ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ,СОЦИАЛЬНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ.




 

Уважаемые участники сегодняшний конференции!

Прежде всего, хочу поблагодарить организаторов за представленную возможность выступить с докладом по теме «Информационная безопасность: экономические, социальные и политические аспекты».

В современном обществе “Информационная безопасность”- является системообразующим фактором практически всех сфер его жизни. Она оказывает определенное влияние на состояние экономической, оборонной, социальной, политической и других составляющих национальной безопасности. В то же время информационная безопасность сама выступает составной частью национальной безопасности, значение которой с каждым годом неуклонно растет.

Как известно, сегодняшний мир переживает эпоху стремительной трансформации, быстрого развития высоких технологий и укрепления основ информационного общества. Современные международные отношения вошли в новый этап своей развития и в настоящее время проявляются новые вызовы и угрозы, которые требуют детального анализа и выработки оптимального решения в контексте национальных интересов государств.

В классическом понимании, безопасность определяется как условия отсутствие опасности на жизнедеятельность личности, стабильного развития общества и благоприятной внешней среды для государства. В этом ключе, информационные аспекты обеспечения безопасности формируют новые условия и потребности, для которого необходимо использовать интеллектуальный потенциал и новейшие технологические разработки. Так, в ХХI-ом веке информация считается стратегическим ресурсом для планирования и реализации эффективной государственной политики, как внутри, так и за её пределами. Поэтому информация как ценный продукт современной цивилизации широко используется для достижения государственных целей и реализации приоритетных задач. Как мы наблюдаем, информация также может сыграть и отрицательную роль, не отвечающая интересам стабильного развития общества, в условиях, если национальный контент становится зависимым от внешнего информационного потока. Поэтому под информационными аспектами обеспечения безопасности следует рассматривать информационную безопасность.

Республика Таджикистан уделяет особое внимание обеспечению информационной безопасности и формированию благоприятной внешней среды в информационном пространстве. Как отметил Президент Республики Таджикистан, уважаемый Эмомали Рахмон в Послании Парламенту страны от 15 апреля 2009 года: «нынешний век, называют веком информации. Ибо информация неразрывно связана с экономикой, научно-техническим прогрессом, охраной окружающей среды, производством и политикой, оказывая глубокое воздействие на их развитие». В процессе глобализации и укрепления основ информационного общества, обеспечения информационной безопасности считается одним из важных условий развития государства.

Под информационной безопасностью Республики Таджикистан понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. Информационная безопасность предполагает и означает состояние, когда в обществе созданы условия, обеспечивающие свободное развитие личности, семьи, государства, которые дают возможность объективно оценивать исторический процесс, истинную обстановку в 10 мире, стране, регионе, вырабатывать и принимать самостоятельные решения на основе современной, достоверной информации, практического осознания и научного мировоззрения всего спектра гуманитарного знания, составляющего и создающего истинную духовность каждого народа.

Одной из важных тенденций развития современного общества является интенсивное распространение современных информационных технологий, существенное усиление их влияния на все сферы общественной жизни и, как следствие, появление признаков перехода некоторых стран мира к новому этапу своего развития, получившему название «глобальное информационное общество».

Информационная безопасность проявляется не только как самостоятельный вид безопасности, но и как аспект, срез экономической, политической, научно-технической, военной, духовно-культурной и т.д. безопасности.

Специалисты в области экономики вполне обоснованно считают информацию стратегическим национальным ресурсом, одним из основных богатств страны, отмечают, что она стала объектом и продуктом труда более половины работающих людей. Например, в США количество занятых в сфере информационных технологий, в промышленности и в сельском хозяйстве соотносится как 26: 5: 1. Мировой объем производства информационной техники и информационных продуктов в конце восьмидесятых годов превысил 500 млрд. долл. в год, а в 1995 - около 1 триллиона долл. Это производство уже вышло в развитых странах на первое место как по объему, так и по числу занятых. Под воздействием информатизации экономика приобретает новые качества - гибкость, динамичность, малая материало- и энергоемкость, экологичность и т.д.

Сначала экономическая мощь государств определялась в основном их природными богатствами (наличием плодородных земель, богатством недр), затем основным фактором экономической мощи стал уровень развития обрабатывающей промышленности. В настоящее время во все большей степени экономический потенциал определяется уровнем развития информационной инфраструктуры. Но одновременно растет и потенциальная уязвимость экономики по отношению к информационным воздействиям.

Информационно- социальной (общественной) безопасности была и остается одной из важнейших. Она связана с защитой интересов страны и народа в социальной сфере, развитием социальной структуры и общественных отношений, системы жизнеобеспечения и социализации людей, образа жизни, соответствующего потребностям прогресса нынешних и будущих поколений.

Социальная безопасность имеет многоаспектный характер. В современной Республика Таджикистан она определяется наличием негативных процессов в обществе, таких как рост преступности, снижение уровня жизни, рост безработицы, разрушение старой системы образования, падение престижа науки и инженерного дела, расслоение общества на богатых и бедных, ухудшение отношений между людьми и т. д.

Социальные условия жизни людей во многом определятся совершенством информационных технологий. Информационные технологии и средства информации становятся частью культуры общества, определяют стиль и образ жизни человека. При хорошо отлаженной информационной системе должны укрепляться политические институты общества, возникать общественное доверие, творческая атмосфера, интеллектуальный контакт между людьми, в связи с чем возрастет устойчивость общества, государства. Уровень информатизации становится важнейшим признаком мощи государства.
В реализуемой в США программе “Национальная информационная структура” сформулирована задача создания глобальных информационных систем, содержащих суперкомпьютеры, различные компьютерные сети, оптические волоконные линии связи, телевидение высокой четкости. В Программе сказано: “Если Америка собирается захватить перспективы информационной эпохи, каждая из составляющих информационной инфраструктуры должна быть развита и объединена. в систему”.

Глобализация информационных систем, охватывающих территории не только отдельных государств, но и целые континенты, условия легкого доступа к ним любого человека создает совершенно новую ситуацию в жизни общества.

Появление подобных систем огромное благо для человечества, но в тоже время в них таится и грозная опасность. Она выражается в возможности несанкционированного доступа к источнику или потребителю информации, которым может быть какой либо субъект информационных систем - человек, корпоративная структура или государство. Здесь еще не найдены надежные способы защиты, гарантирующие права человека, общества и государства - основ социальных отношений субъектов информационного обмена.

Первые опыты в мире по эксплуатации глобальных информационных систем со всей очевидностью демонстрируют все положительные и отрицательные последствия их влияния на общество.

Первым примером такой системы являются всемирная информационная сеть “Интернет”. О социальном эффекте “Интернет” уже говорит то, что к 2000 году число ее пользователей предположительно возрастет до 250 миллионов человек (в том числе более 60 миллионов “домашних” пользователей). Около миллиона в нашей стране уже ежедневно пользуются услугами “Интернет”. В этой сети сложился довольно емкий наднациональный информационный рынок. Общий оборот информационной продукции, по приблизительным оценкам, сегодня составляет более 1,2 млрд.долл.

Короткая история существования сети “Интернет” уже полна драматическими фактами несанкционированного доступа через нее к особо важным государственным секретам и деньгам хранимым в банках. Такие примеры широко известны в западном мире.

Таким образом, проблемы информационной безопасности из чисто специальной области переходят в область социальную - область защиты прав человека и общества. Государство здесь становится единственным гарантом их соблюдения. Эту функцию государство может реализовать только через законодательство, последнее в области информатизации общества начало только складываться. Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, кодекс об административных нарушениях имеют считанные статьи и положения об информационных отношениях в обществе. С вхождением страны в эпоху информационного общества должно неизбежно возникнуть информационное право, которое по своему влиянию на жизнь общества будет иметь первостепенное значение.

Социальные отношения в условиях информатизации общества складываются и изменяются непривычно быстро. Если мы не сумеем адекватно реагировать на эти изменения, приводя социальные отношения в соответствии с реалиями, предупреждая появление нежелательных для общества процессов, то мы столкнемся с проблемой несовместимости нашей страны с мировым сообществом.

Для Республики Таджикистан важно иметь сегодня современную концепцию вхождения в информационное общество. Она должна принципиально отличаться от концепций предыдущих периодов развития информатизации, которые были ориентированы в первую очередь на техническое обеспечение процессов информатизации. Теперь на первое место вышли вопросы социального характера, в том числе и проблемы информационной безопасности.

Информационные технологии – огромное благо для человечества, они определяют будущее общества. Но в то же время в руках злоумышленников это – страшное оружие; главная опасность заключается в несанкционированном доступе (активном или пассивном) к его источнику или потребителю (личности).

В условиях социально-политической, экономической информационной глобализации, ее фрагментации, принимающей все более настораживающие формы информационного влияния, требуется сохранение и защита национальных интересов Республики Таджикистан в информационной сфере, обеспечение их безопасности путем разработки концептуального документа, определяющего государственную политику в этой области — концепции государственной информационной политики (далее Концепция).
Государственная информационная политика Республики Таджикистан — как составная часть внешней и внутренней государственной политики Республики Таджикистан, определяет область деятельности органов государственной власти и управления в информационной сфере.

Информационной политики Республики Таджикистан является системой официальных взглядов государства на цели, задачи, принципы и основные направления деятельности в информационной сфере.

Объектами информационной политики являются информационные общественные отношения или отношения между субъектами, осуществляющими сбор, формирование, анализ, распространение и использование информации в интересах личности, общества и государства, то есть печатные и электронные средства массовой информации, информационное право и информационная безопасность.

Субъектами информационной политики являются юридические (органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления, общественные объединения, владельцы средств массовой информации и другие), физические лица и государство.

Государственная информационная политика охватывает проблемы, связанные с деятельностью средств массовой информации, элементы защиты прав граждан и организаций на общедоступную информацию, гарантированных Конституцией Республики Таджикистан, а также отдельные аспекты информационной безопасности.

осударственная информационная политика представляет собой комплекс политических, правовых, экономических, социально-культурных и организационных мероприятий государства, направленных на обеспечение конституционного права граждан на доступ к информации. Она отражает и учитывает интересы граждан, общественных объединений, центральных и местных органов государственной власти, государственных организаций и коммерческих структур.

Стратегическими направлениями государственной информационной политики являются:
-создание, развитие и обеспечение безопасности государственных информационных ресурсов;

-широкое применение информационных технологий в государственном управлении, управлении социальными, экономическими и другими системами;

-создание, поддержка и совершенствование информационного имиджа Таджикистана путем эффективного использования информационных технологий;

-защита информационных интересов государства, обеспечение информационной безопасности государства, защита от информационных экспансий, угроз и других акций, их устранение;

-вхождение в мировое информационное сообщество.
1.3. Приоритетными государственными задачами по реализации Концепции являются:

-создание эффективного механизма и совершенствование государственного управления информационными ресурсами;

-обеспечение общественных и личных информационных потребностей;
-создание информационных основ устойчивого и стабильного общественного развития Республики Таджикистан.Решение приоритетных задач государственной информационной политики достигается: путем:
-информатизации структур органов государственной власти, организаций, учреждений, предприятий независимо от формы собственности;
-эффективного формирования и использования государственных информационных ресурсов и обеспечения широкого, свободного доступа к ним, обеспечения граждан общественно значимой информацией;
-развития независимых, социально ориентированных средств массовой информации,
-совершенствования нормативной правовой базы построения информационного общества.

Заключение

Информация на современном этапе мировой цивилизации выступает как одна из главных производительных сил, жизненно важный источник социально-экономического и политическо- нравственного развития общества. Республика Таджикистан использует собственные информационные ресурсы и системы для достижения политических и социально-экономических целей и построения демократического, правового государства.

Таджикистан строит свою стратегию перехода к информационному обществу с учетом сложившихся реалий.

В Таджикистане по сравнению с другими отраслями экономики, развитие телекоммуникации идёт более быстрыми темпами, что позволяет надеяться на успешное формирование инфраструктур, предоставляющих населению информационные и коммуникационные услуги.

В сфере политики в области средств массовой информации государство должно гарантировать свободу слова и информации, и обеспечить свободный доступ граждан к информации органов государственной и местной власти.

Реализация государственной информационной политики Республики Таджикистан позволит открыть новые возможности регулярного информирования населения органами государственной власти и управления о политической, социально-экономической жизни через средства массовой информации, пресс-центры, центры общественных связей и тому подобное.

Разработка и постоянное совершенствование законодательства, правовых и организационных механизмов позволит эффективно регулировать взаимоотношения всех субъектов политической и общественной жизни при реализации их информационных прав и обязанностей, и создать систем) независимого и гласного контроля деятельности государственных средств массовой информации, институтов, центров и служб изучения общественного мнения, связи с населением. В связи с этим на первый план выходит проблема обеспечения государственной безопасности в информационной сфере, защиты общества и граждан от угроз, связанных с возможностью применения новых информационных технологий.
Для информационной политики государства важно использование коммуникативной, социальной и геополитической функций информационного пространства. Коммуникативность создаст среду информационного обмена посредством трансграничной, интерактивной и мобильной коммуникации различных субъектов информационной деятельности. Социальность трансформирует состав общества, изменяя этим характер и содержание общественных отношений. Реализация Информационная безопасность - в ближайшей перспективе обеспечит формирование и развитие единого информационно-культурного пространства в качестве необходимого условия политического и нравственного единения населения Таджикистана и вхождения страны в мировое информационное сообщество.

Информационная безопасность – залог устойчивого развития экономики и общества.

 

Список литературы:

1. Смолян Г.Л. Сетевые информационные системы и проблемы безопасности. Информационное общество. 2001. № 1.

2. Из статья на основе доклада автора на международной конференции “Безопасность информации” 14-18 апреля 1997 г. Букреев Игорь Николаевич

вице-президент Международной академии наук информации, информационных процессов и технологий, академик-секретарь Российской инженерной академии.

3. Концепция государственной информационной политики Республики Таджикистан,Указом Президента Республики Таджикистан от 30 апреля 2008 года № 451.

4. Из сайт https://www.ereading.club/chapter.php/1013635/76/Chrezvychaynye_situacii_socialnogo_haraktera_i_zaschita_ot_nih.html

 

 


 


 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: