в коллективе обучающихся.




Методические материалы

По формированию здорового психологического климата

в коллективе обучающихся.

Под психологическим климатом в социальной психологии понимают «эмоциональный настрой коллектива», «стойкое, преобладающее настроение людей, удовлетворенность их своим трудом, руководством, организацией, взаимоотношениями».

Благоприятный психологический климат является важным условием для благополучного и гармоничного развития личности, особенно в юношеском возрасте. Психологический климат в учебной группе –это устойчивое состояние группы, относительно стабильный и типичный для нее эмоциональный настрой, который отражает реальную ситуацию внутригруппового взаимодействия и межличностных отношений.

Формирование и совершенствование здорового психологического климата в учебных группах –это постоянная практическая задача классных руководителей, педагогов-предметников, психологов и администрации. Создание благоприятного климата является делом не только ответственным, но и творческим, требующим знаний его природы и средств регулирования, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов ученического коллектива, понимания психологии обучающихся, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом.

Чтобы влиять на психологический климат в учебной группе педагоги должны знать характеристики, которые его формируют.

Характеристики благоприятного психологического климата:

1.В группе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении, отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности. Обучающимся нравится участвовать в совместных делах, преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями.

2.В группе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем её членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам.

3.Обучающиеся активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, и добиваются высоких показателей в учебной и досуговой деятельности.

4. Успехи или неудачи отдельных членов группы вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.

5.В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.

Обратимся к опыту А.С. Макаренко. Признаком здорового психологического климата он считал ощущение каждым членом группы чувства собственного достоинства. «Эта уверенность в своем собственном лице вытекает из представления о ценности своего коллектива, из гордости за свой коллектив…» Отношение личности к себе он увязывал с особым отношением к своему коллективу, с гордостью за свой коллектив.

Для формирования здорового благоприятного психологического климата в коллективе обучающихся используют различные психолого-педагогические приемы, направленные на:

-определение неформальной структуры группы, выявление лидера;

-коррекцию формальной и неформальной структуры группы (например, посредством перевыборов формального лидера);

-развитие коммуникативных навыков участников группы;

-формирование у всех обучающихся чувства физической, психологической и эмоциональной безопасности при нахождении в группе;

-формирование у каждого ученика положительного отношения к самому себе и собственной индивидуальности;

-формирование у обучающихся толерантого отношения к другим участникам группы, принятие их индивидуальных особенностей.

Способы формирования и поддержания благоприятного психологического климата в учебной группе:

-создавать условия для организации совместной деятельности обучающихся, информировать их о ходе реализации совместных задач, поощрять активность каждого, его инициативу и креативность;

-формировать традиции группы, участвовать в мероприятиях, проводимых в колледже;

-совместное проведение свободного времени;

-создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь группы каждого из ребят;

-развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества.

Примеры приёмов, которые можно использовать для формирования комфортного психологического климата в группе:

1.Ведение дневника группы

В бумажном, а можно и в электронном виде (в соцсети).У каждого из обучающихся должна быть возможность написать что-то о себе, об одногруппниках, о происходящих событиях. Можно вклеивать рисунки, фотографии (или «выкладывать» в электронном виде). Ведение в электронном виде проще организовать, но бумажный дневник имеет особую ценность, к тому же, останется, как память.

2.Формирование общих традиций

Например, «День именинника» или ежегодное отмечание «Масленицы» и т.п. Любое подобное мероприятие можно сделать традиционным, это способствует тому, что обучающиеся будут чувствовать себя более защищенными и уверенными в коллективе.

3. Методом «Мозгового штурма» создание правил группы.

Все ребята должны активно участвовать в обсуждении. Выписать все предложения, а потом путем голосования утвердить некоторые. Написать утвержденные правила на ватмане, который подпишут все обучающиеся.

И, наконец, хочется перечислить принципы создания здоровой рабочей атмосферы, предложенные Дэвидом Мейстером, которые могут быть полезны педагогам:

1.Действия руководителя должны свидетельствовать о его заинтересованности в личном успехе каждого члена коллектива.

2.Активно помогайте ребятам подняться на качественно новую ступень.

3.Предоставляйте возможность детям испытать себя в различных видах деятельности.

4.Будьте последовательны, никогда не нарушайте слова.

5.Создавайте условия, а не диктуйте их.

6.Являйте собой пример.

7.Будьте полны энтузиазма, помните: энтузиазм заражает.

Список исп. литературы:

1.А.С.Макаренко «Пед. сочинения»

2.Девид Мейстер «Делай, что исповедуешь»2004 г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: