Тема 2. Влияние природно-климатических факторов на размещение озелененных территорий. Инсоляция. Водный режим и влажность. Рельеф местности.




ОЗЕЛЕНЕНИЕ

Самостоятельная работа студентов

 

Учебно-методические указания для обучающихся очной и заочной

форм обучения факультета лесного хозяйства

по направлению подготовки 35.03.01 – Лесное дело

уровень бакалавриата

 

Нижний Новгород - 2016


УДК 630.232

 

Озеленение. Самостоятельная работа студентов: Учебно-методические указания для обучающихся очной и заочной форм обучения факультета лесного хозяйства по направлению подготовки 35.03.01 – Лесное дело, уровень бакалавриата / Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия. – Нижний Новгород, 2016. – 39 с.

 

Составители: доцент Бессчетнова Н.Н., доцент Захарова Е.И., доцент Храмова О.Ю.

 

 

В методических указаниях изложены принципиальные подходы к выполнению самостоятельной работы обучающихся при освоении ими дисциплины «Озеленение» по направлению подготовки 35.03.01 – «Лесное дело». Они содержат структурную схему, и определяют порядок рассматриваемых разделов и тем при освоении всех форм учебного материала; включают в себя вопросы для проработки и повторения лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовки к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю; содержат рекомендуемые темы рефератов и эссе. Настоящие указания предназначены для методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся при освоении ими материалов лекционного курса и практических занятий, а также при самостоятельной проработке литературных источников по дисциплине «Озеленение». Методические указания адресованы студентам очного и заочного отделений сельскохозяйственных вузов, интересны также всем кто занимается занимается благоустройством, ландшафтным дизайном, декоративным древоводством.

 

 

Учебно-методическое пособие рассмотрены на заседании кафедры «Лесные культуры» (протокол № 10 от «22» _июля_ 2016 г.).

 

Учебно-методическое пособие одобрены методической комиссией факультета лесного хозяйства (протокол № 4 от «22» _ июля_ 2016 г.).

 

Рассмотрено и рекомендовано редакционно-издательским советом ФГБОУ ВО «Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия

 

Рецензент: профессор кафедры земледелия и растениеводства, Нижегородской ГСХА, доктор сельскохозяйственных наук, профессор Лебедев В.М.

 

Учебно-методическое пособие зарегистрировано под учетным номером __________________

_ 35.03.01/2016/МС/Б1.В.ДВ.11.01 на правах электронного учебно-методического издания.

 

Сотрудник деканата _____________________ А.В. Кулькова 22.07.2016 г.

личная подпись расшифровка подписи дата

 

 

© Нижегородская государственная

сельскохозяйственная академия, 2016 г.

 


Оглавление

    Стр.
  Методическая справка  
  Введение  
  Вопросы для организации самостоятельного освоения материала  
1. Тема 1.  
2. Тема 2.  
3. Тема 3.  
4. Тема 4.  
5. Тема 5.  
6. Тема 6.  
7. Тема 7.  
8. Тема 8.  
9. Тема 9.  
10. Тема 10.  
  Информационное обеспечение и рекомендуемая литература  
     

 

 


Методическая справка

 

Настоящее учебно-методическое пособие составлено в соответствии с учебным планом подготовки бакалавров по направлению подготовки 35.03.01 – «Лесное дело» и рабочей программой дисциплины Б1.В.ДВ.11.01 «Озеленение» на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 35.03.01 - Лесное дело (уровень бакалавриата), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «01» октября 2015 г. № 1082. Пособие служит для методического обеспечения проведения цикла проектировочных лабораторных работ дисциплины Б1.В.ДВ.11.01 «Озеленение».

В соответствии с учебным планом (ОПОП) по направлению подготовки 35.03.01 - Лесное дело дисциплина Б1.В.ДВ.11.01 «Озеленение» входит в состав дисциплин вариативной части в составе ОПОП. Дисциплина предназначена для её освоения обучающимися очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 35.03.01. – Лесное дело с уровнем квалификации выпускника – бакалавр.

Целью освоения дисциплины является формирование у бакалавров системы знаний и навыков в области совершенствования уровня благоустройства городов и населенных пунктов в Российской Федерации методами озеленения.

Задачи дисциплины состоят в ознакомлении студентов с теоретическими основами и практикой работ по озеленению, включающих в себя знания по производству посадочного материала декоративных видов деревьев и кустарников, проектированию объектов благоустройства населенных пунктов.

Требования к предварительной подготовке обучающегося.

Для успешного освоения дисциплины «Озеленение», обучающийся должен владеть компетенциями, освоенными в ходе изучения дисциплин на разном уровне их формирования:

- ПК-3 – не завершенное формирование базового и среднего уровня освоения компетенции дисциплинами: «Гидротехнические мелиорации в лесном хозяйстве»; «Основы лесопаркового хозяйства»;

- ПК-4 – не завершенное формирование базового и среднего уровня освоения компетенции дисциплинами «Правовые основы ведения лесного хозяйства», «Социальные проблемы в лесном хозяйстве», «Таксация леса», «Гидротехнические мелиорации в лесном хозяйстве», «Лесная пирология», а так же практикой «Производственная практика: практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности»;

Для того, чтобы формирование компетенций, предусмотренных дисциплиной Б1.В.ДВ.11.01 «Озеленение» было возможно, обучающийся, приступивший к освоению программы бакалавриата по направлению подготовки 35.03.01. «Лесное дело» должен:

ЗНАТЬ основные нормативные документы в области лесного и лесопаркового хозяйства; содержание нормативных документов, определяющих требования при проектировании объектов лесного и лесопаркового хозяйства; требования нормативных документов, определяющих правила при проектировании объектов лесного и лесопаркового хозяйства; основные компоненты лесных и урбоэкосистем: растительного и животного мира, почв, поверхностных и подземных вод, воздушных масс тропосферы; взаимосвязь основных компонентов лесных и урбоэкосистем: растительного и животного мира, почв, поверхностных и подземных вод, воздушных масс тропосферы; предмет и объекты почвоведения, понятие о плодородии почв и их строении и свойствах; о связи неоднородности почв с биоразнообразием.

УМЕТЬ осуществлять поиск нормативных документов в области лесного и лесопаркового хозяйства; выполнять требования нормативных документов при проектировании объектов лесного и лесопаркового хозяйства; анализировать, обобщать полученные теоретические знания о компонентах лесных и урбоэкосистем; аргументировать наблюдаемые взаимосвязи основных компонентов лесных и урбоэкосистем: растительного и животного мира, почв, поверхностных и подземных вод, воздушных масс тропосферы; определять процессы почвообразования, оценивать плодородие почв; устанавливать связи неоднородности почв с биоразнообразием.

ВЛАДЕТЬ навыком использования основных нормативных документов в области лесного и лесопаркового хозяйства; навыком использования нормативных документов, определяющих требования при проектировании объектов лесного и лесопаркового хозяйства; комплексом лабораторных и полевых методов исследования компонентов лесных и урбоэкосистем, навыками интерпретации полученных результатов; навыками оценки состояния основных компонентов лесных и урбоэкосистем: растительного и животного мира, почв, поверхностных и подземных вод, воздушных масс тропосферы; навыками определения типовой принадлежности почв; навыком описания морфологического строения почв, условий их формирования.

Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:

Компетенции дисциплины «Озеленение» осваиваются обучающими на базовом и среднем этапах подготовки. Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:

- ПК-3 – не завершенное формирование базового уровня освоения компетенции дисциплинами «Лесное товароведение с основами древесиноведения» или «Транспорт леса» по выбору, базового и среднего – дисциплинами: «Лесные культуры», «Декоративное древоводство и питомники», среднего уровня - дисциплинами «Лесная селекция», «Лесомелиорация ландшафтов, а так же практиками «Производственная практика: преддипломная практика»;

- ПК-4 – не завершенное формирование среднего и высокого уровня освоения компетенции дисциплинами «Лесоводство», «Лесные культуры», «Лесная селекция», «Лесоустройство», а так же практикой «Производственная практика: практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности».

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля).

ПК-3: способностью обосновывать принятие конкретных технических решений при проектировании объектов лесного и лесопаркового хозяйства

ЗНАТЬ:

Уровень 1 понятие технического решения в разрезе конкретной лесохозяйственной деятельности, как способе либо процессе выполнения взаимосвязанных действий над материальным объектами с помощью материальных объектов

Уровень 2 свойства технического решения в разрезе конкретной лесохозяйственной деятельности, как способе либо процессе выполнения взаимосвязанных действий над материальным объектом и с помощью материальных объектов

УМЕТЬ:

Уровень 1 применять алгоритм решения инженерной задачи: описание ситуации, формулировка проблемы, формулировка противоречия; построить модель задачи, выделить конфликтующей пары элементов объекта или процесса проектирования; уточнить противоречия, сформулировать модель задачи; проанализировать модель задачи, выбрать изменяемый элемент; сформулировать идеальный конечный результат, выделить дефектную зону элемента

Уровень 2 определять пути исполнения той или иной задачи, находящиеся в строгих рамках и терминах

ВЛАДЕТЬ:

Уровень 1 способностью применения алгоритма решения инженерной задачи к объекту лесного и лесопаркового хозяйства

Уровень 2 навыком принятия решения по конкретным техническим решениям в различных сферах лесного и лесопаркового хозяйства

ПК-4: умением пользоваться нормативными документами, определяющими требования при проектировании объектов лесного и лесопаркового хозяйства

ЗНАТЬ:

Уровень 2 содержание широкого перечня нормативных документов в области лесного и лесопаркового хозяйства

УМЕТЬ:

Уровень 2 применять нормативные документы в области лесного и лесопаркового хозяйства для обоснования проектных решений в области лесного и лесопаркового хозяйства

ВЛАДЕТЬ:

Уровень 2 навыком использования, в своей профессиональной деятельности, широкого перечня нормативных документов в области лесного и лесопаркового хозяйства с целью принятия управленческого решения и оценки его результатов

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

ЗНАТЬ: - свойства технического решения в разрезе конкретной лесохозяйственной деятельности, как о способе либо процессе выполнения взаимосвязанных свойства технического решения в разрезе конкретной лесохозяйственной деятельности, как способе либо процессе выполнения взаимосвязанных действий над материальным объектом и с помощью материальных объектов;

- требования к разработке обоснования принятия конкретных технических решений при проектировании объектов лесного и лесопаркового хозяйства;

- содержание широкого перечня нормативных документов в области лесного и лесопаркового хозяйства;

- связь природы леса с режимами лесохозяйственных мероприятий, направленных на рациональное, постоянное, неистощительное использование лесов, повышение продуктивности лесов, сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов

УМЕТЬ: - определять пути исполнения той или иной задачи, находящиеся в строгих рамках и терминах;

- разрабатывать обоснования принятия конкретных технических решений при проектировании объектов лесного и лесопаркового хозяйства на основе нормативных документов;

- применять нормативные документы в области лесного и лесопаркового хозяйства для обоснования проектных решений в области лесного и лесопаркового хозяйства;

- использовать знания о природе леса в целях планирования и проведения лесохозяйственных мероприятий, направленных на рациональное, постоянное, неистощительное использование лесов, повышение продуктивности лесов, сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов

ВЛАДЕТЬ: - навыком принятия решения по конкретным техническим решениям в различных сферах лесного и лесопаркового хозяйства;

- способностью обосновывать принятие конкретных технических решений при проектировании объектов лесного и лесопаркового хозяйства;

- навыком использования, в своей профессиональной деятельности, широкого перечня нормативных документов в области лесного и лесопаркового хозяйства с целью принятия управленческого решения и оценки его результатов;

- навыком использования знаний о природе леса при планировании и проведении лесохозяйственных мероприятий, направленных на рациональное, постоянное, неистощительное использование лесов, повышение продуктивности лесов, сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц или 144 часов, из них:

аудиторные занятия 75 часов;

самостоятельная работа 42 часа;

часов на контроль 27 часов.

 

Распределение аудиторного времени занятий составляет:

лекции – 15 часов;

лабораторные работы – 58 часов.

 

Виды контроля по дисциплине:

- контроль самостоятельной работы;

- проверка и защита курсового проекта;

- экзамен.

 

Форма контроля самостоятельной работы – собеседование (устно).

 

Информационное обеспечение процесса самостоятельной работы.

Для результативного выполнения самостоятельной работы студентам, осваивающим дисциплину «Озеленение» программы подготовки бакалавров по направлению подготовки 35.04.01 – «Лесное дело», предлагается использовать основную и дополнительную литературу, имеющуюся в библиотеке, а также литературные источники, размещенные в свободном доступе в сети Интернет.

Для повышения эффективности самостоятельной работы обучающихся по освоению курса дисциплины "Озеленение" предусмотрено привлечение ими в установленном порядке информационных ресурсов международной информационно-коммуникативной сети Интернет, официальных сайтов отечественных и зарубежных журналов и т.п. Средством оперативного доступа к указанным информационным ресурсам служат ключевые слова, сформированные в контексте рассматриваемых тем и вопросов. Рекомендуемый перечень ключевых слов представлен ниже. При этом он выступает примерным минимумом из возможных вариантов его организации и может быть расширен обучающимися в соответствии с их потребностями.

Ключевые слова: озеленение, благоустройство, населенные пункты, лесопарки, рекреация, декоративный посадочный материал, проект благоустройства, рабочие чертежи, генеральный план, дорожно-тропиночная сеть.


Введение

 

Сегодня урбанизация, развитие промышленности и гражданского строительства, интенсивный рост автопарка сопровождаются загрязнением окружающей среды, что ведет к ухудшению среды обитания человека.

Для всех развитых стран мира экологическая ситуация, складывающаяся в городах, является предметом особого внимания.

Городское население Земли постоянно растёт. В России оно составляет 73%. В мегаполисах складывается особый мир городской природы, поэтому зелёные насаждения являются необходимым элементом внешнего благоустройства городов. С ростом городов, развитием промышленности, становится все более сложной проблема охраны окружающей среды, создания нормальных условий для жизни и деятельности человека. Городские зеленые насаждения выполняют важные экологические, социальные и культурные функции, влияют на состояние воздушной среды, рекреационные возможности города, оздоровление населения, сохранение связи горожан с природой, туристическую привлекательность города, формируют благоприятную среду обитания. Растительность, как средовосстанавливающая система, обеспечивает комфортность условий проживания людей в городах, положительно воздействуют на нервную систему человека (Малько, 1951).

Комплекс всех объектов озеленения в пределах городской черты обеспечивает полное использование всего полезного потенциала зеленых насаждений в целях повышения качества городской жизни, улучшения архитектурно-художественного облика города и обеспечения эффективной экологической защиты города.

В целом в границах города Генеральный план города предусматривает формирование единой системы зеленых насаждений с достижением оптимального соотношения сохранившихся природных (не менее 40%) и вовлеченных в хозяйственную деятельность территорий, что позволит поддерживать устойчивый биоценоз региональной экосистемы.

Для использования зеленых насаждений в целях улучшения экологической ситуации в городе в целом и на отдельных территориях необходимо учитывать функциональные и декоративные свойства зеленых насаждений, методику выбора проектных решений, правила проведения работ по благоустройству и озеленению.

Вышесказанное определяет необходимость введение в состав вариативной части профессионального цикла дисциплин основной образовательной программы (далее ООП) по направлению подготовки 35.03.01 Лесное хозяйство дисциплины «Озеленение».

Область профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки 35.03.01 Лесное дело включает не только природные и техногенные, но и урбанизированные ландшафты. Сюда относятся города, посёлки, пригородные территории и другие урбанизированные людьми участки земли. Объектами профессиональной деятельности бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 35.03.01 Лесное дело, в том числе, являются технологические системы, средства и методы проектирования, создания, эксплуатации, реконструкции лесопарковых насаждений, обеспечивающие формирование благоприятной окружающей среды для отдыха, туризма и других видов рекреационной деятельности на лесных участках, повышающие их устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов и эстетическую выразительность. Дисциплина профессионального цикла «Озеленение», входящая в вариативную часть этого цикла призвана сформировать у студентов следующие виды профессиональной деятельности:

производственно-технологическую;

организационно-управленческую;

научно-исследовательскую;

проектную.

Дисциплина «Озеленение» позволяет подготовить бакалавров по направлению подготовки 35.03.01 Лесное дело к решению следующих профессиональных задач в соответствии с видом профессиональной деятельности:

-участию в разработке и реализации мероприятий по производству посадочного материала лесообразующих и декоративных пород деревьев и кустарников;

-сохранению биологического разнообразия лесных и урбоэкосистем, повышению их потенциала с учетом глобального экологического значения и иных природных свойств;

-участию в разработке и реализации мероприятий по созданию, эксплуатации, реконструкции лесопарковых насаждений, повышающих их устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов, эстетическую выразительность, уровень комфортности пребывания человека в лесной среде, ее общее эстетическое обогащение;

-эффективному использованию материалов, оборудования, соответствующих алгоритмов и программ расчетов параметров технологических процессов.

В области организационно-управленческая деятельности бакалавр должен быть готовым к следующим видам деятельности:

-организации работы коллектива исполнителей, принятие управленческих решений в условиях различных мнений;

-нахождению компромисса между различными требованиями (стоимости, качества, безопасности и сроков исполнения) как при долгосрочном, так и при краткосрочном планировании и определение оптимального решения;

-оценке производственных и непроизводственных затрат при проведении работ на объектах лесного и лесопаркового хозяйства;

-осуществлению технического контроля, надзора.

В научно-исследовательской деятельности:

-участию в исследовании лесных и урбоэкосистем и их компонентов;

-участию в анализе состояния и динамики показателей качества объектов деятельности, к которым в том числе относятся - декоративные питомники и лесопарки, участки рекреационного назначения в составе лесного фонда;

-участию в проектировании отдельных объектов лесного и лесопаркового хозяйства (лесных и декоративных питомников, лесопарков).

 


Вопросы для организации самостоятельного освоения материала

 

Для организации эффективного освоения материала лекционных и практических занятий, а также в целях рационального привлечения дополнительных сведений из литературных источников целесообразно построить самостоятельную работу в контексте последовательной проработки разделов осваиваемой дисциплины. Для активизации знаний, полученных в процессе освоения дисциплины, предложены вопросы и задания, которые сгруппированы по основным темам и разделам дисциплины.

 

Тема 1. Основные задачи предмета "озеленение". Построение систем озеленения в городах.

Вопросы и задания для самопроверки и самостоятельной работы

1. Дайте определение понятию «озеленение», объясните его смысловое содержание. В чем состоит различие в определении понятий «озеленение», "благоустройство" и «ландшафтное искусство»?

2. Перечислите объекты озеленения.

3. Назовите главную цель озеленения и задачи озеленения.

4. Обозначьте связь озеленения с другими науками.

5. Дайте определение понятию "ландшафт". Классификация ландшафтов.

6. Каковы особенности озеленения в зависимости от объекта?

7. Группировка объектов озеленения.

8. Назначение и классификация зеленых насаждений.

9. Значение зеленых насаждений.

 

 

Тема 2. Влияние природно-климатических факторов на размещение озелененных территорий. Инсоляция. Водный режим и влажность. Рельеф местности.

Вопросы и задания для самопроверки и самостоятельной работы

1. Назовите древесно-кустарниковые виды широкоприспособленные и узкоприспособленные к следующим абиотическим факторам: влажность почвы, засоленность почвы, свет, температура, газовый состав воздуха.

Из названного перечня видов, предложите ассортимент, для озеленения Вашего города.

2. Заполните таблицу "О роли некоторых абиотических факторов в жизни растений города".

В графе "Факторы" запишите: а) климатические: свет, тепло, влажность воздуха, осадки, ветер, кислород, углекислый газ; б) эдафические: влжность почвы, богатство почвы, аэрация, гранулометрический состав, кислотность, температура почвы; в) ценотические: влияние фитоокружения.

Факторы Роль в жизни растений Оптимум Вредное действие фактора (максимум и минимум)
       

 

3. Составьте таблицу о вреде, который причиняется зеленым насаждениям крайними температурами в условиях города, по следующей форме:

Виды повреждений Какие девесно-кустарниковые виды повреждаются Причины повреждений Характер повреждений
       

 

4. Перечислите признаки, характерные для светолюбивых и теневыносливых видов древесных растений.

5. Какие наблюдаются изменения у древесных видов под влиянием различных условий освещения в строении коры, листьев, ствола, ксилемы? Как эти знания можно применить в озеленении?

6. Приведите примеры влияния света на биологические процессы древесных растений: рост, плодоношение, транспирацию, развитие.

7. Приведите примеры древесных видов: требовательных и мало требовательных к влаге; приспособлений у деревьев против засухи; деревьев ксерофитов; мезофитов и гигрофитов.

8. Составьте таблицу "Вредное влияние осадков на зеленые насаждения в городе".

Вид вреда Какие девесно-кустарниковые виды чаще повреждаются Причины вредного действия Характер вредного действия (повреждения)
Ожеледь      
Снеголом      
Снеговал      
Изморозь      
Засуха и т.д.      

9. Назовите роль зеленых насаждений в формировании микроклимата города.

10. Заполните таблицу "Отрицательное влияние ветра на зеленые насаждения в городе".

Влияние ветра Причина вредного действия Характер вреда (повреждения)
флагообразность кроны эксцентриситет ствола механические повреждения усыхание листьев/ хвои и т.д.    

 

11. Какие древесно-кустарниковые виды называют почвоулучшающими, почвоухудшающими и почему?

 

Тема 3. Основные нормы проектирования. Состав и содержание проектных материалов. Тематика проектирования. Предпроектный и проектный периоды. Состав и содержание проекта.

 

Вопросы и задания для самопроверки и самостоятельной работы

 

1. Перечислите стадии проектирования объектов благоустройства.

2. Что такое проект благоустройства?

3. Порядок составления проектного задания, его составные части.

4. Какие документы должен предоставить заказчик для разработки проектного задания?

5. Составные части технического проекта.

6. Какие мероприятия входят в предпроектный период?

7. Что представляют собой: ситуационный план, дендрологический план, генеральный план, разбивочный план, посадочный чертеж, план вертикальной планировки территории?

8. Составные части рабочего проекта.

9. Что такое баланс площадей? На каких планах он отражается?

10. От чего зависит тематика проектирования?

11. Какими документами регламентируются нормы проектирования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: