В чем же причина такого патологического стремления уйти от реаль- ности, и каковы факторы, способствующие этому?
Проблема кроется не столько в «объекте» зависимости, сколько в самом человеке.
«Компьютерной зависимости» способствуют следующие факторы:
врожденные особенности нервной системы (например, постоянная необходимость в поднятии тонуса);
недостаточный уровень зрелости, способности к самоконтролю (дети и подростки – особая группа риска, в связи с физиологической незрелостью нервной системы);
конфликтные взаимоотношения в семье: как явные, так и скрытые конфликты, которые сопровождаются эмоциональным отвержением ре- бенка;
проблемы в отношениях со сверстниками: как ощущение неприятия группой, так и слепое подчинение нормам группы;
хроническая недостаточность здоровых ярких впечатлений, положи- тельных эмоций, переживаний опыта как побед, так и поражений, сопро- вождающихся поддержкой окружающих и личностным ростом.
Особенностью компьютерной зависимости является иллюзорное ощущение полной свободы. В этот момент человек чувствует, что он может быть кем угодно и делать что хочет в виртуальной реальности, не опасаясь привычного наказания за «плохое» поведение. Такая возможность часто растормаживает и высвобождает многие подавленные импульсы, скрытые комплексы, например, такие, как агрессия и сексуальность. Особенно это опас- но для детей и подростков.
Формирование компьютерной зависимости у человека проходит не- сколько этапов.
На начальном этапе - формирование зависимых форм поведения проис- ходит всегда на эмоциональном уровне. Человек испытывает эйфорию за компьютером, чувство радости, удовлетворения, предвкушения следующего сеанса.
Следующий этап характеризуется формированием последовательности прибегания к объекту зависимости. Устанавливается определенная частота реализации зависимого поведения. В этот период увеличивается количество времени, проводимого за компьютером, невозможность остановиться.
На третьем этапе желание общения с компьютером становится настолько интенсивным, что отношение к проблемам окружающих людей, включая наиболее близких, теряет какое-либо значение. У пользователя ком- пьютером наблюдаются ощущения пустоты, депрессии, раздражения, прене- брежение семьей и друзьями. Появляются проблемы с учебой, работой, не- регулярным питанием, пренебрежением личной гигиеной, расстройством сна, изменением режима сна и т.п.
Четвертый этап – полная доминация зависимого поведения. Происходит полное погружение в зависимость, окончательное отчуждение и изоляция от общества. Наступает период общего кризиса, духовного опустошения.
Как же освободиться от компьютерной зависимости? |
Практически от любой формы зависимости, а тем более компьютерной, избавиться сложно… На сегодняшний день не существует одного определен-
ного гарантированного способа. Освобождение от компьютеромании – это проблема не столько в компьютере, сколько в самом человеке, попадающем в это рабство, в его желании излечиться.
Но освободиться от компьютеромании тяжело в одиночку, практически невозможно. Нужна поддержка друзей, родных, близких. В городе Минске такую помощь оказывают:
Ефремовский отдел
Минск |
Консультант телефона доверия для детей и подростков. (Тел. +375 17 263-03-03) УЗ «Городского клинического детского психиатрического диспансера» г. Минск, ул. Я. Лучины, 6-1н. (Регистратура т ел. +375 17 320 88 71) |
Но самое главное и важное – уберечь ребенка от компьютерной зави- симости. Для этого необходимо:
Позаботиться о гармоничном развитии ребенка с самых ранних лет, до появления в его жизни ком- пьютера.
Помогать наполнять жизнь ребенка разносто- ронней «внеучебной» деятельностью, например, занятиями спортом, музыкой ит.п., которые бу- дут приносить ему радость.
Приобщать детей с раннего возраста к выпол- нению домашних обязанностей.
Научить ребенка справляться со стрессовыми ситуациями, расслабляться и снимать ежеднев- ное напряжение «здоровым» путем (водные проце- дуры, зарядка, катание на велосипеде и др.).
Установить четкие правила пользования ком- пьютером и помнить, что:
Ребёнку от 5 до 7 лет нежелательно взаимодействовать с компьютером
более 7- 10 минут в день.
Для детей 7 – 12 лет «компьютерная норма» – 30 минут в день.
Дети 12 – 14 лет могут проводить за компьютером
1 час в день.
От 14 до 17 лет максимальное время для работы за компьютером 1,5 часа.
Необходимо осуществлять контроль за компьютерными играми и ребен- ком, вхождением в интернет и посещением сайтов.
Быть в этих вопросах достойным примером для своего ребенка.
Все это оградит Вашего ребенка от такой «тихой», но страшной болезни, как компьютерная зависимость.