II. Организация деятельности по экспериментированию в МБДОО Кизнерский детский сад № 6 «Италмас» (Слайд 6).




Мастер – класс для педагогов ДОО

Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира


Цель: Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов - дошкольников.
Задачи:
Познакомить с определением понятия – детское экспериментирование.
Раскрыть особенности проведения детского экспериментирования.
Материалы и оборудование: Персонажи Экоша, Карлсон.
Участники мастер-класса: Педагоги ДОО.
Содержание:
1. Определение понятия детское экспериментирование.
2. Организация детского экспериментирования в МБДОО Кизнерский детский сад № 6 «Италмас». 3. Совместное проведение экспериментирования.
4. Рефлексия.

Ход мастер-класса.
I. Вступление

(Слайд 2) Cвое выступление я хотела бы начать со слов великого педагога, психолога, философа Сергея Леонидовича Рубинштейна: «Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности».

(Слайд 3) Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родо–видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

(Слайд 4)Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов». Поэтому следует активно включать дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов.

По мнению ряда, ученых именно экспериментирование является одним из методов познавательного развития дошкольников. А при формировании основ естественно — научных и экологических понятий экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному.

(Слайд 5-6). Метод экспериментирования позволяет реализовать ряд образовательных задач по познавательному развитию в соответствии с ФГОС: формирование первичных представлений об объектах окружающего мира и их свойствах, формирование познавательных действий, развитие интересов детей, воображения, познавательной мотивации и любознательности.

 

Именно любознательность является одним из целевых ориентиров в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения основой образовательной программы.

 

Таким образом, детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал.

II. Организация деятельности по экспериментированию в МБДОО Кизнерский детский сад № 6 «Италмас» (Слайд 6).

(Слайд 7) Организация экспериментирования в ДОО предполагает выполнение определенных психолого-педагогических условий, способствующих достижению положительных результатов деятельности. К таким условиям необходимо отнести три основных компонента: содержание, развивающая предметно-пространственная среда и психологический комфорт.

Рассмотрим подробнее каждое из названных условий.

 

(Слайд 8) Говоря о содержании организации экспериментальной деятельности детей, целесообразно отметить необходимость создания картотеки экспериментов и опытов. Роль картотеки трудно переоценить, так как данный материал является основным помощником педагогу в подготовке и организации детской деятельности, ведь в каждой из карточек отражена информация о цели и задачах эксперимента, его содержание, оборудование, которое необходимо для опыта и фиксированный ожидаемый результат. Кроме того, картотечный принцип позволяет систематизировать имеющиеся материалы в зависимости от возраста детей, тематики, программного содержания и др. Причем, система разработанных форм экспериментальной деятельности является составной частью комплексно-тематического планирования всего воспитательно-образовательного процесса.

Так как интерес к экспериментированию возникает с раннего возраста, занятия по детскому экспериментированию мы начинаем проводить со 2-й младшей группы.

В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. Опыт работы наших воспитателей доказывает, что элементарное экспериментирование доступно детям младшего возраста.

 

Детское экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи, ИЗО, ФЭМП.

(Слайд 9) Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей предметно-пространственной среды. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. Мы уделяем большой акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. В ДОО оборудованы уголки экспериментирования в каждой группе в соответствии с возрастом детей и их интересами, чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские интересы. Все материалы находятся в свободном доступе и постоянно пополняются и меняются. (Слайды 10 - 15)

(Слайд 16) Немаловажную роль в организации поисковой деятельности играет педагог. Но в зависимости от уровня сформированности исследовательских навыков у дошкольников, доля активности воспитателя меняется. Так, при формировании первичных представлений и навыков самостоятельной опытно-экспериментальной деятельности педагог ставит проблему и намечает метод ее решения. Самостоятельность в этом случае заключается в нахождении решения поставленной задачи.

При дальнейшем развитии навыков исследовательской деятельности процент самостоятельности детей увеличивается за счет самостоятельного поиска метода и решения проблемы. Здесь же самостоятельность может проявляться через объединение детей в группы для коллективного поиска решения проблемы.

Но независимо от того, какую роль играет педагог в эксперименте: активного участника, помощника или наблюдателя, он всегда помогает раскрыть потенциал ребёнка, развить его личностные качества в деятельности через организацию личностно-ориентированного педагогического процесса. (Слайды 17 -20)

(Слайд 21) В процессе организации детского экспериментирования мы придерживаемся определенной структуры, предложенной авторским коллективом Ивановой А.И. и Прохоровой Л.Н. (Методические рекомендации «Организация экспериментальной деятельности дошкольников).

Практическая работа

Участникам мастер-класса предлагается распределить этапы организации детского экспериментирования в правильном порядке (этапы написаны на листочках).

 

Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

Поскольку источником познавательной активности является наличие проблемы, особое внимание мы уделяем созданию проблемного поля. Например: «Нужно напоить чистой водой котенка, а вода грязная». В некоторых случаях предоставляем детям поле пробности, например, чтобы определить, из какого материала Каркуше можно сделать лодку, дети пробуют, какие материалы тонут, а какие нет.


Важно, чтобы ребенку был понятен личностный смысл деятельности, что бы он мог ответить на вопрос «Зачем я это делаю».
Наличие проблемы, создание интереса способствует созданию положительной мотивации у детей к деятельности (Слайд 22).

 

Создать мотивацию нам помогают сказочные герои, игрушки, персонажи литературных произведений…

Карлсон: Простите, у вас можно здесь приземлиться? Что-то я не понял. Я что ли мотивация? Не хочу я быть мотивацией. Я - Карлсон, мужчина хоть куда, в полном расцвете сил.
Ведущий: Да, да, мы тебя знаем, ты - Карлсон, который живет на крыше.
Так вот, Карлсон, дорогой, мотивация нужна, чтобы деятельность для детей значимой была. Может, поможешь?
Карлсон: Это дело житейское, конечно помогу.

Слушайте, вот только вчера мы с Малышом решили немножко пошалить. Фрекен Бок, как обычно смотрела по телевизору свою любимую передачу о привидениях и пила чай (Слайд 23). Когда все ее внимание было приковано к телевизору, мы сделали воду невидимой. Вот умора–то была, когда она стала заваривать очередную чашку чая и обнаружила, что воды в чайнике нет (Слайд 24).

Вот вам и мотивация, хотите узнать, может ли вода быть невидимой.

Ведущий: Невидимая вода! Да этого не может быть!

Карлсон: Спокойствие, только спокойствие! Сейчас наши гости докажут, что вода может быть невидимой. Продолжаем разговор… (проводит эксперимент «Магическая вода»).

(слайд 25) Такие эксперименты развивают у детей любознательность и удивление, а удивление это первая ступенька к исследованию и познанию окружающего мира.

 

Чаще мы организуем эксперименты, в которых дети могут самостоятельно планировать деятельность, находят способы деятельности, делают вывод на основе самостоятельных действий. «Как из воды сделать значок», «Из какого материала сшить фартук Золушке, чтобы она не намочила платье». Или так…

 

В зал заходит Экоша.

 

Экоша: Здравствуйте, уважаемые гости! Я –Экоша. Замечательная кукла, которая живет в группе «Черепашки». Я прихожу к деткам в гости, чтобы проводить с ними эксперименты, проводить беседы об окружающем мире и природе.

Сегодня я пришла к вам. И с собой взяла (достает из сундучка) глобус. Глобус - маленький макет земного шара. И я сегодня вас приглашаю в небольшое путешествие по нашей планете Земля.

Вращается глобус... (останавливаем на просторах Каспийского моря).

Мы с вами оказались на Каспийском море (Слайд 26). Возле Тюленьих островов обнаружили мазутное пятно (Слайд 27). Это может привести к экологической катастрофе! К этому месту уже направили группу спасателей.

 

(Экоша показывает в колбе мазут).

 

- Вот, посмотрите, что собой представляет мазут: тёмная маслянистая жидкость. И если эта жидкость попадёт в воду, то на её поверхности образуется плёнка. (Экоша наливает в стакан с чистой водой немного мазута. Становится видно, как на поверхности воды образуется плёнка).

 

- Как вы думаете, к чему это может привести? (К гибели животных и растений).

 

Образующаяся на поверхности воды плёнка препятствует попаданию кислорода из воздуха в воду. Поэтому водные животные и растения постепенно задохнутся от недостатка кислорода и погибнут.

Возле берегов Тюленьих островов, где было обнаружено это мазутное пятно, живут водоплавающие птицы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: