II. Выберите три правильных ответа




Оценочные материалы для проведения промежуточной аттестации

По дисциплине Зоология позвоночных

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы

ОПК-3 способность понимать базовые представления о разнообразии биологических объектов, значения биоразнообразия для устойчивости биосферы, способностью использовать методы наблюдения, описания идентификации, классификации биологических объектов;

 

Этапы формирования компетенции: пример: способностью понимать базовые представления о разнообразии биологических объектов, способностью использовать методы наблюдения, описания

Знать - Основные положения систематики хордовых, их происхождение и развитие; основные анатомо-морфологические, физиологические и др. особенности каждого изучаемого класса; Понимать сравнительные характеристики классов на основе их эмбрионального и взрослого эволюционного развития; знать практическую значимость для человека; понимать роль хордовых в экосистемах Земли

Уметь - Работать с наглядным раздаточным материалом; по строению органов и систем органов давать сравнительную анатомо-морфологическую характеристику объектам; работать с таблицами, литературой, живыми объектами; уметь исследовать животных в естественной среде

Владеть - Навыками работы с наглядным материалом, навыками работы с электронными определителями, навыками работы в полевых условиях

 

ОПК - 4 способность применять принципы структурной и функциональной организации биологических объектов и владение знанием механизмов гомеостатической регуляции, владением основами методами анализа и оценки состояния живой системы

Этапы формирования компетенции: пример: способностью применять принципы определения разнообразия биологических объектов, способностью использовать методы наблюдения, описания

Знать - основные пути эволюции органов хордовых и их систем; основные пути эволюции органов хордовых и их систем

Уметь - определять основные принципы структурной организации живых организмов на примере типа Хордовые, выявлять основные пути эволюции органов хордовых и их систем

Владеть - навыками определения и анализа состояния живых систем, навыками владения оценки состояния живых систем

 

Показатели и критерии оценивания компетенций на этапе их формирования, описание шкалы оценивания и типовых заданий

ОПК- 3; ОПК – 4

Показатель оценивания - способностью применять принципы структурной и функциональной организации биологических объектов и владение знанием механизмов гомеостатической регуляции

Шкала оценивания: отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно

Критерии оценивания: «отлично» - освоил компетенцию на высоком уровне, освоил компетенцию на высоком уровне, но допускает неточности

«хорошо» – освоил повышенный уровень компетенции; освоил повышенный уровень компетенции, но допускает неточности;

«удовлетворительно» – освоил пороговый уровень компетенции в рамках дисциплины

«неудовлетворительно» - не освоил порогового уровня

 

Контрольные задания для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этап формирования компетенции ОПК-3; ОПК-4

Вопросы к экзамену по дисциплине

(в форме тестового контроля)

Примерный вариант заданий для промежуточной аттестации

I. Выберите один правильный ответ

1. Какой из названных признаков не типичен для всех хордовых на какой-либо стадии развития


1) Наличие нервной трубки

2) Наличие жаберных щелей

3) Наличие хорды

4) Вторичный рот


2. Какая среда жизни не освоена хордовыми

1) водная

2) наземно-воздушная

3) организменная

4) почвенная

3. Для всех позвоночных типично прижизненное наличие:


1) нервной трубки

2) жаберных крышек

3) жаберных щелей

4) хорды


4. Сколько основных классов хордовых выделяет современная систематика:


1) 5

2) 7

3) 8

4) 9


5. Группа наземных позвоночных выделяется по наличию:

1) четырех ходильных конечностей 3) легочному дыханию

2) двум кругам кровообращения 4) амниона

6. Основной критерий для определения животного к классу млекопитающих, это:

1) Наличие млечных желез 3) теплокровность

2) Внутреннее оплодотворение 4) живорождение

7. Специализированные орган кровеносной системы - сердце, впервые появляется:

1) у миноги 3) у акулы

3) у карпа 4) у ланцетника

8. Сердце акулы состоит их венозного синуса, предсердия, желудочка, артериального конуса, при этом в сердце выделяется:


1) 4 камеры

2) 3 камеры

3) 2 камеры

4) 1 камера


9. Два круга кровообращения первыми появляются у:

1) представителей класса костные рыбы 3) представителей класса рептилии

3) представителей класса земноводные 4) представителей класса птицы

10. Жаберные пластинки типичны для:

1) ланцетника 3) акулы

2) миноги 4) семги

11. Легкие в виде полых мешков типичны для:

1) прудовая лягушка 3) скопа

2) обыкновенная гадюка 4) обыкновенный слепыш

12. Эволюция легких позвоночных идет по принципу:

1) увеличению объема легких в полости тела 3) повышению их удельного веса

2) увеличению площади дыхательной поверхности 4) точно не определено

13. К осевому скелету позвоночных относятся:

1) хорда 3) позвоночник

2) мозговой череп и позвоночник (хорда) 4) позвоночник с конечностями

14. Отличие скелета лягушки от других четвероногих в том, что:

1) отсутствует шейный отдел позвоночника 3) нет ребер

2) скелет пояса передних конечностей не связан с осевым 4) нет хвостового отдела

15. Скелет костной рыбы отличается от скелета амфибий, тем что:

1) не имеет конечностей 3) нет шейного отдела

2) нет верхней челюсти 4) нет сошника

16. Желудок, как часть пищеварительной системы, четко выражен у

1) ланцетник 3) акулы

2) миноги 4) карповые

17. Принципиально новая функция зубов для пищеварения отмечена у:

1) акулы 3) лягушки

3) прыткой ящерицы 4) обезьяны

 

18. Основное расщепление у высших позвоночных происходит в:

1) ротовой полости 3) тонком кишечнике

2) желудке 4) толстом кишечнике

19. Тазовые почки типичны для:

1) акулы 3) лягушки

2) миноги 4) ящерицы

20. Мочевина выводится из организма у:

1) крокодила 3) страуса

2) волка 4) пингвина

21. Почки, как специализированный орган, отсутствуют у:

1) ланцетника 3) миноги

2) миксины 4) акулы

22. Внутреннее оплодотворение типично для:

1. земноводных 3) акул

2) лососей 4) миног

23. Для каких млекопитающих не типично живорождение:

1) проехидна 3) панголин

2) муравьед 4) крот

24. Оплодотворение яйцеклетки высших млекопитающих происходит:

1) в матке 3) во влагалище

3) в фаллопиевых трубах 4) в яичниках

25. ЦНС из головного и спинного мозга не типичны для:

1) ланцетника 3) миксины

2) миноги 4) ската

26. Наиболее эволюционно древним отделом головного мозга является

1) продолговатый мозг 3) мозжечок

2) средний мозг 4) передний мозг

27. Мозжечок наиболее развит у класса:

1) костных рыб 3) рептилий

2) млекопитающих 4) птиц

28. Возможность распространения для хрящевых рыб в Мировом океане в теплом климатическом поясе обусловлено:

1) наличием большого количества планктона 3) плотностью воды

2) высокой соленостью 4) большими глубинами

29. Рыбаки ненавидят бесчелюстных из-за:

1) отвратительного вида 3) несъедобности

2) экономического фактора 4) предрассудков

30. Европейский крот, как представитель отряда насекомоядных, питается:

1) только насекомыми

2) только беспозвоночными животными

3) только червями

4) животноядный полифаг

31. Распространение земноводных на острова по морю невозможно из-за:

1) не умения плавать 3) солености воды

2) отсутствия пищи 4) других причин

32. Распространение бескилевых птиц в Южной Америке, Африке, Австралии, Новой Зеландии вызвано:

1) климатом 3) отсутствием хищников

2) общностью происхождения 4) не связано ни с чем

33. Центр происхождения яйцекладущих млекопитающих это:

1) Австралия 3) Африка

2) Юго-Восточная Азия 4) Новая Гвинея

34. Практически все виды птиц имели для человека промысловую ценность, потому что:

1) съедобно мясо всех птиц 3) легко добывать

2) использование перьевого покрова 4) традиции

35. Исчезновение и сокращение численности многих крупных млекопитающих обусловлено:

1) массовым истреблением человеком 3) загрязнением

2) эволюционными факторами 4) другими причинами

36. Наиболее продуктивными рыбными промыслами для России являются районы:

1) Белого моря 3) Черного моря

2) Охотского моря 4) Балтийского моря

II. Выберите три правильных ответа

1. Для опорно-двигательной системы ланцетника типичны:


1) хорда

2) миомеры

3) миосепты

4) череп

5) конечности

6) челюсти


2. У миног при внешнем осмотре хорошо заметны:

1) жаберные отверстия 4) плавники

2) жаберные крышки 5) предротовая воронка

3) чешуя 6) ядовитый луч

3. Характерными отличия представителей надотряда акул:

1) жаберные щели 4) нижний рот

2) жаберные крышки 5) анальное отверстие

3) гетероцеркальный хвостовой плавник 6) плоская форма тела

4. Для речного окуня типичны:

1) плакоидная чешуя 4) жаберные крышки

2) ктеноидная чешуя 5) отсутствие чешуи

3) одна пара жаберных щелей 6) гоноподий

5. По внешнему виду взрослые жабы отличаются от лягушек:


1) гладкой кожей

2) бугорчатой кожей

3) плохо развитыми перепонками между пальцами задних конечностей

4) хвостом

5) отсутствием конечностей

6) слабо выраженной дифференциацией конечностей


6. Для змей во нешнем виде типичны:


1) отсутствие конечностей

2) голая кожа, покрытая слизью

3) «немигающие» глаза

4) роговые чешуи

5) отсутствие нозрей

6) выступающие из ротового отверстия зубы


7. Типичными признаками всех представителей отряда гусеобразных являются:

1) все пальцы задних конечностей соединены перепонкой

2) первые три пальца задних конечностей соединены перепонкой

3) поперечные пластинки внутри клюва

4) рыхлое оперение

5) «коготок» на конце клюва

6) длинные хвостовые перья

8. Для всех высших плацентарных во внешнем виде типичны:


1) соски млечных желез

2) губы

3) развитые две пары ходильных конечностей

4) рога

5) нос

6) шерсть


9. К полифагам относятся из перечисленных видов пресноводных рыб:

1) речной окунь 4) голавль

2) карп 5) язь

3) белый амур 6) линь

10. Водная среда необходима для большинства земноводных, так как:

1) у них наружнее оплодотворение 4) питаются водными организмами

2) для развития личинки нужна вода 5) нет амниона

3) плохо передвигаются по суше 6) в воде нет хищников

11. Для умеренного пояса типичны следующие виды пресмыкающихся:

1) гюрза 4) медянка

2) обыкновенная гадюка 5) эфа

3) веретенница 6) крайт

 

12. К типичным птицам водно-болотной экологической группы относятся:

1) лысуха 4) гуменник

2) пастушок 5) вальдшнеп

3) желтая трясогузка 6) сизоворонка

13. Млекопитающими, связанными пищевыми адаптациями с таежными биомами являются:

1) благородный олень 4) соболь

2) лось 5) медведь

3) белка 6) бурундук

14. К рыбам, имеющим масимальное промысловое значение, относятся:

1) атлантическая треска 4) семга

2) навага 5) стерлядь

3) атлантический осетр 6) минтай

15. Представители земноводных использовались человеком преимущественно для:

1) питания 4) лабораторных опытов

2) изготовления оружия 5) не использовались вообще

3) изготовления одежды 6) строительства домов

16. Представителя пресмыкающихся использовались человеком преимущественно для:

1) лабораторных опытов 4) изготовления обуви

2) питания 5) не использовались вообще

3) создания лекарств 6) изготовления оружия

17. Какие из данных видов гусеообразных птиц занесены в Красную Книгу РФ:

1) пискулька 4) малый тундровый лебедь

2) черная казарка 5) лебедь-кликун

3) лебедь-шипун 6) гуменник

18. К млекопитающим, восстановленным на территории России в 20-м веке относятся:

1) лось 4) рысь

2) зубр 5) горностай

3) речной бобр 6) колонок

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: