование за звание лучших университетов, кластеров, академических высших учебных заведений, которые будут соответствующим образом поощряться. Для реализации этой инициативы на период до 2012 года предусматриваются средства в объёме 1,9 млрд. евро, 75 % из которых берёт на себя Федеральное правительство.

Расходы Министерства экономики и технологий ФРГ из специальных фондов покрытия на развитие научных исследований и разработок увеличатся с 5,62 млрд. евро в 2009 году до 5,82 млрд. евро в 2011 году.

В области нанотехнологий будет стимулироваться рост практического применения фундаментальных научно-технических разработок немецких фирм, являющихся мировыми лидерами в этой области, с тем, чтобы они не потеряли свои позиции.

За последние годы Германия стала международно-признанным научным и экономическим центром в области биотехнологий. Реализованные Федеральным правительством программы стимулирования BioRegio и BioProfile способствовали тому, что сегодня в стране действует 25 био-регионов, в которых работает около 350 новых предприятий сферы биотехнологий. Германия является европейским лидером в этой области, и Федеральное правительство будет продолжать стимулирование этой научной области в рамках новой программы BioChancePLUS.

Целями программы научного развития гражданской авиации, рассчитанной на период 2005-2015гг., является не только поддержка чисто авиационного технологического развития, но и решение проблем защиты окружающей среды в связи с повышением расходов топлива, вызванного ростом объёмов воздушных перевозок.

По предварительным данным, расходы на инновационные проекты по всему народному хозяйству Германии составили в 2009 году более 98,0 млрд. евро.

Одним из основных элементов структурной политики германского правительства, в т.ч. и его инвестиционной политики, остаётся приоритетное развитие новых федеральных земель. Основным пунктом здесь является улучшение условий для предпринимательской деятельности в этих регионах Германии. Концепция Правительства концентрируется на стимулировании развития направлений, которые могут играть определяющую роль для будущего развития этих регионов. К таким направлениям сегодня относятся инвестиции, инновации и развитие инфраструктуры.

Основными инструментами стимулирования инвестиций в настоящее время продолжают оставаться: программа «Улучшение региональной структуры экономики» и налоговые льготы за инвестирование капитала, которые дополняются хорошо зарекомендовавшими себя низкопроцентными ссудами и программой поддержки долевого участия нового банка для среднего предпринимательства. Из средств программы осуществляется поддержка целевых инвестиций в промышленное хозяйство и в близкую к экономике инфраструктуру. Для реализации программы в 2009 году были предусмотрены федеральные средства в объёме 694 млн. евро, которые сопровождались финансированием в таком же объёме со стороны федеральных земель.

Кроме средств федерального бюджета, для стимулирования развития новых федеральных земель используются средства ЕС, предназначенные для реализации европейской структурной политики. Всего за период 2004-2009 гг. Германия получит на эти цели из ЕС около 31 млрд. евро. Важным направлением инвестиционной политики германского государства является дальнейшее развитие инфраструктуры на всей территории Германии. Здесь наибольшие объёмы инвестиций со стороны государства предусмотрены в развитие транспортной инфраструктуры. Правительством уделяется одинаковое внимание развитию дорожной и железнодорожной инфраструктуры. Программой «Zukunftsprogramm Mobilität» до конца нынешнего десятилетия предусмотрены инвестиции в эти области в размере около 90 млрд. евро. Эта программа является составной частью нового федерального плана развития транспортных путей на 2001-2015гг. и предусматривает инвестиции как по уже реализуемым в транспортной сфере программам, так и по программам, которые ещё могут быть реализованы в соответствии с этим федеральным планом. Одной из таких программ является программа по уменьшению возможности заторов на железнодорожном, автомобильном и водном транспорте (Anti-Stau-Programm), которая предусматривает инвестиции в общем объёме около 3,8 млрд. евро в период 2009-2012 г.г.

Основу инфраструктурных инвестиций в новых федеральных землях составляют 17 проектов по развитию транспортной инфраструктуры с общим объёмом около 36 млрд. евро. Реализовано полностью 6 крупных проектов в области железнодорожного строительства и 2 крупных проекта в области дорожного строительства, а также частично ещё ряд проектов.

По рамочному инвестиционному плану Правительства, который может быть выполнен только при достижении широкого консенсуса со всеми различными общественными группами Германии, до 2015 года расходы на транспортные пути сообщения страны достигнут объёма в 148,9 млрд. евро. Доля инвестиций на рельсовые пути железных дорог составит 42,9% (42,3%), доля инвестиций на дальние федеральные автомагистрали – 52,1% (51,6%), доля на федеральные водные пути – 5,0% (6,1%). В развитие и строительство новых транспортных путей сообщения Германии запланировано инвестировать долю в 44,5% (53,5%) от всего объёма инвестиций.

В развитие инфраструктуры германских железных дорог запланированы ассигнования в размере около 69% инвестиций, а на подвижной состав – 26%.

Инвестиционный план предусматривает увеличение числа электровозов до 525 единиц к 2012 году, и их доля в парке локомотивов достигнет 40%. Инвестиции в развитие парка локомотивов и вагонов в 2006 году ожидаются на уровне 2,2 млрд. евро.

За последние десять лет общий объём инвестиций для производителей автомобилей в Германии достиг суммы в 100,0 млрд. евро, что составляет 23,0% всех инвестиций в промышленность Германии. В 2009 году уровень инвестиций остался на высоком уровне в 10,0 млрд. евро.

За последние пять лет германская автомобильная промышленность инвестировала в исследования и развитие около 77,0 млрд. евро. В 2009 году расходы на исследование и развитие отрасли составили 15,2 млрд. евро. Одна треть народнохозяйственных затрат на исследования и развитие досталась этой экономической отрасли, в которой занято 84 тыс. человек.

Как следствие этой исследовательской активности автомобильный сектор с более чем 3.000 патентами стоит во главе мировой патентной статистики.

В 2009 году прежнее Федеральное правительство представило новую программу научно-технического развития энергетической отрасли в рамках уже принятого финансирования, при этом особое внимание уделено поддержке научных исследований в сферах современных технологий в области строительства электростанций, а области использования возобновляемых видов энергии, водорода, воды, а также технологий энергосберегающего строительства.

Таким образом, особые надежды в стратегии устойчивого развития и проведении инвестиционной политики Правительство связывает с освоением энергетики на возобновляемых источниках. Ставится цель повысить долю регенеративной энергетики в общем производстве электроэнергии до 22% в 2012 году, а долю регенеративной энергетики в общем потреблении первичных энергоносителей удвоить за период с 2008 по 2012 год. К 2050 году энергетика на возобновляемых источниках должна покрыть до 50% немецкого энергопотребления.

В 2010 году продолжали осуществляться мероприятия для привлечения инвестиций с международных рынков капитала. Так, например, в 2009 году была разработана, а в 2010 уже в полном объёме функционировала программа мероприятий, направленных на стимулирование вновь создаваемых технологических предприятий с помощью привлечения венчурного капитала, в том числе и иностранного.

Эти меры связаны с тем обстоятельством, что международные паевые инвестиционные фонды всё чаще обходят Германию стороной. Инвесторы стали более осмотрительными, до сих пор помня потери, которые принёс им крах «новой экономики» несколько лет назад. Из-за высокого риска и больших сопроводительных затрат они потеряли интерес к приобретению малых инвестиционных паев. В связи с этим специалисты призывают к созданию государственных программ для реализации схем привлечения венчурного капитала. [11]

Одним из элементов таких схем является начавший работать в феврале 2008г. специальный фонд, предназначенный для государственной поддержки немецкого рынка рискованного паевого участия в предприятиях. Речь идёт о специальном инвестиционном фонде для размещения в других инвестиционных фондах паевого капитала с объёмом финансирования 500 млн. евро. Средства фонда мобилизованы на 50% за счёт особых федеральных средств из европейской программы развития (ERP) и на 50% из Европейского инвестиционного фонда (EIF), который является дочерней организацией Европейского инвестиционного банка. Этот вновь созданный фонд может участвовать в объёмах до 30% в фондах, работающих с капиталами, вложенными в рискованные предприятия. Предполагается в течение 5 лет привлечь около 1,7 млрд. евро для вновь создаваемых, инновационных фирм и предприятий.

Вторым элементом новой схемы является вступивший в действие с 01.11.2008г. и руководимый KfW Стартовый фонд с объёмом финансирования 250 млн. евро в течение 5 лет. Этот фонд может участвовать непосредственно во вновь создаваемых технологических предприятиях в качестве соинвестора. Этот фонд готов предоставлять паевой капитал при условии, если в финансировании предприятия участвуют также и частные инвесторы, по крайней мере, в таком же объёме и на таких же коммерческих условиях.

Третьим элементом схемы должен стал инициированный в рамках инициативы «Партнёрство для инноваций» Фонд для поддержки основателей технологических предприятий. Этот фонд предназначен для поддержки финансирования вновь создаваемых научно-исследовательских организаций путём предоставления венчурного капитала в первые 2 года существования этих организаций. Фонду на 5 лет предоставляются государственные средства в объёме 240 млн. евро, которые могут дополняться частным капиталом из промышленности.

Реализацией этих инициатив Федеральное правительство надеется создать лучшие рамочные условия для организации новых технологических предприятий, особенно для организации их финансирования на предварительной и на начальной стадиях существования.

По мнению экспертов, создание этих фондов сможет оживить ситуацию в отрасли и устранит существующую в настоящее время нехватку капитала, а также будет способствовать дальнейшему разрешению существующего в течение трёх последних лет временного кризиса в сфере венчурного капитала. [12]

Данный рынок в Германии всё ещё менее развит по сравнению с аналогичными рынками других стран, например Великобритании, и поэтому нуждается в государственной поддержке.

Летом 2008 года был принят Закон о стимулировании рискового капитала, который предусматривает налоговые льготы для инициаторов создания фондов рискового капитала. В частности, предусматривается освобождение от налогов на 50%, т.н. «успешного участия» менеджеров фондов. Этот закон создаёт более привлекательные налоговые рамочные условия для привлечения иностранного капитала.

В последние годы в Германии были приняты изменения к инвестиционному закону страны. С 2008 года частные инвесторы, в т.ч. иностранные, получили возможность инвестировать в так называемые хедж-фонды. Закон значительно упрощает формы доступа к продуктам хедж-фондов для частных инвесторов. Как известно, продукты, предлагаемые хедж-фондами, относятся к тем немногочисленным формам финансовых вложений, которые в последние годы смогли не только избежать убытков, но и частично достигать двузначных размеров доходов. Бесспорным является вклад, который могут сделать хедж-фонды в уменьшение общих рисков классически структурированных портфелей акций, т.к. они, как правило, слабо коррелируются с другими формами капвложений.

В 2009 году был облегчён доступ иностранных участников на немецкий рынок продуктов хедж-фондов, т.к. теперь они уже не обязаны определять промежуточную прибыль.[13]

Существуют различные оценки потенциала продуктов хедж-фондов в Германии. Одна из них, которая базируется на размерах существующей собственности немецких предприятий и частных инвесторов и исходит из рекомендаций простейшей модели структурирования портфеля акций, согласно которой часть хедж-фондов может составлять около 5% в общем портфеле акций, оценивает потенциал продуктов хедж-фондов в Германии в 50 млрд. евро.

По оценке Федерального союза альтернативных инвестиций – BAI, общий объём собственности, находящейся в управлении хедж-фондов составляет уже более 10 млрд. евро. К наиболее крупным действующим хедж-фондам относятся: Xavex (Deutsche Bank) – около 610 млн. евро, Union Investment – около 417 млн. евро, Dit – около 380 млн. евро.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: