Процесс общения длится всю нашу жизнь, ведь, без общения мы не смогли бы организовать какую-либо деятельность.
Феномен этот привлекал внимание, как философов древнего мира, так и современных психологов. До сих пор не существует единой классификации структуры процесса межличностного и межгруппового общения.
Общение было поделено на структуру, чтобы получить возможность анализа для каждого элемента, а также упорядочить их.
Структура (стороны) общения (по Г.М. АНДРЕЕВОЙ)
Структуру общения можно охарактеризовать путем выделения в ней трех взаимосвязанных сторон: перцептивной, коммуникативной и интерактивной.
В процессе общения выделяют три стороны:
· коммуникативная - включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности. Общаясь, люди используют язык как одно из важнейших средств общения;
Человек, направляющий информацию - (коммуникатор) и человек, принимающий ее -(реципиент);
коммуникативное взаимодействие между ними возможно только в том случае, когда они обладают сходной системой кодификации и декодификации информации, т.е. «все должны говорить на одном языке, и информация должна быть не только принята, но и осмыслена.»
Кодирование — это процесс зашифровки наших мыслей, чувств, эмоций в форму, узнаваемую другими. Для этого человек использует символы, которые могут быть письменными, вербальными, невербальными, математическими, музыкальными и т.д. Набор таких символов является сообщением.
Декодирование; — это процесс получения и интерпретации сообщений, получаемых человеком извне. Он связан с расшифровкой символов, составляющих сообщение.
Способы кодирования и декодирования сообщений формируются под влиянием опыта человека, который понимается не только как индивидуальный опыт, но и как опыт группы, к которой принадлежит человек, а также опыт той культуры, представителем которой этот человек является, осваивает ее в процессе инкультурации (обучение человека традициям, культуры и нормам общественной жизни)
|
Именно невербальный контекст составляет фон для кодирования и декодирования вербальных сообщений. Как считают специалисты, лишь 35% информации в процессе коммуникации передается с помощью языка, а 65% информации, переданной в ходе общения, мы получаем с помощью невербальных средств. Среди них выделяют собственно невербальные средства коммуникации — жесты, мимику, телодвижения, взгляды, дистанцию общения и использование пространства, манеру держать себя, одежду и запахи; и паравербальные средства — интонацию, тембр голоса, скорость речи, аргументацию.
· интерактивная – взаимодействие общающихся и обмен информацией в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками (продавец и покупатель общаются, даже если они не произносят слова);
Вступая в контакт, собеседники узнают друг друга и находят точки соприкосновения, организуют совместную деятельность
люди делятся информацией, впечатлениями, создают основу или препятствия для своей совместной деятельности.
(врач и пациент – больной – сдача анализов (пример)
· перцептивная - предполагает восприятие человека, общающимися людьми друг друга (очень важно, воспринимает ли один из партнеров по общению другого как заслуживающего доверия, умного, понятливого или же заранее предполагает, что тот ничего не поймет и ни в чем из сообщенного ему не разберется).
|
В общении участвуют, как минимум, два человека. Каждый из них активен, каждый стремится донести свои цели, намерения, настроения до другого, одновременно пытаясь понять и его самого.
Этот процесс восприятия и оценки собеседниками друг друга называется перцепцией или перцептивным компонентом общения, и он крайне важен для успешного контакта людей.
Процесс восприятия и оценки собеседниками друг друга называется перцепцией или перцептивным компонентом общения, и он крайне важен для успешного контакта людей.
Перцепция, или восприятие своего собеседника, происходит как наблюдение и анализ внешних особенностей человека, его поведения и жестов, интонации и манеры говорить.
Отслеживая эти проявления, каждый партнер по общению составляет общее впечатление о другом, вникает в его мотивы, изменяет и подстраивает под него свое поведение.
Благодаря перцептивной стороне общения люди могут понимать друг друга, достигать согласия и возможности совершать какие-либо совместные действия.
Таким образом, в процессе общения можно условно выделить три стороны: перцептивную (восприятие), коммуникативную (передача информации), интерактивную (взаимодействие).
Средства общения.
Чтобы общение между людьми стало возможным необходимы определенные средства, с помощью которых налаживается и поддерживается связь.
Средства общения – это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения; способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Они бывают вербальные и невербальные. Вербальные средства общения – слова с закрепленными за ними значениями. Слова могут быть произнесены вслух (устная речь), написаны (письменная речь), заменены жестами у слепых или произнесены про себя.
|
Устная речь является более простой и экономичной формой вербальных средств. Она разделяется на:
1) диалогическую речь, в которой принимают участие два собеседника;
2) монологическую речь – речь, которую произносит один человек.
Общение осуществляется при помощи вербальных и невербальных средств. Вербальные — это речевые средства общения (лат. verbalis — устный, словесный).
Вербальные средства общения — это речь, язык, слово.
Речь как средство вербального общения является одновременно и источником информации, и способом воздействия на собеседника.
В процессе реального общения люди используют для передачи сообщений чаще всего именно речь, язык. Язык как средство коммуникации является самым продуктивным инструментом человеческого взаимопонимания. Это не просто средство выражения мыслей и чувств. В процессе овладения языком мы также овладеваем и культурой, которая в свою очередь обусловливает наше восприятие, мыслительный процесс и поведение. А поскольку культура может быть понята как коммуникация, язык является коммуникативным процессом в чистом виде в каждом известном нам обществе.
Невербальные — это неречевые средства (мимика, жесты, прикосновения и др.).
К средствам общения относятся:
· язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения;
· интонация – эмоциональная выразительность речи, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе;
· мимика, жесты, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы;
· расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных и национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.