Понятие деятельности и поведения




 

Понятие «деятельность» является основополагающим в психологии. Наиболее полно это понятие отражено в психологической те­ории деятельности, которая связана с именами: Лев Семёнович Выготский, Сергей Леонидович Рубинштейн, Алексе́й Никола́евич Леонтьева, Александр Романович Лурия, Петр Яковлевич Гальперин и изложена в книге А.Н. Леонтьева «Деятельность. Сознание. Лич­ность».

Выдающийся отечественной психолог Алексей Николаевич Леонтьев определяет деятельность: «Деятельность есть единица жизни».

Владимир Дмитриевич Шадриков (родился 18 ноября 1939 г) определяет деятельность как форму активного отношения субъекта к действительности, направленную на достижение сознательно поставленных целей и связанную с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта.

Всякая деятельность – это система взаимодействия с внешним миром, так как в основе психических образований лежит не пассивное созерцание окружающей действительности, а активное и непрерывное взаимодействие с ней, и в результате этого взаимодействия рождаются идеальные образования, в которых в равной мере представлены как свойства самого субъекта, так и свойства объектов окружающего мира. Деятельность рассматривается в психологии в двух функциях: как предмет исследования и как объяснительный принцип. Деятельность как предмет исследования предполагает рассмотрение ее с точки зрения понятия и структуры.

Деятельность имеет побудительные причины и направлена на достижение определенного результата, т.е. имеет цель.

Деятельность это целостный процесс, совмещающий в неразрывном единстве внешние (физические, объективные; разнообразные движения которые связаны с практическим выполнением деятельности; происходит реальных контактов человека с предметами окружающего мира, их преобразование), и внутренние (психические, субъективные компоненты; это де­ятельность памяти, мышления и т.п., а так же психологические процессы и состояния включенные в регуляцию деятельности; выполняют функцию побуждения, планирования, принятия решения, контроля и оценки). Соотношение внешних и внутренних компонентов деятельности непостоянно. По мере развития и преобразования деятельности осуществляется переход внешних компонентов во внутренние (интериоризация, автоматизация). Если при выполнении деятельности возникают затруднения происходит экстериоризация – автоматизированный компонент разворачивается и становится внешним, сознательно контролируемым.

Современная наука пока не может объяснить психологическую природу связи внешних и внутренних компонентов деятельности.

В зависимости от сочетания двух компонентов деятельности, по мнению А.Н. Леонтьева, деятельность может быть внешней (практической) и внутренней (психической)

Таким образом, можно констатировать, что д еятельность - это внешняя и внутренняя активность челове­ка, регулируемая сознательной целью.

При определении деятельности и характеристике ее основных свойств особое значение имеет раскрытие соотношения двух понятий - «деятельность» и «активность». Под активностью обычно понимают практически любую форму взаимодействия субъекта со средой. В этом значении активность выступает родовой категорией по отношению к понятию «деятельность».

В психологии является сложным вопрос о соотношении понятий «поведение» и «деятельность», Одни исследователи используют эти термины как синонимы, другие, наоборот, прямо противопоставляют их друг другу, подчеркивая при этом выраженный активный характер деятельности и реактивный (как ответ на воздействие окружающей среды) характер поведения.

Поведение – это внешнее проявление психической деятельности (или внутреннего компонента). Чем выше подниматься по эволюционной лестнице, тем более стереотипное поведение замещается приобретенным Единицами поведения являются поступки, в которых формируются и выражаются позиция личности и ее моральные убеждения.

Поступок – это действие, которое человек выполняет осознавая его значение для других людей, т.е. осознавая его социальный смысл.

Деятельность и поведение всегда характеризует человека.

Должное общепринятое поведения, установленное социальными группами и обществом— это социальное поведение. Асоциальное поведение подразделяется на девиантное и делинквентное поведение. Игнорирование существующих социальных норм и социальных ожиданий характеризует девиантное (от лат. deviatio— отклонение, уклонение) поведение, которое выражается в таких формах, как ложь, грубость, агрессивность, курение, драки, пропуски школьных занятий, наркомания, алкоголизм, побеги из дома, бродяжничество. Делинквентное (от лат. delictum — проступок, правонарушение) — это сознательно осуществляемое поведение, целью которого является уничтожение, изменение, замена норм, принятых данным социальным институтом. Если критерием девиантного поведения является поступок, то критерием делинквентного поведения — преступление.

 

Значение деятельности

 

1. Инструмент для удовлетворения жизненных потребностей человека.

2. Преобразует окружающий мир, создает материальные и культурные блага.

3. Способствует субъективному воссозданию окружающей действительности, построению её субъективной модели

4. Деятельность выступает как инструмент психического развития человека.

5. Деятельность является важным условием существования человека, как полноценного субъекта, как личности.

6. Творческая деятельность выступает как средство самореализации челоавека, это инструмент обретения смысла существования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: