Первохристианское искусство




 

Христианство как новый тип веры не могло не создать нового типа художественной культуры. Судить о ранних стадиях этой культуры спустя 2000 лет во всех деталях и тонкостях довольно трудно. Слишком много памятников было уничтожено временем и событиями, однако общее представление о древнехристианском искусстве все же составить можно. Христианство первых веков в силу специфики своего положения породило своеобразный феномен погребальной культуры, который принято называть катакомбным. И именно существование катакомб – этих огромных подземных усыпальниц – дало возможность изучать археологию древнехристианской Церкви. Катакомбы сыграли роль уникальных хранилищ христианских древностей, в которых предметно законсервировалась история.

Катакомбы как христианские кладбища появились в середине II века по Р.Х. и распространились повсеместно. Их находят в Африке, на Ближнем Востоке, в малой Азии и Европе. Однако не все они равноценны в археологическом отношении. В наибольшей степени богаты предметами и следами художественной деятельности первых христиан катакомбы Рима. Никакие другие в этом отношении сравниться с ними не могут. В связи с таким положением именно римские катакомбы изучены лучше всех и притягательны до сих пор.

Происхождение слова «катакомбы» не вполне понятно, однако, как бы не объяснялось значение составляющих его двух частей, совершенно очевидно, что оно связано с представлениями о погребении, могиле, усыпальнице. Не случайно это слово заменило когда-то более древнее название христианских кладбищ – цеметерии (= русское усыпальницы), от латинского coemeterium «покои».

Активное функционирование христианских катакомб датируется концом II – IV вв. Уже в IV столетии катакомбы вступают в «исторический» период своего существования. Хотя в них еще продолжаются погребения, они в значительной мере начинают играть мемориальную роль, как места торжественного поминовения мучеников за веру, поклонения их останкам. После взятия Рима Аларихом в 410 году и последовавших варварских разрушений Вечного Города, катакомбы приобретаю исключительно мемориальное значения, превращаясь из действующих кладбищ в места паломнических посещений и отдания памяти тому или иному святому. Из них частично извлекаются святые мощи. Начиная со второй половины IV в., времени управления папы Дамаса (366-384), много сделавшего для топографирования катакомб (уточнение планов, местонахождения конкретных погребений, фиксации), начинают появляться своего рода путеводители (итинерарии) по римским цеметериям. В VII в. они уже довольно подробны. Большой популярностью пользовался, составленный для крестоносцев, итинерарий Вильяма из Мальмсберга (1120-1140). Позже эти путеводители, вкупе со сведениями, содержащимися в «Книге пап» (Liber Pontificalis) существенно облегчили научные исследования.

В XIV в. интерес пилигримов к катакомбам иссяк, и о катакомбах забыли.

Открытие катакомб происходит только в конце XV столетия, изучение начинается с XVI в. Здесь нельзя не упомянуть имя итальянского священника Антонио Бозио (2-я пол. XVI – 1-я пол. XVII в.), который 36 лет своей жизни посвятил исследованию (открытию, фиксации, описанию, осмыслению) римских древнехристианских погребений. За свой вклад в христианскую археологию Бозио получил прозвание «Колумба римских катакомб». С XVII века катакомбная археология развивалась постоянно с большей или меньшей активностью. Очень серьезный вклад в эту научную отрасль был сделан в XIX с. Здесь потрудились главным образом итальянские ученые, хотя комментарием занимались не только они (из итальянских исследователей особенно следует запомнить имена Джузеппе Марки (1795-1860) и Джованни Батиста де Росси (1822-1894).

В этой сфере свой вклад был сделан и русскими учеными; один из них Н.В. Покровский. Среди исследователей того времени, в том числе и итальянских, особую славу заслужил русский художник Ф.П. Рейман, не один десяток лет копировавший подземные фрески в тяжелейших условиях.

Римские катакомбы находятся за пределами старого города. По своим размерам они колоссальны. Во всяком случае уже в конце XIX в. их совокупная протяженность превышала 700 км. Как тип погребения катакомбы не представляли новшества. К примеру, подобный тип захоронения практиковался у иудеев, которые закладывали своих мертвецов в камеры, вырубленные в горных склонах. Камеры были рассчитаны на членов одного семейства и могли состоять из нескольких комнат, связанных между собой. Вход же был единый, его заваливали камнем. Различие еврейских и христианских катакомб состояло в том, что первые были родовыми, а вторые – общественными усыпальницами. (Разумеется, христианские катакомбы также родовые усыпальницы, но род здесь определяется не кровью предков и их наследников, а кровью Спасителя, объединяющей в Евхаристии всех христиан в единую семью) Различны были и масштабы.

Еврейский же след можно обнаружить и в причине, по которой христиане избрали именно такой способ захоронения. Во всем, даже в смерти, члены Церкви стремились подражать Христу, почему как и Он погребались в землю. Любая Христианская могила – это подобие гроба Спасителя. Погребение же Христа совершилось по иудейскому обычаю.

Была и еще одна, практическая, причина, повлиявшая на выбор и развитие катакомбных погребений. Земля, на которой устраивались кладбища, покупалась у государства – чем больше площадь земельного участка, тем выше плата. Учитывая, что христиан было достаточно много и в своей основной массе они были малоимущими, подземный тип захоронения являлся оптимальным, если не сказать, почти единственно возможным. За недра платить не приходилась. Состоятельные христиане приобретали для кладбища небольшой участок, который превращался во вход в подземный город мертвых, площадь которого многократно превосходила надземную часть.

Существовала особые группы людей, занимавшиеся рытьем катакомб и погребением; члены именовались фоссорес. Копали в мягкой породе – тернистом туфе. Через специальные колодцы порода поднималась наверх и вывозилась. Одновременно эти колодцы, их называли люминариями, служили каналами для света и вентиляции воздуха. При рытье катакомб могли использовать старые кладбища, каменоломни, цистерны для воды.

Пространственно катакомбы состоят из коридоров и связанных с ними комнат различной величины и конфигурации. Коридоры и комнаты образуют под землей многочисленный кварталы, расположенные на разных уровнях.

По своему внешнему и внутреннему оформлению катакомбы неодинаковы. Некоторые из них, как, например, катакомбы Домитиллы, чрезвычайно богаты и просторны. Катакомбы Каллиста, напротив, очень скромны и тесны. Сейчас трудно судить о впечатлении, которое производили катакомбы на тех, кто когда–то спускался в них для прощания с близкими или поминовения, для участия в богослужении или, скрываясь от гонителей–язычников. Не вполне ясно, выражают ли всю полноту переживаний и впечатлений от древнехристианских кладбищ слова блаж. Иеронима (2–я пол. IV в.), который писал: «Когда я бывши еще мальчиком учился в Риме, то считал долгом вместе с другими сверстниками по воскресным дням посещать места погребения апостолов и мучеников, и сходить в катакомбы, вырытые в земле на значительной глубине. Вошедши сюда, видишь стены, с обеих сторон заполненные трупами мертвецов; место столь темное, что представляется будто исполнились слова пророка Давида: «да снидут во ад живи» (Пс. 54.16). Там и сям проникает сюда сверху свет, едва достаточный для того, чтобы облегчить на одно мгновение ужас, вызываемый темнотою; двигаясь дальше и снова погружаясь в непроницаемую тьму ночи, невольно вспоминаешь слова поэта Вергилия: «ужас овладевает душою, страшит самая тишина». Здесь надо помнить, что блаж. Иероним спускался в катакомбы не как непосредственный участник тех или иных действ, а как хотя и сочувствующий, но, в известном смысле, посторонний наблюдатель.

Действительно, как упоминает блаж. Иероним, стены катакомб снизу доверху покрыты могилами. В стене продольно (горизонтально) копалась прямоугольная ниша в величину чуть больше человеческого роста. В нее клали усопшего, тело которого подготавливали особым способом и перевивали пеленами. «Окно» ниши закрывалось хорошо пригнанной каменной плитой, щели замазывались раствором, т.к. воздух ниши и внешнего пространства не должны были сообщаться. В некоторых случаях погребальная камера делалась не прямоугольной, а в форме арки.

Помещения катакомб принято делить на три типа: кубикулы (малые комнаты), крипты (средние) и капеллы (большие).

Кубикулы (по форме прямоугольные, многоугольные, круглые) использовались, главным образом, в качестве усыпальницы для одной семьи. В них могли собираться ее члены для поминовения родственников. Т.о. назначение кубикул было частным.

Крипты, помимо основной функции служить местом захоронения, могли использоваться также для богослужения, но эта последняя функция появляется не ранее последней четверти III века. В последнем случае они превращались в небольшие подземные храмы для 70 – 80 человек с двучастным делением пространства на алтарную зону, в которую допускались только священнослужители – пресвитеры (отсюда наименование этой части – пресбитерий) и зону для христиан–мирян. Пресбитерий отделялся от зоны мирян невысокой преградой и был меньшего размера. В центре он имел престол, за ним располагалась кафедра епископа, по сторонам у стен – скамьи для священников. Престол, в свою очередь, состоял из основания, которым служил саркофаг с телом святого мученика, и столешницы, обыкновенно переносной.

Капеллы также предназначались для захоронений, но при необходимости могли использоваться как большие храмы, близкие по внутреннему устройству к криптам, с той разницей, что были разделены в части для мирян помещениями для мужчин, женщин, оглашенных и кающихся. Следует заметить, что богослужения в катакомбах стали совершаться главным образом в IV веке и носили поминальный характер.

Примечательно, что если сделать разрез крипты или капеллы по оси «вход – престол», то возникнет условно точное архитектурно–пространственное соответствие наземному христианскому храму. То же двучастное деление, высота алтаря меньше высоты храма, привычному нам световому барабану и куполу отвечает люминарий. Т.о. образом, можно говорить, что духовно–символически и архитектурно структура катакомбного храма является прообразом наземного христианского храма. При этом и в том и в другом случае имеет место специфическое воссоздание Гроба Спасителя (уподобление ему) со всеми его историческими и духовными смыслами (место погребения и место Воскресения, место смерти и место Жизни...).

Однако для истории церковного искусства катакомбы важны преимущественно тем, что на своих стенах, надгробных плитах, саркофагах, а также предметах когда–то положенных в захоронения, они несут многочисленные древнехристианские изображения.

Весь комплекс этих изображений может быть поделен на три группы:

1) изображения знаково–символического типа;

2) изображения переходного, полусимволического–полуисторического типа;

3) изображения исторического типа.

Первую группу составляют несложные по форме, но емкие по содержанию знаки, выражающие, преимущественно, ту или иную христологическую мысль, как символ веры усопшего. Среди них монограммы и кресты разного вида, изображения якоря, рыбы, виноградной лозы.

Знаково–символические изображения составляют самую большую группу древнехристианских образов, возникшую, как считалось раньше, в результате известных трудностей, которое испытывало искусство ранней Церкви в передаче разных аспектов (различных сторон) христианской веры: проще было найти знак для того, чтобы обозначить их, нежели найти адекватное художественное решение. Кроме того, знаково–символическая иконография позволяла древней Церкви сохранять в неприкосновенности дорогие ей идеи перед непосвященными, которые не могли в силу специфической «зашифрованности» знака правильно интерпретировать изображения.

С позиций же менее умозрительных, знаковая символика представляется просто практичной: все что требовалось – это маркировать погребение, указать на то, что здесь похоронен христианин, имеющий надежду вечной жизни, при этом время изготовления и стоимость, в подавляющем большинстве случаев должны были быть невелики, общедоступны. Иными словами, учитывая количество погребенных, их платежеспособность и число человек, обслуживающих погребения, невозможно представить, чтобы каждое захоронение сопровождалось живописным изображением.

Во вторую группу, исчисляемую десятки примеров, входят мотивы, взятые из Ветхого завета и греко–римской мифологии. Ветхозаветные сюжеты первенствовали, т.к. воспринимались как прообразы новозаветных событий. Так за жертвоприношением Авраама открывалась жертва Христа, за образом Моисея – Христос–Спаситель людей, за трехдневным пребыванием Ионы во чреве кита и последующим выходом из него – сошествие Христа во ад и воскресение и т.д. Т.о. ветхозаветные темы и изображения, исполненные на эти темы, имели значение не сами по себе, а постольку, поскольку соотносились с новозаветной историей. Однако ветхозаветная образность была понятна не всем, и не все были готовы ее принять. Подразумевается многочисленная часть христиан, вышедшая из язычников – не иудеев. Для этой категории верующих требовалась иная иконография, близкая их привычному восприятию, почему христианское искусство воспользовалось рядом сюжетов и аллегорических фигур греко–римской культуры. Добрый Пастырь, Орфей, Феникс, Кипарис – все это образы, заимствованные из античного язычества. Добрый Пастырь выражал идею Божественного человеколюбия Христа, Орфей символически замещал Его, с фениксом связывалась мысль о воскресении, с кипарисом – о бессмертии. В некоторых случаях, как отмечают исследователи, фрески носят явно нехристианский, языческий характер, что заставляет думать о совместных погребениях.

Наконец, третью группу, также считаемую десятками образцов, составляют изображения на новозаветные темы. Среди них Брак в Кане Галилейской, Тайная Вечеря, Рождество Христово, Поклонение волхвов, Христос с апостолами, Богородица с Богоотроком, Воскрешение Лазаря, притча о десяти девах и другие, а, кроме того, изображения ангелов. Существенное отличие этой иконографической группы от двух предыдущих заключается в непосредственности передачи того или иного лица или события, напрямую, без «посредников» (все лица и события выступают в своей собственной роли). Со временем именно эта группа сделалась доминирующей.

Искусство катакомб знало и другие сюжеты и темы, которые очевидно не имели особой богословской подоплеки. Например, сцены труда (см. Кубикулу Бочаров катакомб Присциллы).

Новое содержание и иконография, разумеется, диктовали фигуративной живописи катакомб специфическую стилистику, отличающуюся от античной. Здесь, по–видимому, можно говорить об изменении самого художественного принципа. Некоторые исследователи оценивают древнехристианскую живопись как упадок античной изобразительной культуры, другие говорят о развитии. Макс Дворжак пишет, что это была революция, продуманное отрицание существовавшего художественного опыта.

Вместе с тем, аналогии с позднеантичной живописью, в частности, с IV-м помпеянским стилем, отрицать невозможно. И все же, то, что для античности представлялось достижением, вершиной и ценностью в древнехристианском искусстве получало отрицательный знак. Объемные фигуры, атлетические у мужчин и грациозные у женщин, светотеневая моделировка, ракурсы, единая предметно–пространственная среда, глубина и иллюзорность пространства постепенно стали сходить на нет, уступая место условности, упрощенным приемам построения композиции, передачи пространства (вплоть до его отсутствия), изображения тела и т.д. Если античное искусство стремилось отобразить земной мир во всем его многообразии и притягательности, то христианское искусство не имело таких стремлений и пыталось раскрыть надмирные аспекты человеческого бытия. Кроме того, древнецерковное искусство, как бы перестало замечать земную красоту, таким искусством нельзя было наслаждаться, да, собственно, оно к тому и не предназначалось. Поэтому непосвященному человеку, ценящему только внешние эффекты изобразительного искусства, оно кажется несовершенным.

Трудно однозначно определить роль искусства в жизни ранней Церкви. Имеем в виду период до 313 года. Л. Успенский пишет, что эта роль была вероучительной: искусство наставляло в вере, укрепляло дух христиан во время гонений, настраивало на молитву, давало духовный ответ на проблематику жизни. В качестве примеров, ученый называл сюжеты Оранты (т.е. молящегося или молящейся), Даниила во рву львином (сцена свидетельствовала о близости Божественного заступничества и спасении христианина перед лицом любой угрозы) и др. Действительно, исходя из логики современного понимания роли искусства в Церкви, эта точка зрения не вызывает подозрений. Однако мы не имеем раннехристианских свидетельств о подлинном характере бытования изображений, и потому остаемся в поле гаданий и более-менее правдоподобных предположений. Нельзя забывать о том, что речь идет об искусстве, сосредоточенном в погребениях, под землею, о том, что изображений было мало и доступны они были зрению совсем немногих (если вообще предполагалось их рассматривание). И даже, если довериться мнению о том, что в кубикулах, криптах и капеллах, как в подземных церквах совершались богослужения, а концентрация в этих помещениях фигуративных сюжетов обеспечивала доступность последних для зрения или поучения, то и тогда сомнения не уходят. В любом случае богослужение под землей было исключительным событием, повторявшимся отнюдь не часто. (Храмом, обыкновенно служили специальный помещения внутри частного дома. С начала III века в Риме стали появляться т.н. титульные церкви, т.е. посвященные тому или иному святому – во имя, с титулом – со своим приходом. Богослужение проводилось с субботы на воскресенье.)

Таким образом, подавляющее большинство времени изображения пребывали без людей. Все это наряду с проблемой самого искусства, ставит проблему адресата такого искусства: кому оно предназначалось, кто должен был его «потреблять»? Учитывая вышеуказанный характер пространственной локализации изображений, можно предположить, что весь круг знаков, лиц, сюжетов апеллировал (был обращен) не столько к миру живых, сколько к миру усопших и их Верховному Судие – Богу. Поэтому, кажется, правильно говорить о том, что искусство катакомб не столько вероучебное, сколько веровыражающее. Оно свидетельствует о вере погребенных и погребавших во Христа Спасителя и Подателя загробных благ.

О Божественном адресате катакомбной живописи пишет и В.Б. Мириманов. В частности, перечисляя ветхозаветные сюжеты, такие, как Моисей, спасающий евреев в пустыне, Иона, возлежащий под тыквой после избавления из китового чрева и т.п. (словом «говорящие верующему: «Ты будешь спасен, как и они»), ученый в итоге заключает: «Таким образом, изображенные библейские сюжеты, вначале вызывавшие недоумение исследователей, как бы повторяют слова Молитвы об умирающем: «Спаси, Господи, его душу, как ты спас… // Ноя от Потопа, // Авраама от Ура Халдейского, // Иова от его несчастий, // Исаака от жертвоприношения и от руки отца его Авраама… // Моисея от руки фараона, царя Египта, // Даниила из рва львиного, // Трех отроков из пещи огненной и от руки царя нечестивого, // Сусанну от промышлений злодейских… // Ты столько раз это делал! Спаси от погибели и вечных мук, // От небытия верующего в Тебя, Господи.»

Приведенная параллель очевидна и действительно убеждает в том, что искусство катакомб все же искусство погребальное, искусство чаяний и надежды, искусство, обращенное прежде всего к Богу.

 

 

Ключи: христианство – новый тип веры – новый тип культуры; катакомбы – хранилище христианских древностей. Характеристика катакомб: время возникновения, география, значение римских катакомб, история функционирования, изучения. Римские катакомбы: место расположения, протяженность, причины возникновения, устройство, планировка, назначение стен, впечатления современников, типы помещений: их характеристика, назначение; параллель с устройством современных храмов, духовно-символический смысл подобного устройства.

Классификация древнехристианских изображений, характеристика каждой из трех групп, примеры, объяснение содержания; особенности стилистики древнехристианской живописи, характерные приемы, отличие от античной живописи; роль искусства в древнехристианской Церкви.

Иллюстрации

 

001 002

 

001, 002 катакомбы св. Цецилии, план

 

 

003 004

 

003 катакомбы св. Калликста, разрез

004 погребальные ниши, поперечная, продольная

 

005 006

 

005 погребальные ниши, поперечные, продольная

006 погребальная ниша в виде арки

 

007 008

 

007 закладная плита, закрывавшая погребальную нишу (крипта св. Люцины, катакомбы св. Калликста)

008 крипта св. Люцины, катакомбы св. Калликста, разрез

 

009 010

 

009 катакомбы св. Севастиана, коридоры с погребальными нишами

010 катакомбы св. Присциллы, то же

 

011 012

 

011 катакомбы св. Калликста

012 Острианские катакомбы, разрез крипты

 

013 014

 

013 катакомбы на Винья Массимо, погребальные ниши, настенная роспись: Моисей, осточающий из скалы воду, Чудо умножения хлебов, Поклонение волхвов, Оранта (2 фиг.), Воскрешение Лазаря, Даниил во рву львином, история Товии и др.

014 Богоматерь и апостолы, донышко стеклянного сосуда IV-V вв.

 

015

 

015 монограммы

 

016

 

016 монограммы

 

017

 

017 раннехристианская печать

 

018 019

 

018 рыба несет корзину, с хлебами и вином, стенопись нач. III в, крипта св. Люцины, катакомбы св. Калликста

019 рыбки у якоря, граффити, катакомбы св. Прискиллы

 

020 021

 

020 рыбки у якоря, фрагмент эпитафии, граффити, катакомбы св. Домициллы

021 голубь с масличной (оливковой) веткой, стенопись сер. III в, катакомбы св. Прискиллы

 

022

 

022 голуби, клюющие виноград, граффити на закладной плите, крипта св. Люцины, катакомбы св. Калликста)

 

023

 

023 бочонок, монограмма, граффити на закладной плите, погребение Сибериуса 1-я пол. IV в.

 

024 025

 

024 Оранта, Ной, фреска катакомб св. Оразона, III-IV вв.

025 Жертвоприношение Авраама, фреска катакомбы на Виа Латина

 

026 027

 

026 Жертвоприношение Авраама, фреска, катакомбы св. Калликста

027 пророк Иона, поглощаемый китом, фреска кон. III в., катакомбы свв. Петра и Марцеллина

 

028 029

 

028 Даниил во рву львином, фреска кон. III в., катакомбы свв. Петра и Марцеллина

029 Три отрока в пещи огненной, фреска 1-я пол. III в., катакомбы св. Присциллы

 

030 031

 

030 Иов на гноище, фреска, катакомбы св. Калликста

031 Добрый пастырь, фреска сер. III в., катакомбы св. Присциллы

 

032 033

 

032 Моисей, изводящий воду из Хоривского утеса, фреска кон. III в, катакомбы свв. Петра и Марцеллина

033 Самаритянка у колодца, фреска, катакомбы св. Калликста

 

034 035

 

034 Христос и самаритянка у колодца, фреска катакомб на Виа Латина

035 Пророк Варлаам и Богоматерь, кормящая Богомладенца, фреска 2-й пол. II в., катакомбы Присциллы

 

036 037

 

036 Богоматерь с Богомладенцем, фреска III-IV вв,. катакомбы св. Агнии

037 Поклонение волхвов, фреска IV в., катакомбы св. Калликста

 

038 039

 

027 Крещение Иисуса Христа, фреска, катакомбы св. Калликста

027 Крещение Иисуса Христа, фреска II в. катакомбы св. Люцины

 

 

040

 

040 Чудо в Кане Галилейской, фреска кон. III в., катакомбы свв. Петра и Марцеллина

 

041

 

041 Чудо умножения хлебов, фреска, катакомбы св. Калликста

 

042

 

042 Чудо умножения хлебов, фреска, катакомбы св. Калликста

 

043 044

 

043 Притча о десяти девах, фреска IV в., катакомбы св. Кириака

044 Хождение по водам, камея III в.

 

045

 

045 Воскрешение праведного Лазаря, фрески катакомб III-IV вв.

 

046

 

046 То же, фреска кон. III в. Катакомбы свв. Петра и Марцеллина

 

047

 

047 Иисус Христос, фреска 2-я пол. IV в., катакомбы св. Комодиллы

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: