Задачи коррекционного обучения




Виды и проявления дисграфии

Артикуляторно-акустическая дисграфия Акустическая дисграфия Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза Аграмматическая дисграфия Оптическая дисграфия
Отражение на письме неправильного звукопроизношения. Ребенок пишет так, как произносит. Замена букв, соответствующих фонетически близким звукам: — свистящие — шипящие (с-ш, з-ж), — звонкие — глухие (б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш), — твердые — мягкие, особенно смычные, аффрикаты и их компоненты, входящие в состав (ч-т', ч-щ, ч-ш, ц-т, с-ц). Неправильное обозначение мягкости согласных на письме вследствие нарушения слуховых дифференцировок, а также сложности обозначения на письме («писмо» — «письмо», «мач» — «мяч», «восла» — «весла»). Замена гласных даже в ударном положении, особенно акустически и артикуляторно сходных звуков (о-у, е-ю). Ошибочное деление предложений на слова, слов на слоги, слогов на звуки и буквы. Нарушения структуры предложения и слова: — слитное написание двух самостоятельных слов («пит дрова» — «пилит дрова»), служебного и самостоятельного, особенно предлогов и существительных («уворот» — «у ворот»); — сочетание слияний двух самостоятельных слов и служебного с самостоятельным («умамыкраякофта» — «у мамы красная кофта»); — раздельное написание частей слова («со чинила» — «сочинила»). Искажения звуко-слоговой структуры слова: — пропуск гласного, («крова» — «корова»), или согласного, особенно при стечении («ратет» — «растет»); — добавление гласного («палаток» — платок»); — перестановка букв («коно» — окно»); — пропуски, перестановки, вставки слогов («кова» — «корова»). Аграмматизмы на письме проявляются: — в искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов, флексий («налететь» — «влететь», «котенка» — «котята», «много стулов» — «много стульев»); — в нарушении предложно-падежных конструкций («на столом» — «на столе», «в кухня» — «в кухне»); — в нарушении согласования («пять деревы» — «пять деревьев»). При этой форме дисграфии наблюдаются трудности конструирования сложных по структуре предложений, пропуски членов предложений, нарушение последовательности слов в предложении.   Нарушения в воспроизведении букв на письме бывают разных видов: — замены графически сходных букв — состоящие из одинаковых элементов, но отличающиеся количеством данных элементов (л — м, и — ш, ш — щ, ц, — щ); — замены графически сходных букв—отличающихся одним дополнительным элементом (о — а, б — д, с — х, х — ж); — замены графически сходных букв — состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (в — д, т — ш); — зеркальное написание букв (с — е, э — е). Первые два вида ошибок связаны с недоразвитием кинетических представлений. Последние два — это последствие недоразвития оптических представлений.

Задачи коррекционного обучения

Артикуляторно-акустическая дисграфия Акустическая дисграфия Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза Аграмматическая дисграфия Оптическая дисграфия
Обучение лучше начинать с 1-го класса, сразу после исправления звукопроизношения или параллельно этому виду работы, опираясь на сохранные, а также на исправленные звуки. Коррекционно-логопедическую работу по исправлению недостатков письменной речи обязательно должна предварять работа по дифференциации звуков в устной речи. Работа охватывает все уровни автоматизации и дифференциации изучаемых звуков (звук, слог, слово, словосочетание и предложение, связная речь). Работу проводят в виде дифференцировок звуков на всех этапах: от изолированного до звуков в связной речи. Параллельно работают над звукопроизношением. Задачи коррекционного обучения:! 1. Развивать фонематическое восприятие; 2. Обучать простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов; 3. Уточнять произношение звуков с опорой на зрительное и слуховое восприятие, а также на тактильные и кинетические ощущения; 4. Учить выделять определенные звуки на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста; 5. Определять положение звука по отношению к другим звукам; 6. Учить сопоставлять звуки в произносительном и слуховом плане.   Основными задачами обучения являются: 1. Развитие фонематического анализа и синтеза; 2. Развитие слогового анализа и синтеза; 3. Развитие языкового анализа и синтеза. Работа начинается со звукобуквенного анализа, далее изучают гласные 1-го и 2-го ряда. Дети тренируются находить сильные и слабые позиции звуков, определяют положение определенного звука в начале, середине и в конце слова, в ряду сходных звуков. Подбирают слова с определенным звуком в различных позициях. При обучении применяется аналитико-синтетический метод.   Программа охватывает следующие уровни: слово, предложение, текст. Задачи коррекционного обучения: 1. Установление логических и языковых связей между предложениями; 2. Уточнение морфологической структуры слова (приставка, суффикс, корень, окончание); 3. Развитие навыков словоизменения и словообразования (различные способы); 4. Развитие навыка правильного употребления предложно-падежных конструкций; 5. Развитие навыков использования в речи различных видов связи в словосочетаниях (управления и согласования); 6. Обучение синтаксически правильному оформлению предложения; 7. Обучение конструированию сложного предложения. Работа начинается с развития неречевых процессов и включает в себя два направления (работа ведется в двух направлениях параллельно): 1. Развитие неречевых процессов; 2. Дифференциация сходных по начертанию букв. Необходимо отметить, что работа по развитию неречевых процессов не ограничивается рамками первого этапа. Далее соответствующие мероприятия включаются в работу по дифференциации букв в виде отдельных заданий. Всю коррекционно-логопедическую работу можно условно разделить на 3 уровня: 1. Конструирование, реконструирование букв. 2. Установление связей между графемой (буквой) и артикулемой (звуком). 3. Работа со словами-паронимами (квазиомонимами).  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: