Выявление места и причины затруднения
Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе подвести их к выявлению места и причины затруднения.
Результатом этого этапа является выявление учащимися места и причины затруднения, то есть того, какого способа действий им не хватает, «чего они не знают». В рассмотренном выше случае учащиеся должны сказать, что они не знают способа умножения двузначного числа на однозначное.
Учитель организует данный процесс в соответствии с системно-дсятельностными механизмами, которые будут описаны ниже. Понимание причины затруднения позволяет учащимся сознательно поставить цель своей учебной деятельности - устранить причину возникшего затруднения - и перейти к проектированию путей реализации поставленной цели.
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема,
план, сроки, способ, средство) Цель: построить проект выхода из затруднения.
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме строят проект будущих учебных действий: согласовывают тему урока, ставят цель (целью является формирование знания нового способа и умения им пользоваться), определяют состав и последовательность учебных действий, устанавливают сроки, выбирают способ и определяют средства достижения цели. Этим процессом руководит учитель (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.). Данный этап завершает процесс рефлексии возникшего ранее |затруднения в пробном действии и оканчивается возвращением в пространство учебных действий на уроке.
5. Реализация построенного проекта Цель: реализовать построенный проект.
На данном этапе учитель организует реализацию учащимися построенного проекта. Учащиеся должны:
1) построить новое знание (способ действия) в соответствии со своим планом в установленные сроки выбранными способами и средствами;
2) зафиксировать построенное новое знание в речи и знаково (с помощью эталона);
3)организовать решение исходной задачи, данной для пробного действия, и зафиксировать преодоление затруднения;
4)уточнить общий характер нового знания.
В завершение организуется рефлексия построенного проекта, и намечаются следующие шаги, направленные на усвоение нового знания.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Цель: организовать усвоение детьми нового знания при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи.
На данном этапе происходит оформление в мышлении (усвоение) построенного способа действий. Учащиеся решают типовые задания в форме коммуникативного взаимодействия - сначала фронтально, затем в группах и в парах - с проговариванием алгоритма решения вслух. Этап сопровождается рефлексией того, что и как делается и все ли понятно.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель: организовать самопроверку детьми на основе сопоставления с эталоном своего умения применять новое знание в типовых ситуациях.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и сами проверяют их, пошагово сравнивая с эталоном. По результатам выполнения самостоятельной работы организуется рефлексия детьми хода реализации контрольных процедур, самооценка усвоения нового знания (что уже достигнуто, а что - пока еще нет) и, при необходимости, планирование коррекционных мер.
В завершение, внимание детей акцентируется на их достижениях, и, таким образом, создается ситуации успеха, позитивный эмоциональный настрой, мотивирующий к дальнейшей самостоятельной учебной работе.
Включение в систему знаний и повторение
Цель: 1)выявить границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний;
2)повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.
На данном этапе учащиеся под руководством учителя уточняют существенные особенности нового знания и устанавливают, в каких известных типах заданий оно может быть использовано. Учитель предлагает им задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания так, чтобы, с одной стороны, учащиеся закрепляли изученный ранее материал, имеющий методическую ценность с точки зрения непрерывности содержательно-методических линий курса, а с другой стороны, шла их подготовка к введению в будущем новых способов действий.