Стили руководства временным детским коллективом.




Стиль общения в летних оздоровительных центрах между воспитанниками и педагогами может быть определен, как “согласительный”, или “конвенционный” (установленный на основании конвенции – договора, соглашения).

Возникающие в летних лагерях межличностные отношения имеют в своей основе свободу мнений, настрой на отдых, юмор, игру, позитивные эмоции.

Настоящий, сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно, поэтапно, чему способствует совместная деятельность ребят – участников групп. В зависимости от стадии развития детского коллектива используются различные стили руководства им.

· Приказание:

· четкая постановка цели и инструкция для ребят;

· часто проводится инструктаж;

· уточнение, как поняты ребятами конкретные задания;

· кратко с каждым исполнителем уточняются его действия;

· проверяется выполнение заданий;

· отмечаются ошибки и хорошо выполняемые поручения;

· требовательность, но тактичность.

· Распределение и стимулирование:

· оценивание и учет в работе индивидуальностей характеров ребят;

· выявление общих интересов;

· при необходимости даются задания;

· педагог следит за тем. Чтобы задания выполнялись точно;

· похвала в присутствии других ребят;

· недостатки разбираются наедине;

· поощрение за позитивную самостоятельную деятельность.

· Участие в принятии решений:

· ставится цель без уточнения способов достижения;

· ограничиваются прямые указания и контроль;

· создается система самоконтроля;

· проводятся консультации по отдельным проблемам;

· поощряются высказанные замечания;

· детям предоставляется больше самостоятельности;

· педагог контролирует ситуацию.

· Передача полномочий:

· оказывается поддержка и помощь, если ребята просят о ней;

· педагог избегает вмешательства в дела без особой необходимости;

· контроль не ослабляется;

· соизмеряются возможности ребенка и сложность задания;

· хвалить ребят нужно как можно чаще.

Таким образом, можно выделить признаки стиля: порядок распределения обязанностей; методы подготовки, принятия и организации выполнения решений; формы контактов с воспитанниками и контроль за их деятельностью.

Реализуя определенный стиль руководства, педагог решающим образом влияет на формирование того или иного типа взаимоотношений в коллективе.

 

3) Функции воспитательной работы классного руководителя

Классный руководитель выполняет несколько функций:

- аналитико-прогнастическую;

- организационно-координирующую;

- коммуникативную;

- контрольную.

Аналитико-прогнастическая функция включает в себя:

- изучение и анализ индивидуальных особенностей учащихся с помощью психолога (как правило, определяется тип личности, темперамент, акцентуация характера). Перед поступлением в 1 класс дети проходят тесты на выявление готовности к учебе и особенностей интеллектуальной деятельности. Тестирование проводит психолог, школьный или специально приглашенный;

- изучение и анализ коллектива учащихся в его развитии. Основой для этого служит беседа руководителей классов звена с учителями начальной школы, а руководителей X-XI классов - с классными руководителями средней школы. В результате педагоги получают первоначальные сведения о коллективе и учениках. Изучение и анализ взаимоотношений в коллективе класса лучше поручить психологу, который составит психологическую карту коллектива. Классный руководитель сам может организовать эту работу через наблюдение, беседы с учащимися, проведение специальных анкет, анализ творческих работ учащихся (например, сочинение «Наш класс»);

- анализ и оценка семейного воспитания учащихся; такие данные есть у психолога, социального педагога. Если семья «неблагополучная», то сведения о ней есть и у администрации школы;

- анализ уровня воспитанности коллектива и личности. Выводы об уровне воспитанности коллектива и личности нужно делать с привлечением всех учителей данного класса, чтобы они (выводы) были максимально объективными.

Для успешной работы классный руководитель должен уметь выявить воспитательный результат, оценить его с учетом оценки результата, корректировать профессиональную деятельность. Выявить и оценивать результат надо через определенные промежутки времени: в начальной и средней школе - в конце каждой четверти, в старшей - через полгода. Подводить итоги и корректировать деятельность - личную и учителей класса - надо с помощью психолога и педагогов, ранее работавших в данном классе.

Организационно-координирующая функция предполагает:

- установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);

- проведение консультаций, бесед с родителями обучающихся;

- организацию внеурочной деятельности детей (проведение различных мероприятий);

- работу с учителями данного класса, психологом, социальным педагогом, руководителями кружков, спортивных секций, для учителей начальной школы и V-VI (VII) классов - с воспитателями группы продленного дня;

- организацию в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

- организацию воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;

- стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;

- индивидуально-педагогическую работу с каждым учащимся и коллективом в целом с учетом данных психолога, социального работника и личных наблюдений;

- ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).

Коммуникативная функция заключается:

- в формировании позитивных взаимоотношений между детьми, в управлении взаимоотношениями в классе;

- в формировании оптимальных отношений в системе «учитель-ученик». Здесь классный руководитель выступает как посредник в случае возникновения конфликта. Конфликты между учителями и учащимися бывают затяжными, когда обе стороны длительное время не могут прийти к соглашению. Тогда классному руководителю нужно предложить третье решение, хотя бы в минимальной степени устраивающее обе стороны;

- в обучении школьников установлению положительных взаимоотношений с людьми;

- в содействии общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;

- в оказании помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

Контрольные функции предполагают:

- контроль за успеваемостью и посещаемостью каждого обучающегося;

- контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

4) Формы работы классного руководителя

В соответствии со своими функциями классный руководитель отбирает формы работы с обучающимися: индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.), групповые (советы дел, творческие группы, органы самоуправления и др.)или коллективные (коллективные творческие дела, конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).

При выборе форм работы с учащимися целесообразно руководствоваться следующим:

учитывать воспитательные задачи, определенные на очередной период работы;

определять содержание и основные виды деятельности на основе воспитательных задач;

учитывать принципы организации воспитательного процесса, возможности, интересы и потребности детей, внешние условия, возможности педагогов и родителей;

осуществлять поиск форм работы на основе коллективного целеполагания;

обеспечивать целостность содержания, форм и методов воспитательной деятельности.

5)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: