Представление гражданином подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу (п. 8).




Перечень документов и сведений, представляемых гражданином при поступлении на муниципальную службу, определен в ч. 3 ст. 16 комментируемого Закона. Согласно ч. 4 указанной статьи сведения, представленные в соответствии с данным Законом гражданином при поступлении на муниципальную службу, могут подвергаться проверке в установленном федеральными законами порядке. Там же предусмотрено, что в отдельных муниципальных образованиях федеральными законами могут устанавливаться дополнительные требования к проверке сведений, представляемых гражданином при поступлении на муниципальную службу.

Необходимо обратить внимание на то, что представление недостоверных сведений при поступлении на муниципальную службу влечет отказ в поступлении на муниципальную службу только в том случае, если эти сведения являются заведомо ложными, т.е. гражданину было известно при представлении этих сведений об их недостоверности.

В отношении же подложных документов указание на обязательность их заведомой подложности как условие отказа в поступлении на муниципальную службу не содержится. Следует отметить, что частью 3 ст. 327 УК РФ (в ред. Федерального закона от 27 декабря 2009 г. N 377-ФЗ) установлена уголовная ответственность за использование заведомо подложного документа.

Непредставление гражданином установленных комментируемым Законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (п. 9).

Обязанность муниципального служащего представлять в установленном порядке предусмотренные законодательством РФ сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера закреплена в п. 8 ч. 1 ст. 12 комментируемого Закона. Представление муниципальным служащим сведений о своих доходах, о своем имуществе и о своих обязательствах имущественного характера регламентировано статьей 15 комментируемого Закона.

Необходимо обратить внимание на то, что при представлении недостоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характер гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе только в том случае, если эти сведения являются заведомо ложными, т.е. гражданину было известно при представлении этих сведений об их недостоверности.

Следует отметить, что согласно ч. 2 ст. 16 Закона о государственной гражданской службе иные ограничения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу и ее прохождением, за исключением ограничений, указанных в ч. 1 данной статьи, устанавливаются федеральными законами. Иначе говоря, определенный в ст. 16 Закона о государственной гражданской службе перечень ограничений, связанных с государственной гражданской службой, не является исчерпывающим, но может быть расширен только федеральным законом.

По сути, аналогичная норма содержится в п. 10 ч. 1 ст. 12 комментируемого Закона, согласно которому муниципальный служащий обязан соблюдать ограничения, которые установлены комментируемым Законом и другими федеральными законами. То есть определенный комментируемой статьей перечень ограничений, связанных с муниципальной службой, также не является исчерпывающим, но может быть расширен также только федеральным законом. Таким актом является, например, Федеральный закон "О противодействии коррупции". В этом отношении показательно, что Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ в ч. 1 ст. 16 Закона о государственной гражданской службе включен пункт 10, согласно которому гражданин не может быть принят на государственную гражданскую службу, а государственный гражданский служащий не может находиться на государственной гражданской службе в случае несоблюдения ограничений, нарушение запретов и неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции". При этом аналогичное положение в комментируемый Закон не включено, что представляется не вполне понятным.

Следует также отметить, что в комментируемой статье не закреплена норма, аналогичная положению ч. 4 ст. 16 Закона о государственной гражданской службе, согласно которому ответственность за несоблюдение ограничений, предусмотренных данной статьей, устанавливается названным Законом и другими федеральными законами. Подобное положение содержалось в законопроекте, принятом в качестве комментируемого Закона, но было исключено после справедливого замечания (см. решение Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления от 7 сентября 2006 г. N 68/1*(63)) о том, что, учитывая содержание ограничений, наступление ответственности возможно только в одном случае: представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу; все остальные ограничения не связаны с ответственностью, это все основания либо для отказа в принятии на муниципальную службу, либо для увольнения с муниципальной службы.

В п. 3 ч. 1 ст. 19 комментируемого Закона установлено, что в случае несоблюдения установленных комментируемой статьей ограничений, связанных с муниципальной службой, трудовой договор с муниципальным служащим может быть расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя). Об ограничениях, связанных с прохождением муниципальной службы главой местной администрации на основе контракта, т.е. о случаях досрочного прекращения полномочий такого муниципального служащего см. комментарий к указанной статье.

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает предельный возраст для замещения должности муниципальной службы - 65 лет.

Достигший 65-летнего возраста гражданин согласно ч. 2 комментируемой статьи не может быть принят на муниципальную службу. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 19 комментируемого Закона достижение предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы, является основанием для расторжения трудового договора с муниципальным служащим по инициативе представителя нанимателя (работодателя). При этом в ч. 2 указанной статьи предусмотрена возможность продления срока нахождения на муниципальной службе муниципальных служащих, достигших возраста 65 лет, посредством ежегодного заключения срочного трудового договора.

Ранее предельный возраст для нахождения на муниципальной должности муниципальной службы был установлен в п. 2 ст. 20.1 Закона об основах муниципальной службы, - но 60 лет. Предельный возраст для замещения должности муниципальной службы увеличен по аналогии с нормой ч. 2 ст. 21 Закона о государственной гражданской службе, которой установлен предельный возраст пребывания на государственной гражданской службе, - 65 лет.

Основываясь на приведенной выше правовой позиции, выраженной в определении от 10 апреля 1997 г. N 60-О, КС России в определении от 8 февраля 2001 г. N 45-О*(64) пришел к выводу о том, что федеральный законодатель вправе, учитывая специфику профессиональной деятельности муниципальных служащих, не только предусмотреть для муниципальных служащих гарантии правовой и социальной защищенности, во многом аналогичные тем, какими пользуются государственные служащие, но и распространить на них установленные законодательством о государственной службе требования к замещению соответствующих должностей, в т.ч. требование о соблюдении возрастных критериев при приеме на муниципальную службу и увольнении по достижении предельного возраста для нахождения на муниципальной должности муниципальной службы, как это установлено для государственных служащих.

Данную правовую позицию КС России подтвердил и в определении от 3 октября 2002 г. N 233-О*(65), в котором также еще раз подтвердил ранее выраженную и неоднократно подтвержденную правовую позицию о том, что установление предельного возраста для нахождения на государственной должности государственной службы, как обусловленного спецификой профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, не может оцениваться как дискриминационное ограничение конституционных прав. Как указал КС России:

установление особых правил (в частности требования о соблюдении возрастных критериев при замещении государственных должностей государственной службы), обусловленных задачами, принципами организации и функционирования государственной службы, целью обеспечения поддержания высокого уровня ее отправления (в т.ч. за счет обновления и сменяемости управленческого персонала), особенностями деятельности лиц, исполняющих обязанности по государственной должности государственной службы, не может рассматриваться как нарушающее гарантированные Конституцией РФ право на равный доступ к государственной службе (ч. 4 ст. 32) и право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37) либо как не согласующееся с предписаниями ее ст. 55 (ч. 3);

принцип равенства, закрепленный в ст. 19 (ч. 1 и 2) Конституции РФ, не препятствует законодателю при осуществлении правового регулирования труда (прохождения службы) устанавливать различия в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям (в т.ч. вводить правила, касающиеся условий замещения отдельных должностей и оснований освобождения от должности), если эти различия являются объективно оправданными, обоснованными и соответствуют конституционно значимым целям. Такие различия, основанные на специфических (квалификационных) требованиях, связанных с определенной работой, согласно п. 2 ст. 1 Конвенции N 111 МОТ "Относительно дискриминации в области труда и занятий"*(66), принятой в г. Женеве 25 июня 1958 г. (ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 января 1961 г. "О ратификации конвенций Международной организации труда (МОТ)"*(67)), не считаются дискриминацией.

 

Статья 14. Запреты, связанные с муниципальной службой

1. Выше говорилось (см. введение и комментарий к ст. 13 Закона), что если в ст. 13 комментируемого Закона установлены ограничения, связанные с муниципальной службой, т.е. определены случаи, в которых гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе, то комментируемая статья устанавливает запреты, связанные с муниципальной службой, т.е. определяет действия, которые запрещается осуществлять муниципальному служащему в связи с прохождением муниципальной службы. Ранее же в ст. 11 Закона об основах муниципальной службы был определен единый перечень ограничений, связанных с муниципальной службой.

Перечень запретов, связанных с муниципальной службой, определен в комментируемой статье по аналогии с определенным в ст. 17 Закона о государственной гражданской службе перечнем запретов, связанных с государственной гражданской службой. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 13 Закона), согласно правовой позиции КС России федеральный законодатель, учитывая схожесть специфики государственной и муниципальной службы, вправе распространить на муниципальных служащих требования, предусмотренные законодательством о государственной службе, либо регламентировать их в специальном законе.

В отношении установленных в ч. 1 комментируемой статьи запретов, связанных с муниципальной службой, необходимо отметить следующее.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: