История создания и постановки пьесы




ПЛАН

Урока теоретического обучения №21

По дисциплине ОДБ.02 Литература

Количество часов 1

Дата: 05.04.2022

Группа: 8

Специальность: ЭБУ

Преподаватель: Демченко Т.О.

Тема: «На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения.

Цель: показать новаторство Горького; определить составляющие жанра и конфликта в пьесе.

Ход урока

Организ. момент

Выделите ключевые слова, характеризующие место действия пьесы.

Подвал, похожий на пещеру. Потолоктяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой. Свет – от зрителя и, сверху вниз, - из квадратного окна с правой стороны. Правый угол занят отгороженной тонкими переборками комнатой Пепла, около двери в эту комнату – нары Бубнова. В левом углу – большая русская печь; в левой – каменной – стене – дверь в кухню, где живут Квашня, Барон, Настя. Между печью и дверью в стене – широкая кровать, закрытая грязным ситцевым пологом. Везде по стенам - нары. На переднем плане у левой стены – обрубок дерева с тисками и маленькой наковальней, прикрепленными к нему, и другой, пониже первого. На последнем, перед наковальней, сидит Клещ, примеряя ключи к старым замкам. У ног его – две большие связки разных ключей, надетых на кольца из проволоки, исковерканный самовар из жести, молоток, подпилки. Посредине ночлежки – большой стол, две скамьи, табурет, всё – некрашеное и грязное. За столом, у самовара, квашня – хозяйничает, Барон жует черный хлеб и Настя, на табурете, читает, облокотясь на стол, растрепанную книжку. На постели, закрытая пологом, кашляет Анна. Бубнов, сидя на нарах, примеряет на болванке для шапок, зажатой в коленях, старые, распоротые брюки, соображая, как нужно кроить. Около него – изодранная картонка из-под шляпы – для козырьков, куски клеенки, тряпье. Сатин только что проснулся, лежит на нарах и – рычит. На печке, невидимый, возится и кашляет Актер. Начало весны. Утро.

- Что напоминает вам описание ночлежки? (тюремное помещение)

- К какому приему прибегает автор, чтобы ярче показать место действия? Найдите в тексте и подчеркните (антитеза: описанию ночлежки противопоставляется время года – начало весны, время суток – утро – ассоциация с пробуждением к жизни.)

Работа по теме урока

Словарная работа

- Какое из значений больше всего подходит к тому смыслу, которое вкладывал Горький в название пьесы?

Значение слова «Дно» в толковом словаре

Дно, дна, ср.

1. Грунт под водой водоёма, реки, моря. Д. реки. Д. океана. Идти ко дну (также перен.: гибнуть).

2. Нижняя часть углубления, выемки. Д. колодца. Д. оврага. Д. котлована.

3. (мн. донья, ьев). Низ, основание сосуда, какого-н. вместилища, а также лодки. На самом дне чемодана. С двойным дном (также перен.: о человеке двуличном, способном вести двойную игру).

4. Верхняя часть твёрдого головного убора. Д. цилиндра, котелка.

5. перен. Среда деклассированных, опустившихся людей. Д. общества. Пьеса М. Горького «На дне».

6. До дна, до конца, полностью. Хлебнуть горя до дна.

7. Глазное дно (спец.) часть внутренней поверхности задней стенки глазного яблока.

8. Вверх дном что (разг.) в полном беспорядке. В доме кавардак, всё вверх дном.

- Как вы понимаете значение слова деклассированный

ДЕКЛАССИ́РОВАННЫЙ, -ая, -ое; - ан. Утративший связь со своим классом и не примкнувший к другому классу, не принимающий никакого участия в общественном производстве; морально опустившийся. Деклассированная личность.

«Дно души» – это сокровенное, далеко запрятанное в людях. «Выходит: снаружи, как себя ни раскрашивай – все сотрется», – констатировал Бубнов, вспомнив яркое, раскрашенное в прямом и переносном смысле свое прошлое, и вскоре, обратившись к Барону, уточнил: «Что было – было, а остались – одни пустяки...»

История создания и постановки пьесы

Пьеса "На дне", написанная в 1902 году, была сразу поставлена на сцене МХАТа, переведена на многие европейские языки, спектакли шли не только в Европе, но и в Японии. В 1998 году во Франции прошёл спектакль "На дне", поставленный режиссёром, а актёрами стали люди дна. Спектакль готовили год. Б. Бялик в книге ""На дне" как философская драма", 1977 писал: "В начале 900-х годов голод в деревне совпал с жесточайшим промышленным кризисом. На краю голодной смерти оказалось около30 миллионов крестьян. Потомки голодных хлынули в города, они были встречены полицейскими кордонами. Безработных из городов отправляли в деревни, обрекая их на верную голодную смерть. "Дно" стало реальной угрозой почти для половины населения России. Люди переполняли ночлежки, трущобы, подвалы. Говорить о людях "дна" в официальной печати было очень трудно, о них сообщали только нелегальные издания. Работа над пьесой началась в 1900 году. В январе следующего года Горький писал Станиславскому: «Затеял еще одну пьесу. Босяцкую. Действующих лиц человек двадцать. Очень любопытно, что выйдет!»

Постановка пьес Горького была запрещена. Чтобы поставить «На дне», необходимо было ходатайство театрального общества или местного губернатора. «Пришлось ехать в Петербург, отстаивать чуть ли не каждую фразу, скрипя сердце делать уступки и, в конце концов, добиться разрешения только для одного Художественного театра», — вспоминал впоследствии о постановке «На дне» В. Н. Немирович- Данченко. От бесед с тогдашним начальником Главного управления по делам печати, профессором Зверевым, у него осталось впечатление, что «На дне» была разрешена только потому, что власти рассчитывали на оглушительный провал пьесы. 18 декабря, спустя четыре с половиной месяца после ее создания, состоялось первое представление пьесы, опубликована она была лишь через полтора месяца. Пьеса имела огромный успех. Доказательство тому множество газетных публикаций. Вот одна из них: «…Овация приняла небывалые размеры. Горький был вызван более 15 раз. Нечто не поддающееся описанию». Очевидцыи критика тех лет такой успех «На дне» в МХТ связывали с образом Луки, созданным в спектакле Иваном Москвиным. И в остальных ролях были задействованы ведущие актеры театра. Так, К. Станиславский играл Сатина, В. Качалов — Барона, О. Книппер-Чехова — Настю.

Первоначально пьеса назвалась "Без солнца", "Ночлежка", "Дно", "На дне жизни". И наконец, по совету Немировича-Данченко, стала называться "На дне". С тех пор это выражение стало крылатым, закрепившись за определённым понятием - центральным образом пьесы, образом "дна жизни". Здесь изображаются люди, опустившиеся не только в материальном, нравственном, но и духовном плане.

Дно в пьесе многозначно и, как многое у Горького, символично. В названии соотнесены обстоятельства жизни и душа человека.

Дно – это дно жизни, души, крайняя степень падения, ситуация безысходности, тупика, сравнимая с той, о которой Мармеладов Достоевского с горечью говорил – «когда некуда больше идти».

3.3. Слово учителя:

Давайте вспомним определение драмы в литературе.

Драма (род литературы)

Дра́ма (др.-греч. δρᾶμα — деяние, действие) — один из трёх родов литературы (наряду с эпосом и лирикой, принадлежащий одновременно к двум видам искусства: литературе и театру, предназначенный для игры на сцене. Сопровождается трагическими сценами. От эпоса и лирики драма формально отличается тем, что текст в ней представлен в виде реплик персонажей и авторских ремарок и, как правило, разбит на действия и явления. К драме так или иначе относится любой литературный жанр, построенный в диалогической форме, в том числе комедия, трагедия, драма, фарс, водевиль и т. д.

С древних времён существовала в фольклорном или литературном виде у различных народов: независимо друг от друга свои драматические традиции создали античные греки, древние индийцы, китайцы, японцы, индейцы Америки.

3.4 Виды драмы (драматические жанры)

- В каком жанре, на ваш взгляд, написана данная пьеса?

трагедия

Драма (жанр)

драма для чтения (пьеса для чтения)

мелодрама

иеродрама

мистерия

комедия

водевиль

фарс

- Докажите, ориентируясь на определение драмы как жанра, то, что пьеса «На дне» написана в данном жанре.

- Подчеркните ключевые слова и фразы. (Дра́ма (др.-греч. δρᾶμα «деяние, действие») — литературный (драматический), сценический и кинематографический жанр. Получил особое распространение в литературе XVIII—XXI веков, постепенно вытеснив другой жанр драматургии — трагедию, противопоставив ему преимущественно бытовой сюжет и более приближенный к обыденной реальности стиль. С возникновением кинематографа перешёл также и в этот вид искусства, став одним из самых распространённых его жанров (см. соответствующую категорию).

В отличие от лирики и подобно эпосу, драма воспроизводит прежде всего внешний мир — взаимоотношения между людьми, их поступки, возникающие конфликты. В отличие от эпоса, она имеет не повествовательную, а диалогическую форму. Эстетический предмет драмы — эмоционально-волевые реакции человека, проявленные в словесно-физических действиях. Для драматических произведений характерны остро-конфликтные ситуации, властно побуждающие персонажа к словесно-физическому действию. Драмы специфически изображают, как правило, частную жизнь человека и его социальные конфликты. При этом акцент часто делается на общечеловеческих противоречиях, воплощённых в поведении и поступках конкретных персонажей.

3.5.2. Проверочный лист «Краткий пересказ»

- Есть ли в пьесе социальный конфликт? (Да)

-Между кем и кем? Каков он? (Это конфликт между хозяевами ночлежки Костылёвыми и её обитателями. Но этот конфликт статичен, лишён динамики. Это происходит потому, что Костылёвы сами не так уж далеко ушли в социальном плане от обитателей ночлежки)

-Таким образом, социальный конфликт есть, но не он организует действие. Может быть есть любовный конфликт? (Да)

3.5.3. Слово учителя:

Но любовный конфликт не может организовать сценического действия и стать основой драматургического конфликта хотя бы потому, что, разворачиваясь на глазах у ночлежников, он не затрагивает их самих. Они живо заинтересованы в перипетиях этих отношений, но не участвуют в них, оставаясь лишь сторонними зрителями.

Ещё раз повторю, что Горького интересует сознание ночлежников. Такой предмет изображения характерен для жанра философской драмы. Для своей пьесы Горький избрал новаторскую форму. На сцене воспроизводится обыденная жизнь: происходят мелкие ссоры между ночлежниками, кто-то из героев появляется и исчезает. Но не это главное характерно для жанра философской драмы. Сюжет проявляется не в действиях героев, а в их диалогах; драматическое действие переводится Горьким во внесобытийный ряд. Таким образом, мы можем сделать вывод, что М.Горький в своем произведении поднимает социальные вопросы и философские.

Смысл финала пьесы «На дне»

Финал можно назвать открытым, а можно сказать, что ничего ничем не закончилось. Лука пропал, Актер, который мечтал бросить пить, не дождался, когда старик расскажет ему, где больница для пьяниц и покончил с собой. Большинство персонажей остается при своих интересах, точнее, нежелании их отстаивать. Женщина, которую много лет бил муж, выходит снова замуж и теперь сама бьет своего мужа, остальные персонажи продолжают пить и играть в карты без перспектив на будущее. Сбежать и покинуть дно удается только девушке Наташе, но куда она пропала, остается загадкой, и вору Ваське Пеплу, который сел в тюрьму, и, вероятнее всего, после нее сюда же и вернется. В финале пьесы герои снова пьют, поют и гуляют. Но это никакой не хеппи-энд, а издевательство над ним. Воз и ныне там, все так и остались на дне. Смысла жизни они не нашли и дальнейшие их перспективы покрыты не туманом, а болотным илом и тиной.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: