Упадок полисной демократии




Характеристика древнегреческого полиса. Государственно-правовые реформы в Афинах (реформы Тесея, Солона, Клисфена, Эфиальта и Перикла). Упадок полисной демократии.

Выполнила: Силенок Мария, 1 курс, группа АиФП

Характеристика древнегреческого полиса

В период Архаики (VIII – VI вв д.н.э) в Греции складывается полисный строй. Множество независимых городов-государств, по-гречески «полисов», становяться ячейками общества, государства и культуры Древней Греции. Полисы развивались из родовых общин или создавались заново, при основании колоний. Процесс этот занял около 300 лет.

Особенности развития древнегреческого общества определялись в основном географическим расположением и природно-климатическими факторами. На территории страны почти 80% занимали горные системы, пики и хребты, в то время как небольшая часть земель была отведена под земледельческие нужды. Многочисленные заливы, которыми изрезано греческое побережье, стали существенным препятствием для объединения государства и сделали неактуальной систему централизованного управления. Именно это и стало главной причиной образования и развития городов-полисов.

Население полиса состояло из полноправных, неполноправных и бесправных категорий его жителей. Но только граждане, входившие в состав полисной общины, обладали всей суммой прав – и экономических, и политических, и социальных, являясь, таким образом, наиболее привилегированной категорией населения.

Особые формы самоуправления гражданского коллектива – это еще одна неотъемлемая черта греческого полиса. Народное собрание, объединявшее исключительно граждан, – важнейший институт полисного управления, благодаря которому учитывалось волеизъявление каждого гражданина, обязательно входившего в его состав. Другие органы политического управления (совет, суд, разветвленная сеть должностей, осуществлявших исполнительную власть) – также были в руках гражданского коллектива и никогда от него не отделялись.

Экономика классического полиса базировалась преимущественно на сельском хозяйстве. Именно сельское хозяйство являлось главной сферой занятий гражданина полиса.

Планировочная схема организации территории типичного греческого полиса была достаточно проста – это городской центр, который окружала сельскохозяйственная земельная округа (хора).

Реформы Тесея

Образование Афинского государства началось с проведения реформ, предписываемых легендарному Тесею (ХIII век до н.э.).

Античная традиция приписывает Тесею объединение всех жителей Аттики в единый народ (синойкизм) и единое государство (полис) Афины, первое социальное деление граждан Афин на 3 группы: эвпатридов - родовой знати, геоморов - земледельцев, демиургов - ремесленников. Только эвпатриды наделялись исключительным правом на замещение должностей. Родовая знать стала господствующим классом, экономической основой ее власти было крупное землевладение. Все эти реформы были проведены Тесеем в расцвете лет. Он снискал у греков репутацию неподкупного и справедливого арбитра в труднейших спорах. А его реформы способствовали:

1) Созданию центрального управления, в рассмотрении которого оказались дела, до того находившиеся в ведении племён;

2) Была предпринята первая попытка разорвать родовые связи путём деления населения на привилегированное и непривилегированное;

3) Возникает «общеафинское народное право», возвышающееся над обычаями отдельных племён.

Реформы Солона

Выходец из земледельческой знати, известный к тому времени военачальник и поэт Солон (640-560 гг. до н.э.). Солон отказался от тирании, но жестко реализовал реформы, которые в целом переустраивали государственную организацию на более широкой социальной основе, отвечавшей интересам большинства народа.

Реформы Солона:

1. Сисахфия - долговая реформа, которая означала прямое вмешательство в отношения собственности. Задолженность бедняков была аннулирована. Афиняне, попавшие в рабство за долги, освобождались, а проданные за долги за границу, - выкупались. Долговое рабство в Афинах впредь отменялось.

2. Установление максимального размера земельного владения.

3. Цензовая реформа, которая была направлена на уничтожение наследственных привилегий знати, замену привилегий происхождения привилегиями богатства.

4. Провозглашалась свобода завещаний.

5. Закреплено деление граждан на четыре разряда по имущественному признаку: класс пентакосиомедимнов (пятисотмерников, т.е. получающих 500 мер в совокупности сухих и жидких продуктов со своей земли); класс всадников (по-лучающих 300 мер); зевгитов (200 мер); фетов.

6. Создан новый судебный орган – гелиэя (суд присяжных), в которую мог быть избран любой афинский гражданин независимо от его имущественного положения. Расширены функции народного собрания (принимает законы, обсуждает важные государственные дела); ареопаг надзирает за соблюдением законов и деятельностью народного собрания.

7. Учрежден новый орган управления - Совет четырехсот, избиравшийся из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени, где еще сохранялись родовые традиции и влияние эвпатридов.

Реформы, проведенные Солоном или приписанные ему позднее, окончательно сформировали целостный государственно-политический уклад. Родовая знать стала преобразовываться в политическую элиту, связанную всецело с государственными институтами. Так началось формирование рабовладельческого строя.

Реформы Клисфена

После ухода Солона с политической арены вновь возобновилась борьба. Во главе этой борьбы стал Писистрат, который объединил две противоборствующие группировки: торговцев, судовладельцев и крестьян, наемников. Опираясь на них, Писистрату удалось утвердить свою власть и стать тираном на 19 лет.

После падения тирании Писистрата к власти пришел Клисфен (510-507 гг. до н.э.А) Он провел демократические реформы, которые были революцией, уничтожившей последние остатки родового строя. Вместо четырех родовых было создано десять территориальных фил (каждая фила состояла из трех частей, представлявших соответственно горную, прибрежную и внутреннюю области Аттики). Тем самым влияние родовой знати в новых филах было значительно ослаблено.

Демократический характер носили и другие реформы Клисфена: замена избиравшегося по родовым филам Совета четырехсот выборным от каждой из десяти территориальных фил Советом пятисот (буле); введение остракизма, направленного против опасности тиранического переворота.

Клисфен создал также коллегию из десяти стратегов, пользовавшихся правительственной властью и возглавлявших афинское войско. Таким образом, реформы закрепили победу афинского демоса над родовой аристократией. С введением этой новой организации управления и с допущением очень большого числа находившихся под покровительством — частью пришельцев, частью вольноотпущенных рабов — органы родового строя были оттеснены от общественных дел

Реформы Эфиальта

Эфиальт был сторонником дальнейшей демократизации государственного строя и ликвидации политического значения оплота аристократии — ареопага. По реформе Эфиальта в 462 г. до н.э. политические функции ареопага были разделены между народным собранием, Советом пятисот и судом присяжных. Ареопаг был лишен всех прав высшего государственного органа: осуществлять контроль за деятельностью должностных лиц, надзирать за соблюдением законов. За ним сохранили лишь разбирательство по некоторым видам уголовных преступлений и религиозные функции, что вызвало недовольство аристократии. Вскоре Эфиальт был предательски убит.

Реформы Перикла

Восприемником политики Эфиальта стал Перикл, который избирается стратегом с 460 по 429 г. до н.э. Свою деятельность он начинает с завершения демократической системы: им было отменено право вето ареопага, ограничивавшее суверенитет народа (право вето было введено в 462—461 гг. до н.э. Эфиальтом). С тех пор ареопаг утратил всякое значение. Все важные решения выносятся народным собранием; архонты являются лишь исполнителями принятых постановлений. В народное собрание входят все граждане, за исключением крестьян, которые неохотно покидают свои деревни, чтобы присутствовать на народном собрании.

Собрание не связывало себя единым решением: могли быть и повторные голосования по тому же вопросу, а также отмена предыдущего голосования. Подача голосов осуществлялась поднятием рук и только в особо важных случаях — баллотированием камешками.

Следующие реформы касались гражданского населения. По его настоянию, гражданином Афин теперь считался только тот, чьи родители были афинянами. Таким образом, он хотел сформировать самое оптимальное количество граждан в полисе.

Для того, чтобы допустить к управлению государством малообеспеченных граждан и другие слои простого населения, Перикл ввел оплату должностей. В первую очередь это касалось судий, которые много времени посвящали рассмотрению дел.

Упадок полисной демократии

В Афинах в IV в. до н.э. демократия переживала кризис. Причинами кризиса афинской демократии являлись:

1. Разорение афинского крестьянства, которое являлось главной опорой демократии. Благосостояние афинского крестьянства было подорвано войнами.

2. Преобладание некомпетентной, праздной городской бедноты в народном собрании, т.к. Афинские граждане являлись привилегированным меньшинством.

3. Несоответствие прямой демократии усложнившимся требованиям жизни. Прямая демократия начала изживать себя. В условиях усложнившейся внутренней и международной жизни она перестала отвечать требованиям жизни, так как требовалось постоянное и профессиональное руководство политикой полиса. Голосующий демос был некомпетентен в большинстве вопросов, по которым он подавал голос.

При таком внутреннем разложении Греция оказалась неспособной объединить силы перед лицом серьёзной внешней угрозы, легко подверглась чужеземному завоеванию и потере независимости. В IV в. до н.э. греческие республики были подчинены Македонскому царству. Однако борьба бедных с богатыми продолжалась до покорения Греции Римом в середине II в. до н.э.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: