Конституционный основы налога на профессиональный доход




Аннотация: Автор рассматривает налог на профессиональный доход через призму конституционных основ социальной и экономической сфер общественной жизни. В статье приводятся иллюстрации конституционных основ в нормах Федерального закона, регулирующего указанный налоговый режим. В конце работы автор делает соответствующие выводы.

Ключевые слова: налог на профессиональный доход, конституционный основы, Конституция РФ, самозанятые, налогоплательщики налога на профессиональный доход

В настоящее время в Российской Федерации проходит вполне успешный правовой эксперимент по легализации деятельности самозанятых граждан путем введения нового специального налогового режима – налог на профессиональный доход (далее – НПД). Стоит отметить, что любые изменения, происходящие в российском правовом поле не должны противоречить основному закону РФ – Конституции РФ. А учитывая, что Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ в ред. от 02.07.2021 «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (далее – ФЗ о НПД) является экспериментальным и ограничен по времени до 31 декабря 2028 года, то вопрос о соответствии конституционным основам является актуальным.

Стоит отметить, что эксперимент был начат законодателем с целью вывода самозанятых граждан из теневого сектора экономики и легализации их деятельности. Следовательно, данная реформа затрагивает экономическую и социальную сферы общественной жизни, соответственно конституционные основы следует рассматривать через призму указанных сфер общественной жизни.

Говоря о экономических и социальных основах, содержащихся в нормах ФЗ о НПД, следует отметить об их не противоречии сущности социального государства, установлении взаимосвязи существующих конституционных социальных и экономических прав и свобод, учете государственных гарантий равенства прав и свобод, а также опоре на конституционно закрепленную обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Прежде всего необходимо обратить внимание на положения ст. 7, 39, 41 Конституции РФ, в которых содержатся социальные права, являющиеся неотчуждаемыми. Рассматриваемый налоговый режим вносит изменения в процесс уплаты страховых взносов[1].

Согласно положениям ФЗ о НПД, а именно ч. 11 ст. 2, индивидуальные предприниматели, указанные в подп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, не признаются плательщиками страховых взносов на период применения НПД[2]. Говоря о физических лицах, применяющих НПД, отметим, что те выплаты и вознаграждения, которые они получают не признаются объектами обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абз. 2 и 3 подп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ

и указанных в абз. 4 подп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ.

Обращая внимание на положения главы 34 НК РФ, к которой отсылает ФЗ о НПД, стоит отметить, что под освобождением от уплаты страховых взносов в отношении лиц, которые применяют НПД, понимается факт отсутствия обязанности уплачивать во все социальные внебюджетные фонды. Учитывая, что Конституция РФ закрепляет цель построения рыночной экономики, то в таком случае гражданин самостоятельно берет на себя ответственность за социальное обеспечение, государство лишь предоставляет для этого соответствующие возможности.

Указанные положение не конфликтуют со ст. 7 Конституции РФ, согласно которой РФ признается социальным государством, в связи с чем обязано осуществлять охрану зафиксированных гарантий.

Государство дает возможность по желанию гражданина принимать участие в осуществлении финансирования социального обеспечения для себя. Реализация возможна, во-первых, если гражданин осуществляет свою деятельность как индивидуальный предприниматель, не применяя НПД, и тогда уплачивает обязательные страховые взносы «за себя». Во-вторых, гражданин может перейти на НПД и добровольно оплачивать страховые взносы. При нежелании уплаты страховых взносов на собственное социальное обеспечение, гражданин может перейти на НПД и не уплачивать их.

Поясняя описанную ситуацию, отметим, что отсутствие у гражданина, применяющего НПД, обязанности уплачивать страховые взносы на пенсионное страхование не говорит об отказе государства выплачивать государственную пенсию указанной категории граждан. Факт уплаты или не уплаты страховых взносов приводит к виду пенсии, которая будет предоставляться гражданину. Так, в ситуации, когда гражданин согласен на получение социальной пенсии, требование государства в формате обязанности по уплате страховых взносов для будущего назначения страховой пенсии было бы не логичным.

Важно отметить также и то, что факт лица, применяющие НПД, освобождены от уплаты страховых взносов на медицинское страхование не влияет на возможность получать бесплатные медицинские услуги. Так, обращая внимание на положения ч. 2 ст. 11 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» отметим, что субъекты Российской Федерации являются страхователями неработающего населения[3], и таким образом восполняют складывающийся дефицит указанного фонда. В этой связи, следует отметить, что согласно п. 2 ст. 56, пп. 3 п. 1 ст. 146 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы от уплаты НПД подлежат зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации в размере 63% и в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в размере 37%. При этом, согласно пп. 3 п. 2 ст. 425 НК РФ, стандартный тариф страхового взноса на обязательное медицинское страхование составляет 5,1%.

Так, от плательщиков НПД в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования поступает значительная сумма денежных средств. Стоит лишь отметить, что страховые взносы являются персонализированными, а доходы от НПД поступают не от конкретного лица.

Обращая внимание на ст. 34, 37 Конституции РФ, отметим, что указанные нормы затрагивают существующие конституционные экономические права и свободы, которые находят свое отражение в нормах ФЗ о НПД.

Так, исходя из содержания ст. 2 ФЗ о НПД, данная точка зрения подтверждается характеристиками налогоплательщика НПД. Во-первых, «физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, местом ведения деятельности которых является территория любого из субъектов Российской Федерации, включенных в эксперимент». Во-вторых, это физические лица и индивидуальные предприниматели, не имеющие работодателя, при осуществлении своей экономической деятельности. В–третьих, это физические лица и индивидуальные предприниматели, которые не привлекают работников по трудовым договорам, при осуществлении своей профессиональной деятельности. В-четвертых, это лица, которые имеют доход от использования своего имущества. В-пятых, это лица, которые не попадают под критерии ч.2 ст. 4 ФЗ о НПД[4].

Важно отметить, что все перечисленные признаки налогоплательщиков НПД имеют совокупный характер. Перечисленные выше нормы регулируют экономическую деятельность, которая не запрещена законом. Выводя из тени самозанятых и легализируя их деятельность, законодатель предоставляет легальную возможность распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, тем самым реализуя рассматриваемое конституционные экономические права на труд.

Однако, перечисленные выше признаки налогоплательщика НПД не противоречат ст. 19 Конституции РФ, в которой сформулированы гарантии равенства прав и свобод человека и гражданина, соответствуют принципу баланса конституционных ценностей, который обеспечивает сохранение основных системных правовых начал социума – индивидуальной свободы и общего блага, права и закона, власти и собственности[5].

В этой связи необходимо отметить и то, что принцип равенства взаимосвязан с общими принципами налогообложения, которые отражаются в нормах ФЗ о НПД. Учитывая экспериментальный режим данного налогового режима, отметим, что всеобщность и законодательная форма установленного НПД реализованы в полной мере на территориях, включенных в эксперимент. Законодатель достаточно четко определил элементы НПД: субъект и объект налогообложения; ограничения по переходу по специальный налоговый режим; налоговая база и ставка; налоговый период; исчисление налога и порядок его уплаты. Помимо этого, справедливым относительно как остальных граждан, так и налогоплательщиков НПД. Для первых справедливость отмечается в том, что налогоплательщиками становятся те, кто не работал по трудовому договору или не являлся индивидуальным предпринимателем. Для вторых, сам факт легализации и вывода из тени позволяет осуществлять свою деятельность, уплачивая добросовестно налоги. Размер налоговой ставки в 4 или 6%, которую уплачивают налогоплательщики НПД, является соразмерным по отношению к другим налогоплательщикам[6].

Из ст. 19 Конституции РФ, прямо вытекает и обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы, установленная в ст. 57 Конституции РФ. Поэтому сам факт введения нового налогового режима есть первостепенная конституционная основа, обязывающая уплачивать самозанятых законно установленные налоги.

Таким образом, исходя из сказанного выше, отметим, что НПД соответствует конституционным положениям, соотносится с политикой государства по построению рыночной экономики, охватывает категории лиц, трудящихся неофициально, переносит ответственность за социальное обеспечение на самих граждан, но при этом пополняет бюджеты субъектов Российской Федерации и фонда обязательного медицинского страхования.

Список источников:

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «Гарант»

2. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 02.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2021) // СПС «Гарант»

3. Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // СПС «Гарант»

4. Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» // СПС «Гарант»

5. Боков, Ю. А. Принципы аксиологического подхода и проблема совершенствования конституционного законодательства / Ю. А. Боков, Е. Г. Васильева // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция. – 2014. – № 2(23). – С. 69-74.


[1] «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «Гарант»

[2] «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 02.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2021) // СПС «Гарант»

[3] Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // СПС «Гарант»

[4] Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» // СПС «Гарант»

[5] Боков, Ю. А. Принципы аксиологического подхода и проблема совершенствования конституционного законодательства / Ю. А. Боков, Е. Г. Васильева // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция. – 2014. – № 2(23). – С. 72.

[6] Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» // СПС «Гарант»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: