Социокультурный исторический контекст развития коммуникативных процессов




 

Общество как система представляет собой сложное и многомерное образование, в котором каждый из элементов зависит от целостных, системных характеристик, от того, какое место он занимает в системе, от того, как взаимодействует с другими элементами, как выполняет свои функции. Поэтому коммуникацию как феномен невозможно понять вне социокультурного и конкретно - исторического контекста.

Социокультура - понятие, определяющее направление, способы, формы воздействия субъекта на социальные процессы, что позволяет поддерживать единство и целостность социума, создает устойчивость социальной организации и вместе с тем утверждает и обеспечивает многообразие способов и образов жизнедеятельности различных субъектов. Понятие "социокультура" содержит и культурно - исторический аспект, обеспечивающий принцип преемственности в культуре. В социокультурном процессе выявляются следующие составляющие: человеческая личность, группы, общности и др. субъекты; организационная (формы организации и самоорганизации, институты, учреждения); управленческая (использование эффективных механизмов развития и самоуправления), психологическая (механизмы идентификации, адаптации, социализаций, обеспечивающие приобщение отдельных субъектов к социокультурному пространству), информационная, экономическая и т.д.

Социокультурное измерение включает следующие показатели: образ жизни, уклад жизни, уровень жизни, качеств жизни, стиль жизни, стандарт жизни. Эти показатели работают на макроуровне (общество, большие группы людей), микроуровне (малые группы, ближайшие условия жизнедеятельности личности) и на уровне отдельной личности. На макроуровне нам предлагаются определенные позиции, роли, функции, статусы, а также нормы, регламентирующие способ реализации этих ролей (социальных, профессиональных, гражданских, политических и др.). На микроуровне - это ролевое поле личности, определяемое ее местом в системе малых групп, в которых реализуются ее основные потребности в труде, учении, общении, и в каждой из которых она занимает определенное место. Здесь развитие личности регламентируется внутригрупповыми нормами и ценностями, психологическими законами внутригруппового взаимодействия.

Особую роль играют семья, родственники, круг друзей, во многом задающие вектор развития личности, ее образ жизни, возможности самореализации, удовлетворенность жизнью, защищенность. В отдельной личности уровень культуры интегрируется в Я концепции, он определяется степенью усвоения, социального опыта, а также мерой участия каждого в его обогащении. Став субъектом, человек из всего многообразия условий жизнедеятельности выбирает те, что считает для себя значимыми и ценными.

Социокультура выступает и в качестве культурно - исторического фактора. Здесь она выражается в феноменах социального опыта, исторической памяти, традиций, обычаев, архетипов, обеспечивающих связь поколений и осознание человеком причастности к высшим ценностям. В социокультуру входит социальный субъект, ибо он не только является носителем ее, но и активным участником ее обогащения. Общество в этой связи оценивает личные достижения своих членов не столько с точки зрения проявления индивидуальности, сколько ценности их для приумножения культуры. Социокультурный контекст определяет не только характер коммуникативных процессов, в которых могут преобладать элементы связи и преемственности носителей социального опыта, взаимопонимание и взаимопринятие различными субъектами друг друга, доверие и т.д., другая среда формирует, напротив отторжение различных субъектов друг от друга, придает коммуникации оттенок отчуждения. Тогда коммуникация лишается одной из важных своих функций: обеспечения связи и взаимопонимания людьми друг друга. Рассматривая социокультуру как контекст, фактор развертывания коммуникативных процессов, нельзя не учитывать и обратную связь - влияние коммуникации на формирование социокультурного пространства. Общество задает людям определенные образцы, нормы, а может быть и рамки их поведения и формируемой картины мира. Однако у каждого человека свое видение мира. Каждое конкретное общество это самобытная реальность, а по отношению к человеку, уникальная среда жизни, нельзя не сказать, что взаимодействие людей производит общество. И поэтому определенный интерес может вызвать теория динамического социального развития, по которой, социальная реальность это совокупность наших о ней представлений, рождающихся в ходе повседневного общения.

Основная категория теории динамического социального воздействия - социальные представления, которые являют собой связанные структуры культурных элементов (верований, ценностей образцов поведения), возникающих в процессе взаимодействия на индивидуальном уровне. Теория динамического социального воздействия полагает, что большинство знаний о социальном мире конструируется в наших повседневных "неструктурированных беседах". Это повседневное взаимодействие может принимать различные формы от имитаций до дискуссий. Данная теория предполагает, что социальные процессы или процессы взаимодействия между людьми не столько воспроизводят социальную реальность, сколько конструируют и воспроизводят ее. Теория динамического социального воздействия рассматривает, как происходит переход с уровня повседневной межличностной коммуникации на уровень социальных представлений в процессе взаимовлияния людей. С точки зрения теории динамического социального воздействия единое внешнее пространство-время создает основу для внутреннего единства людей, единства представлений и переживаний. Единое физическое пространство, или степень близости в нем, имеет важное значение, для коммуникации "лицом к лицу". Приоритет в социальном воздействии принадлежит именно этому типу коммуникации. Сторонники теории динамического социального воздействия считают необходимым исследовать новые средства коммуникации с тем, чтобы понять, какие культурные изменения они могут за собой повлечь. Окружение, или социальное пространство, в котором находится индивид, имеет решающее значение в формировании позиции человека. Общение посредством компьютера имеет свои особенности. Так, сила воздействия какого - либо сообщения при взаимодействии "лицом к лицу", определяется не только его содержанием, но и дополнительными характеристиками человека, его осуществляющего, а именно: местом работы, положением в социальной иерархии, расой, полом и т.п. При общении посредством компьютера значение этих характеристик несколько снижается. В случае компьютерной коммуникации близость людей в физическом пространстве имеет гораздо менее важное значение, чем при взаимодействии "лицом к лицу". Количество людей, вступающих в контакт при коммуникации, опосредованной компьютером, начинает играть менее заметную роль. Главным становиться характер сообщений, соответствуют ли они позиции человека или нет.

Анализ условий и форм социальной коммуникации не может быть достаточно полным лишь в рамках социокультурного подхода. Чтобы достичь достаточной конкретности знаний в этой области, его необходимо дополнить конкретно - историческим подходом. К настоящему времени в социальном познании конкретно - исторический подход реализуется в двух парадигмах: формационной и цивилизационной, которые, не противостоят, а взаимно дополняют друг друга. Согласно формационному подходу, всемирный исторический процесс принято представлять как процесс последовательной смены общественно - экономических формаций, различающихся между собой по способу производства и соответствующей ему социально-классовой структуре. История человечества определяется как движение от первого бесклассового общества - первобытнообщинного строя, через классовые рабовладение, феодализм, капитализм, к новому - бесклассовому - коммунизму. Утверждается, что смена общественно-экономических формаций осуществляется преимущественно путем революций и составляет всеобщий объективный закон исторического развития. Теория формаций была сформулирована Карлом Марксом как обобщение исторического пути Европы. На сегодня вместе с формационным используется и цивилизационный подход. Арнольд Тойнби (1889 - 1975), сторонник теории локальных цивилизаций, называл цивилизацией устойчивую общность людей, объединённых духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. Одно из современных определений этого понятия такое: цивилизация - это совокупность материальных и духовных достижений общества. Существуют различные теории развития цивилизации.

Две основных это:

. Теории стадиального развития цивилизации (К. Ясперс, П. Сорокин, У. Ростоу, О. Тофлер и др.) рассматривают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определённые этапы (стадии). Этот процесс начался в глубокой древности, когда человечество перешло от первобытности к цивилизованности. Он продолжается и в наши дни. За это время произошли большие общественные изменения, которые затронули социально-экономические, политические отношения, культурную сферу.

. Теории локальных (локальный с лат. "местный") цивилизаций (Н.Я. Данилевский, А. Тойнби) исходят из того, что существуют отдельные цивилизации, большие исторические общности, которые занимают определённую территорию и имеют свои особенности социально-экономического, политического и культурного развития.

В основе каждой коммуникативной системы лежит определенная коммуникативная культура, которая определяется господствующими в обществе нормами и способами фиксации, хранения и распространения культурных смыслов.

А.В. Соколов9 считает, что в процессе исторического развития общества произошла смена трех уровней коммуникативных культур. Первый уровень - это словесность. Второй - книжность. Она разделена на три поколения: палеокультурное (рукописная книга); мануфактурное, неокультурное (мануфактурное книгопечатание); индустриальное, неокультурное (машинная полиграфия). Словесность представляет собой такой уровень коммуникативной культуры, когда все социальные смыслы передаются в социальном времени и пространстве посредством устной коммуникации. Книжность - передача культурных смыслов посредством документной коммуникации. Мультимедийность достигается тогда, когда передача смыслов осуществляется посредством электронной коммуникации. Этим трем уровням культуры предшествовала пракультура - процесс становления коммуникативных каналов, когда еще не существовали общественные коммуникативные системы, так как не сложилась основа для их формирования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: