Тема классного часа: «Я – зеркало общества»




Цель - способствовать осознанию у учащихся трудностей познания человеком самого себя через анализ исторических документов и вызовы времени

Задачи:

1) Организовать работу с понятиями «вызовы времени» и «идентичность»

2) Способствовать развитию гражданственности на основе актуализации братских, добрососедских взаимоотношений народов РФ

3) Обеспечить проявление позиций учащихся в групповой и коллективной деятельности

4) Содействовать формированию ценности гражданской позиции на основе моральных норм

 

Прогнозируемые результаты

 

Прогнозируемый результат Критерий достижения
Обучающиеся осознают влияние «вызовов времени» на жизнь общества и человека Объясняют влияние «вызовов времени» на поведение человека
Обучающиеся понимают особенности идентичности и ее аспекты. Называют три аспекта идентичности, объясняют значение термина идентичность. Приводят примеры разных аспектов идентичности
Обучающиеся проявили свою гражданскую позицию Выражают свою позицию относительно заданной ситуации, для ее аргументации используют различные виды аргументов
Учащиеся осознают значимость поступков в гражданском обществе Интерпретируют поступки с точки зрения морали и права
Учащиеся инициируют и осуществляют сотрудничество со сверстниками и учителем, координируют различные мнения в общении и сотрудничестве Учащиеся соблюдают регламент работы, представляют продукт своего взаимодействия в парах и в группах.
Учащиеся слушают и слышат собеседника, корректно ведут дискуссию Учащиеся корректно и содержательно участвуют в полемике.

 

Образовательная технология: кейс, ТРКМ матричное мышление

 

Ход занятия

 

время Де учителя Де учеников Прогнозируемый результат
2 мин   Добрый день! Я вас приветствую на классном часе. Я предлагаю начать наш разговор с гимна нашей страны и ответить на вопрос «Что является достоянием России?» Фиксация: Главным достоянием России является братских народов союз вековой!!!! Слушают гимн   Высказывают свою точку зрения о главном достоянии России Произошла актуализация ценности народов как достояния страны
2 мин Россия славится, как многонациональное государство. На территории страны, по данным переписи населения 2010 года, проживает более 180 народов. Сохранение каждого народа и этноса — одна из приоритетных задач государства, не случайно глава Ассамблеи народов РФ предложил президенту нашей страны 2018 год посвятить единству народов России. В паспортах и иных документах, удостоверяющих личность граждан Советского Союза, указание национальной принадлежности являлось обязательным. Однако в соответствии со ст.26 Конституции РФ 1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность Поэтому, предлагаю Вам принять участие в переписи и определить свою национальную принадлежность. Обратите внимание на бланк и ответьте письменно на №7вопрос. Как вы определили свою национальную идентичность? Что стало для вас основанием при определении собственной национальности? (отвечают) Достаточно ли только этих оснований, как вы считаете? Проблема Зачем человеку определять национальную идентичность? (сказать про Эриксона) Совершают пробу национальной идентификации   Объясняют затруднения при выборе своей национальности   На основании совершения пробного действия – личностной идентификации – учащиеся осознают ответственность
4 мин     И тема нашего урока «Национальная идентичность» (на доске появляется слово ИДЕНТИЧНОСТЬ) или образное название «Вверх по лестнице, ведущей вниз» Опираясь на тему запишите на ступенях лестницы вопросы, на которые вы хотели бы сегодня найти ответ Кто хотел бы озвучить свои вопросы? (2-3 чел.) Мы с вами живем в Пермском крае. Обратим внимание на национальный состав Пермского края Какие национальности удивительны (неожиданны) для вас на нашей территории? Почему? Немцы не ассоциируются с нашим государством, являются представителями другой страны. История этого народа на территории России и Пермского края насчитывает порядка 300 лет. Важно отметить, что, несмотря, на различные исторические процессы, они сохранили свои традиции, обычаи, свое немецкое происхождение. И даже сегодня… идентифицируют себя как немцы. Как в условиях чужой страны, можно сохранить свою национальную идентичность? Соотносят свои представления о национальном составе Пермского края с данными переписи населения.     Получен эмоциональный отклик
1 мин Ответ на вопрос мы можем найти в теории А.Тойнби, Обратите внимание на схему Тойнби утверждал, что благодаря идентичности человек ищет ответы на «вызовы», что определяет развитие цивилизации. Именно эти ответы и определяют идентичность. Обратите внимание не понятия есть ли среди них не понятные вам? Что такое вызов? Актуализируют знания теории Тойнби. Учащиеся понимают практическую значимость теории Тойнби для определения национальной идентичности
  2 м.     Поработаем с понятием Где в жизни вы встречаетесь с этим понятием? Где используется понятие «вызов»? Часто под вызовом понимается угроза или риск. Исходя из представленных определений на слайде, выделите отличительную черту вызова Фиксация: вызов – это то, что существует объективно!!!! Знакомятся с понятием «вызов» и видами вызовов   Осмысление понятие «вызов»  
13 мин А теперь я предлагаю теорию Тойнби проиллюстрировать на примере истории немцевПермского края через призму «вызовов времени» На столах лежат тексты. (кратко аннотация) Выберите текст, который вам нравится. Прочитайте текст и задания к нему. Обсудите ответы на задания в группе в течение 3 мин., составьте публичное выступление. Работа с матрицей Итак, выходите для выступления к доске. Во время вашего выступления, я буду фиксировать ваши слова в матрицу. Выбирают текст и знакомятся с ним. На основе текстов находят ответы на поставленные вопросы     Учащиеся сформулировали вызовы времени в жизни немцев и определили факторы индентификации
13 мин Что позволило немцам не только сохранить свою национальную принадлежность, но и внести весомый вклад в развитие Пермского края? (Ценности, образ-сть, проф-ть, модель поведение) В совокупности все эти понятия в обществознании называются социально-культурные факторы. (табличка социо-культурные факторы) Вызовы времени – исторические Факторы социо-культурные факторы. (появляются на стрелочке!!!!) Фиксация: На национальную идентичность оказывают влияние исторические и социо-культурные факторы. Я предлагаю разобраться с этими факторами. (сравнить с другими народами, на примере своей семьи)   Создана матрица. Учащиеся знают факторы национальной идентичности.  
1 мин С какими вызовами вы сталкиваетесь? Какие факторы помогут вам найти ответы на данные вызовы?   Учащиеся осознают единство многонационального народа России в ответе на вызовы времени.
4 мин В начале урока вы пробовали себя идентифицировать. Сейчас я предлагаю вернуться к этому опыту, но указать свою национальность с обоснованием, используя факторы идентичности. Аргументы.   Аргументированно объясняют свой выбор национальной принадлежности, используя выведенные факторы идентичности У Учащихся сформирована собственная позиция в отношении собственной национальной идентичности
1 мин Вернемся к теме классного часа. Как вы понимаете эпиграф нашей темы? Посмотрите, мы сегодня с вами спустились вниз к истории. На какие вопросы вам удалось сегодня найти ответ и продвинуться вверх? Над какими вопросами вы еще хотели поразмышлять? Есть желание добавить вопросы?    
1 мин Недаром говорят, что наша страна самая сильная, благодаря народу. Ведь именно в критических ситуациях мы все вместе становимся едины. Благодаря разнообразию культуры, традиций и обычаев народов мы вместе находим ответы на вызовы и в этом наша неповторимость и уникальность. Есть у нас одно богатство Это дружба! Это братство! Разных наций сыновья – Соединила русская земля!    

 

 

Тексты для раздатки.

Текст № 1

Вопросы к тексту: Выделите в тексте вызовы времени, на которые необходимо было найти ответы Вильгельму де Генину? Как вы думаете, что позволило ему найти ответы на эти вызовы? Как ответ, данный Вильгельмом де Гениным, повлиял на развитие Пермской территории?

«…пушки и мортиры лить»

Георг Вильгельм де Генин родился в Нижней Саксонии. В 1697 году он был приглашён генералом Ф. Я. Лефортом в Россию, при поступлении на службу он сообщал о себе: «с юности своей научен и ныне основательно разумею…». Принимал участие в Северной войне в качестве артиллериста и инженера-фортификатора. В это время в стране идет активное строительство крепостей, пороховых заводов, литейного двора в Петербурге. Расширение границ после окончания Северной войны и получение Россией выхода к Балтийскому морю требовало строительства крепостей, флота и обеспечение их оружием. Однако государство испытывало на тот момент дефицит металла.

2 октября 1722 г. Генин прибыл из Петербурга в Кунгур. Высокий уровень образования и профессионализма позволил Георгу, закончившему инженерную школу, увидеть предпосылки для развития металлургии на Урале.

В июне 1723 г. по его указанию стал возводиться медеплавильный завод на реке Егошихе и поселок рабочих, впоследствии давший начало городу Перми. Генин открывал на Урале заводские школы, чтобы дать образование будущим специалистам заводов, занимался административной деятельностью («несносными приказными делами»). Как начальник уральских горных заводов, Генин развивал железоделательное производство и получил возможность продавать уральское железо за границу. Он же организовал управление разбросанными уральскими заводами, центром которого стал Екатеринбург. Здесь генерал проработал 12 лет, построил девять новых заводов.

В 1728 г. за усердную службу и развитие уральской горной промышленности был произведен в генерал-лейтенанты. Немец по службе и образу жизни Георг Вильгельм де Генин в 1731 году получил орден Св. Александра Невского.

 

 

Курило О. Лютеране в России. XVI –ХX вв./ Фонд «Лютеранское Наследие» World Wide Printing 2002

 

 


 

Текст № 2

Вопросы к тексту: Выделите в тексте вызовы времени, на которые необходимо было найти ответы К.Ф. Модераху? Как вы думаете, что позволило ему найти ответы на эти вызовы? Как ответы, данные Карлом Федоровичем Модерахом, повлияли на развитие Пермской губернии?

«Дороги соединяют Россию»

 

Карл Фёдорович Модерах родился 27 сентября 1747 года в Санкт-Петербурге, в дворянской семье немецкого происхождения.

В 1764 году он окончил инженерный корпус и поступил на службу. К 1789 году, когда ему было присвоено звание инженер-полковника, он имел репутацию одного из лучших инженеров в России. В Петербурге он руководил строительством различных каналов и дорог, гранитной набережной Фонтанки, Большого каменного театра (сейчас на его фундаменте стоит здание консерватории). 29 апреля 1796 года К. Ф. Модерах получил назначение в Пермь.

Этот период правления Екатерины II называют Эпохой Просвещения в России. Понимая важность развития образования для региона, Карл Модерах становится инициатором открытия первых гимназий и училища для мальчиков в Перми. Этот его поступок демонстрирует характерное для немцев поведение, которое определяется их прагматичностью и инициативностью.

Став губернатором, Модерах вынужден был решать проблему жестоких эпидемий, которые в то время свирепствовали по всей России. Тем более, что в Перми появляется высококвалифицированный доктор – немец Федор Христофорович Граль. Благодаря их совместной деятельности, характерной для немцев модели поведения – настойчивости, дотошности, умению добиться поставленной цели – в Перми появляется каменное здание больницы для горожан и деревянная больница для ссыльных, которых также надо было лечить. Ими были разработаны меры профилактики инфекционных заболеваний, организована просветительская работа среди населения.

К концу XVIII века в России появляется хозяйственная специализация районов, поэтому остро встает вопрос транспортной доступности, которая могла обеспечить обмен товарами.

Карл Федорович занялся обустройством Сибирского тракта и перепланировкой улиц в городе. По свидетельству современников, вскоре «дороги Пермской губернии он довел до такого совершенства, что им удивлялись иностранцы, видевшие шоссе Франции и Англии», «Пермь построена правильнее Нью-Йорка и поражает всякого приезжего прямотой своих улиц».

 

Пермские губернаторы: традиции и современность/ под ред. И.К. Кирьянова, В.В.Мухина. Пермь, 1997

 

Текст № 3

Вопросы к тексту: Выделите в тексте вызовы времени, на которые необходимо было найти ответы Б.В. Струве? Как вы думаете, что позволило ему найти ответы на эти вызовы? Как ответы, данные Бернгардом Васильевичем Струве, повлияли на развитие Пермской губернии?

 

«На волне либеральных реформ»

В 1853-1856 году Российская империя проиграла Крымскую войну. Одной из причин этой неудачи стала неэффективная система управления. Это понимали не только на уровне государства, это понимал и пермский губернатор Бернгард Васильевич Струве.

Он происходил из потомственной немецкой дворянской семьи, главными ценностями он считал точность, ответственность. Был педантичен, строг, обязателен. На должность губернатора был назначен в 1865 году. При его содействии в Перми в 1869 году открылась временная комиссия для обсуждения вопроса о введении «Положения о земских учреждениях» в губернии. Деятельность Пермского земства современные историки признают наиболее эффективной на Урале, потому что Струве заложил в них ценности самостоятельности и ответственности за свою работу.

В это время в России продолжает развиваться хозяйственная специализация районов. Б.В. Струве был человеком прогрессивным, всегда работал и думал на стратегию. Так при Струве развивается пароходное дело: братьями Каменскими было открыто новое пассажирское пароходство от Перми до Нижнего Новгорода.

Губернатор понимал, что дальнейшее развитие края затормозится, если не будет железной дороги. В 1864г был создан комитет для обсуждения направления Уральской железной дороги, а в 1874 году было разрешено её строительство.

В 1870 г. Б.В.Струве подал прошение об отставке в связи с болезнью. 8 октября 1870 года прошение было принято: Струве был уволен в отставку. Отношение же пермяков к правлению губернатора иллюстрирует решение, принятое Пермской городской Думой об избрании его Почетным гражданином города. Этим поступком пермяки признали важными те ценности, которые Струве пронес через свою жизнь.

 

Пермские губернаторы: традиции и современность/ под ред. И.К. Кирьянова, В.В.Мухина. Пермь, 1997

 

Текст № 4

Вопросы к тексту: Найдите в тексте вызовы времени на которые пришлось искать ответы немецкому народу? Что помогло сохранить немцам осознание своей этнической идентичности?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: