В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ




Копылова Елена Евгеньевна

заместитель директора по научно-методической работе ГОУДОД Школы искусств «Театральная Семья», руководитель опытно-экспериментальной работы

ГДОУ д/с №78


 

 

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА

СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

(из опыта опытно-экспериментальной работы ГДОУ д/с №78)

 

Сегодня, в век бурно развивающихся информационных и телевизионных технологий вопрос социально-психологической адаптации[1] ребенка дошкольного стоит особо остро. Во-первых, за счет обилия компьютерных технологий, игр, Интернета и телевидения, все больше и больше занимающих внимание ребенка, минимизируются человеческие контакты, из жизни детей постепенно исчезает живое общение, как с родителями, так и со сверстниками. Результатом этого становится тот факт, что дети становятся асоциальными, не умеют и не готовы к общению в коллективе и групповому взаимодействию.

Во-вторых, современное «клиповое» мышление и сознание, характеризующееся неустойчивостью внимания и мышления, негативным образом влияет на способность концентрации внимания – основного психологического качества, необходимого ребенку в дальнейшей учебной деятельности.

Вопрос социально-психологической адаптации ребенка дошкольного возраста определяет в первую очередь два момента:

  • готовность ребенка к школе - психологическая готовность к процессу обучения;
  • готовность ребенка к «жизни», вступлению в общественные отношения - приобретение опыта взаимодействия ребенка с социальной средой, который постепенно ложится в основу социального поведения, социальных оценок, осознания, понимания, принятия мира людей.

В процессе диагностического этапа опытно-экспериментальной работы в ГДОУ д/с №78 по теме «Социально-психологическая адаптация ребенка средствами театральных технологий в условиях дошкольного учреждения» командой педагогов и руководителей опытно-экспериментальной работы были определены два опорных аспекта социально-психологической адаптации ребенка дошкольного возраста.

Первым аспектом является развитие у ребенка /группы детей «социально важных» или «социально значимых» качеств личности, способностей и навыков, то есть способностей, которые помогут ребенку полноценно включиться в жизнь. Такими качествами, способностями и навыками являются: навыки продуктивного общения и взаимодействия; коллективного действия; развитое концентрированное и многоплоскостное внимания; навыки ментального представления (моделирования), творческого мышления и воображения; наблюдательность; развитая эмоционально-волевая природа; навыки раскрепощенного, уверенного действия в публичной ситуации.

 

 

Вторым аспектом является привитие ребенку навыка действенного поведения, что, в свою очередь предполагает развитие активности, способности самостоятельной постановки задачи, выбора способа ее достижения, преодоление препятствий на пути достижения цели и «апробирование» действия в различных событийных ситуациях и обстоятельствах (игровых моделях).

Почему именно профессиональные театральные технологии (точнее, технологии профессиональной театральной педагогики) призваны решать вопросы социально-психологической адаптации ребенка дошкольного возраста.

Не любая «театральная деятельность», а тем более, самодеятельная театральная педагогика способна решить вопрос социально-психологической адаптации ребенка. Театральная деятельность (в привычном понимании - постановка спектаклей) по своей природе ориентирована на художественный результат, - спектакль – вид «художественного продукта», ориентированного на зрителя и ценного своими художественными качествами (игра актеров, сценография, режиссура и так далее).

Процесс постановки и выпуска спектакля не всегда является «педагогичным», «воспитывающим» и «развивающим», т.к. часто предполагает распределение ролей в ущерб желаемому, ненормированные временно репетиции, эмоциональную неуравновешенность в процессе выпуска, а в ситуации любительской педагогики еще и материально-техническую ограниченность (отсутствие художников, профессиональной световой и звуковой аппаратуры).

В условиях же дошкольного учреждения постановка спектакля провоцирует излишнее эмоциональное перенапряжение (несмотря на радость родителей, желающих обнаружить «актерские способности» своих чад) как воспитателей, выступающих в роли режиссеров-постановщиков, не владеющих методикой режиссуры, декораторов, звукооператоров и так далее, так и детей-актеров.

Более того, существует мнение, в принципе участие в театральной самодеятельности, «лицедействование» вообще вредно для ребенка в период формирования его личности, так как это приучает его к эмоциональной распущенности, кривлянию и вранью. Так, например, еще в позапрошлом столетии, в период 50-ых -60-ых среди педагогической общественности разгорелась острая дискуссия о вреде и пользе самодеятельных театров, начало которой положила статья Н. И. Пирогова «Быть и казаться». Публичные самодеятельные спектакли были названы в ней «школой тщеславия и притворства». Данная точка зрения получила известную поддержку в педагогической среде, в том числе у самого Константина Дмитриевича Ушинского.


Между тем профессиональная театральная педагогика обладает богатым арсеналом развивающих средств и методов (тренингов, развивающих игр, этюдов и др.), направленных на развитие, обучение, воспитание учащихся, а также диагностику результатов обучения и уровня развития психофизических характеристик личности. Причиной этому – комплексный подход, который базируется на научно обоснованной теории сценического искусства, Методе актерской технике, то, что в Российской театральной и педагогической практике принято называть «Системой Станиславского».

 

 

 


Ключевым понятием «Системы» является «психотехника» - специальный тренинг, направленный на развитие способностей и умения управлять своей природой, самостоятельно совершенствовать ее. С помощью тренингов психотехники, а также других методов и средств театральной педагогики, таких как этюдная работа, драматические импровизации и специальные творческие задания можно развить такие социально важные качества личности, как психофизическая свобода, наблюдательность, способность к концентрации, эмпатия, общительность и контактность.


Второе социально-значимое понятие театральной школы – действие, что роднит театрально-педагогический подход в обучении и воспитании с концепцией действия и деятельности в психологии (в частности с общепсихологической теорией деятельности – деятельным подходом Алексея Николаевича Леонтьева). Основное умение, приобретаемое учащимися в профессиональной театральной школе – навыки импровизационного действия и преодоления препятствий в различных событиях и предлагаемых обстоятельствах, а также навыки продуктивного общения и взаимодействия.

 

 


Практический этап опытно-экспериментальной работы ГДОУ д\с №78 представлял собой проведение обучающих занятий элективных курсов для специалистов ГДОУ по теме «Социально-психологическая адаптация ребенка дошкольного возраста средствами театральных технологий», в процессе которых слушателям было предложено познакомиться с методикой и технологией построения и проведения развивающих и социализирующих театральных тренингов и занятий (речевых, музыкальных, тренингов психотехники), способами адаптации профессиональных тренингов для работы с детьми дошкольного возраста, методом этюдной работы как средства познания мира и введения ребенка в систему общественных отношений. Также в рамках внедренческого этапа была организована самостоятельная исследовательская деятельность педагогов по разработке и внедрению в учебно-воспитательных процесс дошкольных образовательных учреждений развивающих и социализирующих театральных технологий.

В работе приняли участие 28 специалистов (воспитатели, музыкальные руководители, старшие воспитатели, педагоги дополнительного образования детей) следующих образовательных учреждений Невского района: ГДОУ детский сад №78, ГДОУ детский сад №83, ГДОУ детский сад №11, ГДОУ детский сад №125, ГОУДОД Школа искусств «Театральная Семья». Развивающие и социализирующие театральные технологии апробированы на всех возрастных группах дошкольных образовательных учреждений.

Так одной из апробированных экспериментальных технологий стала разработанная коллективно модель комплексных развивающих и социализирующих театральных занятий, состоящая из 10 блоков:

Блок 1. Ознакомление со сказочной историей («социализирующей аллегорией») (читка, прослушивание) – 1 занятие

Блок 2. Визуализация истории (кукольный театр, бумажный театр) – 1 занятие

Блок 3. Интерпретация истории («история на новый лад» с целью построения обучающей и социализирующей модели на основе этюдного метода) – 1 занятие

Блок 4. Проработка сопутствующих тем (развитие речи) – 2-3 занятия

(вопросы, загадки, пословицы, сопутствующие беседы, рассказы)

Блок 5. Проведение тематических вспомогательных развивающих тренингов / упражнений - 4-5 занятий. В процессе тренинга проводятся упражнения на

- сплочение группы, групповой настрой;

- взаимодействие с партнером;

- внимание;

- ориентацию в пространстве;

- освоение обстоятельств истории;

- освоение навыков действенного поведения;

- словесное действие.

Блок 6. Проигрывание истории средствами кукольного театра – 1 - занятие

Блок 7. Создание игрового (костюмного) материала – элементы изодеятельности – участие детей в создании элементов костюмов, масок, эмблем – 1 занятие

Блок 8. «Действенный пересказ» - пересказ истории (сказки) от лица персонажей в элементах костюмов – 1 занятие

Блок 9. Ознакомление с жизненной «калькой» истории (на основе этюдного метода) – жизненной ситуации (читка, рассказ) – 1 занятие

Блок 10. Проигрывание этюдной ситуации, анализ полученных навыков – 1 – занятие

ИТОГО: 14-16 занятий (по 15-20 минут)

 

Эффективность введения театральных развивающих и социализирующих технологий в учебно-воспитательный процесс дошкольного образовательного учреждения доказана практически на основе анализа диагностических материалов: динамики развития психофизических характеристик групп детей в процессе театральных занятий.

Так, средняя динамика развития психофизических характеристик детей старшего дошкольного возраста за 7 «контрольных» диагностических занятий выглядит следующим образом:

Дальнейшее развитие опытно-экспериментальной работы ГДОУ д/с №78 на 2010/2011 учебный год предполагает:

· организацию и проведение элективных курсов для специалистов ГДОУ по программе «Речевое развитие ребенка средствами театральных технологий» (12 часов);

· организацию и проведение элективных курсов для специалистов ГДОУ по программе «Режиссура театральной деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения» (12 часов);

· внедрение моделей развивающих и социализирующих театральных технологий в учебно-воспитательных процесс ГДОУ (в систему основных развивающих занятий);

· организацию театральной деятельности в рамках платных образовательных услуг ГДОУ;

· обобщение опыта, формирование сборника методических материалов по теме эксперимента.


[1] Социально-психологическая адаптация (от лат. adaptare – приспособлять) – приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества, собственными потребностями, мотивами и интересами. Основными проявлениями психологической адаптации являются взаимодействие (в том числе общение) и активная деятельность.

Социально-психологическая адаптация тесно связана с процессом социализации. Социализация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. В процессе социализации человек усваивает социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который в свою очередь позволяет ему в будущем исполнить определенные, жизненно важные социальные роли. Как процесс социализация означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: